Банковский контроль: его виды

Автор: s*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ видов и форм внутреннего и внешнего банковского контроля в России.
Объект исследования: банковская система Российской Федерации.
Предмет исследования: виды и формы банковского контроля.
Задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты банковского контроля;
– проанализировать действующую практику в области внешнего и внутреннего контроля за деятельностью банков;
– разработать рекомендации по совершенствованию банковского контроля.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты банковского контроля……………………………..5
1.1 Понятие и сущность банковского контроля……………………………….5
1.2 Система внешнего банковского контроля………………………………...6
1.3 Система внутреннего контроля в банке……………………………………8
2 Анализ действующей практики в области внешнего и внутреннего контроля за деятельностью банков……………………………......................................12
2.1 Оценка деятельности Банка России в области внешнего контроля……12
2.2 Анализ современных систем внутреннего контроля в банках………….17
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию банковского контроля.........................................................................................................24
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………....31

Работа содержит 1 файл

курсач б менеджмент.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     1.3 Система внутреннего  контроля в банке 
 

     Внутренний  контроль в кредитной организации может быть определен как процесс, который осуществляется членами совета директоров (наблюдательного совета), правления и другими должностными лицами для достижения поставленных целей. Эти цели можно классифицировать по следующим направлениям: действенность и эффективность деятельности; достоверность представляемой отчетности; соблюдение требований применяемых законодательных и нормативных актов.

     Организация системы внутрибанковского контроля является актуальной задачей, которая  во многом определяет возможность стабильного развития каждой кредитной организации и банковской системы в целом. Важными документами, определяющими порядок организации системы внутреннего контроля в банках, являются не только Положение Банка России №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» и внутреннее положение, действующее в каждом коммерческом банке, но и документы Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях», «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» и др.

     Организация системы внутреннего контроля в  общем случае находится под воздействием ряда факторов:

     – отношение руководства к системе  внутреннего контроля;

     – размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности кредитной организации;

     – цели и задачи системы внутреннего  контроля;

     – степень механизации и компьютеризации  деятельности кредитной организации;

     – ресурсное обеспечение;

     – уровень компетентности кадрового  состава.

     На  наш взгляд, система внутреннего контроля кредитной организации, как неотъемлемая часть системы корпоративного управления, представляет собой совокупность взаимосвязанных действующих элементов (цель, предмет, объект, субъект, механизм), позволяющая объективно оценить эффективность и результативность финансовых операций кредитной организации, достоверность финансовой информации, соответствие этих операций и информации законодательству Российской Федерации и внутренним документам организации.

     Таким образом, эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов.

     Рассмотрим  основные элементы системы внутреннего контроля:

     1. Цель системы. Основными целями функционирования системы внутреннего контроля кредитной организации являются:

     1) обеспечение эффективности деятельности  кредитной организации и ее  развития;

     2) своевременная адаптация кредитной  организации к изменениям во  внутренней и внешней среде;

     3) обеспечение устойчивого положения  организации на рынке в условиях конкуренции.

     Достижение  указанных целей системы внутреннего  контроля обеспечивается решением следующих  задач:

     – соблюдение кредитной организацией требований законодательства и внутренних документов;

     – соответствие деятельности кредитной  организации утвержденной стратегии;

     – должный уровень полноты и  точности первичных документов и  качества первичной информации для  принятия эффективных управленческих решений;

     – безошибочность регистрации и обработки  финансово-хозяйственных операций организации;

     – достоверность, своевременность и полнота составления отчетности;

     – рациональное и экономное использование  всех видов ресурсов;

     – соблюдение работниками организации  установленных руководством требований, правил и процедур.

     Эти и многие другие задачи обусловливают создание в организации качественной системы внутреннего контроля.

     2. Предмет системы. Предметом системы внутреннего контроля является соответствие деятельности кредитной организации законодательству Российской Федерации и внутренним документам. Так, для эффективного осуществления деятельности кредитной организацией необходим непрерывный контроль за:

     –соблюдением  сотрудниками кредитной организации  законодательства, нормативных актов  и стандартов профессиональной деятельности;

     – предупреждением конфликтов интересов;

     – обеспечением надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и  масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.

     3. Объекты системы. Объект системы внутреннего контроля, на наш взгляд, является «стержневым», базовым элементом, ради которого формируется данная система и посредством появления которого возможен вообще внутренний контроль в коммерческом банке. Под объектами системы внутреннего контроля понимается вся совокупность элементов системы коммерческого банка, попадающих в зону действия контроля.

     К объектам системы внутреннего контроля относятся:

     1) организация деятельности кредитной  организации;

     2) функционирование системы управления  банковскими рисками и оценка  банковских рисков;

     3) распределение полномочий при совершении банковских операций и других сделок;

     4) управление информационными потоками (получение и передача информации) и обеспечение информационной  безопасности;

     5) функционирование системы внутреннего  контроля.

     Организация системы внутреннего контроля банка предполагает охват контрольными процедурами всех без исключения сфер деятельности банка (тотальный контроль). Однако с точки зрения потенциального риска различные операции и сделки, проводимые банком, далеко не равнозначны. Риск возможных потерь колеблется от минимального, возникающего при проведении простейших операций, до риска утраты значительной части активов – при выборе ошибочной стратегии кредитования или при ошибках проведения инвестирования. Соответственно отличается и подход к внутреннему контролю: от создания простейших контрольных процедур в рамках бухгалтерского учета до применения сложных технологий оценки и управления риском с участием многих подразделений банка.

     4. Субъекты системы. Субъекты системы – участники системы внутреннего контроля, кто главным образом проводит контроль и кто выполняет контрольную функцию («организующий» элемент).

     К субъектам системы внутреннего  контроля в кредитной организации  можно отнести:

     – органы управления кредитной организации;

     – ревизионную комиссию (ревизор);

     – главного бухгалтера и его заместителей;

     – руководителя и главного бухгалтера филиала кредитной организации;

     – подразделения и служащих, осуществляющих внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними  документами кредитной организации.

     5. Механизм системы. Механизм системы внутреннего контроля в кредитной организации – «образующий» элемент системы, то есть то, посредством чего обеспечивается непосредственное проведение внутреннего контроля.

     Элементами  механизма системы являются:

     – контрольная среда;

     – регламентация;

     – контрольные процедуры;

     – мониторинг системы внутреннего  контроля.

     Контрольная среда – это фундамент для  всех остальных элементов системы  внутреннего контроля, обеспечивающий дисциплинированность сотрудников. Данное понятие характеризует общее отношение, осведомленность и практические действия, мероприятия и процедуры руководства банка, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

     Регламентация представляет собой систему нормативных документов, регулирующих деятельность банка, его подразделений и сотрудников. Она включает разработку, принятие и соблюдение нормативных документов

     Контрольные процедуры – методы и правила, дополняющие элементы контрольной  среды, разработанные администрацией для достижения стоящих перед банком целей. Это процесс взаимодействия и функционирования отдельных элементов системы внутреннего контроля. Контрольные процедуры направлены на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений, которые могут возникнуть при проведении операций.

     Мониторинг  системы внутреннего контроля предполагает осуществление на постоянной основе наблюдения за функционированием системы  внутреннего контроля в целях  выявления сбоев в ее работе, оценки степени ее соответствия задачам деятельности банка, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по ее совершенствованию. Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется руководством и служащими различных подразделений, включая подразделения, осуществляющие банковские операции и другие сделки и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности, а также службой внутреннего контроля.

     Таким образом, можно говорить о наличии  определенного множества взаимосвязанных  элементов, представляющих собой организацию качественной системы внутреннего контроля, что в конечном счете определяет эффективность корпоративного управления кредитной организации 
 
 
 
 

     2 Анализ действующей практики в области внешнего и внутреннего контроля за деятельностью банков 

     2.1 Оценка деятельности Банка России в области внешнего контроля 
 

     Банковский  надзор, реализуемый Банком России по отношению к кредитным организациям, выступает одним из основных инструментов, направленных на обеспечение устойчивости банковской системы. В соответствии со Стратегией развития банковского сектора РФ на период до 2008 года предусматривалось внедрение международно признанных норм и международного опыта банковского надзора. Это предполагало существенное развитие Банком России содержательных (риск-ориентированных) подходов при осуществлении надзора и применение соответствующих мер надзорного реагирования. Данные меры должны были исходить, прежде всего, из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций. С целью решения этой задачи Банком России были предприняты шаги, связанные с:

     – повышением требований к качеству банковского капитала. При этом особое внимание обращалось на необходимость корректировки капитала в случае использования схем фиктивной капитализации, а также на предотвращение внедрения подобных схем;

     – завершением работы по созданию системы раннего реагирования (системы предупреждения проблем), в основе которой лежит разработка модели развития ситуации в кредитной организации;

     – совершенствованием банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, включая анализ рисков, возникающих у кредитных организаций в рамках взаимоотношений с юридическими и физическими лицами, в том числе с некредитными организациями – участниками банковских групп и банковских холдингов;

     – развитием механизмов дополнительного контроля за рисками, возникающими при кредитовании связанных с банком лиц, в частности, обязательного одобрения этих сделок советом директоров кредитной организации, недопустимости льготного кредитования связанных лиц и др.;

Информация о работе Банковский контроль: его виды