Денежно-кредитная политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Национальным банком Республики Беларусь в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль.

Содержание

Введение……..…………………………………………………………………..4
1. Содержание, цели, задачи и структура денежно-кредитной политики РБ..……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики РБ …………5
1.2. Структура денежно-кредитной политики РБ …....…………………..8
2. Денежно-кредитная политика на современном этапе. .…. .……………….11
2.1. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 г…...11
2.2. Итоги выполнения денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011 г……………………………………………………………………………15
3.Перспективы развития денежно-кредитной политики в РБ…. ………………21
3.1 Основные перспективы, намеченные в денежно-кредитной политики
РБ ……………….….………………………………………………………21
Заключение….…..……….……………………………………………………...27
Список использованной литературы….….. ………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

Наиболее ресурсоемким институтом денежно-кредитной системы  является страховой сектор Республики Беларусь. На 1 января 2011 г. он включал  в себя

24 страховые компании, в том числе 4 компании, осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни, и РУП “Белорусская национальная перестраховочная организация”. К началу 2011 г. собственный капитал страхового сектора достиг 1,98 трлн. бел. руб., причем его рост по сравнению с предшествующим годом существенно замедлился, составив лишь 5,8%, или 108,3 млрд. бел. руб. (в 2009 г. — 35,3%, или 488,1 млрд. бел. руб.). При этом более 84% указанного прироста обеспечили страховые организации государственной формы собственности.

Особое место в небанковской системе Республики Беларусь необходимо отвести РУП “Белпочта”. На современном этапе, выполняя такие специфические функции, как отправления письменной корреспонденции, посылки, ускоренная почта, специальные отправления и другие, РУП “Белпочта” осуществляет ряд финансовых услуг. В 2150 отделениях почтовой связи предоставляются услуги

держателям банковских пластиковых карточек международных  платежных систем Master Card, Visa International и национальной системы “БелКарт”. При наличии банковских пластиковых карточек клиенты могут произвести безналичную оплату всех услуг, пополнить карт-счет, открытый в ОАО “Белгазпромбанк” и “Приорбанк” ОАО, получить наличные денежные средства и информацию о состоянии баланса карт-счета.

Таким образом, по нашему мнению, в Республике Беларусь присутствуют все три уровня структуры кредитной системы, предназначенной для распределения финансовых активов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Денежно-кредитная политика на современном этапе.

 

2.1 Основные  направления денежно-кредитной политики на 2011 г.

 

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально–экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

В 2011 году денежно–кредитная  политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного  экономического развития Республики Беларусь.

 

1.Приоритетная цель денежно–кредитной политики — обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно–кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.

В 2011 году сохранится режим  привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины  иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года, согласно приложению.

Повышение гибкости курса  в рамках режима привязки к корзине  иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более  оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.

 

2.В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего продукта (далее — ВВП) составит 109 — 110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения — 108 — 109,5 процента, инвестиций в основной капитал — 116 — 117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 — 108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 — 116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9 — 9 процентов к ВВП

 Основными источниками  обеспечения положительного сальдо  платежного баланса на уровне  не менее 1,2 млрд. долларов США  в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе

(без учета задолженности  прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов  США.

3.Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 — 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору — 11 — 13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках — 9 — 11 процентов годовых.

Для рыночного регулирования  уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.

Предоставление ликвидности  в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального  банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.

Дальнейшее совершенствование  системы регулирования ликвидности  на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для  банковской системы.

4.В 2011 году параметры денежно–кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 — 26 процентов, рублевой денежной массы — 27 — 29 процентов, широкой денежной массы — 25 — 28 процентов. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 — 7,2 трлн. рублей, юридических лиц — на 3,8 — 4,4 трлн. рублей.

Реализация мер денежно–кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент  монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой денежной массе — до 26,7 процента.

Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния  платежного баланса станет основой  для дальнейшего наращивания  международных резервных активов  Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США.

Денежно–кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.

 

5.Приоритетными направлениями развития банковского сектора Беларуси станут обеспечение его устойчивости и повышение финансового потенциала, рост конкурентоспособности за счет внедрения более эффективных систем и методов управления, новых банковских технологий, а также поддержания размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.

Развитие банковского  сектора в 2011 году будет проходить  в условиях дальнейшего качественного  улучшения структуры финансового  сектора, связанного с изменением системы  финансирования проектов, включенных в государственные программы. При  формировании условий деятельности банков, прежде всего контролируемых государством, возрастет роль рыночных механизмов, что потребует совершенствования соответствующих систем и методов управления в этих банках.

Предпринимаемые шаги положительным  образом скажутся на устойчивости банковского сектора, а также позволят повысить эффективность регулирования деятельности банков.

Ожидается, что в условиях достижения высоких темпов экономического роста и поддержания макроэкономической стабильности в течение 2011 года важнейшие показатели финансовой устойчивости банковского сектора будут характеризоваться общей позитивной динамикой.

 

За 2011 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 15 — 21 процент. Доля проблемных активов  в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8 процентов.

Масштабы кредитных  операций банковского сектора будут  определяться платежеспособным спросом  со стороны нефинансовых организаций  и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора  экономики.

 

Прирост активов банков сложится на уровне 21 — 22 процентов, что  составит 72 процента к ВВП. Требования банков к экономике возрастут  на 24 — 25 процентов и достигнут 58 процентов к ВВП.

Развитие национальной платежной системы будет направлено на дальнейшее повышение ее эффективности, надежности и безопасности.

В 2011 году решение данных задач будет основываться на совершенствовании  нормативной правовой базы, ценовой  политики, организационной и программно–технической инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора за платежной системой.

 

6.В 2011 году будет продолжена реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь с государствами таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами — участниками Содружества Независимых Государств.

Продолжится взаимодействие Национального  банка и банковского сектора  Республики Беларусь с Международным  валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции  и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

В 2011 году денежно–кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних  дисбалансов и формированию на этой основе устойчивого экономического роста.

Реализация намеченных целей и  задач монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит значимую поддержку проводимой Правительством Республики Беларусь экономической  политики. [10 ]

 

2.2  Итоги выполнения денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2011 г.

Денежно-кредитная политика в январе — сентябре текущего года проводилась в очень непростых  экономических условиях. Причиной сложившейся  в начале 2011 г. сложной экономической  ситуации стало сочетание внешних и внутренних факторов. Негативное воздействие на состояние внешней торговли и внутреннего валютного рынка оказали внешние факторы: значительный рост цен на импортируемые из России энергоносители (с 2006 г. по 2010 г. энергетическое сальдо ухудшилось на 5,2 млрд. долл. США, за восемь месяцев 2011 г. — еще на 1,4 млрд. долл. США), ажиотажный спрос населения на импортные автомобили в преддверии повышения с 1 июля пошлин в рамках Таможенного союза.

При этом внутренняя экономическая  политика до начала 2011 г. была направлена на поддержание экономического роста через механизмы стимулирования внутреннего спроса, в том числе через финансовую

поддержку со стороны государства. Она осуществлялась как напрямую через бюджет, так и через квазибюджетное финансирование — кредитование банковской системой государственных программ и мероприятий по льготным процентным ставкам. С одной стороны, проводимая экономическая поли-

тика позволила решить самые  острые социально-экономические проблемы. С другой — стимулирование роста привело к снижению внешней и внутренней устойчивости экономики.

В I квартале 2011 г. экономическая  несбалансированность достигла значительного  уровня. Дефицит счета текущих операций за I квартал 2011 г. составил 3,5 млрд. долл. США, или 25,4% к ВВП. При этом устойчивым для экономического развития и финансового обслуживания считается дефицит текущего счета 3—5% к ВВП. Приток иностранного капитала был недостаточным для покрытия сложившегося дефицита текущего счета. Всего за I квартал 2011 г. на чистой основе было привлечено 1,8 млрд. долл. США.

Нарастание внешнеторгового дефицита при ограниченных поступлениях внешнего финансирования обусловило превышение спроса на валюту над предложением, для компенсации которого Национальный банк был вынужден тратить золотовалютные резервы. За январь — март их уровень  (в междуна-

родном определении) сократился на 25,2%, или на 1,3 млрд. долл. США.

С целью сохранения золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем выполнение внешних обязательств государства, Национальный банк в марте 2011 г. прекратил проведение валютных интервенций. При этом в экономике сформировалась множественность обменных курсов, отмечалось ослабление теневого курса и развитие инфляционных процессов. Снизилось доверие к банковской системе: с конца марта наблюдался отток срочных рублевых и валютных депозитов населения из банков. Выросли риски для иностранных инвесторов, что ограничило возможности привлечения внешних ресурсов с целью финансирования белорусской экономики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ