Денежно-кредитная политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. «Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов» [1, с. 360].
Объектами регулирования денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, банков и небанковских организаций. Проводником денежно-кредитной политики государства является центральный банк. Он наделён монопольным правом денежной эмиссии, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса

Работа содержит 1 файл

Основная часть и заключение н.docx

— 186.35 Кб (Скачать)

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. [4, с. 166]. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

  • Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков второго уровня, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора.
  • При уменьшении центральным банком нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег.

Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими, регулируется обращение валютных ценностей на территории своего государства.

На валютный курс оказывает влияние множество  факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней  торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и  политическая ситуация. Эффективной  системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров [4, с. 498].

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности банков.

Операции  центрального банка на открытом рынке  оказывают прямое влияние на объем  свободных ресурсов, имеющихся у  банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у банков второго уровня ценных бумаг или продажи их им [10, с. 332-333].

Операции  на открытом рынке рассматриваются  как наиболее гибкий и точный инструмент денежной политики, поскольку они  осуществляются по инициативе и под  контролем центрального банка, в  любых размерах, достаточно быстро и при необходимости могут  корректироваться [4, с. 169].

С помощью  названных инструментов центральный  банк реализует цели денежно-кредитной  политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).

Таким образом, под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере и осуществляемых центральным банком с целью регулирования экономики. Она выполняет важную роль в экономике государства, так как она направлена на реализацию таких целей, как устойчивые темпы роста национального производства, стабильность цен, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса, экономический рост страны в целом. Эффективность проводимой денежно-кредитной политики зависит в основном от методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, выбираемых центральным банком государства.

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2008-2011 ГОДАХ

 

 

2.1 Особенности курсовой политики  Национального банка Республики  Беларусь

 

Национальный  банк Республики Беларусь разрабатывает  Основные направления денежно-кредитной  политики и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном  Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь [11, с. 21].

Приоритетная  цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

В 2008 г. в сложных макроэкономических условиях, во многом связанных с нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках, оказавших негативное влияние на белорусскую экономику, приоритетная задача денежно-кредитной политики заключалась в реализации ряда мер, направленных на минимизацию последствий глобального финансово-экономического кризиса для финансово-кредитной системы республики. Республика Беларусь сохранила высокую динамику экономического роста, несмотря на неблагоприятные внешнеторговые условия. Объем валового внутреннего продукта в 2008 году составил 128,8 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2007 года на 10 процентов (рисунок 2.1) [12, с. 19].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Динамика валового внутреннего продукта в 2008-2010 гг.,

трлн руб.

Примечание  – источник: собственная разработка на основании источников [13,14, 15]

Обменный  курс белорусского рубля к доллару  США за 2008 год снизился на 2,3%. На конец 2008 года он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному  диапазону (рисунок 2.2).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Динамика обменного курса белорусского рубля к доллару США в 2008-2010 годах (в среднем за квартал)

Примечание  – источник: собственная разработка на основании источников [16, 17]

 

На протяжении всего 2009 года на экономическое состояние  Республики Беларусь действовали отрицательные  факторы, обусловленные в значительной степени негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса. Его  последствия не могли не отразиться на выполнении прогнозных показателей. ВВП в республике относительно прошлого года увеличился всего на 0,2 процента и составил 136,8 трлн. рублей. Это значительно хуже, чем прогнозировалось (рисунок 2.1) [18, с. 5].

Со 2 января 2009 года Национальный банк перешел  к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине  иностранных валют, в которую вошли равными долями доллар США, евро и российский рубль в пределах установленного коридора ее допустимых значений. В предыдущие годы единственной валютой привязки являлся доллар США. Данный переход существенно повысил гибкость курсовой политики Национального банка в части реагирования на изменение ситуации на внешних рынках. Он предоставил возможность более взвешенно учитывать колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля.[19, c. 6].

По состоянию на 31 декабря 2009 г. стоимость корзины иностранных валют составила 1 036,27 рубля, увеличившись по сравнению с 2 января на 7,94 процента при установленном коридоре возможных колебаний стоимости валютной корзины в пределах +/- 10 процентов на конец 2009 года. При этом с 2 января по 31 декабря 2009 г. курс белорусского рубля снизился к доллару США на 8,04 процента до 2 863 рублей за доллар США, к евро - на 10,89 процента до 4 106,11 рубля за евро, к российскому рублю - на 4,99 процента до 94,66 рубля за российский рубль [16, с. 177-184].

В соответствии с Основными направлениями границы коридора колебаний стоимости корзины иностранных валют в 2010 г. были установлены на уровне плюс/минус 10% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 г. (рисунок 2.3).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.3 – Курс национальной валюты по отношению к корзине валют в 2010 г., бел. руб.

Примечание  – источник:  [20, с. 6]

 

В 2010 г. была сохранена ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта. Индекс реального эффективного курса белорусского рубля по сравнению с 2009 г. снизился на  6,5 %, в том числе к российскому рублю - на 9,8 % [21, с.16].

На 1 января 2011 г. стоимость корзины иностранных валют составил 1 054,68 рубля, увеличившись за 2010 г. на 1,8%. С учетом сложившихся взаимных курсов иностранных валют курс белорусского рубля снизился к доллару США на 4,8%, к российскому рублю - на 4 %, к евро вырос на 3,3%.

За январь — февраль 2011 г. валютная выручка составила 9 млрд. долларов США, что почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем импорт увеличивался более высокими темпами — в 1,6 раза, и отток средств в оплату импорта составил 6,3 млрд. долл. США.

На 1 апреля стоимость корзины иностранных  валют составила 1 118,27 бел. руб., увеличившись с начала года на 6%.

Данная мера позволила снизить  индекс реального эффективного курса  белорусского рубля в феврале 2011 г. на 0,67% к февралю 2010 г. [22, с.6].

2.2 Процентная и резервная политика Национального банка Республики Беларусь

 

Использование инструментов денежно-кредитной политики в 2008-2010 годах было подчинено достижению поставленных целей и осуществлялось посредством регулирования Национальным банком ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям на финансовом рынке.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной  политики ставка рефинансирования Национального банка на 2008 год к концу  года оценивалась на уровне 7 – 9 % годовых при инфляции 6 – 8 % [23, с. 3].

В первом полугодии 2008 г. ставка рефинансирования не изменялась и составляла 10% годовых. Однако в условиях ускорения инфляционных процессов во втором полугодии в целях повышения доходности сбережений в белорусских рублях и стимулирования роста вкладов Национальный банк повысил ее до 12 % годовых. В среднем за 2008 год указанная ставка составила 10,35 % годовых, что на 0,15 % меньше, чем в 2007 г. (приложение А).

Процентная политика в 2009 году имела целью поддержать реальные ставки по депозитам и кредитам на положительном уровне. Эта цель достигнута. Во взаимодействии с курсовой политикой процентная политика обеспечила стабильную работу финансовой системы, содействовала росту сбережений в национальной валюте [18, с. 6-7].

В целях  снижения инфляционного и девальвационного давления, поддержания стабильности обменного курса белорусского рубля, стимулирования роста вкладов Национальный банк в январе 2009 г. повысил на 2 процентных пункта ставку рефинансирования. С учетом замедления инфляции, в целях повышения доступности кредитов субъектам экономики с 1 декабря 2009 г. ставка рефинансирования снижена на 0,5 процентного пункта — до 13,5% годовых. Ставка рефинансирования практически весь год была на уровне 14%, что значительно выше, чем в предыдущем году (рисунок 2.4).


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.4 – Динамика ставки рефинансирования в 2008-2011 гг.,%

Примечание  – источник: [24]

В 2010 г. Национальный банк широко использовал процентную ставку в качестве операционного  инструмента воздействия на денежно-кредитную  сферу.

Национальный  банк осуществлял постепенное снижение ставки рефинансирования с 13,5% на начало 2010г. до 10,5% на 1 января 2011 г. Согласно Основным направлениям к концу 2010 г. при прогнозируемом уровне инфляции 8-10% ставка рефинансирования Национального банка оценивалась  на уровне 9-12 % [25, с. 3].

 В  среднем за 2010 год указанная ставка составила 11,8 % против 13,9 % в 2009 году.  В реальном выражении она сложилась на положительном уровне 1,7% годовых, что на 1,7 процентного пункта ниже уровня 2009 года [21, с. 17].

 В целях оперативного реагирования на проблемы, возникшие в экономике и финансовой сфере в I квартале 2011 г., Национальный банк осуществлял меры по ужесточению монетарных условий, в том числе направленные на повышение ставки рефинансирования и ставок по инструментам. Одной из ключевых причин повышения процентных ставок стало существенное ускорение с начала 2011 г. инфляционных процессов, в результате чего реальные значения процентных ставок на денежном рынке оказались в области отрицательных значений.

Для сохранения положительных значений процентных ставок с 16 марта 2011 г. ставка рефинансирования была повышена на 1,5 процентного пункта — до 12% годовых, а с 20 апреля 2011 г. — до 13% годовых. Вместе с тем снижения негативных явлений (валютозамещение, нестабильность депозитов в национальной валюте, отток валютных депозитов в марте 2011 г.), наблюдаемых с октября 2010 г., на рынке депозитов физических лиц не произошло [22,с.8].

Регулирующее  воздействие Национального банка  на ликвидность банковской системы  и динамику процентных ставок денежного  рынка в 2008-2011 годах осуществлялось посредством проведения операций трех типов: операций на открытом рынке, двусторонних операций и постоянно доступных инструментов.

С учетом условий, сложившихся на финансовых рынках в 2008 году, уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям  поддержки и изъятия ликвидности  банков в январе – августе 2008 года не изменялся и составлял 20 и 5 процентов  годовых соответственно (рисунок 2.5). С сентября 2008 года процентные ставки по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности (кредит овернайт) были снижены на 3 процентных пункта до 17 процентов годовых.

 


 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Денежно-кредитная политика в РБ