Денежно-кредитная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Национальным банком Республики Беларусь в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль.

Содержание

Введение……..…………………………………………………………………..4
1. Содержание, цели, задачи и структура денежно-кредитной политики РБ..……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики РБ …………5
1.2. Структура денежно-кредитной политики РБ …....…………………..8
2. Денежно-кредитная политика на современном этапе. .…. .……………….11
2.1. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 г…...11
2.2. Итоги выполнения денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011 г……………………………………………………………………………15
3.Перспективы развития денежно-кредитной политики в РБ…. ………………21
3.1 Основные перспективы, намеченные в денежно-кредитной политики
РБ ……………….….………………………………………………………21
Заключение….…..……….……………………………………………………...27
Список использованной литературы….….. ………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

В данных условиях денежно-кредитная политика в составе единой государственной экономической политики была направлена на преодоление сложившихся дисбалансов в экономике, выход на единый курс белорусского рубля и обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности.

 В мае была проведена разовая корректировка официального обменного курса белорусского рубля, что способствовало повышению конкуренто-способности национальных производителей и улучшению ситуации во внешней торговле. В начале июня было заключено соглашение с Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Это позволило не только получить внешнее финансирование от

Фонда и пополнить  золотовалютные резервы, но и выработать программу мер, направленных на устранение сложившихся диспропорций.

Для обеспечения максимальной упорядоченности, прозрачности и эффективности  выхода на единый курс Национальным банком и Правительством разработан соответствующий  план мероприятий. План подразумевает 3 этапа устранения сложившихся диспропорций в экономике.

Этап I. Предварительные меры.

 В рамках первого этапа реализован комплекс предварительных мер по ограничению спроса и увеличению предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Основной целью предвари-тельных мер стало обеспечение условий, необходимых для выхода на единый обменный курс белорусского рубля за максимально короткий срок с минимальными издержками. Прежде всего проведено количественное ужесточение денежно-кредитной политики. Национальный банк с 1 июня 2011 г. полностью прекратил эмиссионное кредитование госпрограмм. Были сокращены до 7 дней сроки рефинансирования банков посредством двусторонних операций и операций на открытом рынке. С 19 октября приостановлено предоставление банкам кредитов овернайт и проведение сделок СВОП овернайт. Кроме того, повышен уровень процентных ставок. Ставка рефинансирования Национального банка была повы-шена с 10,5% годовых на 1 января 2011 г. до 35% годовых на 26 октября 2011 г. Процентные ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности были увеличены с 16 до 50% годовых. С учетом отмеченных тенденций вырос уровень процентных ставок в экономике. Средняя полная процентная ставка по новым кредитам банков в рублях увеличилась с начала года на 21,1 процентного пункта, до 34,8% годовых в сентябре 2011 г. Средняя ставка по новым срочным рублевым депозитам выросла на 21,1 процентного пункта, до 31,3% годовых, в том числе по депозитам населения — до 35,7% годовых.

С апреля 2011 г. уровень  золотовалютных резервов Республики Беларусь стабилизировался (рисунок 1). С учетом поступления средств из Антикризисного фонда ЕврАзЭС (0,8 млрд. долл. США) и привлечения кредита Республики Азербайджан (0,3 млрд. долл. США) международные резервные активы увеличи-

лись на 1 млрд. долл. США, до 4,7 млрд. долл. США на 1 октября 2011 г.

 

Предполагается дальнейшее увеличение золотовалютных резервов за счет привлечения до конца 2011 г. не менее 5 млрд. долл. США от стратегических инвесторов. В настоящее время  прорабатывается вопрос о привлечении 1 млрд. долл. США из России. Дополнительное поступление иностранных ресурсов возможно в рамках приватизации государственной собственности. В конце октября — начале ноября ожидается поступление очередного транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС (0,44 млрд. долл. США).

 

Этап II. Выход  на единый курс белорусского рубля.

Механизм выхода на единый курс белорусского рубля был основан  на введении дополнительной торговой сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже. Дополнительная сессия была введена  с 14 сентября, 20 октября осуществлен выход на единый курс национальной валюты на всех сегментах валютного рынка посредством введения единой торговой сессии на бирже. В результате проведения торгов на единой сессии официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США на 26 октября составил 8520 руб. за

доллар США (корректировка  с начала года составила 184%). Обменный курс белорусского рубля к евро составил 11 860 руб., к российскому рублю  — 279 руб. Стоимость корзины иностранных  валют сложилась на уровне 3 043,52 руб.

Этап III. Проведение политики макроэкономической стабильности (реализуется в настоящее время).

В рамках данного этапа  экономическая политика направлена на преодоление макроэкономических диспропорций и структурных уязвимостей  и возврат экономики на траекторию устойчивого роста. Денежно-кредитная политика Национального банка совместно с мерами Правительства направлена на преодоление экономических дисбалансов и снижение инфляции.

Экспорт достиг рекордного уровня. За апрель —август 2011 г. экспорт  товаров и услуг составил 20,4 млрд. долл. США, увеличившись к соответствующему

периоду прошлого года в 1,7 раза (рисунок 2).

 

Темпы роста импорта  снизились и существенно отставали  от темпов роста экспорта. За апрель — август 2011 г. импорт товаров и  услуг сложился на уровне

20,2 млрд. долл. США, увеличившись  к соответствующему периоду прошлого  года в 1,3 раза. В результате  наблюдается сокращение внешнеторгового  дефицита. С учетом перечисления  в российский бюджет пошлин  за экспорт нефтепродуктов дефицит  внешней торговли товарами и услугами за

апрель —август 2011 г. составил 1,3 млрд. долл. США против 2,9 млрд. долл. США за апрель — август 2010 г. Дефицит текущего счета за апрель — август

2011 г. составил 1,5 млрд. долл. США, или 6% к ВВП. Чистый  приток капитала сложился в объеме 2,0 млрд. долл. США и обеспечил покрытие дефицита

текущего счета.

 

Положительная тенденция  наблюдается также в динамике поступления валютной выручки. За январь — сентябрь 2011 г. ее объем составил 33,5 млрд.

долл. США, что в 1,6 раза превышает уровень соответствующего периода прошлого года. С мая отмечается устойчивый положительный уровень сальдо поступления и списания валютных средств. В целом за май — сентябрь сальдо поступлений-списаний составило плюс 2 млрд. долл. США.

Наряду с  корректировкой внешнеэкономических дисбалансов обеспечивается корректировка внутренних диспропорций.

Осуществляется постепенная  переориентация экономики с внутреннего  на внешний спрос. Темпы роста  физических объемов экспорта в августе 2011 г. к августу 2010 г. составили 131,9% и существенно опережали темпы роста внутреннего спроса. В составе внутреннего спроса объем розничного товарооборота снизился на 0,2%, реализация платных услуг населению

увеличилась на 8,6%, инвестиции в основной капитал снизились  на 8,5%.

Положительные тенденции наблюдаются в денежно-кредитной сфере. С середины июня удалось стабилизировать и обеспечить приток срочных рублевых

депозитов населения  в банках. С 15 июня по 15 октября 2011 г. их объем вырос на 22,5%, или на 1,5 трлн. руб.

В результате на 15 октября объем срочных депозитов физических лиц в национальной валюте превысил “докризисный” уровень и достиг 8 трлн. руб. (на

1 марта 2011 г. — 7,6 трлн. руб.). Объем срочных депозитов  населения в иностранной валюте  с середины июня оставался  относительно стабильным. С 15 июня по 15 октября он увеличился на 4%, или на 135,3 млн. долл. США, до 3 507,9 млн. долл. США.

 

Несмотря на достигнутые  существенные результаты, сохраняются  угрозы для устойчивого развития экономики и стабильности национальной валюты.

В части внешнеэкономического развития основными рисками ухудшения состояния платежного баланса и валютного рынка являются:

● подорожание и сезонный рост объемов импорта природного газа;

● сезонный рост неэнергетического импорта;

● снижение возможностей привлечения иностранного капитала в условиях напряженной ситуации на мировых финансовых рынках и снижения суве-

ренных кредитных рейтингов;

● замедление развития мировой экономики, в том числе экономического роста России, что ограничит внешний спрос на белорусскую продукцию;

● в среднесрочной перспективе — необходимость обслуживания и погашения ранее привлеченных кредитов (в том числе кредитов МВФ и Российской

Федерации).

 

В части внутреннего  развития экономики основным риском является сохраняющийся высокий  уровень инфляции. Потребительские цены в сентябре

2011 г. к началу года  выросли на 74,5%. За 18 дней октября прирост уровня цен составил 5%. С учетом высокой кредитной активности банков сохраняются высокие темпы роста денежных показателей. Рублевая денежная масса за девять месяцев увеличилась на 46,2% (в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь прогноз прироста за 2011 г. — 27—29%). Рублевая денежная база за этот же период увеличилась на 54,4% при прогнозе на год 24—26%.

 

Сохраняется высокая  внешняя дебиторская задолженность предприятий-экспортеров. По данным платежного баланса, внешняя дебиторская задолженность на 1 сентября 2011 г. составила 5,3 млрд. долл. США, увеличившись с начала 2011 г. на 1,4 млрд. долл. США (рисунок 4).

Принимаемые действенные  меры по возврату в страну валютной выручки в установленные сроки при- званы снизить внешнюю дебиторскую задолженность

к концу 2011 г. до уровня не более 2 млрд. долл. США. Национальным банком приняты меры по ужесточению условий выдачи субъектам хозяйствования раз-

решений на продление  сроков поступления экспортной выручки  от внешнеторговой деятельности. При рассмотрении вопроса о продлении сроков Национальный банк принимает во внимание: наличие ходатайства Совета Министров либо министерства, решение судебных органов о взыскании задолженности с контрагента-нерезидента, форс-мажорные обстоятельства.

В сентябре по сравнению  с августом выдача разрешений на продление  сроков завершения внешнеторговых операций сократилась на 92%. На 15 октября

объем продленной дебиторской  задолженности сократился по сравнению  с 1 сентября в 2,5 раза. С 16 ноября 2011 г. выдача Национальным банком

разрешений на продление  сроков завершения внешнеторговых операций будет осуществляться только при соблюдении определенных условий, предусмотренных соответствующим постановлением Совета Министров и Национального банка. Проект постановления проходит процедуру согласования.

Национальный банк продолжит  мониторинг предприятий, имеющих наибольший объем задолженности по экспортной выручке. Банки со своей стороны должны оказать содействие клиентам по снижению дебиторской задолженности предприятий-экспортеров и возврату валютной выручки. Следует оказывать всю необходимую консультативную, организационную и иную поддержку. Сле-

дует также работать с банками предприятий-контрагентов по урегулированию данного вопроса.[5, с.5-9]

 

С учетом отмеченных проблем банкам можно рекомендовать:

1. Проанализировать негативные  последствия, вызываемые выходом  на единый курс белорусского рубля, в том числе связанные с соблюдением нормативов

безопасного функционирования, состоянием текущей ликвидности, динамикой проблемных активов. Необходимо определить и обеспечить выполнение ком-

плекса мер по их ликвидации.

2. Оказывать содействие  клиентам по снижению дебиторской задолженности предприятий-экспортеров и возврату экспортной выручки.

3. Продолжить реализацию  мер по недопущению чрезмерной нагрузки на физических лиц по погашению имеющейся кредитной задолженности.

4. При осуществлении  кредитования учитывать целесообразность первоочередной поддержки производства валютоокупаемой и импорто-замещающей продукции.

Выполняя данные рекомендации, банки внесут существенный вклад  в повышение устойчивости банковской системы и обеспечение сбалансированного развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы развития денежно-кредитной политики в РБ.

 

3.1 Основные перспективы, намеченные в денежно-кредитной

политики РБ.

В настоящее время  разработаны и согласовываются  проекты Прогноза социально-экономического развития и Основных направлений денежно-кредит-

ной политики на 2012 год. Они  предполагают сохранение жесткой эконо-мической и денежно-кредитной политики. Для обеспечения прозрачных и предсказуемых финансовых условий ведения хозяйственной деятельности важен не только выход на единый курс белорусского рубля, но и дальнейшее поддержание стабильности и устойчивости национальной валюты (важнейшее

условие долгосрочного  роста экономики и благосостояния граждан).

Соответственно, основной целью экономической политики в  настоящее время является преодоление макроэкономических диспропорций и структурных уязвимостей и возврат на траекторию устойчивого экономического роста. В составе мер общеэкономической политики денежно-кредитная политика направлена на снижение инфляции и обеспечение ценовой стабильности в стране. Поддержание внутренней стабильности национальной валюты создаст фундаментальные предпосылки для обеспечения ее внешней устойчивости — стабильности обменного курса. При этом в целях сглаживания резких кратко-

срочных курсовых колебаний Национальным банком могут проводиться точечные валютные интервенции. Таким образом, будет обеспечиваться достаточная гибкость обменного курса, формируемого под влиянием спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке при минимальном непосредственном участии Национального банка. Устойчивость обменного курса будет поддерживаться косвенно — за счет сбалансированности макроэкономической политики, мер денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Все инструменты денежно-кредитной политики будут направлены на ограничение инфляции.

Изменение подходов к  формированию денежно-кредитной политики потребует изменения подходов к  финансированию государственных программ. Как отмечается международными экспертами, может быть целесообразным переход от формирования государственных программ на основе потребностей

развития экономики (с  последующим определением источников финансирования) к их формированию исходя из возможностей экономики (с последующим определением направлений финансирования). В этой связи необходимо проведение детального анализа всех инвестиций в основной капи-

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ