Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:36, курсовая работа
Актуальность темы связана с тем, что в настоящее время Россия находится в уникальной экономической ситуации, когда быстрое и глобальное реформирование платежной системы совпало по времени со всемирным процессом автоматизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности. В процессе интеграции в мировую экономику Россия получила возможность воспользоваться банковскими технологиями, которые были созданы в результате достаточно длительного эволюционного развития мировой финансовой системы, что позволит значительно сократить время перехода от "бумажных платежей" и промежуточных схем автоматизированной обработки документов к наиболее прогрессивным методам электронных расчетов.
3.1Анализ рынка платежных карт.............................................................26
3.2 Управление банковскими счетами через интернет...........................30
Заключение..................................................................................................33
Список литературы.....................................................................................34
Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель – лицо (юридическое или физическое) в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Чек должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование «чек», поручение в выплате, наименование плательщика с номером его счета, получателя, валюты расчетов, даты и места составления чека, подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя7.
Преимущества расчетов чеками перед расчетами платежными поручениями состоит в том, что покупатель рассчитывается чеком с поставщиком сразу после того, как удостоверился в соответствии продукции предъявленным требованиям (максимальное приближение расчетов к моменту получения товара).
Современная
правовая база предусматривает возможность
использования в безналичных
расчетах чеков, выпускаемых кредитными
организациями по своей форме, но
с соблюдением требования законодательства
в части обязательных реквизитов.
Сфера обращения этих чеков – только во
взаимоотношениях банков со своими клиентами
и с банками – корреспондентами. Порядок
и условия использования определяются
внутрибанковскими правилами.
Структура
платежей*, проведенных платежной системой
России
Всего | в том числе с использованием: | |||||
платежных поручений | платежных требований, инкассовых поручений | аккредитивов | чеков | |||
2008 год | количество, млн. ед. | 1192,7 | 1 087,6 | 105,1 | 0,0 | 0,0 |
объем, млрд. руб. | 456023,9 | 449 044,1 | 6 603,5 | 368,8 | 7,5 | |
2009 год | количество, млн. ед. | 1152,9 | 1 016,8 | 136,1 | 0,0 | 0,0 |
объем, млрд. руб. | 313936,5 | 311 671,4 | 2 225,4 | 36,2 | 3,5 | |
2010 год | количество, млн. ед. | 1253,0 | 1 116,3 | 136,7 | 0,0 | 0,0 |
объем, млрд. руб. | 310 086,6 | 308 642,2 | 1 330,1 | 112,1 | 2,2 | |
*
В российских рублях.
Включены собственные
платежи кредитных организаций
и Банка России, а также
платежи их клиентов (юридических
лиц- некредитных организаций
и физических лиц).
На основании данных таблицы 1 можно сделать вывод, что не смотря на некоторые преимущества аккредитивной формы расчетов, расчетов чеками и платежными требованиями основным платежным инструментом в структуре безналичных расчетов в России являются платежные поручения, на их долю приходится около 90% всего объема платежей.[9, Романовский М.В., Врублевская О.В. Финансы,денежное обращение и кредит.С.132.2010]
Глава 3. Развитие и совершенствование безналичных расчетов в современных условиях.
3.1
Анализ рынка платежных
карт
Среди
платежных инструментов, используемых
на рынке розничных платежей, одну
из ведущих позиций занимают платежные
карты.
Рисунок 1. Соотношение объемов операций, совершенных с использованием различных платежных инструментов.
Во многом благодаря универсальности платежной карты, адекватно отвечающей потребностям розничного бизнеса, возможно, решать различные задачи не только в сфере розничных услуг, но и в социальной, бюджетной сферах. Поэтому кредитными организациями, развивающими свои розничные банковские услуги, отдается предпочтение (не только в России, но и за рубежом) карточному направлению. Основными эмитентами платежных карт на мировом рынке являются банки-участники международных систем Visa и MasterCard, на которые соответственно приходится 50 и 30% общего количества выпущенных карт. В 2009 году доля карт участников международных платежных систем Visa и MasterCard в эмиссии платежных карт в России достигла 88,4%. В России эмиссией или/и эквайрингом платежных карт занимается 66% кредитных организаций. Количество эмитированных банковских карт на конец 2009 года составило 126 млн.шт. За тот же год прирост количества и объема платежей с использованием банковских карт по сравнению с 2008г. составил 17,3 и 7,3% соответственно.8
Принимая во внимание значительный темп роста выпуска карт (ежегодно около 40%) можно прогнозировать, что через 5-6 лет на каждого жителя будет приходиться по одной карте.
Среди держателей карт подавляющее большинство составляют физические лица. Их доля в общем количестве эмитированных карт 99,9%. При этом количество карт, полученных держателями по собственной инициативе, по-прежнему незначительно, подавляющее большинство карт — это карты, выданные кредитными организациями в рамках «зарплатных» проектов. Возрастная категория держателей кредитных карт . это население в возрасте от 25 до 44 лет.
Количество эмитированных карт
Физические лица | Юридические лица | ||||||
Количество эмитированных карт, млн. ед. | Количество эмитированных карт, млн. ед. | ||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
74,591 | 103,316 | 119,019 | 125,787 | 0,170078 | 0,1808 | 0,223108 | 0,245898 |
Количество кредитных карт, выданных, юридическим лицам, по сравнению с 2008 годом увеличилось на 10% и по состоянию на 1.12.09 составило более 0,1% от общего количества банковских карт.
Эмиссия
предоплаченных карт составляет лишь
0,4%. Сегмент их использования ограничен
оплатой мобильной связи, а также
товаров и услуг, приобретаемых через
Интернет.[12. www.cbr.ru]
Показатели, характеризующие развитие российского рынка платежных карт.
№ п/п | Наименование показателей | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
1 | Количество
эмитированных платежных карт, |
74762 | 103497 | 119242 | 126033 |
2 | Количество эмитированных платежных карт на одного жителя, на конец года (шт.) | 0,52 | 0,73 | 0,84 | 0,89 |
3 | Количество операций совершенных с использованием платежных карт* (млн. ед.) | 1209,4 | 1641,1 | 2124,7 | 2492,1 |
4 | Среднее количество операций, осуществленное по 1 карте* (ед.) | 16,2 | 15,9 | 17,8 | 19,8 |
5 | Объем операций совершенных с использованием платежных карт* (млрд.руб.) | 4433,7 | 6536,0 | 9379,5 | 10068,5 |
6 | Средний объем операций, осуществленных по 1 карте* (тыс. руб.) | 59,3 | 63,2 | 78,7 | 79,9 |
8 | Отношение объема безналичных операций, совершенных с использованием платежных карт** на территории России, к ВВП (%) | 1,4 | 1,8 | 2,1 | 2,5 |
7 | Доля безналичных операций, совершенных с использованием платежных карт** на территории России, в розничном товарообороте, обороте общественного питания и платных услуг населению в % | 2,2 | 2,7 | 3,5 | 3,8 |
В 2009 году на российском рынке платежных карт сохранилась положительная динамика развития как в сфере эмиссии, так и в сфере эквайринга платежных карт. Наблюдался дальнейший рост безналичных операций, совершенных с использованием платежных карт. Так, с 2006 по 2009 год отношение объема безналичных операций, совершенных на территории России с использованием платежных карт, к ВВП увеличилось с 1,4% до 2,5%, также увеличилась и доля указанных операций в розничном товарообороте, обороте общественного питания и платных услуг населению с 2,2% до 3,8% (таблица 3).[12 .www.cbr.ru.]
Несмотря
на лидирующие позиции на российском
рынке платежных карт международных
платежных систем, держатели международных
карт в большей степени
На
основании проделанного анализа
можно заключить, что основными
платежными инструментами в настоящее
время являются платежные карты
и платежи через сеть Интернет.
Динамика их развития тормозит за счет
ряда факторов, таких как отсутствие, доверие
к надежности и безопасности совершаемых
операций с их использованием.
3.2
Управление банковскими
счетами через интернет.
Первые системы, позволяющие удаленно просматривать банковские счета и управлять ими, появились в США еще в середине 80-х годов ХХ века – они носили характерное название Home Banking («домашний банк») и были призваны обходить законодательное ограничение на открытие филиалов банков в других штатах. С развитием интернет-технологий, системы он-лайн – банкинга развивались еще более активно, а в 1997 году в США появился первый в мире виртуальный банк – Security First Network Bank, который, правда, не получил массового распространения из-за тотального недоверия потенциальных клиентов к полностью электронной системе. В России подобные системы появились позже. В 1998 году Автобанк запустил первый в нашей стране интернет-банкинг - систему «Интернет Сервис Банк», с которой и началось активное проникновение банковских интернет-технологий на рынок финансовых услуг. По расчетам Всемирного банка, в 2010 году число пользователей интернет-банкинга превысило 300 миллионов9.
С каждым годом все большее количество платежей направляется в кредитные организации и Банк России с использованием электронных технологий. Так, в 2009 году их доля в общем количестве платежей клиентов Банка России и кредитных организаций (физических и юридических лиц, не являющихся кредитными организациями) выросла с 65.2% в 2008 году до 76,7% в 2010 году. Объем платежей вырос с 80,6 % в 2008году до 83,7% в 2010 году.[12. www.cbr.ru]
В
2010 году сохранилась тенденция
Рисунок
2. Структура платежей,
направленных в кредитные
организации в 2009 году,
по видам технологий (по
количеству).
|
Рисунок 3. Структура платежей юридических лиц-некредитных организаций по способам поступления расчетных документов в кредитные организации за IV квартал 2010 года (по количеству).
Система дистанционного банковского обслуживания позволяет оптимизировать время, затрачиваемое на различные банковские операции и деньги, которые за такие операции приходиться платить. Использование интернет-банкинга обоюдовыгодна как для пользователей данной услуги, так и для кредитных организаций, предлагающих сервис удаленного доступа к счету. Банки сокращают время обслуживания клиентов, снижаются трудозатраты персонала операционных офисов и самих клиентов, соответственно уменьшается и стоимость обслуживания. Для клиентов использование таких систем также выгодна в финансовом плане – зачастую тарифы на услуги, предоставляемые удаленно, значительно ниже стоимости аналогичных услуг при их оказании «вживую». Кроме того, исчезает необходимость самостоятельно ехать в банк, стоять в очереди и оформлять бумаги – документы, подписанные электрнно-цифровой подписью, имеют полную юридическую силу, а оформлены они могут быть независимо от часов работы банка, т.е.24 часа в сутки. Тем не менее, интернет – банкинг не всеобъемлющ и имеет и свои ограничения. Несмотря на множество плюсов, перечень операций, которые клиент может осуществлять через Интернет, все же меньше, чем полный перечень возможных банковских услуг, например для снятия наличных со счета клиенту в любом случае придется приехать в банк. Аналогичная ситуация с операциями, которые по законодательству подлежат валютному контролю, - при их проведении личное присутствие клиента также необходимо10.