Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:19, курсовая работа
Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Национальным банком Республики Беларусь в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль.
Введение……..…………………………………………………………………..4
1. Содержание, цели, задачи и структура денежно-кредитной политики РБ..……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики РБ …………5
1.2. Структура денежно-кредитной политики РБ …....…………………..8
2. Денежно-кредитная политика на современном этапе. .…. .……………….11
2.1. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 г…...11
2.2. Итоги выполнения денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011 г……………………………………………………………………………15
3.Перспективы развития денежно-кредитной политики в РБ…. ………………21
3.1 Основные перспективы, намеченные в денежно-кредитной политики
РБ ……………….….………………………………………………………21
Заключение….…..……….……………………………………………………...27
Список использованной литературы….….. ………………………………….29
Введение……..………………………………………………
3.Перспективы развития денежно-кредитной политики в РБ…. ………………21
РБ ……………….….……………………………………………
Заключение….…..……….……………………………
Список использованной литературы….….. ………………………………….29
ВВЕДЕНИЕ
Денежно-кредитная политика
представляет собой комплекс взаимосвязанных
мероприятий, предпринимаемых Национальным
банком Республики Беларусь в целях
регулирования совокупного
Осуществляя эмиссию
и кредитование экономики, банки
выполняют полезную и необходимую
для развития страны роль. Денежные
инструменты обслуживают
Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Цель данной работы: на основе изучения проводимой в Республике Беларусь денежно-кредитной политики выявить проблемы и основные перспективы ее дальнейшей реализации.
Первая глава посвящена денежно-кредитной политике проводимой в Республике Беларусь, а именно, рассматриваются ее составные элементы и то, как происходит выбор целевого ориентира.
Во второй главе представлены итоги реализации денежно-кредитной политики за 2011 год.
Проблемам денежно-кредитной политики и перспективам ее развития уделяется внимание в заключительной третьей главе.
1 Содержание, цели, задачи и структура денежно-кредитной политки РБ.
1.1 Понятие,
цели и задачи денежно-
Денежно-кредитная политика представляет собой систему взаимосвязанных целей и задач, совокупность методов, механизмов и инструментов, при помощи которых происходит воздействие на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. [1, с.35]
Объектом в системе денежно-кредитной политики выступают прежде всего денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство товаров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направление движения и т.д.
Субъектами денежно-кредитной политики являются государственные структуры, которые в соответствии с законодательством страны уполномочены осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора.
Кроме центрального банка страны в управлении денежными потоками со стороны государства участвуют в первую очередь министерство финансов, основная задача которого — регулирование значительных денежных средств при формировании и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы (например, министерство экономики), выполняющие целеустанавливающую функцию с макроэкономических позиций. [2, с.37]
Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем эта глобальная задача. При рассмотрении целей денежно-кредитной политики наиболее принципиальным представляется разделение их на конечные, промежуточные и тактические.
Под конечными целями понимают общие макроэкономические цели государства. В качестве основных выделяют следующие:
· экономический рост;
Нацеленность на постоянный экономический рост тесно связана с задачей поддержания высокого уровня занятости, поскольку при низком уровне безработицы фирмы, скорее всего, будут осуществлять инвестиции в оборудование, чтобы повысить производительность труда и обеспечить экономический рост.
И наоборот, если уровень безработицы высок и фабрики не заняты, то производителям невыгодно инвестировать в дополнительные заводы и оборудование.
· обеспечение занятости населения;
Высокий уровень занятости – это достойная цель по двум основным причинам: 1. высокий уровень безработицы вызывает усиление нищеты: когда семьи испытывают финансовые трудности, люди теряют самоуважение и повышается уровень преступности (хотя последний вывод весьма спорен); 2. при высокой безработице в экономике много не только незанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и неиспользуемого оборудования), результатом чего служит недопроизводство (снижение ВВП).
· стабильность цен как внутренних, так и внешних;
Экономисты стали уделять больше внимания социальным и экономическим издержкам инфляции и вопросам стабильности уровня цен как цели экономической политики. Стабильность цен желательна по той причине, что повышение уровня цен (инфляция) порождает неопределенность в экономике.
· стабильность ставки процента;
Поддержание стабильности процентных ставок необходимо потому, что их колебания тоже могут порождать неопределенность в экономике и осложнять планирование будущего.
· стабильность на финансовых рынках;
Стабильность на финансовых рынках обеспечивается также стабильностью процентной ставки, поскольку ее колебания создают неопределенность для финансовых учреждений.
· стабильность валютного рынка.
Предотвращение больших изменений курса доллара упрощает людям и фирмам планирование будущих покупок и продаж за рубежом.
Национальный банк воздействует на параметры конечных целей через промежуточные звенья.
Промежуточными целями монетарной политики является регулирование:
· защита и обеспечение
устойчивости белорусского рубля, в
том числе его покупательной
способности и обменного курса
по отношению к иностранным
· развитие и укрепление банковской системы, расширение состава и повышение качества банковских услуг;
· обеспечение эффективного,
надежного и безопасного
Кроме промежуточных целей, Национальный банк выделяет тактические цели денежно-кредитной политики. К ним относятся уровень резервов или ставки процента. Через постановку и достижение тактических целей обеспечивается выполнение целей высшего порядка. [3, с.26-27]
Важно отметить, что денежно-кредитная политика является частью общегосударственной системы экономического регулирования. Кроме того, денежно-кредитную политику следует рассматривать и как элемент общей системы монетарного регулирования, субъектами которой являются все участники денежных отношений, субъекты хозяйствования, государственные структуры, домашние хозяйства, некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации денежно-кредитной политики необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с общими системами. [2, с.39]
1.2 Структура денежно-кредитной политики РБ.
В настоящее время в законодательных актах Республики Беларусь нет определения “кредитная система“ и институциональные аспекты рассматриваются либо как банковская система, либо как отдельные финансовые институты, входящие в финансово-кредитную систему. Однако в современном мире трехъярусная схема структуры кредитной системы является базовой для многих промышленно развитых стран, таких как США, Япония, страны Евросоюза. Следовательно, современная кредитная система – это механизм, состоящий из множества уровней, предназначенный для распределения финансовых активов. Кредитная система состоит из следующих звеньев:
1. центральный (национальный) банк;
2. коммерческие банки (сберегательные, инвестиционные, ипотечные банки);
3. страховые компании, пенсионные фонды, лизинговые, финансовые компании и т. д.
Базовым условием вхождения в кредитную систему, по мнению автора, является посредничество в денежно-кредитной сфере. В целом кредитная система может быть охарактеризована исходя из трех аспектов — сущностного, институционального и функционального.
В сущностном аспекте кредитная система представляет собой систему кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с предоставлением, использованием и погашением ссуд на условиях срочности, платности и возвратности.
С институциональной точки зрения — это система кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих кредитные отношения (банки, страховые, ипотечные и финансовые компании, пенсионные фонды, биржи и т. п.). С функциональных позиций кредитная система — это совокупность видов и форм кредита. Структура кредитной системы и организация кредитного дела должны способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей в денежно-кредитном обслуживании всей экономики и ее звеньев. В соответствии с такой организацией в Республике Беларусь выделяют два основных звена кредитной системы: банковские учреждения, формирующие банковскую систему, и небанковские кредитно-финансовые организации, формирующие небанковскую систему. Ядро кредитной системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота.
Органом, координирующим деятельность банковских учреждений, является центральный (эмиссионный) банк, обеспечивающий устойчивость денежно-кредитной системы, стабильность функционирования коммерческих банков. Одна из основных функций центрального банка — реализация монетарной политики государства. В зависимости от вида монетарной политики различают главные цели центральных банков — стабильность цен, устойчивость национальной валюты, стабильность денежной массы и др. Существуют четыре вида монетарной политики:
— таргетирование валютного режима (эта стратегия представляет собой форму фиксации (либо ползущей фиксации) объема национальной валюты к валюте (корзине валют) страны с низкой инфляцией);
— таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита);
— таргетирование уровня инфляции (комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране);
— таргетирование скрытого показателя (разработка жесткой стратегии контроля будущего уровня инфляции).
В Республике Беларусь к основным целям деятельности Национального банка относятся:
— защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
— развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
— обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Прямое и непосредственное воздействие и регулирование, контрольные и надзорные функции центральный банк выполняет, как правило, только по отношению к банковским учреждениям, а также к другим организациям, специализирующимся исключительно на банковских операциях и имеющим соответствующую лицензию центрального банка.
На остальные звенья кредитной системы центральный банк и его учреждения могут оказывать прямое воздействие лишь в отдельных случаях, а в целом — это только опосредованное воздействие, что проявляется во взаимосвязи кредитных и финансовых операций различных секторов рынка кредитно-финансовых услуг.
На втором уровне кредитной системы государства находятся коммерческие банки. Коммерческие банки представляют собой кредитные учреждения, которые осуществляют кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий, организаций, а также граждан. Свои денежные ресурсы они привлекают в виде вкладов, депозитов или же полученных со стороны кредитов, на условиях платы за эти привлеченные заемные ресурсы и, кроме того, коммерческие банки используют собственные денежные средства. В Республике Беларусь банки самостоятельны в своей деятельности, а вмешательство государства, его органов и должностных лиц допускается исключительно в пределах, установленных Конституцией и принятых в соответствии с ней законодательных актов.
Третий уровень кредитной системы, на наш взгляд, представляют такие специализированные кредитно-финансовые учреждения, как страховые организации, лизинговые компании и РУП “Белпочта”.
Необходимо отметить, что в Республике Беларусь этот сегмент финансовой системы недостаточно развит. В настоящее время такие институты, как пенсионные фонды, небанковские кредитно-финансовые организации и другие, находятся в стадии становления. [ 4, с.11 ]