Центральный банк как основное звено банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Двухуровневая банковская система, функции, принципы деятельности центрального банк и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 2
Глава 1. ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РФ
1.1. История развития денежно – кредитной системы…………....4
1.2. Двухуровневая банковская система ……………………….….6
1.3. Цели, задачи центрального банка России……………….…...11
1.4. Функции, операции центрального банка России ……………11
1.5. Состояние и перспективы развития денежно-кредитной
системы в России …………………………………………......15
Глава 2 . ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Денежно – кредитная политика центрального банка ……….20
2.2. Особенности денежно – кредитной политики РФ…………..21
2.3. Принципы, цели денежно – кредитной политики …………...21
2.4. Инструменты денежно – кредитной политики ЦБ РФ……... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Копия Курсрвая Эконом. теор..doc

— 290.50 Кб (Скачать)

3) «Средства в расчетах» отражают движение средств в расчетах в платежной системе Банка России. Это платежные обязательства Банка России, которые возникают в связи с отсрочкой оплаты по полученным платежным документам. Иными словами, это чистая разница между полученными  Банком  России  средствами и уже выплаченными.

4) «Прочие пассивы» включают сальдо доходов и расходов в будущих периодов по операциями с ценными бумагами, по кредитным организациям, суммы выпущенных облигаций Банка России, полученный кредит от МВФ, провизии и остатки по некоторым другим счетам.

5) «Капитал» формируется как сумма уставного копила, добавочного капитала, резервного фонда и фондов специального назначения.

          Для реализации своих функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономики Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк  России и Правительство РФ информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.  

1.5. Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России  

          В 2008г. в условиях финансового  кризиса, поразившего экономику  многих развитых стран и затронувшего  российскую экономику, Банк России  был вынужден неоднократно менять  утвержденные направления единой  государственной денежно – кредитной политики.

          Нарастание  кризисных явлений  в мировой экономике привело  к тому, что условия развития  российской экономимой в январе-сентябре 2009 года были значительно хуже, чем в предыдущем году. Под влиянием кризисных явлений в мировой экономике и снижения спроса на продукцию российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала объем ВВП в первом полугодии 2009 года сократился на 10,4%. Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве.

    Сокращение  объемов производства сопровождалось уменьшением численности занятых в экономике и ростом числа безработных. На конец сентября численность безработных составила 7,6% экономически активного населения по сравнению с 6,2% годом ранее.

          Реальные располагаемые денежные  доходы населения в январе-сентябре 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократились на 1,1%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении уменьшились в этот период, по оценке, на 5,8%. Снижение производства и ухудшение условий заимствований сказались на объемах инвестиций в основной капитал, которые сократились на 18,9% (в январе-сентябре 2008 года отмечался рост на 16,5%).   

            В целом расходы федерального  бюджета в январе-сентябре были  выше аналогичного показателя в 2008 году и превышали его доходы. Дефицит федерального бюджета составил, по оценке, 4,7% ВВП.

    Произошедшая  под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и возобновившийся в начале 2009 года рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Отмечавшееся с конца I квартала укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке.

    В этих условиях в октябре 2009 года по отношению к декабрю 2008 года потребительские цены выросли на 8,1%, что на 3,5 процентного пункта меньше, чем в сопоставимый период  2008 года, базовая инфляция сократилась на 3,9 процентного пункта– до 7,6%. В годовом выражении в октябре потребительские цены повысились на 9,7% (в октябре 2008 года – на 14,2%), а товары и услуги, учитываемые при расчете базовой инфляции, подорожали оценочно на 9,6% (на 13,7%).  Рис.. 3

                        

                         

Рисунок 3. Инфляция на потребительском рынке и базовая

инфляция (в % к соответствующему месяцу

предыдущего года) 

                                                                                                                                                                     

    Несмотря  на то, что в январе-октябре 2009 года в целом рост потребительских цен замедлился, их динамика по отдельным группам товаров и услуг была различной. Заметно снизились темпы прироста цен на продовольственные товары – до 5,2% по сравнению с 13,9% за январь-октябрь 2008 года. Удорожание услуг населению составило 10,9%, что на 3,2 процентного пункта меньше соответствующего показателя в предыдущем году. Однако прирост цен на непродовольственные товары ускорился на 1,7 процентного пункта – до 9,0%.

В целом  по итогам 2009 года инфляция на потребительском рынке может составить заметно меньше 11%.

         Согласно базовому прогнозу ЦСИ Банка Москвы в ближайшие годы темп роста номинальных доходов населения не превысят  15% (до кризиса было 23-25%) Это означает, что рост  частных лиц будет умеренным, и новый кредитный бум наподобие 2006-2007 гг. крайне маловероятен. Тенденцию к снижению инфляции, можно оценить как неустойчивую, тогда как ставки по банковским депозитам уже уменьшаются. Возврат реальных ставок по депозитам в отрицательную область будет означать фактическое завершение периода дорогих денег. Это, возможно, немного замедлит рост депозитной базы, но одновременно станет одним из факторов снижения стоимости кредитных ресурсов. 

    В предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.

    Банк  России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и на период до 2012 года. В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности.

    В предстоящий период Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.

    С целью обеспечения соответствия объема денежной массы спросу на деньги Банк России продолжит использовать операции по рефинансированию банков. Это даст возможность более эффективно контролировать динамику денежного предложения, а также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции, формировании монетарных условий функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов.

    На  успешность денежно-кредитной политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств.

    По  мере замедления инфляционных процессов  Банк России намерен снижать

ставки  по своим операциям. Все большее  влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.

    Банк  России также будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.

    Для обеспечения перехода к режиму таргетирования инфляции Банк России будет развивать систему экономического прогнозирования и анализа мер денежно-кредитной политики, совершенствовать методы моделирования экономических процессов. Особое значение Банк России придает обеспечению прозрачности провоимой денежно-кредитной политики путем разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых мер.

    В 2009-2011гг. Банк России продолжит осуществлять взаимодействия с Минфином России как в области реализации денежно – кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008г. Минфином России в месте с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в период возникновения ее дефицита.

    Кроме того, политика Банка России будет  направлена на организации совместно  с Минфином России ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

          Перспективными направлениями развития банковской системы России можно считать:

- усиление дифференциации банков и банковской конкуренции;

- расширение кредитования отечественной экономики и рост спроса на кредит со стороны реального сектора;

- увеличение депозитов населения, связанное с ростом его доходов, и использование этих средств в качестве кредитных ресурсов;

- снижение интенсивности оттока капитала через банковскую систему за рубеж.

2. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

2.1. Денежно-кредитная политика

          Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране.

           Денежно-кредитная политика направлена прежде всего на предотвращение экономических спадов, безработицы и инфляции. При этом государство воздействует на такие показатели и рычаги, как денежная масса (предложение денег), совокупный спрос и совокупные расходы, учетная ставка, или ставка рефинансирования (то есть норма ссудного процента по кредитам, которые центральный банк дает коммерческим банкам).

          Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого механизма денежно – кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

          Наделенный государством особыми правами Центральный банк является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности. Переход к рыночной экономике предполагает повышение эффективности и оперативности осуществления денежно-кредитной политики на макроуровне.

          Денежно-кредитная политика является одним из рычагов макроэкономического регулирования, представляет собой целенаправленную деятельность Центрального банка (при содействии Министерства экономики и финансов и при необходимости иных центральных ведомств) по выполнению общегосударственных задач. Основным объектом денежно-кредитного регулирования выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике. Конечная цель данного регулирования со стороны Центрального банка заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, урегулировании государственного долга.

 

2.2. Особенности денежно – кредитной политики в России  

Информация о работе Центральный банк как основное звено банковской системы