Денежно-кредитная политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. «Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов» [1, с. 360].
Объектами регулирования денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, банков и небанковских организаций. Проводником денежно-кредитной политики государства является центральный банк. Он наделён монопольным правом денежной эмиссии, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса

Работа содержит 1 файл

Основная часть и заключение н.docx

— 186.35 Кб (Скачать)

В соответствии со Стратегией развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы приоритетной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

Обменный  курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, оставаясь  в условиях открытой экономики Республики Беларусь эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности  отечественных производителей и  важным ценовым сигналом для экономики.

В 2011 – 2015 годах сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля  к стоимости корзины иностранных  валют. При этом не исключается возможность  совершенствования самого механизма  корзины.

Основным  направлением повышения эффективности  курсовой политики станет постепенный  переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля  по мере роста внутренней и внешней  сбалансированности экономики. Повышение  гибкости обменного курса белорусского рубля в рамках режима привязки к  корзине иностранных валют позволит более взвешенно реагировать  на колебания курсов основных мировых валют и создавать стабильные условия для осуществления внешнеторговых и финансовых операций.

Важнейшими  условиями сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами, достижение его положительного уровня к 2015 году, а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах, преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций.

Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности. Смещение акцента денежно-кредитной политики в сторону долгосрочных целевых ориентиров, таких как поддержание финансовой стабильности, которая кроме ценовой стабильности предполагает и надежную работу финансовых рынков и институтов, позволит повысить ее эффективность.

Операционным  ориентиром монетарной политики по-прежнему останется ставка однодневного межбанковского рынка в белорусских рублях. Национальный банк будет стремиться формировать среднюю стоимость краткосрочных ресурсов на денежном рынке на уровне, приближенном, как правило, к ставке рефинансирования Национального банка.

Для повышения  эффективности инструментов регулирования текущей ликвидности банков и содействия своевременному проведению банками платежей клиентов Национальный банк планирует:

  • увеличить возможности банков по использованию стандартных инструментов для регулирования своей ликвидности на основе расширения форм приемлемого обеспечения;
  • распространить механизм усреднения резервных требований на весь объем резервных требований, подлежащих депонированию банками в Национальном банке;
  • сузить границы коридора, задаваемого ставками по постоянно доступным операциям регулирования текущей ликвидности, и придать ему симметричность относительно ставки рефинансирования;
  • совершенствовать процесс раскрытия информации об используемых инструментах регулирования текущей ликвидности и влияющих на нее факторах.

Национальный  банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности:

  • постоянно доступные и двусторонние операции, основная роль которых по-прежнему заключается в ограничении колебаний краткосрочных ставок денежного рынка рамками коридора, задаваемого ставками по данным операциям;
  • операции на открытом рынке, проводимые на аукционной основе и являющиеся основным инструментом регулирования текущей ликвидности банков, сглаживания колебаний краткосрочных ставок денежного рынка к уровню ставки рефинансирования;
  • механизм усреднения резервных требований, позволяющий сглаживать краткосрочные колебания текущей ликвидности банков на бесплатной основе.

Среди денежно-кредитных  инструментов роль процентной ставки будет постепенно повышаться. Реализация мер процентной политики ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.

Совершенствование монетарной политики должно сопровождаться дальнейшим повышением прозрачности ее проведения. Информирование общества о целях и задачах денежно-кредитной политики будет содействовать улучшению понимания участниками финансовых отношений намеченных параметров и реализуемых мер. Кроме того, благодаря четкому разъяснению подходов, лежащих в основе принимаемых в денежно-кредитной сфере решений, усилится воздействие денежно-кредитной политики на экономические процессы, в том числе за счет обеспечения более эффективного формирования рыночных ожиданий.

Вместе  с тем для совершенствования  монетарной политики в настоящее время и в среднесрочной перспективе необходимо создание ряда условий в других сферах и секторах экономики. Развитые банковская и финансовая системы также будут способствовать реализации политики по поддержанию ценовой стабильности [31,с. 16-17].

В 2011 г. в банковской системе и денежно-кредитной сфере сформировались проблемы, требующие безотлагательного решения для обеспечения выполнения высоких и напряженных параметров развития в среднесрочной перспективе.

Анализ существующих проблем позволил условно разделить компетенцию их решений на две составляющие.

  1. Принятие Национальным банком решений и реализация корректирующих мероприятий, которые должны осуществляться совместно с Правительством.
  2. Принятие Национальным банком решений, находящихся в его исключительной компетенции и позволяющих снизить нарастающие негативные последствия.

В целом в рамках данных направлений можно выделить несколько блоков мероприятий, реализуемых в настоящее время.

Первый блок мероприятий имеет ключевое значение. Они связаны с реализацией монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования.

Второй блок мероприятий непосредственно связан с совершенствованием институциональной структуры и инфраструктуры банковского сектора. Этот блок включает следующие направления:

  1. Привлечение инвестиций, в том числе на основе приватизации банков. Успешная реализация данной меры будет способствовать росту конкуренции в банковском секторе, повышению эффективности систем управления рисками в банках.
  2. Реформирование системы организации финансирования (включая льготное) приоритетных государственных программ на основе скорейшего создания соответствующего агентства вне рамок банковского сектора страны, конкурсного размещения заявок на кредитование проектов в рамках государственных программ.

Для сохранения финансовой устойчивости банковской системы Национальный банк считает важным создание РУП "Банк развития Республики Беларусь". Основной целью деятельности данного банка будет являться финансирование государственных программ и мероприятий, осуществление связанных с этим структурных преобразований в бюджетной и денежно-кредитной сферах.

Реализация указанных мер будет способствовать укреплению банковского сектора, увеличению объемов, количества и качества банковских операций.                                      

Третий блок непосредственно связан с проблемными вопросами развития банковского сектора.

Факторы, оказывающие негативное влияние на устойчивость банковского сектора и повышающие риски банков:

  1. снижение международными рейтинговыми агентствами Standard & Роог's и Мооdу's в марте 2011 г. суверенных кредитных рейтингов Республики Беларусь;
  2. недостаточная эффективность действующей системы организации финансирования приоритетных государственных программ;
  3. высокая кредитная активность банков в условиях нехватки адекватных по срокам ресурсов вызывает постоянную необходимость в поддержании ликвидности банковского сектора;
  4. нарастающие кредитные риски по операциям с населением, и в первую очередь по кредитам, предоставленным в иностранной валюте;
  5. высокие риски кредитования, обусловленные неустойчивым финансовым положением кредитополучателей в рамках их финансирования в соответствии с решениями, принимаемыми государственными органами управления, и их накопление в банковском секторе. Это приводит к невысокой рентабельности деятельности банков, участвующих в финансировании государственных программ;
  6. увеличивающееся количество обращений граждан в государственные органы по вопросам договорных отношений с банками, что повышает репутационные риски банков. Национальный банк обращает внимание банков на необходимость повышения социальной роли и ответственности банков [22, с. 7-9].

С учетом изложенного представляется необходимым осуществление мероприятий для решения перечисленных выше проблемных аспектов деятельности банковского сектора путем принятия неотлагательных мер по созданию благоприятных условий для поддержания доверия клиентов и контрагентов к банковскому сектору. Этого можно достичь в том числе за счет обеспечения предсказуемости ситуации на валютном рынке, поддержания положительных реальных процентных ставок по депозитам в белорусских рублях, сохранения возможностей вкладчиков беспрепятственно распоряжаться своими денежными средствами в валюте вклада.

Таким образом, денежно-кредитная  политика Республики Беларусь в будущем будет направлена на достижение и поддержание с помощью монетарных инструментов, наряду с другими мерами экономической политики, низких темпов инфляции, относительной стабильности национальной валюты как важнейшего условия обеспечения устойчивого экономического роста и повышения реальных денежных доходов населения и субъектов хозяйствования. Совершенствование денежно-кредитной политики и повышение уровня развития банковского сектора страны в Республике Беларусь осуществляются в едином комплексе преобразований государственной экономической и социальной политики, основываются на устойчивом укреплении потенциала отраслей национальной экономики и социальной сферы и оказывают, в свою очередь, стимулирующее воздействие на дальнейшую динамику их роста, качество и уровень жизни населения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере и осуществляемых центральным банком с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Денежно-кредитная политика выполняет важную роль в экономике государства, так как она направлена на реализацию таких целей, как  устойчивые темпы роста национального производства, стабильность цен, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса, экономический рост страны в целом.

Эффективность проводимой денежно-кредитной политики зависит в основном от методов  и инструментов денежно-кредитного регулирования, выбираемых центральным  банком государства. Основными из них  являются рефинансирование банков, обязательное резервирование, валютные операции, операции на открытом рынке и другие.

Главными  задачами денежно-кредитной политики в 2008-2010 годах являлись поддержание устойчивых темпов экономического роста, поддержка внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси. Курсовая политика способствовала поддержанию стабильности белорусского рубля. С 2009 года Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, что повысило гибкость курсовой политики. Регулирование ставки рефинансирования было направлено на снижение инфляционных ожиданий и стимулирование сбережений в национальной валюте. Ставки по другим инструментам  колебались в соответствии с изменениями ставки рефинансирования. Величина нормативов резервных требований за указанный период снизилась, что позволило банкам расширить объёмы операций.  Анализ состояния денежно-кредитной сферы за данный период показывает, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки в целом обеспечили выполнение задач денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

В курсовой работе были выявлены нерешенные проблемы в денежно-кредитной сфере, которые ограничивают эффективность проводимой Национальным банком денежно-кредитной политики. К ним можно отнести:

  • высокие кредитные риски банков, связанные с напряженным финансовым состоянием значительного числа предприятий реального сектора экономики.
  • высокая налоговая нагрузка в стране, ограничивающая финансовые средства субъектов хозяйствования.
  • неустойчивое состояние платежного баланса страны, связанное с высокой материалоемкостью и энергоемкостью производства.
  • ограниченность инвестиционной и инновационной активности.

Информация о работе Денежно-кредитная политика в РБ