Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Охарактеризовать сущность и систему денежно-кредитной политики;
 Рассмотреть направления и механизмы реализации денежно-кредитной политики государства;
 Изучить процесс разработки Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009-2010 год;
 Внести предложения по совершенствованию денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. СУЩНОСТЬ, СИСТЕМА И МЕХАНИЗМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………...5
1.1. Сущность и система денежно-кредитной политики..10
1.2. Направления и механизмы реализации денежно-кредитной политики государства………………………………………11
Глава 2. Анализ выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь………………………………………………………………...17
2.1.Влияние мирового кризиса на денежно-кредитную политику РБ……………………………………………………………………………17 2.2. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики на 2008 год……………………………………………………………………………19
глава 3. Перспективы развития ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………..23
3.1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов………………………………………………………………………….23
3.2. Предложения по совершенствованию денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………………….29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………36-37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Таким образом, денежно-кредитная политика является неотъемлемой частью всей экономической политики государства. Подобно фискальной политике, денежно-кредитная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

 


1.2. Направления и механизмы реализации денежно-кредитной политики государства

 

Денежно-кредитная политика, направленная на изменение количества денег, находящихся в обращении, является действенным средством госу­дарственного регулирования экономики. В этой связи цели экономической политики государства соответственно становятся долгосрочными целями денежно-кредитной политики. Среди этих целей следует выделить: а) дос­тижение полной занятости (по крайней мере сведение безработицы к мини­муму), а это значит - обеспечение экономического роста; б) обеспечение стабильности цен и контроль над инфляцией; в) обеспечение активного сальдо платежного баланса при росте его составляющих. Однако эти цели нередко вступают в определенное противоречие друг с другом [11, с.69].

Среди факторов, оказывающих влияние на объем денежной массы, сле­дует выделить, с одной стороны, денежную эмиссию, т. е. выпуск бумаж­ных денег в обращение Центральным (Национальным) банком страны (экс­пансионистская денежная политика) и, с другой стороны, изъятие части де­нег из обращения (рестриктивная денежная политика. Это соответствен­но первое и второе направления денежно-кредитной политики. При неизменной величине спроса на деньги экспансионистская денежная поли­тика позволяет снижать ставки процента. Это означает, что большее коли­чество денег найдет спрос, т. е. будет востребовано только в том случае, если «издержки» получения денег снижаются. Третьим направлением денежно-кредитной политики является по­вышение эффективности финансово-банковской системы на основе совер­шенствования организации труда и методик банковских операций, органи­зации управления деятельностью коммерческих банков и взаимодействия их с Национальным банком и субъектами хозяйствования.

Контроль за движением денег осуществляется двумя путями: через це­ны на деньги - регулирование процентных ставок - и с помощью регулиро­вания общего объема предложения денег, т. е. регулирования эмиссии, объема денежной массы. При этом объективно невозможно контролировать одновременно и цену, и предложение денег: на рынке можно зафиксиро­вать лишь значение одной переменной и предоставить рыночным меха­низмам определять другую.

Экономический закон обращения денежной массы гласит: общее коли­чество денег, потраченных за определенный период, должно быть равно общей денежной стоимости товаров, приобретенных за этот период. На первый взгляд это кажется очевидным, однако такая посылка является лишь исходной точкой уравнения обмена, выражающего качественную вза­имозависимость денежной массы и потребления:

 

M*V=P*Q, [11, с.69]                                                                                                                 (1.1)

 

где:               М - количество денег,

V - скорость их обращения,

Р - общий уровень цен.

Q - количество товаров и услуг - реальный национальный продукт.

Из уравнения обмена вытекает, что:

 

М = (P*Q)/V [11, с.69]                                                                                                                 (1.2)

 

Если, например, при стабильном производстве и неизменной скорости обращения денег количество их удвоится, то люди обнаружат, что им не на что потратить половину наличных средств, поэтому они будут конкуриро­вать друг с другом за возможность приобрести больше товара. Для этого они будут использовать единственное средство - предлагать за необходи­мый товар все больше и больше денег. А это значит, что цены будут повы­шаться до тех пор, пока не удвоятся, и в результате сложится равновесие в экономике.

Если следовать теории классической школы и предположить, что ско­рость обращения денег и реальный объем производства имеют тенденцию стремиться к определенному естественному уровню и не зависят от воз­действия денег и денежной политики (т.е. рассматриваться как константы), то из приведенного нами равенства вытекает, что изменение уровня цен приводит к пропорциональному изменению номинального количества денег и наоборот.

Уравнение обмена можно выразить и в единицах приращений входящих в него параметров, т. е. в дифференциальной форме:

 

(ΔМ/М) + (ΔV/V) = (ΔР/Р) + (ΔQ/Q) [11, с.68]                                                         (1.3)

 

Это уравнение показывает, что изменения в проведении денежной поли­тики определяется варьированием темпов прироста количества денег, на­ходящихся в обращении (ΔM/M), а не изменением их общего количества в обращении. Параметр (ΔР/Р) характеризует годовой темп прироста инфля­ции. (ΔQ/Q) - годовые темпы прироста реального объема производства, параметр (ΔV/V) - ускорение обращения денег за рассматриваемый период.

Если допустить, что только скорость обращения денег не меняется, то из уравнения обмена можно получить следующую формулу определения прироста денежной массы ΔM, %:

 

ΔМ = ΔР + ΔQ [11, с.70]                                                                                                   (1.4)

 

Разумеется, нельзя ожидать универсальности от таких упрощений, так как факторы, влияющие на скорость обращения денег, особенно в нашей экономике, не остаются неизменными.

Изменение учетной ставки - старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства центральный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка - это "цена" дополнительных резервов, которые центральный банк предоставляет коммерческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При снижении учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведет к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства. При повышении учетной ставки происходит обратный процесс.

Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом [19, с.490].

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.

Известно, что в упрощенной банковской системе (таковой она является в Беларуси) денежный мультипликатор равен величине, обратной норме обязательных резервов, т. е. денежный мультипликатор = 1/RRR [11, с.71],

Где:              обязательные резервы / обязательства по вкладам.

Из этого вытекает, что банковская система может выпускать деньги на кратную сумму от существующих избыточных резервов. Это максимально возможная экспансия.

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг [19, с.490].

Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.

Если количество денег в стране необходимо сократить, центральный банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки peзервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.

Как известно, денежно-кредитная политика в Республике Беларусь проводится при помощи ставок рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, минимальных резервных требований, операций на открытом рынке, установления нормативов контроля за банковской деятельностью. Все эти инструменты взаимосвязаны. Так, например, на резервную норму влияет рыночная процентная ставка, учетная ставка, норма обяза­тельных резервов и степень неопределенности, связанная с варьировани­ем притока и оттока денежных средств. Чем выше норма обязательных ре­зервов, тем выше общая резервная норма и тем меньше денежный муль­типликатор. Более высокая рыночная процентная ставка не стимулирует избыточных резервов, в то время как более высокая учетная ставка побуж­дает банки поддерживать крупные избыточные резервы. С повышением же нормы избыточных резервов денежный мультипликатор будет понижаться.

Таким образом, только путем сочетания жесткой денежно-кредитной по­литики и селективной протекционистской политики государства по поддерж­ке конкурентоспособных и экспортно-ориентированных производств реаль­ного сектора экономики (при гарантии вложения выделенных кредитов в эффективные воспроизводящие инвестиции - главным образом в энерго- и ресурсосберегающие технологии) можно регулировать процессы увеличе­ния ВВП, снижения безработицы и инфляции. [11, с.74].

В этой связи предстоит активизировать направление банковских кредит­ных ресурсов на обслуживание реального сектора экономики посредством использования дифференцированных норм резервирования, льготного на­логообложения прибыли, страхования рисков, формирование соответст­вующей системы ответственности и гарантий.


ГЛАВА 2.

Анализ выполнения основных направлений денежно-кредитной политики
Республики Беларусь

2.1. Влияние мирового кризиса на денежно-кредитную политику рб

           Экономическое развитие страны в 2008 г. протекало в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине года и бы-

ли обусловлены кризисными явлениями

на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. В последующем финансовый кризис перерос в самый глубокий за последние 75 лет мировой экономический

кризис. Это отрицательно отразилось на экспорте нашей страны и повлекло за собой снижение поступающей валютной выручки. По оперативным данным, валютная выручка в декабре прошлого года снизилась почти в полтора раза по сравнению с июлем 2008 г.

          Спрос на иностранную валюту начиная с середины 2008 г. существенно превышал предложение. Национальному банку пришлось затратить значительную часть золотовалютных резервов для поддержания на прогнозном уровне курса национальной валюты, обеспечения стабильного функционирования банковской системы и всех секторов экономики. Несмотря на неблагоприятные внешнеторговые условия, Республика Беларусь в 2008 г. сохранила высокую динамику экономического роста. Обеспечено достижение большинства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, за исключением импорта товаров и услуг и сальдо внешней торговли.

         Объем валового внутреннего продукта в 2008 г. составил 128,8 трлн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. на 10%.Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 20,5%. Реальные денежные доходы населения в январе —ноябре 2008 г. по сравнению с тем же периодом предыдущего года увеличились на 12,3%.

Инвестиции в основной капитал в 2008 г. в сравнении с уровнем предыдущего года возросли на 23,1%. Свой вклад в социально-экономическое развитие республики внесла банковская система, денежно-кредитная и курсовая политика Национального банка.

Курсовая политика была направлена прежде всего

на обеспечение устойчивости белорусского рубля.

        Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2008 г. снизился на2,3%. На конец 2008 г. он составил 2200рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозномудиапазону.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь