Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:

Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;

Описать процесс финансирования социальной сферы;

Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Характеристика социальной сферы…………………………………………...5

1.1 Социальная инфраструктура…………………………………………………5

1.2 Содержание и цели управления финансами в социальной сфере…………8

2. Направления расходования бюджета в социальной сфере…………………12

2.1 Расходы на образование……………………………………………………..12

2.2 Расходы в области социально-культурной системы………………………13

2.3 Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт……………16

3. Расходы на социальную политику…………………………………………...21

3.1 Фонд обязательного медицинского страхования………………………….24

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

курсовая по бюджетной системе.docx

— 50.03 Кб (Скачать)

Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство  берет на себя обязательства по обеспечению  доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей  и благ. С этой целью государство  намеревается:

осуществлять  бюджетное финансирование государственных  и в необходимых случаях негосударственных  организаций культуры;

стимулировать бюджетное финансирование посредством  предоставления налоговых льгот  предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

устанавливать особый порядок налогообложения  некоммерческих организаций культуры;

способствовать  развитию благотворительности в  области культуры;

осуществлять  поддержку малообеспеченных граждан.

Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь  направлена на обеспечение необходимых  условий для реализации конституционных  прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и  пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.

Ежегодно  на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30% доходов  консолидированного бюджета России (7-8% ресурсов федерального бюджета  и 45-47% бюджетов территорий). Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ: библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие  особую культурную значимость для России (1,3% бюджета). Источником финансирования организаций культуры субъектов  РФ выступают региональные бюджеты. Из муниципальных бюджетов финансируется  самая массовая сеть государственных  учреждений культуры. 

   2.3 Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт

  Здравоохранение - система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. В России по Конституции РФ (ст.41) каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов. С 1993 г. в соответствии с действующим законодательством происходит поэтапное реформирование систем организации, финансирования и управления здравоохранением на основе программно-целевых методов планирования с постепенным внедрением механизма медицинского страхования. В настоящее время модель финансового обеспечения здравоохранения включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), фондов медицинских страховых организаций, ресурсы ведомств и организаций, благотворительные источники, финансирование научных исследований медицины. Направление использования: программы лекарственного обеспечения, финансирование расходов на содержание станций скорой помощи, туберкулезных, онкологических диспансеров и др., содержание стационаров, содержание амбулаторно-клинических учреждений. Реформа предполагает разработку и реализацию на региональном, городских уровнях целевых программ, которые направлены на обеспечение гарантированных объемов и повышение качества мед. помощи; развитие высокоспециализированных видов мед. помощи и др. Основным фактором роста социально-экономических результатов от здравоохранения являются строительство новых и расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшение медицинского обслуживания. Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В Законе РФ от 22 июля 1993 г. №5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" отмечено, что государство гарантирует каждому человеку доступность медико-социальной помощи и социальную защищенность в случае утраты здоровья. Данные принципы свидетельствуют о том, что изначально государством гарантирован лишь определенный объем медицинских услуг. Реализация указанных услуг осуществляется в специально создаваемых для этих целей субъектах хозяйствования, представляющих собой сеть учреждений (организаций) здравоохранения.

Ниже  приведен перечень заболеваний и  видов медицинской помощи, предоставляемой  населению бесплатно:

Скорая  медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных  внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными  случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при  родах.

Амбулаторно-поликлиническая  помощь, включая проведение мероприятий  по профилактике (в том числе диспансерному  наблюдению), диагностике и лечению  заболеваний, как в поликлинике, так и на дому.

Стационарная  помощь при острых заболеваниях и  обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих  интенсивной терапии, круглосуточного  медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при  патологии беременности, родах и  абортах; при плановой госпитализации с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации.

Медицинская помощь, оказываемая в дневных  стационарах всех типов.

За счет средств бюджетов всех уровней финансируется  также:

Дорогостоящие виды помощи, перечень которых утверждается органом управления здравоохранения  субъекта РФ; льготное лекарственное  обеспечение и протезирование отдельных  категорий граждан;

Медицинская помощь, оказываемая фельдшерско-акушерскими  пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, детскими санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской и патологоанатомической  экспертизы, станциями переливания  крови, санитарной авиацией и т.п.;

Мероприятия по реализации целевых программ, утвержденных органами государственной власти, субъектов  РФ, местной администрацией;

Научные исследования;

Медицинская помощь при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф  и др.;

Страхование неработающих граждан.

В целом  показатели структуры и динамики источников финансирования отрасли  характеризуют действительный уровень  социальной защиты населения в области  здравоохранения.

Специфика расходов на физическую культуру и  спорт.

Специфика услуг отрасли "физическая культура и спорт" обусловлена выполняемыми различными социально-экономическими функциями - воспитательной, лечебно-оздоровительной, воспроизводственной, информационно-развлекательной, развивающей, национально-патриотической, оборонной, рекламной. В зависимости  от характера услуг их можно сгруппировать  по видам или направлениям.

Первая  группа включает в себя предоставление услуг государственной значимости. В нее входят спорт высших достижений, включая подготовку спортсменов  для сборных команд страны; физическая подготовка военнослужащих и кадров правоохранительных органов; услуги физического  воспитания в системе государственного образования; услуги лечебной физкультуры  в системе государственного здравоохранения, обязательного медицинского страхования, санаторно-курортного обслуживания; развитие массовой физической культуры и спорта среди населения.

Ко второй группе относится добровольно-общественный сектор, в котором предоставляются  спортивные услуги ограниченного доступа. К числу добровольно-общественных некоммерческих организаций относятся  спортивные клубы, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, союзы и другие организации, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта в стране на добровольной основе.

Третья  группа представляет собой предприятия  и организации смешанных форм собственности. В нем наряду с  коммерческими могут предоставляться  социально значимые услуги физической культуры и спорта.

Основу  четвертой группы составляет частный  капитал. Товары и услуги здесь производятся и реализуются на коммерческой основе. В состав этой группы включаются организации  профессионального спорта, спортивно-зрелищные  предприятия, индивидуальная предпринимательская  деятельность спортсменов и тренеров.

Согласно  Федеральному закону от 29 апреля 1999 г. № 80 -ФЗ "О физической культуре и  спорте в Российской Федерации", государство берет на себя обязанности  обеспечивать развитие физической культуры и спорта, поддерживать физкультурное движение и олимпийское движение России и с этой целью обеспечивает:

Финансирование  за счет средств бюджета мероприятия  в области физической культуры и  спорта, в том числе мероприятия  по подготовке и участию спортсменов  в Олимпийских играх, других международных  спортивных соревнованиях;

Содержание  физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, находящиеся в государственной  и муниципальной собственности;

Создание  условия для строительства и  содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных  сооружений в каждом муниципальном  образовании для оказания на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных  и спортивных услуг населению.

Далее в Законе говорится, что для достижения высших спортивных результатов и  создания для этого благоприятных  условий государство будет:

Увеличивать количество спортивных школ всех видов  и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укреплять  их материально-техническую базу;

Строить новые и модернизировать существующие базы и центры подготовки сборных  команд Российской Федерации по различным  видам спорта, а также учебные  задания, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические  сооружения образовательных учреждений среднего профессионального, высшего  профессионального образования  в целях улучшения условий  профессиональной подготовки и повышения  квалификации работников физической культуры и спорта;

Выделять  ассигнования на комплексные научные  исследования по проблемам развития спорта высших достижений;

Стимулировать деятельность физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов  высокого класса и их участия в  международных соревнованиях;

Поощрять  меценатство и благотворительность.

В заключении отметим, что недооценка оздоровительной, воспитательной и социально-экономической  роли физической культуры и спорта со стороны, как государства, так  и населения снижает качество жизни, уровень здоровья и работоспособности  граждан. Поэтому стратегия реформирования отрасли направлена на развитие системы  физкультурного всеобуча. Совместно  с органами образования, здравоохранения  и средствами массовой информации предстоит  сформировать у населения потребность  в здоровом образе жизни. Однако укрепление физического и духовного здоровья нации возможно лишь при осуществлении  всесторонней государственной поддержки  отрасли, включая развитие спорта высших достижений и массовой физической культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Расходы на социальную политику

 Социальная политика - сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства. В Конституции Российской Федерации провозглашено: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39). На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов. Правовой основой социальной политики является Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов. Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат:

содержание  учреждений социального обеспечения  и службы занятости;

содержание  домов-интернатов для престарелых  и инвалидов;

содержание  учреждений по обучению инвалидов;

социальная  помощь;

возмещение  вреда инвалидам вследствие Чернобыльской  и других радиационных катастроф;

программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

средства, передаваемые Пенсионному фонду  РФ на выплату пенсий и пособий  военнослужащим в соответствии с  законодательством РФ;

выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан;

компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей  в возрасте до 3-х лет, уволенным  в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций;

финансирование  кампаний и мероприятий по организации  оздоровления детей и подростков;

субсидии  из федерального бюджета на выплату  базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального  налога;

выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;

расходы на обеспечение инвалидов транспортными  средствами;

Информация о работе Бюджетная система РФ