Денежно-кредитная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Национальным банком Республики Беларусь в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль.

Содержание

Введение……..…………………………………………………………………..4
1. Содержание, цели, задачи и структура денежно-кредитной политики РБ..……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики РБ …………5
1.2. Структура денежно-кредитной политики РБ …....…………………..8
2. Денежно-кредитная политика на современном этапе. .…. .……………….11
2.1. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 г…...11
2.2. Итоги выполнения денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011 г……………………………………………………………………………15
3.Перспективы развития денежно-кредитной политики в РБ…. ………………21
3.1 Основные перспективы, намеченные в денежно-кредитной политики
РБ ……………….….………………………………………………………21
Заключение….…..……….……………………………………………………...27
Список использованной литературы….….. ………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

  



Содержание

Введение……..…………………………………………………………………..4

    1. Содержание, цели, задачи и структура денежно-кредитной политики РБ..……………………………………………………………………….5
    2. Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики РБ  …………5
    3. Структура денежно-кредитной политики РБ …....…………………..8
  1. Денежно-кредитная политика на современном этапе. .…. .……………….11
    1. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 г…...11
    2. Итоги выполнения денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011 г……………………………………………………………………………15

3.Перспективы развития денежно-кредитной политики в РБ…. ………………21

    1.     Основные перспективы, намеченные в денежно-кредитной политики

 РБ ……………….….………………………………………………………21

Заключение….…..……….……………………………………………………...27

Список использованной литературы….….. ………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных  мероприятий, предпринимаемых Национальным банком Республики Беларусь в целях  регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия  на состояние кредита и денежного обращения.

 

Осуществляя эмиссию  и кредитование экономики, банки  выполняют полезную и необходимую  для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический  оборот. Они обеспечивают обращение  различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Цель данной работы: на основе изучения проводимой в Республике Беларусь денежно-кредитной политики выявить проблемы и основные перспективы ее дальнейшей реализации.

Первая глава посвящена денежно-кредитной политике проводимой в Республике Беларусь, а именно, рассматриваются ее составные элементы и то, как происходит выбор целевого ориентира.

Во второй главе представлены итоги реализации денежно-кредитной  политики за 2011 год.

Проблемам денежно-кредитной политики и перспективам ее развития уделяется внимание в заключительной третьей главе.

 

1 Содержание, цели, задачи и структура денежно-кредитной политки РБ.

 

1.1 Понятие,  цели и задачи денежно-кредитной  политики РБ.

 

Денежно-кредитная политика представляет собой систему взаимосвязанных целей и задач, совокупность методов, механизмов и инструментов, при помощи которых происходит воздействие на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. [1, с.35]

 

Объектом в системе  денежно-кредитной политики выступают  прежде всего денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство товаров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направление движения и т.д.

Субъектами денежно-кредитной  политики являются государственные структуры, которые в соответствии с законодательством страны уполномочены осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора.

 

Кроме центрального банка  страны в управлении денежными потоками со стороны государства участвуют в первую очередь министерство финансов, основная задача которого — регулирование значительных денежных средств при формировании и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы (например, министерство экономики), выполняющие целеустанавливающую функцию с макроэкономических позиций. [2, с.37]

 

Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит  в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального  объема производства. Однако текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем эта глобальная задача. При рассмотрении целей денежно-кредитной политики наиболее принципиальным представляется разделение их на конечные, промежуточные и тактические.

 

Под конечными целями понимают общие макроэкономические цели государства. В качестве основных выделяют следующие:

 

·  экономический рост;

Нацеленность на постоянный экономический рост тесно связана  с задачей поддержания высокого уровня занятости, поскольку при низком уровне безработицы фирмы, скорее всего, будут осуществлять инвестиции в оборудование, чтобы повысить производительность труда и обеспечить экономический рост.

И наоборот, если уровень  безработицы высок и фабрики  не заняты, то производителям невыгодно инвестировать в дополнительные заводы и оборудование.

 

·  обеспечение занятости населения;

Высокий уровень занятости  – это достойная цель по двум основным причинам: 1. высокий уровень  безработицы вызывает усиление нищеты: когда семьи испытывают финансовые трудности, люди теряют самоуважение и повышается уровень преступности (хотя последний вывод весьма спорен); 2. при высокой безработице в экономике много не только незанятых рабочих, но и незадействованных ресурсов (закрытых фабрик и неиспользуемого оборудования), результатом чего служит недопроизводство (снижение ВВП).

 

·  стабильность цен  как внутренних, так и внешних;

Экономисты стали уделять  больше внимания социальным и экономическим  издержкам инфляции и вопросам стабильности уровня цен как цели экономической политики. Стабильность цен желательна по той причине, что повышение уровня цен (инфляция) порождает неопределенность в экономике.

 

·  стабильность ставки процента;

Поддержание стабильности процентных ставок необходимо потому, что их колебания тоже могут порождать неопределенность в экономике и осложнять планирование будущего.

 

·  стабильность на финансовых рынках;

Стабильность на финансовых рынках обеспечивается также стабильностью  процентной ставки, поскольку ее колебания  создают неопределенность для финансовых учреждений.

 

·  стабильность валютного  рынка.

Предотвращение больших изменений курса доллара упрощает людям и фирмам планирование будущих покупок и продаж за рубежом.

 

Национальный банк воздействует на параметры конечных целей через промежуточные звенья.

 

Промежуточными целями монетарной политики является регулирование:

 

·  защита и обеспечение  устойчивости белорусского рубля, в  том числе его покупательной  способности и обменного курса  по отношению к иностранным валютам;

 

·  развитие и укрепление банковской системы, расширение состава и повышение качества банковских услуг;

 

·  обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы

 

Кроме промежуточных  целей, Национальный банк выделяет тактические  цели денежно-кредитной политики. К ним относятся уровень резервов или ставки процента. Через постановку и достижение тактических целей обеспечивается выполнение целей высшего порядка. [3, с.26-27]

 

Важно отметить, что денежно-кредитная  политика является частью общегосударственной системы экономического регулирования. Кроме того, денежно-кредитную политику следует рассматривать и как элемент общей системы монетарного регулирования, субъектами которой являются все участники денежных отношений, субъекты хозяйствования, государственные структуры, домашние хозяйства, некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации денежно-кредитной политики необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с общими системами. [2, с.39]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Структура денежно-кредитной политики РБ.

 

В настоящее  время в законодательных актах  Республики Беларусь нет определения  “кредитная система“ и институциональные  аспекты рассматриваются либо как  банковская система, либо как отдельные  финансовые институты, входящие в финансово-кредитную систему. Однако в современном мире трехъярусная схема структуры кредитной системы является базовой для многих промышленно развитых стран, таких как США, Япония, страны Евросоюза. Следовательно, современная кредитная система – это механизм, состоящий из множества уровней, предназначенный для распределения финансовых активов. Кредитная система состоит из следующих звеньев:

1. центральный  (национальный) банк;

2. коммерческие  банки (сберегательные, инвестиционные, ипотечные банки);

3. страховые  компании, пенсионные фонды, лизинговые, финансовые компании и т. д.

Базовым условием вхождения в кредитную систему, по мнению автора, является посредничество в денежно-кредитной сфере. В целом кредитная система может быть охарактеризована исходя из трех аспектов — сущностного, институционального и функционального.

В сущностном аспекте  кредитная система представляет собой систему кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с предоставлением, использованием и погашением ссуд на условиях срочности, платности и возвратности.

С институциональной  точки зрения — это система  кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих кредитные отношения (банки, страховые, ипотечные и финансовые компании, пенсионные фонды, биржи и т. п.). С функциональных позиций кредитная система — это совокупность видов и форм кредита. Структура кредитной системы и организация кредитного дела должны способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей в денежно-кредитном обслуживании всей экономики и ее звеньев. В соответствии с такой организацией в Республике Беларусь выделяют два основных звена кредитной системы: банковские учреждения, формирующие банковскую систему, и небанковские кредитно-финансовые организации, формирующие небанковскую систему. Ядро кредитной системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслуживанию хозяйственного оборота.

Органом, координирующим деятельность банковских учреждений, является центральный (эмиссионный) банк, обеспечивающий устойчивость денежно-кредитной системы, стабильность функционирования коммерческих банков. Одна из основных функций центрального банка — реализация монетарной политики государства. В зависимости от вида монетарной политики различают главные цели центральных банков — стабильность цен, устойчивость национальной валюты, стабильность денежной массы и др. Существуют четыре вида монетарной политики:

— таргетирование валютного  режима (эта стратегия представляет собой форму фиксации (либо ползущей фиксации) объема национальной валюты к валюте (корзине валют) страны с низкой инфляцией);

— таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита);

— таргетирование уровня инфляции (комплекс мер, принимаемых  государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране);

— таргетирование скрытого показателя (разработка жесткой стратегии  контроля будущего уровня инфляции).

В Республике Беларусь к  основным целям деятельности Национального банка относятся:

— защита и обеспечение  устойчивости белорусского рубля, в  том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам;

— развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

— обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Прямое и непосредственное воздействие и регулирование, контрольные  и надзорные функции центральный банк выполняет, как правило, только по отношению к банковским учреждениям, а также к другим организациям, специализирующимся исключительно на банковских операциях и имеющим соответствующую лицензию центрального банка.

На остальные звенья кредитной системы центральный  банк и его учреждения могут оказывать прямое воздействие лишь в отдельных случаях, а в целом — это только опосредованное воздействие, что проявляется во взаимосвязи кредитных и финансовых операций различных секторов рынка кредитно-финансовых услуг.

На втором уровне кредитной  системы государства находятся  коммерческие банки. Коммерческие банки представляют собой кредитные учреждения, которые осуществляют кредитно-расчетное обслуживание промышленных, торговых и других предприятий, организаций, а также граждан. Свои денежные ресурсы они привлекают в виде вкладов, депозитов или же полученных со стороны кредитов, на условиях платы за эти привлеченные заемные ресурсы и, кроме того, коммерческие банки используют собственные денежные средства. В Республике Беларусь банки самостоятельны в своей деятельности, а вмешательство государства, его органов и должностных лиц допускается исключительно в пределах, установленных Конституцией и принятых в соответствии с ней законодательных актов.

Третий уровень кредитной  системы, на наш взгляд, представляют такие специализированные кредитно-финансовые учреждения, как страховые организации, лизинговые компании и РУП “Белпочта”.

Необходимо отметить, что в Республике Беларусь этот сегмент  финансовой системы недостаточно развит. В настоящее время такие институты, как пенсионные фонды, небанковские кредитно-финансовые организации и другие, находятся в стадии становления. [ 4, с.11 ]

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ