Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:

Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;

Описать процесс финансирования социальной сферы;

Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Характеристика социальной сферы…………………………………………...5

1.1 Социальная инфраструктура…………………………………………………5

1.2 Содержание и цели управления финансами в социальной сфере…………8

2. Направления расходования бюджета в социальной сфере…………………12

2.1 Расходы на образование……………………………………………………..12

2.2 Расходы в области социально-культурной системы………………………13

2.3 Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт……………16

3. Расходы на социальную политику…………………………………………...21

3.1 Фонд обязательного медицинского страхования………………………….24

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

курсовая по бюджетной системе.docx

— 50.03 Кб (Скачать)

1.2 Содержание  и цели управления финансами  в социальной сфере

Экономические системы получают статус социально-ориентированных  в тех случаях, когда проводимая государством политика имеет целью  перераспределения национального  дохода в пользу нетрудоспособных и  малоимущих граждан на принципах  социальной солидарности. Именно такая  концепция социального рыночного  хозяйства лежит в основе современного экономического курса Российской Федерации. Целевые установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального  неравенства, восстановление экономической  и политической роли страны в мировом  сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства  и свободного рыночного развития экономики. Безусловными стратегическими  задачами России на предстоящее десятилетие  в области социальных отношений  провозглашены:

Создание  условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям развития рынка;

Улучшение состояния здоровья населения, развития массовой физической культуры, спорта, туризма;

Развитие  культурного потенциала страны, доступность  культурных ценностей широким слоям  населения;

Создание  цивилизованного рынка труда;

Обеспечение адресной и дифференцированной поддержки  граждан с доходами ниже прожиточного минимума за счет бюджетных средств;

Повышение финансовой устойчивости пенсионной системы  и реального размера пенсий;

Проведение  системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.

Бюджет  является одним из универсальных  механизмов, с помощью которых  государство участвует в финансировании расходов и содействует развитию социальных отраслей. Услуги этих отраслей потребляются всеми гражданами страны и с позиций совокупных интересов  относятся к разряду общественных благ, т.е. тех благ, оплата которых  индивидуально каждым пользователем  невозможна или нерациональна. Такие  блага предоставляются государством через систему общественного  сектора экономики и оплачиваются полностью или частично за счет бюджета. Однако вернемся к общим вопросам управления. Нельзя не признать, что  стратегия дальнейшего развития отраслей социальной сферы строится с учетом изменений, происходящих в  социально-экономических отношениях и государственно-политическом устройстве России: переход на рыночные механизмы  экономического развития и преобразования форм собственности, децентрализация  управления, возрастание полномочий, самостоятельности и ответственности  субъектов РФ по решению финансовых проблем социальной сферы. Можно  выделить четыре направления совершенствования  управления, напрямую связанных с  финансами:

Разграничение компетенции, полномочий и ответственности  органов управления всех уровней  и обеспечение их эффективного взаимодействия;

Переход от распределительного и директивного к регулирующему управлению;

Развитие  принципов автономности хозяйствующих  субъектов с одновременным повышением ответственности за конечные результаты деятельности;

Развитие  общественно-государственных форм управления.

При недостаточности  финансовых ресурсов разработке стратегии  управления должно предшествовать решение  таких задач, как выбор приоритетов, выявление и использование новых  источников финансирования, создание организационных экономических  механизмов рационального использования  имеющихся средств, обоснованное распределение  полномочий по распоряжению ресурсами. Безусловно, задача выбора приоритетов  социальной политики относится к  компетенции федерального уровня. Если рассматривать этот вопрос с финансовой точки зрения, то приоритетность той  или иной социальной проблемы может  быть представлена через соотношение  средств, направляемых на ее решение. Структура  и динамика расходов консолидированного бюджета страны говорят о заметном росте ассигнований на финансирование социальных расходов и снижение средств, направляемых на государственную поддержку  других отраслей экономики.

Ставки  заработной платы работников бюджетной  сферы и принципы их определения  едины на всей территории Российской Федерации. Единая система оплаты труда  представляет собой совокупность единообразных  условий, форм и методов тарификации  работников, установления им должностных  окладов или ставок заработной платы, квалификационных, компенсационных, стимулирующих  и социальных выплат. Каждый из вышеназванных  элементов заработной платы показывает зависимость уровня фактического заработка  работника от качества, количества, условий труда. Действующие ставки заработной платы работников бюджетной  сферы определяются на основе Единой тарифной сетки (ЕТС), они зависят  от установленного работнику разряда, ставки первого разряда, межразрядных тарифных коэффициентов. Однако они  не учитывают величину прожиточного минимума в том или ином регионе. В основе оплаты труда работников бюджетной сферы лежат должностные  оклады, ставки заработной платы, различные  доплаты и надбавки. Должностные  оклады устанавливаются в зависимости  от занимаемой должности и присвоенного работнику разряду по ЕТС. Должностные  оклады имеют руководитель, главный  бухгалтер, завхоз и другие работники, зачисленные в штат в соответствии со штатным расписанием. Тем работникам, заработная плата которых находится  в прямой зависимости от учебной  нагрузки, ставки заработной платы  устанавливаются за норму нагрузки в часах.

Одним из механизмов воздействия в области  удовлетворения общественных потребностей становится государственный социальный заказ. Новый взгляд на социальную сферу со стороны государства и общества проявляется в том, что государство не является монопольным источником заказа на реализацию социальных услуг. Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В заключении отметим, что в своевременных условиях финансовые ресурсы являются одним из главных ограничителей управленческого воздействия на развитие отраслей экономики. Сущность современной стратегии управления финансовыми ресурсами в социальной сфере заключается в необходимости соотносить избранные цели развития с финансовыми возможностями государства. Такой подход к управлению способствует развитию коммерческой инициативы бюджетных учреждений при принятии ими управленческих решений и расширяет круг субъектов, заинтересованных в повышении качества бюджетных услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Направления  расходования бюджета в социальной  сфере.

2.1 Расходы  на образование.

     Вопрос организации системы образования в государстве является одним из центральных.

Образование - процесс, в результате которого достигается  усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование - необходимое  условие подготовки человека к жизни  и труду, получение специальности. Основной путь получения образования - обучение в учебных образовательных  учреждениях, где оно тесно связано  с воспитанием. Наука об образовании  вкладывает в образование также  самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается  требованиями производства, общественными  отношениями, состоянием науки, техники  и культуры. Под образованием в  Законе "Об образовании" понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных  уровней (образовательных цензов), которые  удостоверяются соответствующими документами. Гражданам Российской Федерации  Конституцией РФ гарантируется возможность  получения образования без ограничений. Гражданам РФ гарантируется получение  бесплатного общего (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и на конкурсной основе - бесплатного профессионального  образования в государственных, муниципальных образовательных  учреждениях в пределах государственных  образовательных стандартов, если образование  данного уровня гражданин получает впервые. Одновременно введено сочетание  бесплатного и платного образования  в образовательных учреждениях  РФ. Расходы на образование распределяются в соответствии с разделом "Образование" и включают в себя расходы на:

дошкольное  образование;

общее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

переподготовку  и повышение квалификаций;

высшее  профессиональное образование.

Конституция Российской Федерации установила, что  каждый имеет право на образование. Гарантируется бесплатность и общедоступность  дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях. Конституцией также определено, что каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно  высшее профессиональное образование  в государственном или муниципальном  образовательном учреждении. Понятие  бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования  берет на себя государство, т.е. такие  расходы должны быть предусмотрены  в соответствующем бюджете. Нормативные  основы организации образования  составляют федеральные законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском образовании". Данные законы также  содержат ряд общих норм, регламентирующих вопросы финансирования. Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной  системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция. За счет федерального бюджета финансируются  федеральные образовательные учреждения, как правило, это учреждения высшего  и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются  расходы по финансированию целевых  образовательных программ и проведение научных исследований в области  образования. Региональные бюджеты  финансируют содержание образовательных  учреждений, находящихся в ведении  субъекта РФ, региональные целевые  образовательные программы, а также  финансирование приобретения учебников  и учебного оборудования для образовательных  учреждений субъекта. Местные бюджеты  осуществляют финансирование общеобразовательных  школ, учреждений дошкольного и дополнительного  образования, целевых образовательных  программ. Также за счет местного бюджета  финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.

    2.2 Расходы в области социально-культурной системы

  Социально-культурное развитие включает в себя: культуру, искусство, средства массовой информации, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Культура - исторически определенный уровень  развития общества, творческих сил  и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, создаваемых  ими материальных и духовных ценностях. Культура включает в себя результаты познания произведений искусства, нормы  морали и права. Культура меняется с  переходом от одной формации к  другой, при этом наследуется все  ценное в культуре прошлого. После  социалистической революции в России утверждалась культура социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам и интернациональная по своему духу и характеру. Функции культуры в современных условиях состоят  в обогащении человека духовными  и научными ценностями.

Комплекс "Культура" как отрасль представляет собой совокупность учреждений и  организаций, решающих задачи обогащения человека духовными и научными ценностями. С культурой тесно связано  искусство и кинематография. Искусство - художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, кино и другие разновидности  человеческой деятельности, а также  живопись. Кинематография - отрасль  культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ  их зрителю, один из массовых видов  искусства, важное средство политической и научной пропаганды. Средства массовой информации - систематическое распространение  сообщений через печать, радио, телевидение, кино с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия  на оценки, мнения и поведение людей, распространение культуры, рекламы. Учреждения культуры и искусства  не могут быть обеспечены только рынком, они поддерживаются обществом. Функции  культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через  это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой  совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические  задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и  сохранению самобытности народов. Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли  регулируется дополнительно принятыми  специальными законами.

Выполняя  комплекс задач по идеологическому  и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство  общества, культура, так же как и  образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.

Информация о работе Бюджетная система РФ