Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа
Структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе составляет в среднем 25-30 %, а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов, т. е. безналичными деньгами. В структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п.
Введение. 3
Глава 1. Понятие денежной массы 5
1.1. Структура денежной массы……………………………………………..5
1.2. Инструменты регулирования денежной массы. 6
1.3 Анализ денежной массы на примере 1998-1999 годов 9
Глава2. Денежные агрегаты 16
2.1 Понятие денежных агрегатов……………………………………………16
2.2 Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной
политики в 2011 году………………………………………………………….19
Глава 3. Пути совершенствования денежного обращения в России. 29
3.1 Прогнозы на 2012 год и анализ 2001-20011 годов 30
3.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики на 2012 год………………………………………………………...39
Заключение………………………………………………………………………46
Список используемой литературы. 48
Приложения……………………………………………...………………………50
Совокупные безналичные банковские
резервы за 2011 г. сократились на 27,3% — до
1,7 трлн. руб. на 1.01.2012, их средний дневной
объем в 2011 г. был равен 1,6 трлн. руб. (в 2010
г. — около 2 трлн. руб.). В составе совокупных
безналичных банковских резервов обязательства
Банка России перед кредитными организациями
по средствам, находящимся в инструментах
абсорбирования ликвидности2, уменьшились
с 1,4 трлн. руб. на 1.01.2011 до 0,8 трлн. руб. на
1.01.2012. Их средний дневной объем в январе—сентябре
2011 г. составил 1,1 трлн. руб., а в октябре—декабре
— только 0,5 трлн. рублей. Средства кредитных
организаций на корреспондентских счетах
в Банке России на 1.01.2012 были равны 981,6
млрд. руб. и примерно соответствовали
их объему на 1.01.2011. Средние дневные остатки
на корсчетах в 2011 г. составили 661,7 млрд.
руб. по сравнению с 525,8 млрд. руб. в 2010 году.
В рассматриваемый период ситуация на
рынке межбанковских кредитов (МБК) была
неоднородной. В первой половине года
в условиях значительных объемов ликвидных
средств российских кредитных организаций
ставки по рублевым межбанковским кредитам
находились вблизи нижней границы коридора
процентных ставок Банка России и умеренно
повышались по мере сужения этого коридора.
Средняя ставка по размещенным российскими
банками однодневным МБК в рублях в июне
2011 г. составила 3,7% годовых (в январе 2011
г. — 2,6% годовых). В III и IV кварталах 2011 г.
объем ликвидных средств российских банков
сокращался, что привело к более заметному
росту ставок МБК. В декабре 2011 г. средняя
ставка по размещенным российскими банками
однодневным рублевым МБК составила 5,4%
годовых, превысив минимальную ставку
по однодневным аукционам прямого РЕПО
Банка России.
Инструменты денежно-кредитной политики.
В IV квартале 2011 г. Банк России осуществлял меры, направленные на повышение действенности проводимой денежно-кредитной политики. В частности, были приняты решения об изменении параметров механизма курсовой политики, о сужении интервала процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности и реализации мер, направленных на расширение доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования Банка России.
С 27 декабря 2011 г. ширина операционного интервала допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины была увеличена с 5 до 6 руб. путем его симметричного расширения. Одновременно величина накопленных интервенций, приводящих к сдвигу его границ на 5 копеек, была снижена с 600 до 500 млн. долларов США. В декабре Банк России принял решение снизить на 0,25 процентного пункта ставку рефинансирования, а также процентные ставки по отдельным операциям предоставления ликвидности на фиксированных условиях и повысить на 0,25 процентного пункта процентные ставки по депозитным операциям на фиксированных условиях. Решение о сближении процентных ставок по отдельным операциям предоставления и абсорбирования ликвидности было принято с целью ограничения волатильности ставок денежного рынка и усиления действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В январе—августе 2011 г. спрос со стороны кредитных организаций на инструменты рефинансирования Банка России практически отсутствовал вследствие относительно высокого уровня банковской ликвидности. Начиная с сентября 2011 г. на фоне усиления оттока капитала и роста объема продаж иностранной валюты на внутреннем валютном рынке объемы рефинансирования кредитных организаций существенно возросли.
Объем
внутридневных кредитов, предоставляемых
Банком России кредитным
В IV квартале Банк
России начал выдавать кредиты, обеспеченные
золотом, по фиксированной процентной
ставке, объем предоставленных кредитов
составил 19,0 млн. рублей. Срок предоставления
данного вида кредитов был увеличен с
90 до 180 дней. Операции "валютный своп"
в 2011 г. не проводились вследствие отсутствия
спроса на них со стороны кредитных организаций.
Объем
продажи Банком России ОФЗ
из собственного портфеля в
2011 г. составил 8,0 млрд. руб., при этом в IV квартале операции
по продаже/покупке ОФЗ из собственного
портфеля не проводились.
В IV квартале Банк России не принимал решений об изменении нормативов обязательных резервов. Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, на 1.01.2012 составила 378,4 млрд. руб. (на 1.01.2011 — 188,4 млрд. руб., на 1.10.2011 — 347,0 млрд. руб.). При этом по состоянию на 1.01.2012 обязательные резервы по обязательствам в валюте Российской Федерации составили 253,8 млрд. руб., увеличившись за IV квартал на 9,7 млрд. руб.; по обязательствам в иностранной валюте — 124,6 млрд. руб. (их прирост за октябрь—декабрь составил 21,8 млрд. руб.). В 2011 г. кредитные организации активно пользовались усреднением обязательных резервов. В периоде усреднения с 10 декабря 2011 г. по 10 января 2012 г. 672 кредитные организации из 70 регионов Российской Федерации использовали право на усреднение (доля таких кредитных организаций составила 68,2% от общего числа действующих кредитных организаций). Усредненная величина обязательных резервов составила 501,7 млрд. руб., увеличившись за год более чем в 2 раза.
Коэффициент
усреднения для расчета
— для кредитных организаций (кроме РНКО, РЦ ОРЦБ) — 0,6;
— для РНКО и РЦ ОРЦБ — 1,0.
С 1 января 2012 г. для кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, установлен коэффициент усреднения в размере 1,0.
Политика денежной
стерилизации себя полностью исчерпала.
Стратегия инновационного развития,
предложенная руководством страны, требует
выработки новых принципов
Позиция Минфина, поддержанная затем международным валютным фондом (МВФ) и Банком России (ЦБ РФ), интерпретирующая всплеск инфляции, инфраструктурные проблемы экономики как признаки ее «перегрева», является отголосками масштабной полемики, связанной со стратегией 2020. Инфляционные факторы. Монетарный фактор инфляции в России отнюдь не так силен, согласно оценке МЭРТ доля немонетарных факторов составляет 46.2%. Поэтому бороться с ней монетарным путем, характерным для нашего правительства, крайне бесперспективно. Среди причин инфляции можно выделить главные:
Высокий спрос, который можно превратить в «мотор» развития экономики, это благо, но нужно создавать предложение.
Почему инфляция «рванула» именно осенью 2007 года? Правительство не учло фактор глобальной инфляции, вызванный падением курса доллара и сопутствующим ростом цен на нефть и сырье. Оно никак не ожидало глобального роста цен на продовольствие, вклад которого в итоговую инфляцию за 2007 г. составил 45%. Благодаря этому инфляционный всплеск наблюдался во многих странах – СНГ, Восточная Европа, Китай и пр. В течение 2008-2011 годов правительство планирует достаточно серьезный рост тарифов для населения, что неизбежно подольет «масла в огонь», разогнав инфляцию. Рос тарифов по электроэнергии в течение 2008 г. составит – 14%, в 2009-2011 годах - 25%. Рост цен на газ в 2008-2009 г. составит 25%, в 2010 году – 30%, в 2011 г. – 40%, на железнодорожные перевозки в 2008 г. тарифы вырастут на 16,3%, в 2009-2011 г. на 12,5-14%.
Так каковы должны быть реальные меры по борьбе с инфляцией?
Увеличение денежной массы - не всегда повод для инфляции. Как известно, реальный монетаризм зовет не к дефициту денег, а только к их достаточности. Политика денежного дефицита снижает инвестиционный потенциал. Анализ вклада монетарной составляющей демонстрирует «инфляционный парадокс» - увеличение денежной массы в нашей экономике в определенном интервале способствует не росту, а снижению инфляции Экономика РФ пока недостаточно насыщена деньгами. В 2001-2002 годах уровень монетизации (отношение денежной массы М2 к ВВП) был около 15%, тогда как монетизация развивающихся стран составляет 40-60%, развитых – около 80%, а Китая – около 160%. Антиинфляционный эффект наблюдается, если имеется запас по уровню монетизации, за период с 2001 по 2007 г. монетизация выросла с 16 до 40% при этом инфляция снизилась с 20 до 9%, «откатившись» в прошлом году до 11.9% Коэффициент корреляции для приведенных величин равен (-0.78). Повышение степени монетизации российской экономики, стимулировавшей темпы экономического роста и снижения инфляции, было санкционировано под воздействием притока валютной выручки от сырьевого экспорта и иностранного капитала, заставив ЦБ «напечатать» больше рублей под покупку валюты. Какой уровень монетизации и ее ежегодного прироста является безопасным? А.Кудрин, безусловно, прав, утверждая, что мы сразу не можем позволить себе такой же уровень монетизации, как в развитых странах - т.е. около 80%.