Действующие формы безналичных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Тема безналичных денежных расчетов в настоящее время является актуальной. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной курсовой работы:
- дать понятие безналичных расчетов и их значения в денежном обороте страны;
- рассмотреть основные принципы организации безналичных расчетов и основные их формы;
- проанализировать применение различных форм безналичных расчетов в современных условиях и динамику структуры безналичных платежей и денежной массы;
- рассмотреть основные проблемы организации безналичных расчетов и перспективы отдельных форм безналичных платежей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1.Сущность и организация безналичных денежных расчетов ....................4
1.1 Понятие и значение безналичных расчетов………………….……….4
1.2 Принципы организации безналичных расчетов……………….……..6
1.3 Формы безналичных расчетов……………….……………………….11
1.3.1 расчеты платежными поручениями……………………………11
1.3.2 вексельные расчеты……………………………….…….………15
1.3.3 расчеты чеками, аккредитивами и по инкассо……………..….19
1.3.4 факторинг как форма переуступки требования платежа….….25
1.3.5 расчеты пластиковыми карточками……………….…………...30
2. Организация расчетов с использованием платежных карт
(на примере Московского региона)…………………………..……….…...34
Заключение………………………….……………………………………….39
Список используемой литературы………………...……………….………41

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 555.00 Кб (Скачать)

      Принцип обеспеченности платежа предполагает наличие у плательщика денежных средств, то есть платежи совершаются за счет собственных средств плательщиков или кредитов банка. Для этого все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы.

      Принцип периодической очередности  платежей. Очередность платежей может быть:

- хронологическая – претензии удовлетворяются в той последовательности, в какой расчетные документы поступают в банк, независимо от цели платежа;

- целевая – в первую очередь совершаются наиболее важные по значению платежи.

        С 1929 г. до середины 1987 г. в бывшем СССР действовала в различных модификациях целевая очередность платежей. В июле 1987 г. было установлено, что все платежи со счетов объединений, предприятий и организаций, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, осуществляются в порядке очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). Но временами календарная очередность нарушалась не только банками, но и властными структурами управления. И поэтому с 1 июля 1992 г. календарная очередность платежей была отменена Положением о безналичных расчетах от 9 июля 1992 г. №14, и плательщикам предоставлено право по их усмотрению определять очередность платежей с их счетов. Но уже 10 июля того же года постановлением Верховного Совета РФ установлено, что платежи в республиканский бюджет и во внебюджетные фонды вносятся в первоочередном порядке. В октябре 1993 г. Президент РФ  установил первоочередность платежей в бюджет и за товары и услуги.

      Принцип согласия (акцепта) плательщика. Данный принцип реализуется путем применения:

- либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

- либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, переводных векселей).

      Вместе  с тем законодательством предусмотрены  случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам  и другим обязательным платежам –  на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

      Принцип срочности платежа. Расчеты осуществляются строго в сроки, предусмотренные в договорах, в инструкциях Минфина РФ и т.д. Платеж может осуществляться:

- до начала торговой операции (авансовый платеж);

      - немедленно после совершения торговой операции;

      - через определенный срок после совершения торговой операции;

      На  условиях коммерческого кредита (без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя).

      Учреждения  банков обязаны зачислять на счет предприятия (списывать) причитающиеся  ему суммы не позднее следующего рабочего дня после получения  соответствующего документа. За несвоевременное (позднее следующего рабочего дня после получения документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка уплатить в свою пользу штраф в размере 0.5% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки.

        Принцип контроля за проведением операций. Контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов.

      Принцип имущественной ответственности  по договору. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. 

      Дальнейшее  развитие получило правовое регулирование  процесса взыскания недоимок по налогам: отнесение к числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку  платежа 0,3% суммы за каждый день просрочки; принятие порядка бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы, причитающиеся от его дебиторов, а также имущество недоимщиков и др. 

      1.3 Формы безналичных  расчетов 

      Безналичные расчеты осуществляются в различных  формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. В соответствии с действующим законодательством в современных условиях применяются следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями, расчеты по инкассо, чеками, аккредитивами, пластиковыми карточками, вексельные расчеты. Применение той или иной формы расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств. Познакомимся с особенностями каждой формы безналичных расчетов, применяемых в современных условиях. 

      1.3.1 Расчеты платежными поручениями 

      Можно сразу же отметить, что в настоящих  условиях в России преобладающей  формой расчетов является перевод, более  того – кредитовый перевод. Он предоставляет плательщику (дебитору) возможность дать распоряжение кредитовать счет получателя (кредитора). Существенным свойством такой операции является ее простота, что, в частности, позволило банкам ускорить переход от почтовой и телеграфной к электронной форме перевода.

      Упорядоченность документооборота обеспечивается использованием платежных поручений о дебетовых списаниях. Платежное поручение – это поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении со своего счета определенной суммы на счет другого предприятия – получателя средств, в том же или другом учреждении банка.

      Применение  этого финансового инструмента  может быть связано как с товарными, так и нетоварными операциями, причем нетоварные платежи, например в  бюджет, осуществляются исключительно  платежными поручениями.

      В качестве примеров нетоварных операций можно привести:

- платежи в бюджет,

- погашения банковских ссуд и процентов по ссудам,

- перечисления средств страховым органам государственного и социального страхования,

- взносы средств в уставные фонды при учреждении АО,

- приобретение ценных бумаг,

- уплата пени, штрафов, неустоек и т.п.

Переводы  платежными поручениями для платежей за товары и услуги используются:

- за полученные товары и оказанные услуги (со ссылкой на номер и дату товарно-транспортного документа).

- порядке предварительной оплаты услуг (со ссылкой на номер договора).

- для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям.

- при расчетах по решению суда и арбитража.

- для арендной платы за помещения.

      В расчетах с коммунальными, транспортными, бытовыми предприятиями и т.п.

      Они могут быть как срочными, то есть сразу после отгрузки товара, так  и долгосрочными или отсроченными в рамках договорных отношений.

      Для наглядного представления процесса документооборота (рис.1) удобно воспользоваться схемой, в которой задействованы следующие обозначения:

      F1 – предприятие-покупатель, F2 – предприятие-поставщик,

      B1 – банк покупателя, B2 – банк  поставщика.

      Операции  и возникающие в связи с  ними отношения будем изображать стрелками с цифрами, по которым  можно составлять цепочки отношений.

      

 

      Рис.1 процесс документооборота

      При этом банк покупателя производит списание средств со счета предприятия-покупателя F1, а банк поставщика производит зачисление соответствующих сумм на счет предприятия-поставщика F2.

      Четкость  приведенной цепочки отношений не гарантирует ее участников от возникновения рисков. Зачастую такая форма расчетов не полностью удовлетворяет поставщиков, так как они попадают в зависимость от предприятий-покупателей. Действительно, плательщик может в данном случае задержать выписку платежного поручения из-за отсутствия или недостатка средств. В таком случае банк покупателя не примет платежное поручение к исполнению.

      Кроме того, несвоевременное поступление  средств на счет поставщика может  произойти и по вине соответствующих  банков, или связанных с ними организаций (например, РКЦ).

      Тем самым уместно указать еще  раз на необходимость тщательной проработки условий расчетов, отражаемых в договоре, а также учета ответственности  банков за ненадлежащее исполнение поручения  в соответствии с законодательными нормами.

      Предприятие-покупатель должно учитывать риск несвоевременной  поставки товара при досрочных платежах и риск отвлечения из оборота денежных средств.

      Акцепт  – согласие плательщика, указанного векселедателем в переводном векселе, оплатить вексель в срок на условиях, изложенных в тексте векселя. Акцепт совершается посредством проставления на векселе собственноручной подписи.

      Отечественная банковская практика знает разные формы  акцепта:  отрицательный, предварительный  и последующий, полный и частичный.

      Отрицательный — форма акцепта, при которой  плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцента. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются  банком как согласие плательщика  на оплату (молчаливый акцепт).

      Заявляемый  плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован.

      Традиционными мотивами отказов от акцепта являются: товар не заказан; счет бестоварный; товар ранее оплачен; отсутствует  согласованная цепа; отгрузка по ненадлежащему  адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.

      Как правило, мотив отказа от акцепта  должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между  поставщиком и покупателем. Никаких  споров между поставщиком и плательщиком по существу отказов от акцепта банк не рассматривает. В то же время как согласие па оплату, так и отказ от нее не лишает предприятий права па заявление друг другу претензий, которые рассматриваются судом или арбитражем по иску одной из сторон.

      Для акцептования платежного требования-поручения  плательщику дается 3 рабочих дня (не считая дня поступления его  в банк плательщика).

      При согласии оплатить полностью или  частично платежное требование-поручение  плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк, из которых:

      1-й  экземпляр служит основанием  для списания средств со счета  плательщика и остается в документах  для банка:

      2-й  экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика:

      3-й  экземпляр возвращается плательщику  как расписка в совершении  банковской операции по его  счету.

      При частичном отказе от оплаты в платежном  требовании-поручении в графе «Сумма к платежу» плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить. 

Информация о работе Действующие формы безналичных расчетов