Действующие формы безналичных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Тема безналичных денежных расчетов в настоящее время является актуальной. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной курсовой работы:
- дать понятие безналичных расчетов и их значения в денежном обороте страны;
- рассмотреть основные принципы организации безналичных расчетов и основные их формы;
- проанализировать применение различных форм безналичных расчетов в современных условиях и динамику структуры безналичных платежей и денежной массы;
- рассмотреть основные проблемы организации безналичных расчетов и перспективы отдельных форм безналичных платежей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1.Сущность и организация безналичных денежных расчетов ....................4
1.1 Понятие и значение безналичных расчетов………………….……….4
1.2 Принципы организации безналичных расчетов……………….……..6
1.3 Формы безналичных расчетов……………….……………………….11
1.3.1 расчеты платежными поручениями……………………………11
1.3.2 вексельные расчеты……………………………….…….………15
1.3.3 расчеты чеками, аккредитивами и по инкассо……………..….19
1.3.4 факторинг как форма переуступки требования платежа….….25
1.3.5 расчеты пластиковыми карточками……………….…………...30
2. Организация расчетов с использованием платежных карт
(на примере Московского региона)…………………………..……….…...34
Заключение………………………….……………………………………….39
Список используемой литературы………………...……………….………41

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 555.00 Кб (Скачать)

      Схема документооборота отражается на рис.4

      

      Рис.4 документооборот

      Здесь при осуществлении операций по аккредитиву  участвуют:

      F1 – покупатель (плательщик, аккредитиводатель);

      F2 – поставщик (бенефициар по  аккредитиву);

      B1 – банк-эмитент, открывающий аккредитив;

      B2 – банк поставщика (банк-корреспондент  по месту нахождения бенефициара).

      Отношения, складывающиеся в процессе выставления  и исполнения аккредитива:

      – обращение F1 в банк В1 с просьбой об открытии аккредитива; депонирование соответствующих денежных сумм;

      – аккредитивная телеграмма или почтовый аккредитив;

      – извещение об открытии аккредитива;

      – товар;

      – реестр счетов, товарно-транспортные документы; зачисление средств на счет в В2;

      – реестр счетов, товарно-транспортные документы; списание суммы со счета депонированных средств в В1.

      Каждый  аккредитив имеет характерную степень  обеспечения и по форме содержит указание на момент принятия риска. Так, должно быть ясно, является ли он отзывным или безотзывным (при отсутствии явного указания аккредитив считается, согласно ГК РФ, отзывным).

      Отзывной  аккредитив может быть изменен или  аннулирован в любой момент банком-эмитентом  В1 (по указанию покупателя F1) без предварительного согласования с поставщиком F2.

      Безотзывный аккредитив не может быть изменен  без согласия бенефициара F2 и ответственных банков, если выполнены условия аккредитива.

      Очевидно, что для поставщика наиболее надежным является безотзывный аккредитив, подтвержденный к тому же обслуживающим банком. Это означает обязательство банка  В2 в дополнение к обязательству банка В1 по платежу, то есть гарантии независимо от того, может ли банк-эмитент представить возмещение. Кроме того, аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые и непокрытые.

      Покрытый  аккредитив (депонированный) соответствует  предварительному представлению в  распоряжение банка-корреспондента В2 покрытия в сумме аккредитива на срок действия обязательств. В этом случае депонирование средств возможно также за счет ссуды покупателя в своем банке. Отметим, что не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств и частично за счет банковской ссуды В.

      Рассматриваемая форма расчетов в международной  практике представлена в основном непокрытыми (гарантированными) аккредитивами, когда  платежи поставщику гарантируют  банки. С предприятиями-плательщиками, своевременно выполняющими обязательства перед банками и поставщиками, могут заключаться договоры на открытие гарантированных аккредитивов. Банк-эмитент в таком случае предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика со своего корреспондентского счета.

      Следует сказать, что применение аккредитивов и в России может оказаться  вполне перспективным делом. По крайней  мере, оно выглядит эффективнее по сравнению с предварительной  оплатой, которая превратилась по существу в преобладающую форму гарантии платежа. В то же время необходимо учитывать сложность и высокую стоимость аккредитивной формы расчетов.

      Преимущества  для участвующих в расчетах сторон также достаточно очевидны. Для поставщика речь идет о гарантиях своевременности и полноты получения платежа, а для покупателя – получения заказанной продукции в соответствии с предусмотренными договором условиями.

      Теперь  рассмотрим такие денежные операции, как инкассирование (операции по инкассо). Под ними понимают банковские операции, при которых банк берет обязательство получить от имени и за счет клиента деньги и (или) акцепт платежа от третьего лица по представленным на инкассо документам. Например, прием срочных процентных и дивидендных купонов, векселей или чеков для получения платежей по ним.

      Операции  по инкассо можно было бы производить, и не прибегая к помощи банков, однако техническое оснащение и наличие  грамотного персонала вполне оправдывают  обращение к их посредничеству. Контроль над ситуацией особенно важен  тогда, когда платеж должен быть совершен в другом месте.

      Если  обратиться к основе инкассовых операций, то можно видеть, что ее составляет договор поручения, то есть инструкции клиента банка. Например, на векселях, передаваемых на инкассо, об этом свидетельствует  индоссамент “деньги на инкассо”, “для инкассирования” и т.п.

      Другим  примером может быть инкассовое поручение  на бесспорное (безакцептное) списание средств. Оно может осуществляться либо по поручению взыскателей, либо исходя из исполнительных документов. Отметим, что бесспорное списание средств допускается только на основании решений соответствующих органов и исполнительных документов.

      Основными видами инкассовых операций являются простое (чистое) инкассо и документарное (коммерческое). В первом случае банк обязуется получить деньги с третьего лица на основании платежного требования, не сопровождаемого коммерческими документами, а во втором – банк должен предъявить полученные от своего клиента коммерческие документы. К числу коммерческих документов относятся счета, транспортные и страховые документы, документы о праве собственности и любые иные документы, не являющиеся финансовыми.

      Вообще, расчеты в форме инкассо распространены в международных платежах достаточно широко. Платежи по контрактам осуществляются на условиях коммерческого кредита, и зарубежные банки принимают на инкассо различные документы, в том числе, кроме упомянутых выше векселей и чеков, акции, облигации и другие.

      Во  внутреннем обороте инкассирование векселей и чеков развито в  недостаточной мере, хотя схема его применения достаточно прозрачна. Например, предприятие за определенное комиссионное вознаграждение передает до срока платежа имеющиеся у него векселя своему банку. Теперь банк берет на себя хлопоты по получению платежа и предоставлению в распоряжение своего клиента денежных средств. Передача векселей сопровождается письменным распоряжением – инкассовым поручением.

      С инкассовыми операциями связаны  расчеты платежными требованиями-поручениями  и платежными требованиями. Платежные  требования-поручения включают отгрузочные документы и счета, передаваемые плательщику против акцепта. Платежные требования содержат все необходимые реквизиты, позволяющие определить вид товара, цену, время отгрузки и т.п.

      Указанные требования выставляются на инкассо  поставщиком после отгрузки товара и выписки товарных документов. Банк В2 обязан переслать документы в банк плательщика В1, взыскать с него средства и перечислить на расчетный счет поставщика. В свою очередь, банк В1, получив документы, информирует плательщика и принимает их к оплате только после получения от него предварительного акцепта.

      Подобная  форма расчетов предполагает определенные риски и должна подстраховываться  доверительными отношениями контрагентов. В таком контексте, например, использование  покупателем требований-поручений освобождает его от необходимости заранее отвлекать средства из своего оборота. Для поставщика риск несвоевременной оплаты счетов может быть уменьшен за счет получения определенных гарантий от покупателя. В договоре можно использовать в таком случае различные правовые средства обеспечения обязательств по оплате (поручительства, банковской гарантии, залог и т.п.).

      С тех пор, как получили развитие средства связи, ускоряющие доставку документов, началось снижение уровня рисков, связанных с замедлением оборачиваемости средств из-за разрыва во времени между отгрузкой товара и получением выручки.

      С позиций управления финансами корпораций, можно отметить возможности рассмотренных  форм расчетов для нейтрализации  риска отказа покупателя от оплаты поставленной ему продукции, ускорение инкассации денег по многим филиалам для эффективного объединения ресурсов на едином счете и другие. 

      1.3.4 Факторинг как форма переуступки требования платежа 

      Факторинг является рискованным, но высокоприбыльным банковским бизнесом, эффективным орудием финансового маркетинга, одной из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики

      Термин  «факторинг» от английского   посредник, агент. В факторинговых операциях участвуют три стороны:

      1) фактор-посредник, которым может  быть коммерческий банк или  специализированная факторинговая  компания:

      2) поставщик.

      3) покупатель.

      В мировой практике пол факторингом  понимается ряд комиссионно-посреднических услуг, оказываемых фактором клиенту в процессе осуществления последним расчетов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием его оборотного капитала.

      Основная  цель факторингового обслуживания –  инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Эта услуга может оказываться фактором клиенту, как без финансирования, так и с финансированием.

      В первом случае клиент факторинговой  компании, отгрузив продукцию, предъявляет  счета своему покупателю через посредство компании, задача которой получить в пользу клиента платеж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней).

      В случае инкассирования счетов с финансированием  факторинговая компания покупает счета-фактуры  у клиента на условиях немедленной оплаты 80—90% стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20"/о стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т. п. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала.

      За  дисконтирование счетов-фактур факторинговая  компания взимает с клиента: а) комиссионные (за инкассацию счетов); б) процент по факторинговому кредиту. Он взимается  от даты предоставления кредита до срока поступления средств за эту продукцию от покупателя. Этот процент обычно на 1 — 2 пункта выше учетной ставки.

      Факторинг с финансированием (кредитом) может  быть двух видов: открытый, закрытый.

      Открытый  факторинг - это форма факторинговой  услуги, при которой плательщик уведомлен о том, что поставщик переуступает счета-фактуры факторинговой компании.

      Закрытый, или конфиденциальный, факторинг  свое название получил в связи  с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов-фактур факторинговой компании. В данном случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

      По  соглашению сторон между поставщиком  и факторинговой фирмой при факторинге с финансированием может предусматриваться  право регресса, т. е. право возврата факторинговой фирмой не оплаченных покупателем счетов с требованием  возмещения кредита факторинговой фирме. Однако в мировой практике факторинг с регрессом применяется редко, и, как правило, факторинговые фирмы весь риск неплатежа берут на себя.

      Помимо  «дисконтирования фактур» факторинговая  компания может выполнять ряд  других услуг, связанных с расчетами и основной хозяйственно-финансовой деятельностью клиента:

      Вести полный бухгалтерский учет дебиторской  задолженности.

      Консультировать по вопросам организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, своевременному получению платежей и т. п.

      Информировать о рынках сбыта, ценах на товары, платежеспособности будущих покупателей  и т.п.

      Предоставлять транспортные, складские, страховые, рекламные  и другие услуги.

      В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг). За клиентом сохраняются практически только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, так как такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчинению их своему влиянию и контролю.

Информация о работе Действующие формы безналичных расчетов