Денежно-кредитная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Национальным банком Республики Беларусь в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль.

Содержание

Введение……..…………………………………………………………………..4
1. Содержание, цели, задачи и структура денежно-кредитной политики РБ..……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики РБ …………5
1.2. Структура денежно-кредитной политики РБ …....…………………..8
2. Денежно-кредитная политика на современном этапе. .…. .……………….11
2.1. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 г…...11
2.2. Итоги выполнения денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011 г……………………………………………………………………………15
3.Перспективы развития денежно-кредитной политики в РБ…. ………………21
3.1 Основные перспективы, намеченные в денежно-кредитной политики
РБ ……………….….………………………………………………………21
Заключение….…..……….……………………………………………………...27
Список использованной литературы….….. ………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

тал с целью реализации за счет внутренних неэмиссионных источников наиболее эффективных программ, в первую очередь высокотехнологичных экспортно-ориентированных и импортозамещающих проектов. Новые условия требуют большей гибкости и от предприятий реального сектора экономики. Конечной целью всех предпринимаемых мер экономической политики является переориентация экономики с внутреннего на внешний спрос.

Основное развитие должны получить сектора экономики, ориентированные на выпуск экспортно-ориентированной продукции или на экспорт услуг. Напротив, многие компании, работающие на внутренний рынок, особенно им-

портеры товаров и  услуг, могут быть вынуждены изменить стратегию своего развития. [ 8, с.23]

 

Однако,с учетом сложных условий развития экономики возникает ряд следующих проблем, которые необходимо решать банковской системе.

    1. Дефицит ликвидности.

Сохраняется высокая  зависимость банков от краткосрочных  ресурсов Национального банка. Это создает дополнительный источник эмиссии, что представляет угрозу для устойчивости национальной валюты.

В этих условиях банкам придется самостоятельно решать проблемы с собственной ликвидностью. Необходимо выстраивать кредитную политику (в том числе при кредитовании государственных программ) с учетом своих возможностей по формированию ресурсной базы за счет неэмиссионных источников.

    1. Рост проблемных активов и проблемной задолженности клиентов.

Национальный банк осуществляет плавное повышение процентных ставок. Это позволяет учитывать интересы кредитных заемщиков, предоставляя время

для адаптации к новым  экономическим условиям. В то же время курс на ужесточение денежно-кредитной политики будет продолжен. Необходимо учитывать вероятное дальнейшее повышение процентных ставок, снижение экономической активности, ограниченный рост денежных доходов населения, поэтому при выдаче новых кредитов следует обеспечить повышение требований к заемщикам. Первоочередную кредитную поддержку должны получить валютоокупаемые и импортозамещающие проекты.

3.Рост наличных денег в обращении.

За январь — сентябрь 2011 г. удельный вес наличных денег  в рублевой денежной массе увеличился на 3 процентных пункта, до 20% на 1 октября 2011 г. В абсолютном выражении объем наличных денег в обороте увеличился на 3,2 трлн. руб., до 7,7 трлн. руб. Национальный банк будет принимать меры по минимизации роста эмиссии наличных денег путем:

● стабилизации экономической ситуации и стимулирования срочных банковских вкладов в национальной валюте;

● совершенствования нормативно-правовой базы по организации наличного денежного обращения;

● развития системы безналичных расчетов.

Банкам в условиях ужесточения подходов к оказанию ресурсной поддержки Национального  банка следует активно работать с клиентами над снижением ис-

пользования наличных денег. Прирост наличных денег в обороте  на 3,2 трлн. руб. — это упущенные  ресурсы банков. Необходимо активно  предлагать клиен-

там соответствующие  банковские продукты и услуги,стимулировать  развитие безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек.

 

В части внутреннего  развития экономики основным риском является сохраняющийся высокий  уровень инфляции. Потребительские  цены в сентябре

2011 г. к началу года  выросли на 74,5%. За 18 дней октября прирост уровня цен составил 5%.С учетом высокой кредитной активности банков сохраняются высокие темпы роста денежных показателей. Рублевая денежная масса за девять месяцев увеличилась на 46,2% (в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь прогноз прироста за 2011 г. — 27—29%). Рублевая денежная база за этот же период увеличилась на 54,4% при прогнозе на год 24—26%.В этой связи Национальный банк сохранит курс на ужесточение денежно-кредитной политики. До конца 2011 г. будет ограничена ресурсная поддержка банков рефинансированием на рыночных условиях на срок до 7 дней в объеме, необходимом для обеспечения стабильности белорусского рубля.[5, с.5-9]

 

Однако, обменный курс белорусского рубля в 2012 году будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Валютные интервенции будут проводиться Нацбанком в ограниченном объеме в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.

 

Политика главного банка  страны в области обменного курса  будет направлена на "повышение  его гибкости для достижения и  сохранения внутренней и внешней  сбалансированности экономики".

 

Нацбанк сохранит в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины иностранных  валют (доллар США, евро и российский рубль) и перейдет к использованию  режима обменного курса "управляемое  плавание".

 

Прирост потребительских  цен за 2012 г. должен составить не более 19%. На достижение установленной цели будут направлены денежно-кредитные инстру-

менты, включая эмиссионную  и процентную политику.

 

Процентная политика будет направлена на обеспечение  финансовой стабильности и снижение инфляционных процессов посредством достижения положительного уровня процентных ставок в реальном выражении. Ставка рефинансирования будет поддерживаться на уровне, способствующем замедлению в 2012 г. инфляции до 19%.

 

Планируется, что экспортная выручка по продукции промышленности в 2012 году составит $7,5 млрд. Немалые надежды возлагаются на деревообработку, развитие производства на местных ресурсах, сельское хозяйство. Как отметил премьер-министр, улучшается экономика на микроуровне. Ожидается, что чистая прибыль предприятий в текущем году вырастет в номинале в 2,5 раза. По мнению правительства, средства предприятий следует эффективнее использовать на инновационное и инвестиционное развитие. В 2012 году основные инвестиции предлагается направлять в технологию, машины и оборудование. В проекты документов внесены также предложения по изменению налогообложения, что дополнительно даст предприятиям еще Br2 трлн., которые представится возможным направить на собственное развитие. Что касается сельского хозяйства, то на 2012 год планы аграрного сектора в целом не очень напряженные, отметил премьер-министр. Темп роста валовой и добавленной стоимости планируется на уровне 104,2%, снижение материалоемкости на 0,5%. В будущем году планируется построить 5,7 млн. кв.м жилья, из них более 2 млн.кв.м - с господдержкой. В 2012 году сохранится максимальная поддержка семей с детьми. Что касается жилищного кредитования, то правительство предлагает оставить условия 2011 года для уже сформированных ЖСК, для которых открыто финансирование в банках. Это около 36 тыс. договоров. Кроме того, правительство внесло предложение, чтобы в оказании помощи людям, которые строят жилье, особенно без господдержки, приняли участие предприятия и профсоюзы. По мнению правительства, профсоюзы аккумулируют немалые средства, которые следует направлять на жилищное строительство, удешевление питания в заводских столовых и другие социальные цели. В проектах документов, как и в предыдущие годы, сохраняется социальная направленность. В будущем году будет обеспечена продовольственная безопасность. Уже практически завершена работа по закладке в стабилизационные фонды продукции, с превышением этого показателя по сравнению с предыдущими годами. [ 12]

 

Среди наиболее актуальных аспектов денежно-кредитной политики, которым целесообразно уделять особое внимание при разработке стратегии и тактики действий Национального банка можно выделить следующие:

 

1.Повышение эффективности  осуществляемых банковским сектором  функций по обслуживанию реального  сектора экономики, аккумулированию  денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции.

 

2.Проблема адекватной  оценки спроса на деньги и  реакция Национального банка  на прогнозируемые изменения  на рынке, которые, в свою  очередь, в большей мере обусловлены  недостаточным изучением трансмиссионного механизма и качеством макроэкономических прогнозов, на базе которых определяются основные целевые монетарные ориентиры.

 

3.Условия поддержания  внешней и внутренней устойчивости  национальной валюты. Обоснование  движущих сил динамики реального курса и оценка динамики равновесного валютного курса.

 

4.Взаимодействие денежно-кредитной,  фискальной и социально-экономической  политики для формирования наиболее  благоприятных условий социально-экономического  развития.

 

5.Роль процентной политики в формировании условий для роста объемов сбережений и кредитования реального сектора экономики. Обоснование оптимального уровня реальных процентных ставок.

 

6.Методологические подходы  к оценке возможных размеров  обращения наличной иностранной  валюты в экономике.

 

7.Обеспечение прозрачности  денежно-кредитной политики и  повышения доверия к ней.

 

8.Совершенствование инструментов  денежно-кредитного регулирования  и эффективности их применения. Вопросы адаптации инструментов  денежно-кредитного регулирования, апробированных международной практикой, к конкретным условиям стран с переходным типом экономики.

 

9.Использование современных  экономико-математических методов  и моделей для обработки, анализа  и прогнозирования тенденций  в денежно-кредитной сфере и оценки влияния последних на реальный сектор экономики.

 

10.Совершенствование  институциональной и функциональной  структуры банков. Пути и возможности  расширения ресурсной базы банков.

 

11.Комплексное развитие  финансового рынка и антимонопольное  регулирование.

 

12.Совершенствование  принципов и инструментов банковского  надзора на основе внедрения  международных стандартов.

 

13.Операционная надежность, эффективность и безопасность  платежной системы.

 

14.Развитие системы  безналичных расчетов с использованием  банковских пластиковых карточек. Создание единого информационно-расчетного пространства.

 

15.Управление финансовыми  рисками.

 

16.Развитие и совершенствование  правовой базы банковской деятельности. [6, с.55]

 

Современный финансово-экономический  кризис и его последствия показали, что перед центральными банками стоят новые задачи: выработка мер, направленных на совершенствование существующих режимов монетарной политики, адаптация новых, более эффективных режимов, разработка адекватного действительности аппарата, который позволит моделировать и анализировать воздействие денежно-кредитной политики на экономику с учетом процессов, происходящих в том числе и на финансовых рынках.[11, с.61]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В последние годы особенностью денежно-кредитной политики Республики Беларусь была нацеленность на преодоление негативных явлений и стабилизацию национальной денежной единицы. Несмотря на определенные успехи, в денежно-кредитной сфере существуют и проблемы. Их можно сгруппировать в четыре блока:

 

Во-первых, это проблемы, возникшие из-за того, что стабилизация белорусского рубля до сих пор  в значительной степени связывалась  с факторами чисто денежного  характера.

 

Во-вторых, проблемы связанные  с возросшей сложностью и масштабностью  решаемых задач. К ним относятся достижение международных стандартов в области гарантий надежности банковской системы, повышение качества банковских услуг и технологического потенциала банков, обеспечение устойчивой стабильности денежной системы.

 

 В-третьих, недостаточный финансовый потенциал банковской системы.

 

В-четвертых, осложнение ситуации в мировой денежной и  финансовой системе. В прежние годы, когда темпы инфляции и девальвации  в республике были высоки, динамика курсов других твердых валют не сильно интересовала.

 

Важно также выделить следующие аспекты, которым необходимо уделить особое внимание:

 

·  обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики и повышения  доверия к ней;

 

·  взаимодействие денежно-кредитной, фискальной и социально-экономической  политики для формирования наиболее благоприятных условий социально-экономического развития;

 

·  использование современных  экономико-математических методов  и моделей для обработки, анализа  и прогнозирования тенденций  в денежно-кредитной сфере и  оценки их влияния на реальный сектор экономики;

 

·  совершенствование  институциональной и функциональной структуры банков;

 

·  совершенствование  принципов и инструментов банковского  надзора на основе внедрения международных  стандартов;

 

·  операционная надежность, эффективность и безопасность платежной системы;

 

·  управление финансовыми  рисками;

 

·  развитие и совершенствование  правовой базы банковской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Бриштелев А. Принципы организации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь//Банковский вестник. 2004. №31. с.35-38

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ