Действующие формы безналичных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Тема безналичных денежных расчетов в настоящее время является актуальной. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной курсовой работы:
- дать понятие безналичных расчетов и их значения в денежном обороте страны;
- рассмотреть основные принципы организации безналичных расчетов и основные их формы;
- проанализировать применение различных форм безналичных расчетов в современных условиях и динамику структуры безналичных платежей и денежной массы;
- рассмотреть основные проблемы организации безналичных расчетов и перспективы отдельных форм безналичных платежей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1.Сущность и организация безналичных денежных расчетов ....................4
1.1 Понятие и значение безналичных расчетов………………….……….4
1.2 Принципы организации безналичных расчетов……………….……..6
1.3 Формы безналичных расчетов……………….……………………….11
1.3.1 расчеты платежными поручениями……………………………11
1.3.2 вексельные расчеты……………………………….…….………15
1.3.3 расчеты чеками, аккредитивами и по инкассо……………..….19
1.3.4 факторинг как форма переуступки требования платежа….….25
1.3.5 расчеты пластиковыми карточками……………….…………...30
2. Организация расчетов с использованием платежных карт
(на примере Московского региона)…………………………..……….…...34
Заключение………………………….……………………………………….39
Список используемой литературы………………...……………….………41

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 555.00 Кб (Скачать)

      Правовой  основой взаимоотношений факторинговой компании с клиентом является договор, определяющий обязательства и ответственность сторон. В частности, в нем оговариваются вид факторинга, размер факторингового кредита и процентная ставка за этот кредит, величина комиссионного вознаграждения по всем видам комиссионно-посреднических услуг, порядок оформления документов и другие условия по усмотрению сторон.

      Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, до заключения Договора с  клиентом факторинговая компания должна тщательно изучить финансовое состояние потенциального клиента с тем, чтобы убедиться в его конечной платежеспособности: проанализировать показатели ликвидности баланса, состав и длительность дебиторской задолженности, возможности реализации выпускаемой продукции, конъюнктуру рынков сбыта, круг покупателей продукции, будущего клиента и их платежеспособность и т. д. Для этого используются информация в печати, данные своих агентов, материалы изучения платеже- и кредитоспособности банковской клиентуры, бухгалтерская отчетность клиента и другая информация. Указанный анализ должен быть выполнен в течение двух недель. В случае положительного решения вопроса в заключенном договоре между клиентом и факторинговой компанией обычно предусматривается предельная сумма, на которую может быть выдан факторинговый кредит или приняты документы на инкассо. Для определения размера лимита клиент должен представить факторинговой фирме имеющиеся у него хозяйственные договоры с покупателями. Договор на факторинговое обслуживание заключается, как правило, на срок не менее чем на один год.

      В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком, а с 1989 г. факторинговые отделы (группы) стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отделов — на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.

      В настоящее время факторинговый  отдел может предоставлять своим клиентам следующие основные виды услуг:

      Приобретать у предприятий-поставщиков право  на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой  заранее согласовывается с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам, отгруженным и услугам оказанным).

      Осуществлять  покупку у предприятий-поставщиков  дебиторской задолженности по товарам, отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка  просроченной дебиторской задолженности).

      Приобретать векселя у своих клиентов.

      При покупке факторингом у хозорганов просроченной дебиторской задолженности, но товарным операциям он оплачивает поставщику за счет своих средств  указанную задолженность не огульно, а при определенных условиях: при сроке задержки платежа не более трех месяцев и лишь при получении от банка плательщика уведомления о том, что плательщик не снят полностью с кредитования и не объявлен неплатежеспособным. Операции по переуступке клиентом факторингу просроченной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокий размер комиссионного вознаграждения, уровень которого в 1,5—2 раза выше, чем при покупке факторингом задолженности по товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил.

      В связи с развитием вексельной формы расчетов факторинг стал оказывать  предприятиям новую услугу — покупать у поставщиков векселя с немедленной  их оплатой (учет векселя). Подобная факторинговая  операция обеспечивает поставщику, отгрузившему товар под вексель, получение денежных средств в оплату векселя при одновременном сохранении срока платежа по векселю для должника. За учет векселя факторинг взимает по договоренности с клиентом комиссионное вознаграждение (дисконт), которое представляет собой разницу между валютой векселя и суммой, получаемой от факторинга продавцом векселя.

      Наряду  с этими основными услугами факторинг  на комиссионных началах в порядке  разовых операции может оказывать  своим клиентам различного рода дополнительные услуги - постоянное и разовое консультирование хозорганов по вопросам совершенствования организации их расчетов с поставщиками и покупателями, повышения эффективности использования финансовых ресурсов, оздоровления финансового состояния и по другим экономическим вопросам; юридические услуги (оказание помощи в подготовке деловых бумаг и документов по кредитно-финансовым вопросам); ведение по поручению клиентов учета товаров отгруженных, дебиторской задолженности с целью использования данного учета для составления бухгалтерских отчетов и оценки сложившейся практики платежных взаимоотношений. 
 
 

      1.3.5 Расчеты пластиковыми карточками 

      Развитие  электронной техники позволило  широко использовать безналичные расчеты в форме пластиковых карточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую их владельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги.

      Пластиковая карточка представляет собой пластиковую пластинку с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, дающей ключ к специальному карточному счету в банке. При бумажной технологии продавец с помощью специального терминала считывает информацию с карточки, проводит авторизацию (через особую линию связывается с процессинговым центром, в котором хранится подробная информация о состоянии счета) и выясняет, можно ли оплатить покупку. Подробная информация о покупке фиксируется на слипе (отпечатке с карточки) и направляется в центр платежной системы или банк. Подпись на слипе означает приказ перевести деньги за покупку со специального карточного счета на счет продавца.

         В электронной системе держатель  карточки напрямую связывается с эмитентом через терминал. Вместо подписи на счете он вводит с помощью клавиатуры секретную комбинацию цифр, что при правильном наборе санкционирует дебетование его банковского счета.

      По  экономическому содержанию различают кредитные и дебетовые карточки. Кредитные карточки связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупках товаров и при получении кассовых ссуд.

      Дебетовые карточки предназначены для получения наличных в банковских автоматах или покупки товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карточки в банке.

      Банковские  кредитовые карточки предназначены для покупки товаров с использованием банковского кредита, а также для получения авансов в наличной денежной форме. Главная особенность этой карточки — открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически каждый раз, когда производится покупка товара или берется кредит в денежной форме. Кредитная линия действует в пределах установленного банком лимита. В некоторых системах банковская кредитная карточка может применяться для льготной оплаты некоторых видов услуг (например, телефонных разговоров), а также для получения денег в банковских автоматах.

      Различаются индивидуальные и корпоративные  карточки. Индивидуальные выдаются отдельным клиентам банка и могут быть "стандартными" или "золотыми" (предназначаются для лиц с высокой кредитоспособностью и предусматривают множество льгот для пользователей). Корпоративная карточка выдается организации (фирме), которая на основе этой карточки может выдать индивидуальные карточки избранным лицам (руководителям или просто ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, связанные с корпоративным карточным счетом. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карточек.

      Карточки  туризма и развлечений выпускаются компаниями, специализирующимися на обслуживании этой сферы, например "Америкен экспресс" и "Дайнерс клаб". Карточки принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров и услуг, они также предоставляют владельцам различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, получению скидок с цены товара, страхованию жизни и т.д. В этих системах также существуют индивидуальные и корпоративные карточки.

      Частные кредитовые карточки предприятий торговли и услуг. Применение этих карточек ограничено определенной замкнутой сетью торговых учреждений, например, цепью универмагов или системой заправочных станций определенной компании. Кредит предоставляет сама компания, она же получает процент по ссудам. Получили распространение банковские частные карточки, с помощью которых можно совершать покупку в определенных магазинах со скидкой, но выпуск карточек, выдачу кредита по покупкам и расчеты по оплате торговых счетов осуществляет банк — участник соглашения.

      Карточки  для покупки через  терминалы в торговых тачках также относятся к разряду дебетовых. Они привязаны к чековому или сберегательному счету владельца карточек и не предусматривают автоматического предоставления кредита. Карточка выполняет функции банковского чека, однако ее применение более надежно, так как идентификация владельца производится в момент совершения сделки, и деньги перечисляются на банковский счет торгового предприятия немедленно.

        Карточки для банковских автоматов это разновидность дебетовых карточек, которые дают возможность владельцу счета в банке получать наличные деньги в пределах остатка средств на счете через автоматические устройства, установленные в банках, торговых залах, на вокзалах и т. д. При наличии карточки деньги можно получить в любое время суток и по праздничным и по выходным дням. Кроме того, владелец избавлен от необходимости посещать свое отделение банка, и может воспользоваться автоматами, расположенными в торговых центрах, на вокзалах и т.д.

      Еще одна классификация пластиковых  карточек связана с их технологическими особенностями. Наиболее распространены карточки двух видов — с магнитной полосой и со встроенной микросхемой.

      Карточки  с магнитной полосой имеют на обороте магнитную полосу, где записаны данные, необходимые для идентификации личности владельца карточки при ее использовании в банковских автоматах и электронных терминалах торговых учреждений. Если карточка вставлена в соответствующее считывающее устройство, индивидуальные данные владельца передаются по коммуникационным сетям для получения разрешения на осуществление сделки.

      На  карточках магнитная полоса имеет  несколько дорожек для фиксации необходимых сведений в закодированной форме. На одной из дорожек записан персональный идентификационный номер (ПИН), который вводится владельцем карточки с помощью специальной клавиатуры при использовании им банковских автоматов и терминалов. Набранные цифры сравниваются с ПИН-кодом, записанным на полосе.

      В карточках со встроенной микросхемой хранителем информации, которая записывается заранее, а затем может обновляться в момент совершения сделки, служит микросхема. Это расширяет функциональные возможности карточки и повышает ее надежность. На основе записанных в микросхеме сведений сделка по карточке может осуществляться в автономном режиме, т.е. без непосредственной связи с центральным процессором банковской компьютерной системы в момент совершения операции.

      В России наибольшее распространение  получили дебетовые карточки. Причем применяются карточки как международных  систем (ВИЗА, Еврокард-Мастеркард, Америкой экспресс, Динерс Клаб), так и отечественные карточки (СТБ-Кард, Мосткард и др.)

 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Практическая часть 

      Организация расчетов с использованием платежных карт (на примере Московского региона) 

      Тенденции на рынке банковских карт свидетельствует  об активном расширении этого вида банковских услуг. За годы существования рынка баки сумели оценить привлекательность этого бизнеса и научились зарабатывать на нем. Конкуренция в этой сфере настолько высока, что тарифы на обслуживание операций с использованием банковских карт практически не различаются между собой. И банки ищут новые пути завоевания рынка, они пытаются заинтересовать клиента тем, чтобы он пользовался картой как можно чаще. В настоящее время с помощью карт можно не только снять деньги в банкомате или пунктах выдачи наличных, оплатить покупку в магазине или ужин в ресторане, но и заплатить за услуги сотовых операторов и Интернет-провайдеров. Начинают устанавливать банкоматы, которые не только выдают наличные деньги, но и принимают их для последующего зачисления кредитной организацией на «карточный счет» клиента. Продолжает расти количество кредитных и кобрэндинговых карт.

      Комбрэндинговые проекты предполагают выпуск банками  и компаниями платежных карт с  совмещенными логотипами, а так же с комплексом дополнительных услуг – скидками и бонусами. Такие проекты выгодны всем: клиенты получают бонусы и скидки при использовании карты, партнер банка по кобренду предлагает своим клиентам новый сервис, а банк приобретает новых клиентов. Сейчас на рынке заявлено порядка 100 подобных проектов. Например, Сбербанк предлагает международную банковскую карту «Visa Аэрофлот», владельцы которой становятся участники программы «Аэрофлот-бонус». Банк «Русский стандарт» предлагает свом клиентам револьверную кредитную карту «Аэрофлот-MasterCard». Экспобанк запустил совместный продукт со страховой компанией «РЕСО-Гарантия», в рамках которого клиенты компании получают страховое возмещение на «карточный счет»  в Экспобанке. Специально для абонентов МТС Международный банк реконструкции и развития предлагает кредитную карту MTS.Card, которая позволяет абонентам МТС не только оплачивать покупки и услуги, но и ежемесячно пользоваться бонусными минутами местных и мобильных вызовов, а так же получать мгновенный кредит. Росбанк и компания «Вымпел» также предлагают своим клиентам совместную карту.

Информация о работе Действующие формы безналичных расчетов