Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать сущность и систему денежно-кредитной политики;
Рассмотреть направления и механизмы реализации денежно-кредитной политики государства;
Изучить процесс разработки Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009-2010 год;
Внести предложения по совершенствованию денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. СУЩНОСТЬ, СИСТЕМА И МЕХАНИЗМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………...5
1.1. Сущность и система денежно-кредитной политики..10
1.2. Направления и механизмы реализации денежно-кредитной политики государства………………………………………11
Глава 2. Анализ выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь………………………………………………………………...17
2.1.Влияние мирового кризиса на денежно-кредитную политику РБ……………………………………………………………………………17 2.2. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики на 2008 год……………………………………………………………………………19
глава 3. Перспективы развития ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………..23
3.1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов………………………………………………………………………….23
3.2. Предложения по совершенствованию денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………………….29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………36-37
Стабильность национальной валюты к доллару США сохранялась на протяжении четырех последних лет (на 1 января 2005 г. — 2170, на конец 2008 г. — 2200) белорусских рублей за 1 доллар США).Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий унаселения и субъектов хозяйствования.До августа 2008 г. в целях реагирования на повышение инфляции, снижение курса доллара США на мировом рынке, а также недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран — основных торговых партнеров Национальный банк осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в рамках утвержденных параметров.
Однако с августа 2008 г. на мировых рынках стал значительно укрепляться курс доллара США к евро и российскому рублю, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского рубля к валютам стран —основных торговых партнеров. Это было нежелательно прежде всего из-за снижения спроса на экспортируемую продукцию и ухудшения условий для внешних заимствований.
Исходя из этого, а также для сохранения доверия к проводимой курсовой политике Национальный банк обеспечил постепенное снижение курса белорусского рубля с выходом курса на верхнюю границу установленного коридора — 2200 белорусских рублей за
1 доллар США.
В 2008 г. курс белорусского рубля относительно евро и российского рубля изменялся с учетом динамики курса данных валют относительно доллара США. В целом по итогам года имело место укрепление курса национальной валюты относительно евро на 2,8% и
относительно российского рубля — на 12,2%.Под влиянием кризисных процессов в мировой экономике, которые привели к уменьшению поступления в республику валютной выручки и росту валютных ин-
тервенций Национального банка, начиная с августа 2008 г. произошло снижение золотовалютных резервов.[30]
2.2.Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики на 2008 год.
Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению информацию Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год и задачах банковской системы страны по их реализации.
Отметить, что денежно-кредитная политика в 2008 году проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2007 г. N 687 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 5, 1/9276) (далее - Основные направления), с учетом складывающихся макроэкономических условий и была направлена на достижение параметров экономического и социального развития страны, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2007 г. N 656 "Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 304, 1/9228), Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 4, 2/1400), посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования. Важнейшие мероприятия денежно-кредитной политики в 2008 году вырабатывались и осуществлялись Национальным банком Республики Беларусь (далее - Национальный банк) совместно с Правительством Республики Беларусь.
Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2008 году явились обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению к доллару США; развитие и укрепление банковского сектора Республики Беларусь, в том числе рост ресурсной базы, нормативного капитала, рентабельности банков; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.
2. Главным управлениям центрального аппарата Национального банка, главным управлениям Национального банка по областям, организациям Национального банка и банкам Республики Беларусь (далее - банки) совместно с республиканскими органами государственного управления обеспечить выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики на 2009 год и Меморандума об экономической и финансовой политике Республики Беларусь.
3. Рекомендовать банкам в 2009 году в целях безусловного выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики на 2009 год принять меры:
3.1. по полному удовлетворению платежеспособного спроса предприятий и населения на банковские кредиты, в первую очередь за счет привлечения иностранных ресурсов;
3.2. по увеличению ресурсной базы, в том числе за счет обеспечения прироста:
средств физических лиц на 31 - 38 процентов, предусмотрев данный показатель в планах мероприятий на 2009 год по реализации Концепции развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года;
нормативного капитала на 18 - 25 процентов посредством проведения работы с участниками банка, а также с потенциальными инвесторами, для которых банковский бизнес является профильным, с рассмотрением постановки задач и результатов данной работы на заседаниях наблюдательных советов (советов директоров), а также на общих собраниях акционеров;
3.3. по содействию в получении предприятиями заемных средств из стран - поставщиков продукции для целей закупки оборудования;
3.4. по поддержанию устойчивости своего функционирования и исключению ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и иных кредиторов, в том числе посредством:
безусловного соблюдения нормативов безопасного функционирования;
надлежащего функционирования системы корпоративного управления и внутреннего контроля;
3.5. по выполнению отдельных показателей, характеризующих эффективность деятельности, в том числе:
в ситуациях ухудшения качества активов и роста доли проблемных активов свыше 4 процентов разработать комплекс мероприятий по снижению значения данного показателя и представить их Национальному банку;
для повышения рентабельности банковской деятельности до уровня не менее чем 10 процентов осуществлять оптимизацию расходов, в том числе на основе применения новейших банковских и информационных технологий и снижения уровня затрат непроизводительного ручного труда;
3.6. по утверждению и предоставлению до 1 апреля 2009 г. в Национальный банк плана мероприятий, направленных на достижение указанных в настоящем пункте параметров, включая меры по нейтрализации в 2009 - 2010 годах негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса и преодолению его последствий.
4. Главному управлению банковского надзора и Главному управлению монетарной политики и экономического анализа совместно с другими главными управлениями центрального аппарата Национального банка на основе анализа информации, предоставленной банками в соответствии с подпунктом 3.6 пункта 3 настоящего постановления, до 1 мая 2009 г. внести на рассмотрение Правления Национального банка Республики Беларусь соответствующие предложения.
5. Рекомендовать банкам с участием иностранного капитала активизировать работу по привлечению иностранных инвестиций в белорусскую экономику, в том числе путем организации и проведения в 2009 - 2010 годах конференций и инвестиционных форумов с зарубежными учредителями и их основными клиентами.
6. Главному управлению платежной системы продолжить работу по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Национального банка в условиях проведения всех межбанковских расчетов через систему BISS. [11]
ГЛАВА 3.
Перспективы развития ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Принципы денежно-кредитной политики
на среднесрочную перспективу
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Нацбанком в указанный период в соответствии с проводимой Правительством РБ экономической политикой, и определяются меры денежнокредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования бюджета.
Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.
Нацбанк и Правительство РБ в вариантах развития белорусской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5‑6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю).
Нацбанк намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.
Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в Беларуси. Поэтому Нацбанк осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.
Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Нацбанк был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов.
Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.
Нацбанк продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.
Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Нацбанк в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Нацбанк в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
При разработке денежно-кредитной политики на период 2009‑2011 годов Нацбанк принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары белорусского экспорта. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.
Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Нацбанк может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Нацбанка на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.
Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Нацбанк продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Нацбанк в снижении инфляции.
Процентная политика Нацбанк будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Нацбанк и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.
Основным фактором риска для белорусского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.
Следствием влияния указанного фактора является введение белорусскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь