Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:38, контрольная работа
Сначала появились наличные деньги. Они сдерживали развитие экономики, т.к. были просто неудобны и громоздки в обращении, особенно при платежах на большие расстояния. Был найден выход в преодолении недостатков наличных денег, так появился вексель. Купец продавал товар в одном городе, брал вексель в оплату у покупателя, ехал в другой город и получал наличные деньги по векселю у менялы — контрагента покупателя.
1. Введение……………………………………………………2
2.Принцип организации безналичных расчетов……………3
3.Формы безналичных расчетов……………………………..6
4. Заключение ………………………………………………...22
5. Список использованной литературы…….………………23
Оглавление
2.Принцип организации безналичных расчетов……………3
3.Формы безналичных расчетов……………………………..6
4. Заключение ……………………………………………….
5. Список использованной литературы…….………………23
1.Введение
Безналичный денежный оборот—совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег.
Экономической основой организации безналичного денежного оборота является потребность хозяйства именно в безналичных денежных средствах.
Сначала появились наличные деньги. Они сдерживали развитие экономики, т.к. были просто неудобны и громоздки в обращении, особенно при платежах на большие расстояния. Был найден выход в преодолении недостатков наличных денег, так появился вексель. Купец продавал товар в одном городе, брал вексель в оплату у покупателя, ехал в другой город и получал наличные деньги по векселю у менялы — контрагента покупателя.
Однако полный расцвет безналичных расчетов начался с образованием и дальнейшим развитием банков и безналичных платежных средств, которые в настоящее время почти вытеснили наличные в развитых странах и практически полностью обслуживают хозяйство.
Безналичное обращение ускоряет оборот денег, снижает издержки обращения.
Нормативные основы организации безналичного денежного оборота — это законодательство и банковские правила, которые регулируют безналичный оборот, определяя права и обязанности субъектов расчетных отношений.
2.Принципы организации безналичных расчетов.
Современная организация безналичных расчетов основывается на следующих принципах: унификации и регламентации расчетов; свободы выбора формы расчетов; срочности расчетов; акцепта (согласия) на осуществление расчетов; свободы распоряжения денежными средствами; обеспеченности расчетов; независимости исполнения обязательств банка по расчетам; документарного оформления расчетных операций.
1) Принцип унификации и регламентации расчетов. Выполнение средствами, находящимися на депозитных счетах, функций общепринятых средств платежа предполагает установление и поддержание единообразного порядка выполнения расчетных операций всеми участниками расчетов в пределах национальной банковской системы. В противном случае различные формы денег будут иметь различную «силу» в экономике и, следовательно, не смогут обеспечить единство и надежность (регулярность и скорость) платежно-расчетного оборота.
Унификация проведения расчетных операций особенно важна в международных расчетах, поскольку здесь участвуют банки и хозяйствующие субъекты различных стран, в которых приняты свои национальные стандарты и правила осуществления расчетных операций. Закономерно, что потребность хозяйственного оборота в надежном осуществлении платежей привела к созданию международных правил, детально регламентирующих порядок выполнения расчетов. К таким правилам относятся документы, разработанные Международной торговой палатой (Париж, Франция): Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и Унифицированные правила для инкассо.
В России расчеты регламентируются Гражданским кодексом (гл. 46 «Расчеты») и нормативными документами Центрального банка. Положение ЦБР «О безналичных расчетах в Российской Федерации» регулирует осуществление безналичных расчетов в рублях на территории страны в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы и порядок оформления используемых расчетных документов, устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций и счетам межфилиальных расчетов.
2) Принцип свободы выбора формы расчетов. Хозяйствующие субъекты могут выбирать любую форму расчетов, предусмотренную законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами, и закреплять и в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Последние не вправе отказать клиентам в совершении операций, определенных законом для счетов того типа, которые открыты клиентами банках.
3) Принцип срочности расчетов. Своевременное и полное перечисление средств со счетов клиента-плательщика на счет клиента-поставщика является необходимым условием функционирования экономики. Использование безналичных денег вместо наличных не должно создавать трудностей при осуществлении хозяйственной деятельности. Поэтому хозяйствующие субъекты должны иметь возможность влиять на скорость осуществления расчетов в пределах реальных возможностей банков, национальной и международной платежно-расчетных систем. Договорные отношения с обслуживающими их банками должны предусматривать ответственность банков за задержку расчетов. В России в интересах хозяйственного оборота сроки проведения расчетов законодательно регулируются. Так, установлен максимальный срок выполнения одногородних (2 дня) и иногородних расчетов (5 дней). Эти сроки отражают современные технические и организационные условия осуществления расчетов.
4) Принцип акцепта (согласия) на осуществление расчетов. Списание средств со счета при выполнении расчетов происходит по распоряжению владельца счета. Его воля должна быть выражена: 1) либо в форме прямого указания банку о перечислении средств, оформленного в виде определенного счетного документа (платежного поручения, чека) или платежного инструмента (вексель); 2) либо в форме письменного согласия на такое перечисление по требованию, предъявленному третьим лицом напрямую в банк плательщика в документарном виде. Письменное согласие может быть оформлено в виде специального заявления или путем акцепта документов, выписанных получателями средств (отметка об акцепте на переводном векселе и т. п.). Вместе с тем в России законодательством предусмотрены некоторые случаи списания со счета средств в бесспорном (списание со счета сумм недоимок по налогам, некоторых штрафов и т. п.) и безакцептном (списание со счета сумм за тепловую и электрическую энергию, коммунальные некоторые другие услуги, оказываемые юридическим лицам) порядках.
5) Принцип свободы распоряжения денежными средствами. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств со счета клиента, ограничивать его права на распоряжение денежными средствами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или договором с банком. Например, клиент не может потребовать от банка вернуть на свой счет средства, ранее выделенные им для обеспечения операций по аккредитиву в соответствии с заключенной с банком аккредитивной сделкой до истечения ее срока или без согласия поставщика. Наложение ареста на денежные средства на счете или приостановление операций по счету может происходить исключительно на законных основаниях.
6) Принцип обеспеченности расчетов тесно связан с принципом срочности платежа, так как его исполнение в определенный срок предполагает наличие у плательщика и, соответственно, у обслуживающего его банка ликвидных средств, которые могут быть использованы для перечисления в счет потения обязательств перед поставщиком. Расчеты должны производиться в пределах остатка средств на счете плательщика или за счет кредита, представленного на эти цели банком. Недопустимо использовать средства, попавшие на счет клиента по ошибке банковских служащих. Такое в отличие от расчетов наличными деньгами иногда случается при безналичных расчетах. Договор с банком призван урегулировать такие ситуации в интересах настоящего получателя денег. Таким образом, указанный принцип призван обеспечить гарантию исполнений платежа, укрепить платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов, а, следовательно, и надежность всего платежно-расчетного оборота.
7) Принцип независимости исполнения обязательств банка по расчетам от исполнения обязательств клиентов по контрактам. Свобода выбора формы расчетов должна дополняться ответственностью клиентов за результаты их исполнения. Действительно, незнание некоторых правил проведения расчетов, в первую очередь международных документарных, которые требуют детальной регламентации отдельных операций и установления точных сроков их исполнения, может поставить как поставщиков, так и покупателей в очень сложное положение и даже привести к значительным убыткам. При этом обслуживающие их банки, точно исполняя полученные от клиентов инструкции, не всегда могут оперативно исправить положение. В качестве примера следует привести аккредитивную сделку, которая является самостоятельной по отношению к договору купли-продажи, в соответствии с которым она заключается. В этой сделке банк дает твердое обязательство произвести платеж после предоставления ему оговоренных заранее в договоре документов вне зависимости от реальной поставки товаров, их количества и качества. Здесь есть определенный риск для покупателя, связанный с недобросовестностью поставщика. Но к банку это не имеет прямого отношения, поскольку он действует в рамках договора со своим клиентом и отвечает лишь за надлежащее исполнение своих обязательств по этому договору и не несет ответственности за исполнение обязательств самого клиента перед третьими лицами.
8) Принцип документарного оформления расчетных операций. Все расчетные операции выполняются исключительно при условии предоставления в банк расчетных документов, оформленных в соответствии с установленными банковскими правилами. Обязательным условием является также письменное оформление волеизлияния владельца счета на документе в виде его личной подписи или подписи уполномоченных им лиц. В ряде случаев необходимо засвидетельствовать волю владельца счета также простановкой печати юридического лица на документе. Этот принцип прямо связан с требованием обеспечения безопасности осуществления расчетов. Кроме того, использование документов установленной формы позволяет автоматизировать расчетные операции, унифицировать документооборот и благодаря этому достичь высокой скорости и надежности расчетов.
3. Формы безналичных расчетов
Формы безналичных расчетов в России — совокупность способов платежей, расчетных документов и определенного документооборота.
Порядок и форма расчетов определяются в договоре между поставщиками и покупателями.
При документальном оформлении расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать необходимые реквизиты.
Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:
1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
3) счетов
участников расчетов, открытых в
небанковских кредитных
4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.
Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и их клиентами.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.
Ограничение прав владельца счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В России существуют следующие формы безналичных расчетов:
1) расчеты платежными поручениями;
2) расчеты по аккредитиву;
3) расчеты чеками;
4) расчеты по инкассо.
Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России.
Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.
В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.
Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или (в установленных случаях) электронного платежного документа:
1) распоряжение
плательщика (клиента или
2) распоряжение
получателя средств (
При осуществлении безналичных расчетов в предусмотренных формах используются:
1) платежные поручения;
2) аккредитивы;
3) чеки;
4) платежные требования;
5) инкассовые поручения.
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»). Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин.
Расчетные
документы должны содержать следующие
реквизиты (с учетом особенностей форм
и порядка осуществления
1) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011 -93;
2) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
3) вид платежа;
4) наименование
плательщика, номер его счета,
идентификационный номер