Банковский контроль: его виды

Автор: s*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ видов и форм внутреннего и внешнего банковского контроля в России.
Объект исследования: банковская система Российской Федерации.
Предмет исследования: виды и формы банковского контроля.
Задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты банковского контроля;
– проанализировать действующую практику в области внешнего и внутреннего контроля за деятельностью банков;
– разработать рекомендации по совершенствованию банковского контроля.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты банковского контроля……………………………..5
1.1 Понятие и сущность банковского контроля……………………………….5
1.2 Система внешнего банковского контроля………………………………...6
1.3 Система внутреннего контроля в банке……………………………………8
2 Анализ действующей практики в области внешнего и внутреннего контроля за деятельностью банков……………………………......................................12
2.1 Оценка деятельности Банка России в области внешнего контроля……12
2.2 Анализ современных систем внутреннего контроля в банках………….17
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию банковского контроля.........................................................................................................24
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………....31

Работа содержит 1 файл

курсач б менеджмент.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     Вертикальный  контроль проводится руководством подразделений  в отношении совершения подчиненными сотрудниками отдельных операций, а  также результатов деятельности вверенного подразделения. Данный вид  контроля может быть встроен в  банковский процесс, а может протекать независимо от него.

     Специализированный  контроль осуществляется теми субъектами контроля, для которых эта деятельность является основной. Применительно к  коммерческим банкам специализированный контроль осуществляют сотрудники службы внутреннего контроля; члены ревизионной комиссии; сотрудник, осуществляющий комплаенс-контроль; ответственный сотрудник по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и др. Целью их работы является выявление отклонений в деятельности отдельных подразделений банка от установленных нормативных требований и, как итог, оценка влияния данных отклонений на эффективность работы кредитной организации в целом. Отличительной особенностью специализированного контроля от функционального является то, что при проведении специализированного контроля соблюдается принцип независимости от проверяемой деятельности. Кроме того, данный вид контроля в основном применяется при проведении последующего контроля.

     Современное управление коммерческими предприятиями предполагает оценку эффективности работы всех отделов и служб, даже тех, которые являются затратными и не приносят доход. Это напрямую относится к подразделениям, осуществляющим специализированный внутренний контроль в коммерческом банке, например, к службе внутреннего контроля. Несмотря на важность оценки эффективности, способы ее определения в настоящее время недостаточно разработаны. По нашему мнению, это объясняется трудностью расчета результатов контрольной деятельности в силу ее затратной специфики, отсутствием системы показателей эффективности.

     Оценку  эффективности специализированного  внутреннего контроля, организованного  в форме ревизии, проводят с использованием прямых показателей, основанных на расчете  размеров выявленных недостач и хищений, сумм возмещения в сопоставлении с затратами на контроль.

     В коммерческих организациях, а также  в коммерческих банках специализированный внутренний контроль осуществляется преимущественно  в форме внутреннего аудита, который  ориентирован, в отличие от ревизии, не столько на выявление финансовых нарушений, сколько на выявление отклонений от заданных параметров деятельности кредитной организации.

     Оценка  специализированного контроля в  коммерческих банках в основном сосредоточена  на анализе деятельности службы внутреннего контроля.

     Банк  России излагает подходы к оценке службы внутреннего контроля в двух документах: Указание от 16.01.2004 №1379-У  «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в  системе страхования вкладов» и Письмо от 24.03.2005 №47-Т «О методических рекомендациях по проведению проверки и оценки организации внутреннего контроля в кредитных организациях». Данные документы в основном посвящены оценке организации деятельности службы, поскольку позволяют определить соблюдение таких принципов деятельности службы внутреннего контроля, как постоянство, независимость, беспристрастность, профессиональная компетентность. Кроме того, оценивается выполнение утвержденного плана проверок, соответствие плана проверок характеру и масштабам деятельности кредитной организации, использование последующего контроля за устранением выявленных нарушений. В качестве показателя, характеризующего качество деятельности службы, используется факт выявления службой внутреннего контроля банка недостатков и нарушений, аналогичных устанавливаемым в ходе проверок, проводимых Банком России.

     Полнота охвата проверками характеризует эффективность  контроля с точки зрения обеспечения  его адекватности масштабам и  характеру деятельности банка. В  контрольное поле регулярно должны попадать все подразделения и направления деятельности банка, несущие повышенный риск или имеющие высокий удельный вес в балансе банка.

     Кроме того, при осуществлении проверки необходимо контролировать различные  аспекты деятельности: качество бухгалтерского учета, соблюдение установленного уровня риска, выполнение нормативных и внутренних документов, правильность и своевременность составления внешней и внутренней отчетности, целесообразность проведения операций, устранение ранее выявленных ошибок и др.

     Полноту охвата проверками могут также характеризовать: количество проверенных объектов контроля, объем проверенных средств, количество проведенных контрольных мероприятий, выбор методов контроля.

     Выполнение  плана проверок дополняет предыдущий показатель и характеризует активность службы внутреннего контроля.

     Размеры выявленных недостач и хищений позволяют  определить абсолютный эффект от проведения контрольных мероприятий. К косвенным  показателям эффективности контроля можно отнести динамику результатов деятельности объекта контроля, которыми могут быть: прибыль, уровень риска, объем привлеченных (размещенных) ресурсов, показатели ликвидности, качество кредитного портфеля, размер и количество предъявленных штрафных санкций и др.

     Цели  внутреннего контроля:

     – предотвращение ошибок и мошеннических действий;

     – повышение эффективности использования денежных ресурсов;

     – обеспечение соответствующих доходов и разумных расходов;

     – обеспечение сохранности активов коммерческого банка.

     При разработке эффективной системы внутреннего контроля преследуются следующие цели:

     1. Обеспечение получения надежной  информации. Для успешного руководства  деятельностью структурного подразделения  и банка в целом необходима  надежная информация. Для принятия  управленческих решений используется большой объем самых разнообразных сведений, поэтому важно иметь достоверные и необходимые (исчерпывающие) для каждой конкретной ситуации сведения.

     2. Обеспечение сохранности активов  и документов. Если денежные и  материальные активы коммерческого банка не будут защищены адекватной системой контроля, то они могут быть потеряны навсегда, использованы неэффективно или не по целевому назначению, расхищены или случайно уничтожены. Это относится и к таким активам, как дебиторская задолженность, и важным документам (контракты, документы по залогу, гарантийные письма, обязательства и т.д.). Большие объемы информации, хранящиеся на компьютерных носителях, могут быть уничтожены или доступны злоумышленникам, если не принять должных мер к обеспечению их сохранности.

     3. Обеспечение эффективности деятельности. Внутренний контроль необходим,  чтобы избежать бесполезного  дублирования и непроизводительных  затрат в процессе деятельности  банка и его филиалов.

     4. Обеспечение соблюдения законов  и положений. Благодаря системе внутреннего контроля у высшего руководства коммерческого банка существует достаточная степень уверенности в том, что специалисты правильно выполняют свои должностные обязанности, руководствуясь действующими нормативными актами.

     Современная система внутреннего контроля и оценка риска контроля в коммерческом банке базируется на четырех основополагающих концепциях, а именно:

     1. Ответственность администрации.  Руководство банка (Совет директоров  и Правление), а не аудитор должно  устанавливать систему внутреннего контроля и обеспечивать ее функционирование в банке. Эта концепция находится в полном соответствии с требованием, согласно которому администрация, а не аудитор несет ответственность за подготовку финансовой отчетности в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами.

     2. Достаточная степень уверенности.  Банк должен разработать такую  систему внутреннего контроля, которая  могла бы дать пусть неполную, но хотя бы достаточную уверенность  в том, что финансовая отчетность  представлена объективно. Система внутреннего контроля разрабатывается с учетом потенциальных затрат и выгод от использования контроля (цена контроля никогда не должна превышать стоимости контролируемой собственности).

     3. Присущие ограничения. Система  внутреннего контроля в коммерческом банке не будет эффективной, если при создании не учтены особенности будущего ее практического применения. Эффективность системы внутреннего контроля зависит от уровня компетентности и честности банковских специалистов, занятых в этой области.

     4. Форма обработки информации. Эта  концепция контроля за обработкой  информации не делает различий  в том, что учет ведется вручную  или с использованием компьютерных  программ. Цель контроля в обоих  случаях остается одной и той  же – правильная обработка достоверной информации.

     Работа  по осуществлению внутреннего контроля может быть логически построена  в двух направлениях:

     1. Старое, более традиционное направление,  когда существуют специальные  группы контроля (последующего контроля), например проверка ежедневной отчетности, счетов, сделок, операций и т.д. (система последующего контроля имеет место в настоящее время во многих банках и работает независимо от деятельности внутреннего аудита и отличается от него тем, что скрупулезно проверяет все без исключения документы). Традиционные группы контроля могут быть децентрализованы таким образом, когда каждый отдел, нуждающийся в специальном внимании со стороны контролера, имеет свою собственную группу контроля или она может быть централизована в одну группу.

     2. Наиболее современным путем мышления и построения внутреннего контроля является вовлечение практически всех сотрудников в использование приемов внутреннего контроля во всех основных процессах деятельности коммерческого банка. В этом случае задачи внутреннего контроля являются элементарными частями нормальной ежедневной активности структурного подразделения. Преимущества и выгода такого направления организации системы внутреннего контроля состоят в следующем: меньше бюрократии, больше оперативности и экономически целесообразно, отделы и управления банка лучше функционируют, и в них четко выражена ответственность каждого специалиста, принявшего участие в совершении конкретной операции. Такое направление в организации системы внутреннего контроля имеет и свои трудности: более сложно организовать, особенно на начальном этапе; требует очень детального описания и своевременного обновления процедур; требуется постоянное обучение и повышение квалификации всех специалистов. Тем не менее это перспективный, наиболее эффективный и лучший путь усиления системы внутреннего контроля в коммерческом банке.

     Внутренний  контроль и его цели обусловливают  весьма специфические методы контроля:

     1. Организационный контроль включает  в себя заявления о цели  деятельности структурного подразделения банка, полномочиях и ответственности его руководства и рядовых специалистов. Этот контроль находит свое отражение в организационной структуре, исключающей дублирование, двойное подчинение, неэффективное использование финансовых и трудовых ресурсов. Дополнительно организационный контроль определяет круг обязанностей, включая их распределение между всеми сотрудниками в соответствии с их должностными инструкциями.

     2. Операционный контроль охватывает  планирование, составление смет  и бюджетов, функционирование информационных систем, обеспечение необходимой технической и инструктивной документацией, в том числе политиками, положениями и процедурами, упорядочение записей по регистрации платежных и иных документов в банке.

     3. Контроль за банковским персоналом включает в себя строгое соблюдение установленного порядка по отбору, найму и перемещению подходящего персонала; по профессиональной ориентации, обучению и аттестации специалистов; по надзору за соблюдением сотрудниками утвержденного режима работы, правил внутреннего распорядка, сохранения конфиденциальной информации.

     4. Периодический обзор представляет  собой один из методов контроля, связанный с изучением работы  отдельных сотрудников, внутренний  обзор деятельности отдельных  структурных подразделений или  выполнения какой-то конкретной операции, а также внешний обзор, проводимый внутренними аудиторами.

     Таким образом, внутренний контроль – это  целостная корпоративная культура и меры индивидуального контроля, предпринимаемые каждым служащим коммерческого  банка, и поэтому аудитор (хоть внешний, хоть внутренний) в своей деятельности, в первую очередь, оценивает эффективность системы внутреннего контроля. В связи с этим характер, сроки выполнения и объем работы, выполняемой аудитором в целях получения представления о системе внутреннего контроля, могут изменяться в соответствии с: масштабом деятельности коммерческого банка и сложностью его организационной структуры; компьютерной оснащенностью и характером документирования; применяемыми формами внутреннего контроля; результатом ранее сделанной аудиторской оценки неотъемлемого риска в деятельности банка.

Информация о работе Банковский контроль: его виды