Безналичные расчеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы связана с тем, что в настоящее время Россия находится в уникальной экономической ситуации, когда быстрое и глобальное реформирование платежной системы совпало по времени со всемирным процессом автоматизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности. В процессе интеграции в мировую экономику Россия получила возможность воспользоваться банковскими технологиями, которые были созданы в результате достаточно длительного эволюционного развития мировой финансовой системы, что позволит значительно сократить время перехода от "бумажных платежей" и промежуточных схем автоматизированной обработки документов к наиболее прогрессивным методам электронных расчетов.

Содержание

3.1Анализ рынка платежных карт.............................................................26

3.2 Управление банковскими счетами через интернет...........................30

Заключение..................................................................................................33

Список литературы.....................................................................................34

Работа содержит 1 файл

КурсФинансы1.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной  в нем суммы чекодержателю.

     Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель – лицо (юридическое или физическое) в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

     Чек должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование «чек», поручение в выплате, наименование плательщика с номером его счета, получателя, валюты расчетов, даты и места составления чека, подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя7.

     Преимущества  расчетов чеками перед расчетами  платежными поручениями состоит  в том, что покупатель рассчитывается чеком с поставщиком сразу  после того, как удостоверился  в соответствии  продукции предъявленным  требованиям (максимальное приближение расчетов к моменту получения товара).

     Современная правовая база предусматривает возможность  использования в безналичных  расчетах чеков, выпускаемых кредитными организациями по своей форме, но с соблюдением требования законодательства в части обязательных реквизитов. Сфера обращения этих чеков – только во взаимоотношениях банков со своими клиентами и с банками – корреспондентами. Порядок и условия использования определяются внутрибанковскими правилами.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                         

                                                                                                               Таблица1.

  Структура платежей*, проведенных платежной системой России                                                                                                                        

  Всего в том  числе с использованием:
платежных поручений платежных требований, инкассовых поручений аккредитивов чеков
2008 год количество, млн. ед. 1192,7 1 087,6 105,1 0,0 0,0
объем, млрд. руб. 456023,9 449 044,1 6 603,5 368,8 7,5
2009 год количество, млн. ед. 1152,9 1 016,8 136,1 0,0 0,0
объем, млрд. руб. 313936,5 311 671,4 2 225,4 36,2 3,5
2010 год количество, млн. ед. 1253,0 1 116,3 136,7 0,0 0,0
объем, млрд. руб. 310 086,6 308 642,2 1 330,1 112,1 2,2
           

* В российских рублях. 
Включены собственные платежи кредитных организаций и Банка России, а также платежи их клиентов (юридических лиц- некредитных организаций и физических лиц).

     На  основании данных таблицы 1 можно сделать вывод, что не смотря на  некоторые преимущества аккредитивной формы расчетов, расчетов чеками и платежными требованиями   основным платежным инструментом в структуре безналичных расчетов в России  являются платежные поручения, на их долю приходится около 90% всего объема платежей.[9, Романовский М.В., Врублевская О.В. Финансы,денежное обращение и кредит.С.132.2010]

          

       
 
 
 
 
 

     Глава 3. Развитие и совершенствование  безналичных расчетов в современных  условиях.

     3.1 Анализ рынка платежных карт 

     Среди платежных инструментов, используемых на рынке розничных платежей, одну из ведущих позиций занимают платежные  карты. 

     

     Рисунок 1. Соотношение объемов операций, совершенных с использованием различных платежных инструментов.

     Во  многом благодаря универсальности платежной карты, адекватно отвечающей потребностям розничного бизнеса, возможно, решать различные задачи не только в сфере розничных услуг, но и в социальной, бюджетной сферах. Поэтому кредитными организациями, развивающими свои розничные банковские услуги, отдается предпочтение (не только в России, но и за  рубежом) карточному направлению. Основными эмитентами платежных карт на мировом рынке являются банки-участники международных систем Visa и MasterCard, на которые соответственно приходится 50 и 30% общего количества выпущенных карт. В 2009 году доля карт участников международных платежных систем Visa и MasterCard в эмиссии платежных карт в России достигла 88,4%. В России эмиссией или/и эквайрингом платежных карт занимается 66% кредитных организаций. Количество эмитированных банковских карт на конец 2009 года составило 126 млн.шт. За тот же год прирост количества и объема платежей с использованием банковских карт по сравнению с 2008г. составил 17,3 и 7,3% соответственно.8

Принимая  во внимание значительный темп роста выпуска карт (ежегодно около 40%) можно прогнозировать, что через 5-6 лет на каждого жителя будет приходиться по одной карте.

     Среди держателей карт подавляющее большинство  составляют физические лица. Их доля в  общем количестве эмитированных карт 99,9%. При этом количество карт, полученных держателями по собственной инициативе, по-прежнему незначительно, подавляющее большинство карт это карты, выданные кредитными организациями в рамках «зарплатных» проектов. Возрастная категория держателей кредитных карт . это население в возрасте от 25 до 44 лет.

                                                                                                    Таблица2.

     Количество эмитированных карт

Физические  лица Юридические лица
Количество  эмитированных карт, млн. ед. Количество  эмитированных карт, млн. ед.
2006 2007 2008 2009 2006 2007 2008 2009
74,591 103,316 119,019 125,787 0,170078 0,1808 0,223108 0,245898
 

     Количество  кредитных карт, выданных, юридическим  лицам, по сравнению с 2008 годом увеличилось на 10% и по состоянию на 1.12.09 составило более 0,1% от общего количества банковских карт.

     Эмиссия предоплаченных карт составляет лишь 0,4%. Сегмент их использования ограничен  оплатой мобильной связи, а также  товаров и услуг, приобретаемых через Интернет.[12. www.cbr.ru]                                                                                                            

                                                                                                   

                                                                                                            Таблица3.

Показатели, характеризующие развитие российского  рынка платежных карт.

 № п/п  Наименование  показателей  2006  2007  2008  2009
 1  Количество  эмитированных платежных карт,на конец года(тыс.шт)  74762 103497 119242  126033
 2  Количество  эмитированных платежных карт на одного жителя, на конец года (шт.)  0,52  0,73  0,84  0,89
 3  Количество  операций совершенных с использованием платежных карт* (млн. ед.) 1209,4  1641,1  2124,7  2492,1
 4  Среднее количество операций, осуществленное по 1 карте* (ед.)  16,2  15,9  17,8  19,8
 5  Объем операций совершенных с использованием платежных  карт* (млрд.руб.) 4433,7  6536,0  9379,5 10068,5
 6  Средний объем  операций, осуществленных по 1 карте* (тыс. руб.)  59,3  63,2  78,7  79,9
 8  Отношение объема безналичных операций, совершенных  с использованием платежных карт** на территории России, к ВВП (%)  1,4  1,8  2,1  2,5
 7  Доля безналичных  операций, совершенных с использованием платежных карт** на территории России, в розничном товарообороте, обороте общественного питания и платных услуг населению в %  2,2  2,7  3,5  3,8

       В 2009 году на российском рынке платежных карт сохранилась положительная динамика развития как в сфере эмиссии, так и в сфере эквайринга платежных карт. Наблюдался дальнейший рост безналичных операций, совершенных с использованием платежных карт. Так, с 2006 по 2009 год отношение объема безналичных операций, совершенных на территории России с использованием платежных карт, к ВВП увеличилось с 1,4% до 2,5%, также увеличилась и доля указанных операций в розничном товарообороте, обороте общественного питания и платных услуг населению с 2,2% до 3,8% (таблица 3).[12 .www.cbr.ru.]

     Несмотря  на лидирующие позиции на российском рынке платежных карт международных  платежных систем, держатели международных  карт в большей степени ориентированы  на получение наличных денежных средств, чем на операции по безналичной оплате товаров и услуг, о чем свидетельствует структура операций, совершенных с использованием карт международных платежных систем, в которой доля безналичных операции по оплате товаров и услуг составила 27,6% по количеству и 11,2% по объему операций. Аналогичные показатели по картам российских платежных систем были выше и составили 38,8% по количеству и 25,1% по объему операций.[12. www.cbr.ru]. В то же время доля платежей, совершаемых с использованием карт в сети Интернет от общего количества платежей, совершаемых в сети Интернет (13,2%), незначительна (2,5%), что объясняется, прежде всего, высокой стоимостью интернет-платежей, а также отсутствием доверия держателей карт к этим платежам из-за высокого уровня мошеннических операций в сети Интернет, связанных с неправомерным получением и использованием персональной информации об их держателях.

     На  основании проделанного анализа  можно заключить, что основными  платежными инструментами в настоящее  время являются платежные карты  и платежи через сеть Интернет. Динамика их развития тормозит за счет ряда факторов, таких как отсутствие, доверие к надежности и безопасности совершаемых операций с их использованием.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Управление банковскими счетами через интернет. 

     Первые  системы, позволяющие удаленно просматривать  банковские счета и управлять ими, появились в США еще в середине 80-х годов ХХ века –  они носили характерное название Home Banking («домашний банк») и были призваны обходить законодательное ограничение на открытие филиалов банков в других штатах. С развитием интернет-технологий, системы он-лайн – банкинга развивались еще более активно, а в 1997 году в США появился первый в мире виртуальный банк – Security First Network Bank, который, правда, не получил массового распространения из-за тотального недоверия потенциальных клиентов к полностью электронной системе. В России подобные системы появились позже. В 1998 году Автобанк запустил первый в нашей стране интернет-банкинг - систему «Интернет Сервис Банк», с которой и началось активное проникновение банковских интернет-технологий на рынок финансовых услуг. По расчетам Всемирного банка, в 2010 году число пользователей интернет-банкинга превысило 300 миллионов9.    

     С каждым годом все большее количество платежей направляется в кредитные  организации и Банк России с использованием электронных технологий. Так, в 2009 году их доля в общем количестве платежей клиентов Банка России и кредитных организаций (физических и юридических лиц, не являющихся кредитными организациями) выросла с 65.2% в 2008 году до 76,7% в 2010 году. Объем платежей вырос с 80,6 % в 2008году до 83,7%  в 2010 году.[12. www.cbr.ru]

     В 2010 году сохранилась тенденция сокращения платежей, направленных клиентами в  Банк России и кредитные организации  на бумажных носителях.  

     

     Рисунок 2. Структура платежей, направленных в кредитные организации в 2009 году, по видам технологий (по количеству). 

 

     Рисунок 3. Структура платежей юридических лиц-некредитных организаций по способам поступления расчетных документов в кредитные организации за IV квартал 2010 года (по количеству).

         Система дистанционного банковского обслуживания позволяет оптимизировать время, затрачиваемое на различные банковские операции и деньги, которые за такие операции приходиться платить. Использование интернет-банкинга обоюдовыгодна как для пользователей данной услуги, так и для кредитных организаций, предлагающих сервис удаленного доступа к счету. Банки сокращают время обслуживания клиентов, снижаются трудозатраты персонала операционных офисов и самих клиентов, соответственно уменьшается и стоимость обслуживания. Для клиентов использование таких систем также выгодна в финансовом плане – зачастую тарифы на услуги, предоставляемые удаленно, значительно ниже стоимости аналогичных услуг при их оказании «вживую». Кроме того, исчезает необходимость самостоятельно ехать в банк, стоять в очереди и оформлять бумаги – документы, подписанные электрнно-цифровой подписью, имеют полную юридическую силу, а оформлены они могут быть независимо от часов работы банка, т.е.24 часа в сутки. Тем не менее, интернет – банкинг не всеобъемлющ и имеет и свои ограничения. Несмотря на множество плюсов, перечень операций, которые клиент может осуществлять через Интернет, все же меньше, чем полный перечень возможных банковских услуг, например для снятия наличных со счета клиенту в любом случае придется приехать в банк. Аналогичная ситуация с операциями, которые по законодательству подлежат валютному контролю, - при их проведении личное присутствие клиента также необходимо10.  

Информация о работе Безналичные расчеты