Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования - инструментарий денежно-кредитной политики.

Задачи исследования:

1. Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;

2. Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;

3. Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

4. Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

5. Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание

Введение

1. Теоретические подходы к изучению денежно-кредитной политики

1.1 Сущность и виды денежно-кредитной политики банка и его роль в денежно-кредитной политике

2. Особенности осуществления денежно-кредитной политики Центрального Банка в России

2.1 Аналитический обзор денежно- кредитной сферы в России

2.2 Инструментарий проведения денежно-кредитной политики

2.3 Ключевые направления реализации денежно-кредитной политики Центральным Банком России

3 Основные недостатки по ведению денежно-кредитной политики и направления их решения

3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России

3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики ЦБ в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1.Прогнозируемая динамика объема Стабилизационного фонда России на 2006-2015 г.г., млрд. долларов США

Работа содержит 1 файл

цб рф.docx

— 94.29 Кб (Скачать)

Учитывая  провозглашение в России в последние  годы инфляционно ориентированной  денежно-кредитной политики, необходимо упомянуть об использовании (в отдельные  периоды весьма активно) валютного  таргетирования.

Несмотря  на переход в 1998 г. Банка России на плавающий валютный курс рубля по отношению к доллару США, валютные ориентиры все же используются, хотя и в более мягкой форме, например определение среднего курса за год  и установление курса на каждый последующий  день валютных торгов. Учитывая огромную роль, которую играет Банк России на валютном рынке страны и степень  влияния на него, использование валютного  курса в качестве одного из ориентиров является оправданным и объективным  решением.

Исходя  из анализа текущей денежно-кредитной  политики, можно сделать вывод, что  данная политика ЦБ тесно связана  со Стабилизационным фондом. Проанализируем планируемые и фактические направления  денежно-кредитной политики в 2004-2005 гг., то есть в период наличия Стабилизационного фонда.

Основными направлениями единой государственной  денежно-кредитной политики на 2006 год, одобренными на заседании Правительства  РФ 18 августа 2005 г., предусмотрены четыре варианта развития денежно-кредитной  ситуации в 2006 г. в зависимости от различных сценариев цен на нефть: 28, 40, 50 и 60 долл. за баррель. Прирост  денежной базы по вариантам составит 17,1% 19, 20 и 23% соответственно. При расчете  федерального бюджета на этот год  использовался вариант цены на нефть 40 долл. за баррель./13/

Основной  объем стерилизации избыточного  денежного предложения, осуществляется федеральным бюджетом. При цене на нефть 60 долл. за баррель Банк России должен изъять из экономики 226 млрд. руб. Это максимальная величина чистого  кредита банкам с 2000 г. Если предположить, что цена на нефть в 2006 г. составит 100 долл. за баррель, то для достижения целевых ориентиром но инфляции и  недопущения укрепления рубля, по расчетам автора, изъятие расширенным правительством средств из экономики должно составить 4135 млрд. руб., Банком России - более 700 млрд. руб. /16/

Очевидно, последний в рамках рациональной денежно-кредитной политики не имеет  такой возможности, что увеличивает  риски превышения запланированных  темпов прироста денежных показателей  и целевых ориентиров по инфляции.

Кроме того, бюджет изымает из экономики  только избыточную денежную ликвидность, возникающую в нефтяном секторе. Высокая стерилизация средств Банком России приведет к существенному  повышению процентных ставок и изъятию ресурсов, которые могли бы быть источником инвестиций в основной капитал всех отраслей и соответственно развития экономики.

Необходимо  отметить, что изъятия средств  Центральным Банком являются временными и генерируют процентные платежи, то есть дополнительную эмиссию. При высоких  ставках по депозитам усиливается  приток иностранного капитала, что  существенно снижает эффективность  мер по стерилизации избыточного  денежного предложения. Таким образом, инструментов только денежно-кредитной  политики при цене на нефть свыше 60 долл. за баррель недостаточно.

По мнению многих международных экспертов, сохранение текущих цен на нефть или даже их повышение следует рассматривать  как наиболее вероятный сценарий развития мировой экономики на ближайшие  годы. В таких условиях экономика  России может столкнуться с необходимостью стерилизации возрастающего излишнего  денежного предложения.

В случае невозможности стерилизовать необходимый  объем свободной ликвидности  во избежание нарушения макроэкономической сбалансированности и ускорения  инфляции Правительству придется допустить  серьезное укрепление рубля, что  крайне негативно отразится на положении  отечественных товаропроизводителей.

Кроме того, использование внутри страны около 250 млрд. руб. средств Фонда  дает дополнительно до 1 п.п. роста  инфляции. То есть, решая одну частную  проблему, Правительство одновременно увеличивает инфляционный налог. При  высокой инфляции и высокой ставке заимствований с 2007 г. в условиях либерализации счета операций с  капиталом и финансовыми инструментами  можно ожидать значительного  притока спекулятивного иностранного капитала, который спровоцирует дополнительные риски в денежно-кредитной сфере.

Помимо  денежно-кредитной политики, связанной  с использованием средств Стабилизационного  фонда, ЦБ РФ в 2005 г. при проведении валютной политики Банк России использовал режим  управляемого плавания валютного курса, направленный на сглаживание резких колебаний курса национальной валюты и ограничение чрезмерного укрепления рубля, что в условиях чистого  притока в страну иностранной  валюты позволяло продолжить накопление золотовалютных резервов в значительных масштабах. Сдерживанию роста денежного  предложения способствовало также  увеличение остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке  России.

Сложившаяся в 2005 г. динамика рублевой денежной массы  во многом отражает объектив процесс  существенного повышения спроса на деньги, явившегося следствием главным  образом за счет высоких по сравнению  с прогнозировавшимися ранее  темпов экономического роста, а также  проводимой Банком России курсовой политики. Объем денежной массы (денежный агрегат  М2) за 2005 г. увеличился на 41,5% (за предыдущий год - на 32,4%). В 2005 г. темпы роста денежной массы были значительно выше темпов инфляции, что способствовало увеличению денежного агрегата М2 в реальном выражении, причем этот процесс был  намного интенсивнее, чем в 2004 году.

Темпы прироста наличных денег в 2005 г. были достаточно высокими и практически  не отличались от темпов роста рублевой денежной массы в целом.

Фактором, который наряду с ростом реальных доходов населения оказывал существенное влияние на динамику наличных денег  в прошедшем году, можно считать  достаточно резкое сокращение спроса населения на наличную иностранную  валюту. На фоне номинального снижения курса доллара США и заметного  уменьшения спроса населения на наличную американскую валюту (особенно во II и IV кварталах) отмечалось сокращение продаж банками наличной иностранной валюты физическим лицам, что способствовало росту количества наличных денег на руках у населения.

В целях  уменьшения возможных инфляционных последствий роста денежного  предложения, формируемого за счет покупки  иностранной валюты, и предотвращения чрезмерного укрепления российского  рубля Банк России использовал все  имеющиеся в его распоряжении инструменты абсорбирования ликвидности. Совокупный объем ликвидности, изъятой  Банком России путем проведения депозитных операций, операций биржевого модифицированного  РЕПО и операций по продаже государственных  ценных бумаг из своего портфеля, в  целом за 2004 г. составил более 72 млрд. руб.

В условиях профицита консолидированного бюджета  объем средств, абсорбированных  путем увеличения остатков средств  расширенного правительства на счетах в Банке России, составил около 66 млрд. руб. В результате произошло  абсолютное сокращение чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования, которое за год составило 416 млрд. рублей.

Значительное  увеличение реальных располагаемых  денежных доходов населения по сравнению 2004 г. и повышение доверия населения  к национальной валюте способствовали росту сбережений граждан. Так, объем  рублевых вкладов населения в 2005 г. возрос на 64,8%. В структуре вкладов  населения течение 2005 г. сохранялась  тенденция к опережающему росту  срочных депозитов, увеличение объем  которых составило 67,9% (в том числе  депозитов со сроками свыше одного года - 84,5%). /15/

В условиях масштабного наращивания золотовалютных резервов Банк России путем проведения стерилизационных мероприятий ограничивал  денежное предложение. Это в определенной степени оказало понижательное  воздействие на динамику денежного мультипликатора, рассчитанного по денежной базе в широком определении, его средний уровень в 2005 г. немного снизился по сравнению с аналогичным показателем 2002 года.

Операции  Банка России по продаже облигаций  федерального займа из собственного портфеля в сочетании с операциями биржевого модифицированного РЕПО позволили отчасти компенсировать отсутствие у Банка России в рассматриваемый  период правовых возможностей выпуска  собственных облигаций. В результате проведения операций по продаже облигаций  без обязательства обратного  выкупа Банку России удалось абсорбировать  за год около 30 млрд рублей. Низкая ликвидность  рынка, обусловленная отрицательной  реальной доходностью по большинству  выпусков государственных ценных бумаг, является главной причиной медленного развития этого рынка.

Высокие темпы роста денежного предложения  способствовали снижению среднего уровня краткосрочных процентных ставок (ставка MIACR по однодневным кредитам) за декабрь  до 1,1 % по сравнению с 7,3% в январе 2005 г. и уменьшению спроса на инструменты, используемые Банком России для предоставления ликвидности банкам. Вместе с тем  использование указанных инструментов в случае необходимости способствовало сглаживанию колебаний уровня банковской ликвидности./4/

В целях  оперативной поддержки ликвидности  кредитные организации широко использовали внутридневные кредиты Банка  России. Они были предоставлены кредитным  организациям 16 на общую сумму 1,5 трлн. руб., что в 4,6 раза выше аналогичного показателя 2004 г. Внутренние кредиты  предоставлялись по нулевой ставке./27/

В условиях стабильной конъюнктуры межбанковского кредитного рынка, поддерживаемой ЦБ РФ в рамках реализации денежно-кредитной  политики, в 2005 г. возросла предсказуемость ставок денежного рынка. Заявляемые ставки привлечения и размещения МБК являются адекватным индикатором текущей рыночной конъюнктуры. На протяжении большей части 2005 фактические ставки по размещенным российскими банками рублевым МБК не выходили за грани диапазона, устанавливаемого заявляемыми ставками привлечения и размещения межбанковских кредитов.

Несмотря  на достаточно высокую организацию  денежно-кредитной политики ЦБ РФ, имеется  ряд проблем, требующих решения, основные из которых мы рассмотрим в следующем разделе данной курсовой работы.

3. Основные недостатки  по ведению денежно-кредитной  политики и направления  их решения

3.1 Проблемы реализации  денежно-кредитной  политики Центрального  Банка России

Проведение  денежно-кредитной политики ЦБ РФ в  условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий  экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем. Во-первых, непростой  проблемой является сама оценка состояния  экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).

Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния  внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи  в рамках мировой экономики, но и  взаимозависимость звеньев национального  хозяйства.

Нестабильность  российской экономики приводит к  нестабильности спроса и предложения  на кредитном рынке, выявляя положительные  и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.

Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых  доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен  для различного рода махинаций.

Как показывает мировая практика, институт кредитных  историй является закономерным результатом  эволюции финансового рынка и  развития его институциональной  основы. Решение наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед  ЦБ РФ, в частности кредитование реального сектора экономики, серьезно затруднено отсутствием системы  аккумуляции информации для оценки рисков при предоставлении кредитов. Отсутствие у банков информации о  кредитной истории заемщиков  сдерживает масштабы кредитования, тормозя  тем самым развитие целых секторов экономики.

Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника  кредитования реального сектора  экономики, развивающегося в последнее  время наиболее высокими темпами.

В последнее  время в России обострилась проблема нехватки наличных и безналичных  денежных средств, проявляющаяся в  низком соотношении денежной массы  к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации. В России данный показатель остается довольно высоким и в 2005 г.: 16-17 % (по данным Банка России). Этот показатель свидетельствует  о том, что в стране низкий уровень  насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении.

Информация о работе Денежно-кредитная политика ЦБ РФ