Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования - инструментарий денежно-кредитной политики.

Задачи исследования:

1. Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;

2. Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;

3. Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

4. Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

5. Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание

Введение

1. Теоретические подходы к изучению денежно-кредитной политики

1.1 Сущность и виды денежно-кредитной политики банка и его роль в денежно-кредитной политике

2. Особенности осуществления денежно-кредитной политики Центрального Банка в России

2.1 Аналитический обзор денежно- кредитной сферы в России

2.2 Инструментарий проведения денежно-кредитной политики

2.3 Ключевые направления реализации денежно-кредитной политики Центральным Банком России

3 Основные недостатки по ведению денежно-кредитной политики и направления их решения

3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России

3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики ЦБ в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1.Прогнозируемая динамика объема Стабилизационного фонда России на 2006-2015 г.г., млрд. долларов США

Работа содержит 1 файл

цб рф.docx

— 94.29 Кб (Скачать)

Дефицит денежной массы в обращении и  устойчиво высокие расходы государства  приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного  оборота многообразны. К ним можно  отнести:

Экономический кризис;

Кризис  неплатежей;

Кризис  наличности;

Плохая  организация системы межбанковских  расчетов;

Замедление  расчетов;

Сознательное  сокращение прибыли и доходов  предприятий с целью ухода  от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Резкий  рост налично-денежного оборота  приводит к увеличению издержек государства  на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

Выполняя  расчетно-кассовые операции, банки  Российской Федерации регулируют объем  наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут  в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения  и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Денежный  рынок наличности также отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и  снижению эффективности данных операций.

Другой  негативный фактор заключается в  том, что скорость обращения денег  имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда  предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.

Кроме того, одной из основных проблем  денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в  обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении  покупательской способности, в разорении  неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств  всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как  для государства в целом, так  и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.

Все последние  годы фактические темпы инфляции находились на верхней границе задаваемых интервалов. Более того, в 2004 г. потребительские  цены возросли на 11,7% при прогнозе в 8-10 %. Для сравнения: в США они  выросли на 3,3%, в еврозоне - на 2,1%.

Опасность сохранения высоких темпов инфляции состоит в том, что за 2004-2005 г.г., по данным Банка России, произошло  укрепление реального курса рубля к доллару на 14,0% и к евро - на 6,0%. Это привело к дальнейшему снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей.

Кроме того, денежная масса растет вследствие эмиссии денег, предназначенных  на покупку поступающей в Россию свободно конвертируемой валюты. Бороться с ее избытком, завышая ставку рефинансирования относительно рыночных ставок, нельзя. Процентные ставки пока не являются адекватным инструментом для борьбы с инфляцией. Они более важны для регулирования  движения капитала и обменного курса.

Эффект  девальвации 1998 г. оказался практически  исчерпанным. За 1998-2005 гг. реальный курс доллара к рублю возрос всего  на 6,7%, а евро - на 26% . Конечно, надо учитывать  и динамику цен на импортируемые  Россией товары. Судя по отчетам  Банка России о платежном балансе, они в 2005 г. понизились относительно 1997 г. примерно на 24% в пересчете на доллары. Это означает, что снижение долларовых цен на импортируемые  товары с лихвой перекрывает реальное укрепление доллара за указанный  период времени.

Поэтому, на современном этапе развития денежно-кредитной  сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитную политику ЦБ РФ для  решения наиболее срочных проблем.

3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации

Наибольшая  эффективность реализации денежно-кредитной  политики Центрального Банка проявляется  тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности.

Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики  России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.

Для проведения монетарной политики резервная система  Российской Федерации располагает  четырьмя основными инструментами:

· изменение  уровня резервных требований;

· изменение  процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у  центрального института (учетная ставка). В целом считается, что воздействие  процентной ставки на экономику ведет  к тому, что усиливается экономический  рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента;

· покупка  и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках);

· определение  условий для различных видов  займов (выборочный кредитный контроль).

Кроме того, для создания оптимальных условий  развития денежного рынка в России необходимо:

- совершенствование  законодательной базы в сфере  денежно - кредитной политики;

- уменьшение  долларизации российского денежного  обращения;

- усиление  стимулов инвестиционной активности;

- совершенствование  налоговой системы;

- снижение  инфляции и проведения политики  сдерживания цен;

- внедрение  и совершенствование электронного  денежного обращения;

- развитие  и применение широкого спектра  форм безналичного обращения;

- усиление  контроля над законностью наличного  и безналичного оборота для  предотвращения возможных противоправных  действий и другие.

Для повышения  скорости и эффективности оборачиваемости  денежных средств в наличной и  безналичной формах очень важно  развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это  предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности  коммерческих структур в гарантиях.

Таким образом, улучшение конъюнктуры  денежного рынка в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов  в стране.

В рамках политики обеспечения оптимальной  монетизации - объем денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение  не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в настоящее время  до как минимум 50% валового внутреннего  продукта. При этом доля наличных денег  в обращении (агрегат МО) должна составить  не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ, против 28,7% в настоящее время. Кроме того, увеличение доли электронных денег  и платежей в безналичной форме  положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики.

В рамках курсовой политики ЦБ РФ не следует  переоценивать роль реального обменного  курса национальной валюты в качестве эффективной управляющей переменной. Кроме того, поддержание курса  национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном  виде, когда в структуре экспорта преобладает углеводородное сырье  и товары низких переделов.

Основными направлениями денежно-кредитной  политики в кредитной  сфере будут являться:

1. Создание  и совершенствование прочной  законодательной основы, предусматривающей  реальную защиту прав участников  рынка кредитов и жесткие меры  для пресечения любых противоправных  действий в сделках с ссудным  капиталом;

2. Укрепление  и выдача гарантий получения  доходов со стороны государства  и Центрального банка;

3. Гибкое  государственное регулирование  для исключения монопольных групп  участников кредитного рынка;

4. Применение  льготных тарифов для вливания  кредитных средств в наиболее  слабые и уязвимые сектора  экономической системы страны;

5. Поддержка  и развитие новых форм и  видов кредитования на рынке  ссудных капиталов;

6. Дифференцированный  подход в области спроса и  предложения на кредитном рынке;

7. Создание  благоприятных условий для привлечения  иностранного капитала в российскую  экономику;

8. Внедрение  достижений и средств научно - технического прогресса на все  уровни кредитного рынка;

9. Достаточно  хорошо развитое информационное  обеспечение участников рынка  кредитов;

10. Развитие  рынка кредитов долгосрочного  погашения, потребительских кредитов  и ипотечных;

11. Обеспечение  необходимого уровня конкуренции  на кредитном рынке;

12. Повышение  устойчивости развития экономики  в целом и обеспечение возможности  создания прогнозирования кредитного  рынка России на долгосрочный  период;

13. Обеспечение  высокого профессионализма участников  кредитного рынка; 

14. Формирование  условий для выхода кредитного  рынка России на мировой уровень  и другие эффективные мероприятия.

Такой подход к организации кредитного рынка России позволяет расширить  возможности его участников и  в целом поддержать функционирование экономической системы государства  на мировом уровне.

В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения  надежности и устойчивости денежно-кредитной  системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством  регулярных публикаций аналитических  материалов. Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание  за профессиональные злоупотребления  и предоставление недостоверной  и несвоевременной информации как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов.

Кроме того, необходимо форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным  капиталом и выявлением реальных собственников банков. Для обеспечения  последовательности проводимого курса  и инвестиционной привлекательности  страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны  и характер, при наличии лиц, ответственных непосредственно за ее проведение.

Таким образом, обоснование и регламентация конечной генеральной цели денежно-кредитной ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования конечной генеральной цели денежно-кредитной политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни, и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность «имитации бурной деятельности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Заключение

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов  развития и формирования денежно-кредитной  системы любой страны. Основными  направлениями государственного регулирования  являются: политика Центрального Банка  в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая  политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных  кредитных институтах и законодательные  мероприятия исполнительной и законодательной  власти.

Информация о работе Денежно-кредитная политика ЦБ РФ