Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:42, курсовая работа
Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. «Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов» [1, с. 360].
Объектами регулирования денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, банков и небанковских организаций. Проводником денежно-кредитной политики государства является центральный банк. Он наделён монопольным правом денежной эмиссии, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса
Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. [4, с. 166]. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:
Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими, регулируется обращение валютных ценностей на территории своего государства.
На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуация. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров [4, с. 498].
Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности банков.
Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у банков второго уровня ценных бумаг или продажи их им [10, с. 332-333].
Операции на открытом рынке рассматриваются как наиболее гибкий и точный инструмент денежной политики, поскольку они осуществляются по инициативе и под контролем центрального банка, в любых размерах, достаточно быстро и при необходимости могут корректироваться [4, с. 169].
С помощью названных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).
Таким образом, под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере и осуществляемых центральным банком с целью регулирования экономики. Она выполняет важную роль в экономике государства, так как она направлена на реализацию таких целей, как устойчивые темпы роста национального производства, стабильность цен, высокий уровень занятости населения, равновесие платежного баланса, экономический рост страны в целом. Эффективность проводимой денежно-кредитной политики зависит в основном от методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, выбираемых центральным банком государства.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2008-2011 ГОДАХ
2.1 Особенности курсовой политики
Национального банка
Национальный банк Республики Беларусь разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь [11, с. 21].
Приоритетная цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.
В 2008 г. в сложных макроэкономических условиях, во многом связанных с нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках, оказавших негативное влияние на белорусскую экономику, приоритетная задача денежно-кредитной политики заключалась в реализации ряда мер, направленных на минимизацию последствий глобального финансово-экономического кризиса для финансово-кредитной системы республики. Республика Беларусь сохранила высокую динамику экономического роста, несмотря на неблагоприятные внешнеторговые условия. Объем валового внутреннего продукта в 2008 году составил 128,8 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2007 года на 10 процентов (рисунок 2.1) [12, с. 19].
Рисунок 2.1 – Динамика валового внутреннего продукта в 2008-2010 гг.,
трлн руб.
Примечание – источник: собственная разработка на основании источников [13,14, 15]
Обменный
курс белорусского рубля к доллару
США за 2008 год снизился на 2,3%. На конец
2008 года он составил 2200 рублей за 1 доллар
США, что соответствовало
Рисунок 2.2 – Динамика обменного курса белорусского рубля к доллару США в 2008-2010 годах (в среднем за квартал)
Примечание – источник: собственная разработка на основании источников [16, 17]
На протяжении всего 2009 года на экономическое состояние Республики Беларусь действовали отрицательные факторы, обусловленные в значительной степени негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса. Его последствия не могли не отразиться на выполнении прогнозных показателей. ВВП в республике относительно прошлого года увеличился всего на 0,2 процента и составил 136,8 трлн. рублей. Это значительно хуже, чем прогнозировалось (рисунок 2.1) [18, с. 5].
Со 2 января
2009 года Национальный банк перешел
к использованию механизма
По состоянию на 31 декабря 2009 г. стоимость корзины иностранных валют составила 1 036,27 рубля, увеличившись по сравнению с 2 января на 7,94 процента при установленном коридоре возможных колебаний стоимости валютной корзины в пределах +/- 10 процентов на конец 2009 года. При этом с 2 января по 31 декабря 2009 г. курс белорусского рубля снизился к доллару США на 8,04 процента до 2 863 рублей за доллар США, к евро - на 10,89 процента до 4 106,11 рубля за евро, к российскому рублю - на 4,99 процента до 94,66 рубля за российский рубль [16, с. 177-184].
В соответствии с Основными направлениями границы коридора колебаний стоимости корзины иностранных валют в 2010 г. были установлены на уровне плюс/минус 10% от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 г. (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Курс национальной валюты по отношению к корзине валют в 2010 г., бел. руб.
Примечание – источник: [20, с. 6]
В 2010 г. была сохранена ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта. Индекс реального эффективного курса белорусского рубля по сравнению с 2009 г. снизился на 6,5 %, в том числе к российскому рублю - на 9,8 % [21, с.16].
На 1 января 2011 г. стоимость корзины иностранных валют составил 1 054,68 рубля, увеличившись за 2010 г. на 1,8%. С учетом сложившихся взаимных курсов иностранных валют курс белорусского рубля снизился к доллару США на 4,8%, к российскому рублю - на 4 %, к евро вырос на 3,3%.
За январь — февраль 2011 г. валютная выручка составила 9 млрд. долларов США, что почти в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с тем импорт увеличивался более высокими темпами — в 1,6 раза, и отток средств в оплату импорта составил 6,3 млрд. долл. США.
На 1 апреля стоимость корзины иностранных валют составила 1 118,27 бел. руб., увеличившись с начала года на 6%.
Данная мера позволила снизить индекс реального эффективного курса белорусского рубля в феврале 2011 г. на 0,67% к февралю 2010 г. [22, с.6].
2.2 Процентная и резервная политика Национального банка Республики Беларусь
Использование инструментов денежно-кредитной политики в 2008-2010 годах было подчинено достижению поставленных целей и осуществлялось посредством регулирования Национальным банком ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям на финансовом рынке.
В соответствии
с Основными направлениями
В первом полугодии 2008 г. ставка рефинансирования не изменялась и составляла 10% годовых. Однако в условиях ускорения инфляционных процессов во втором полугодии в целях повышения доходности сбережений в белорусских рублях и стимулирования роста вкладов Национальный банк повысил ее до 12 % годовых. В среднем за 2008 год указанная ставка составила 10,35 % годовых, что на 0,15 % меньше, чем в 2007 г. (приложение А).
Процентная политика в 2009 году имела целью поддержать реальные ставки по депозитам и кредитам на положительном уровне. Эта цель достигнута. Во взаимодействии с курсовой политикой процентная политика обеспечила стабильную работу финансовой системы, содействовала росту сбережений в национальной валюте [18, с. 6-7].
В целях
снижения инфляционного и
Рисунок 2.4 – Динамика ставки рефинансирования в 2008-2011 гг.,%
Примечание – источник: [24]
В 2010 г. Национальный банк широко использовал процентную ставку в качестве операционного инструмента воздействия на денежно-кредитную сферу.
Национальный
банк осуществлял постепенное
В среднем за 2010 год указанная ставка составила 11,8 % против 13,9 % в 2009 году. В реальном выражении она сложилась на положительном уровне 1,7% годовых, что на 1,7 процентного пункта ниже уровня 2009 года [21, с. 17].
В целях оперативного реагирования на проблемы, возникшие в экономике и финансовой сфере в I квартале 2011 г., Национальный банк осуществлял меры по ужесточению монетарных условий, в том числе направленные на повышение ставки рефинансирования и ставок по инструментам. Одной из ключевых причин повышения процентных ставок стало существенное ускорение с начала 2011 г. инфляционных процессов, в результате чего реальные значения процентных ставок на денежном рынке оказались в области отрицательных значений.
Для сохранения положительных значений процентных ставок с 16 марта 2011 г. ставка рефинансирования была повышена на 1,5 процентного пункта — до 12% годовых, а с 20 апреля 2011 г. — до 13% годовых. Вместе с тем снижения негативных явлений (валютозамещение, нестабильность депозитов в национальной валюте, отток валютных депозитов в марте 2011 г.), наблюдаемых с октября 2010 г., на рынке депозитов физических лиц не произошло [22,с.8].
Регулирующее
воздействие Национального
С учетом
условий, сложившихся на финансовых
рынках в 2008 году, уровень процентных
ставок по постоянно доступным операциям
поддержки и изъятия