Автор: s*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ видов и форм внутреннего и внешнего банковского контроля в России.
Объект исследования: банковская система Российской Федерации.
Предмет исследования: виды и формы банковского контроля.
Задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты банковского контроля;
– проанализировать действующую практику в области внешнего и внутреннего контроля за деятельностью банков;
– разработать рекомендации по совершенствованию банковского контроля.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты банковского контроля……………………………..5
1.1 Понятие и сущность банковского контроля……………………………….5
1.2 Система внешнего банковского контроля………………………………...6
1.3 Система внутреннего контроля в банке……………………………………8
2 Анализ действующей практики в области внешнего и внутреннего контроля за деятельностью банков……………………………......................................12
2.1 Оценка деятельности Банка России в области внешнего контроля……12
2.2 Анализ современных систем внутреннего контроля в банках………….17
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию банковского контроля.........................................................................................................24
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………....31
Вертикальный контроль проводится руководством подразделений в отношении совершения подчиненными сотрудниками отдельных операций, а также результатов деятельности вверенного подразделения. Данный вид контроля может быть встроен в банковский процесс, а может протекать независимо от него.
Специализированный контроль осуществляется теми субъектами контроля, для которых эта деятельность является основной. Применительно к коммерческим банкам специализированный контроль осуществляют сотрудники службы внутреннего контроля; члены ревизионной комиссии; сотрудник, осуществляющий комплаенс-контроль; ответственный сотрудник по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и др. Целью их работы является выявление отклонений в деятельности отдельных подразделений банка от установленных нормативных требований и, как итог, оценка влияния данных отклонений на эффективность работы кредитной организации в целом. Отличительной особенностью специализированного контроля от функционального является то, что при проведении специализированного контроля соблюдается принцип независимости от проверяемой деятельности. Кроме того, данный вид контроля в основном применяется при проведении последующего контроля.
Современное управление коммерческими предприятиями предполагает оценку эффективности работы всех отделов и служб, даже тех, которые являются затратными и не приносят доход. Это напрямую относится к подразделениям, осуществляющим специализированный внутренний контроль в коммерческом банке, например, к службе внутреннего контроля. Несмотря на важность оценки эффективности, способы ее определения в настоящее время недостаточно разработаны. По нашему мнению, это объясняется трудностью расчета результатов контрольной деятельности в силу ее затратной специфики, отсутствием системы показателей эффективности.
Оценку
эффективности
В коммерческих организациях, а также в коммерческих банках специализированный внутренний контроль осуществляется преимущественно в форме внутреннего аудита, который ориентирован, в отличие от ревизии, не столько на выявление финансовых нарушений, сколько на выявление отклонений от заданных параметров деятельности кредитной организации.
Оценка специализированного контроля в коммерческих банках в основном сосредоточена на анализе деятельности службы внутреннего контроля.
Банк России излагает подходы к оценке службы внутреннего контроля в двух документах: Указание от 16.01.2004 №1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» и Письмо от 24.03.2005 №47-Т «О методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях». Данные документы в основном посвящены оценке организации деятельности службы, поскольку позволяют определить соблюдение таких принципов деятельности службы внутреннего контроля, как постоянство, независимость, беспристрастность, профессиональная компетентность. Кроме того, оценивается выполнение утвержденного плана проверок, соответствие плана проверок характеру и масштабам деятельности кредитной организации, использование последующего контроля за устранением выявленных нарушений. В качестве показателя, характеризующего качество деятельности службы, используется факт выявления службой внутреннего контроля банка недостатков и нарушений, аналогичных устанавливаемым в ходе проверок, проводимых Банком России.
Полнота охвата проверками характеризует эффективность контроля с точки зрения обеспечения его адекватности масштабам и характеру деятельности банка. В контрольное поле регулярно должны попадать все подразделения и направления деятельности банка, несущие повышенный риск или имеющие высокий удельный вес в балансе банка.
Кроме того, при осуществлении проверки необходимо контролировать различные аспекты деятельности: качество бухгалтерского учета, соблюдение установленного уровня риска, выполнение нормативных и внутренних документов, правильность и своевременность составления внешней и внутренней отчетности, целесообразность проведения операций, устранение ранее выявленных ошибок и др.
Полноту
охвата проверками могут также характеризовать:
количество проверенных объектов контроля,
объем проверенных средств, количество
проведенных контрольных
Выполнение плана проверок дополняет предыдущий показатель и характеризует активность службы внутреннего контроля.
Размеры
выявленных недостач и хищений позволяют
определить абсолютный эффект от проведения
контрольных мероприятий. К косвенным
показателям эффективности
Цели внутреннего контроля:
– предотвращение ошибок и мошеннических действий;
– повышение эффективности использования денежных ресурсов;
– обеспечение соответствующих доходов и разумных расходов;
– обеспечение сохранности активов коммерческого банка.
При разработке эффективной системы внутреннего контроля преследуются следующие цели:
1.
Обеспечение получения
2.
Обеспечение сохранности
3.
Обеспечение эффективности
4.
Обеспечение соблюдения
Современная система внутреннего контроля и оценка риска контроля в коммерческом банке базируется на четырех основополагающих концепциях, а именно:
1.
Ответственность администрации.
2.
Достаточная степень
3. Присущие ограничения. Система внутреннего контроля в коммерческом банке не будет эффективной, если при создании не учтены особенности будущего ее практического применения. Эффективность системы внутреннего контроля зависит от уровня компетентности и честности банковских специалистов, занятых в этой области.
4.
Форма обработки информации. Эта
концепция контроля за
Работа
по осуществлению внутреннего
1.
Старое, более традиционное
2. Наиболее современным путем мышления и построения внутреннего контроля является вовлечение практически всех сотрудников в использование приемов внутреннего контроля во всех основных процессах деятельности коммерческого банка. В этом случае задачи внутреннего контроля являются элементарными частями нормальной ежедневной активности структурного подразделения. Преимущества и выгода такого направления организации системы внутреннего контроля состоят в следующем: меньше бюрократии, больше оперативности и экономически целесообразно, отделы и управления банка лучше функционируют, и в них четко выражена ответственность каждого специалиста, принявшего участие в совершении конкретной операции. Такое направление в организации системы внутреннего контроля имеет и свои трудности: более сложно организовать, особенно на начальном этапе; требует очень детального описания и своевременного обновления процедур; требуется постоянное обучение и повышение квалификации всех специалистов. Тем не менее это перспективный, наиболее эффективный и лучший путь усиления системы внутреннего контроля в коммерческом банке.
Внутренний контроль и его цели обусловливают весьма специфические методы контроля:
1.
Организационный контроль
2.
Операционный контроль
3.
Контроль за банковским
4.
Периодический обзор
Таким
образом, внутренний контроль – это
целостная корпоративная