Банковские риски и методы их регулирования (по материалам ОАО «Банк Уралсиб»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:09, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение банковских рисков, а так же методов, при помощи которых можно регулировать эти риски. Из этой цели вытекают задачи дипломной работы:
проанализировать теорию банковских рисков, определить методы управления рисков и выявить проблемы управления рисками;
проанализировать деятельность ОАО «БАНК УРАЛСИБ», провести анализ оказываемых им услуг и дать оценку банковским рискам;
выявить методы совершенствования управления банковскими рисками;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы в коммерческих банках
Сущность рисков в коммерческих банках
1.2 Организация управления банковскими рисками
1.3 Современные методы управления банковскими рисками
Методы расчета банковских рисков
2. Анализ рисков коммерческого банка ОАО «УРАЛСИБ».
2.1 Краткая характеристика ОАО «УРАЛСИБ»
2.2 Анализ финансового состояния банка ОАО «УРАЛСИБ»
Анализ рисков коммерческого банка ОАО «УРАЛСИБ»
3. Направления по совершенствованию управления рисками В ОАО «УРАЛСИБ»
3.1 Краткий обзор направлений концентрации рисков характерных для ОАО «УРАЛСИБ»
3.2 Направления совершенствования управления рисками
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

банковские риски.doc

— 534.00 Кб (Скачать)
  • невозможность осуществления банковской деятельности вследствие военных действий, революции, национализации, конфискации имущества и т.п.;
  • введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);
  • неблагоприятное изменение налогового законодательства;
  • риск трансферта – запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа и перевода ее за границу. В этом случае обязательство перед партнерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения;
  • риск разрыва соглашений из-за действия властей страны, в которой находится банк (компания) – контрагент.

     Иногда  политический риск выделяют в отдельную категорию и не рассматривают в составе странового риска.

     К экономическим рискам относятся  такие, как, например: объявление экономической  блокады, запрет на расчеты за границу, обострение экономических кризисов и др. Причем отнесение каких-либо видов рисков к конкретной подгруппе весьма условно, так как все они в большей или меньшей степени связаны и с политической, и с экономической обстановкой в стране.

     В целом величина странового риска  складывается из трех компонентов: политического риска, общего экономического и частного экономического. Оценка политического риска возможна только экспертным путем; общего экономического - на основе национальной статистики, динамики основных макроэкономических показателей и индикаторов; частного экономического -на основании оценки кредитоспособности иностранного клиента, других внутренних банковских методик.

     Таким образом, страновой риск, в общем  виде, представляет собой вероятность  потерь вследствие чувствительности банка  к политическим и/или экономическим изменениям в стране, в народное хозяйство которой вложены средства. Такого рода опасность может возникнуть из-за невозможности иностранного контрагента выполнить свои обязательства перед кредитором или инвестором по причинам, которые не относятся к обычным банковским рискам и возникают в связи с кредитованием и инвестированием. Страновые риски актуальны для всех банков, созданных с участием иностранного капитала, и банковских учреждений, имеющих генеральную лицензию. В связи с этим оценка странового риска базируется на анализе и прогнозе кредитоспособности заемщика в прошлом настоящем и будущем.

     В связи с постоянным ростом и развитием  различных рисков, на которых оперируют  банки, усложнением характера операций требуются постоянное совершенствование и автоматизация систем бухгалтерского и внесистемного учета, получение различных управленческих отчетов и сводок в режиме реального времени для принятия управленческих решений. Поэтому все больше возрастают операционно-технические риски, связанные с техническими ошибками и программными сбоями. Данные риски необходимо минимизировать путем уменьшения ручного ввода информации, установки автоматизированного контроля на стадии ввода, проведения регулярной автоматизированной выверки различных регистров и т.п.

     Системные риски в узком смысле представляют собой риски, связанные с потенциальными сбоями в функционировании операционно-технологических  систем банка. В таком контексте  понятия операционно-технического и системного риска становятся идентичными. В широком понимании системные риски есть риски, связанные с функционированием банка как части системы, будь то банковско-инвестиционная группа, группа связанных компаний или банковская система в целом. В этом случае факторы, не оказывающие прямого влияния на банк как независимую структурную единицу, непременно воздействуют на него через изменение каких-либо условий функционирования других участников системы.

     Законодательный риск проявляется в каждой сделке, для осуществления условий которой  возникает необходимость в получении разрешений, лицензий или других подобных документов для проведения определенного типа операций, а также вероятность изменения требований, прописанных в законодательстве. Например, такой риск возникает при переводе за границу денежных средств, товаров, услуг, являющихся объектом валютного контроля какого-либо института (например, центральный банк или, в России, уполномоченные банки).

     Банк  России развивает нормативную базу анализа и контроля за уровнем  рисков. Наряду с этим разрабатывают, утверждают и используют собственные методики.

     Реально ни в одну условную схему невозможно включить все риски, поэтому классификацию  необходимо осуществлять в зависимости  от целей анализа.

 

     1.2 Организация управления банковскими  рисками 

     Основной  задачей регулирования рисков является поддержание приемлемых соотношений прибыльности с показателями безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка, то есть минимизация банковских потерь.

     Эффективное управление уровнем риска должно решать целый ряд проблем – от отслеживания (мониторинга) риска до его стоимостной оценки.

     Уровень риска, связанного с тем или иным событием, постоянно меняется из-за динамичного характера внешнего окружения банков. Это заставляет банк регулярно уточнять свое место на рынке, давать оценку риска тех или иных событий, пересматривать отношения с клиентами и оценивать качество собственных активов и пассивов, следовательно, корректировать свою политику в области управления рисками.

     Каждый  банк должен думать о минимизации своих рисков. Это необходимо для его выживания. Минимизация рисков - это борьба за снижение потерь, иначе называемая управлением рисками. Этот процесс включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь.

     Все это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы  своевременно и последовательно использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.

     Цели  и задачи стратегии управления рисками  в большой степени определяют постоянно изменяющейся внешней  экономической средой, в которой  приходится работать банку. Основными признаками изменения внешней среды в банковском деле России, в последние годы, являются: рост количества банков и их филиалов; регулирование условий конкуренции между банками со стороны Центрального банка и других государственных органов; перераспределение рисков между банками при участии Центрального банка; расширение денежного и кредитного рынков; появление новых (нетрадиционных) видов банковских услуг; усиление конкуренции между банками, случаи поглощения крупными банками мелких конкурентов; увеличение потребности в кредитных ресурсах в результате изменения структуры роста потребности предприятий в оборотном капитале и изменения структуры финансирования в сторону уменьшения банковской доли собственного капитала клиентов банка; учащение банкротств в сфере мелкого и среднего бизнеса с одновременным отклонением от исполнения требований кредиторов; отсутствие действенных гарантий по возврату кредита.

     Банк  должен уметь выбирать такие риски, которые он может правильно оценить  и которыми способен эффективно управлять. Решив принять определенный риск, банк должен быть готов управлять им, отслеживать его. Это требует владения навыками качественной оценки соответствующих процессов.

     В основу банковского управления рисками  должны быть положены следующие принципы:

  • прогнозирование возможных источников убытков или ситуаций, способных принести убытки, их количественное измерение;
  • финансирование рисков, экономическое стимулирование их уменьшения;
  • ответственность и обязанность руководителей и сотрудников, четкость политики и механизмов управления рисками;
  • ответственность и обязанность руководителей и сотрудников, четкость политики и механизмов управления рисками;
  • координируемый контроль рисков по всем подразделениям и службам банка, наблюдение за эффективностью процедур управления рисками.

     Завершающий, важнейший этап процесса управления рисками – предотвращение (предупреждение) возникновения рисков или их минимизация. Соответствующие способы вместе со способами возмещения рисков составляют содержание так называемого регулирования рисков.

     Поскольку управление рисками является частью практического менеджмента, оно  требует постоянной оценки и переоценки принятых решений.

     Важнейшими  элементами систем управления рисками  являются:

     -  четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам торговой политики банка, управления рисками, организации трудового процесса и используемой терминологии;

  • создание специальных групп управления рисками, не зависимых от коммерческих подразделений банка; руководитель подразделения, ведающего рыночными рисками, отчитывается перед председателем правления банка, руководитель подразделения кредитных рисков – перед заместителем председателя правления, т.е. перед членами высшего руководства банка;
  • установление лимитов рыночных и кредитных рисков и контроль за их соблюдением, а также агрегирование (объединение) рисков по отдельным банковским продуктам, контрагентам и регионам;
  • определение периодичности информирования руководства банка о рисках, как правило такая информация представляется ежедневно, особенно по рыночным рискам;
  • для всех типов рисков создаются специальные немногочисленные группы по управлению, независимые от коммерческих подразделений банка;
  • все элементы системы контроля и управления регулярно проверяются аудиторами, не зависящими от коммерческих служб банка.

     Таким принципам следует Центральный  Банк Российской Федерации, обязавший  все коммерческие банки, имеющих  лицензии на совершение операций на финансовых рынках, организовать службу внутреннего  контроля подотчетную ЦБ РФ, состав которой утверждается так же ЦБ РФ.

     Следует, однако, помнить, что никакое, даже самое  совершенное управление рисками  полностью не избавляет от убытков  и потерь, что должно уберечь управляющих  банками от самоуспокоенности. Разработка новых, более гибких и совершенных  моделей и методов управления рисками должна продолжаться постоянно.

     Органы  управления рисками. Крупные банки  обычно имеют два комитета по управлению рисками: кредитный комитет и  комитет по управлению активами и  пассивами банка. Ответственность  за реализацию политики, разрабатываемой кредитным комитетом, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и пассивами.

     В состав первого комитета обычно входят: руководитель банка (председатель комитета), руководители кредитного и операционного  отделов бухгалтерии, главный экономист  или руководитель аналитического отдела, два или более других руководителей банка высшего уровня.

     Функциями данного комитета являются:

  • разработка и мониторинг состояния политики кредитов;
  • разработка политики рейтинга кредитов;
  • разработка критериев для получения новых кредитов;
  • делегирование полномочий по выдаче кредитов;
  • установление ограничений на ссуды;
  • регулярная оценка риска всего портфеля кредитов, в т.ч. риска убытков по ссудам, перегруженности одного сектора, ликвидности портфеля;
  • разработка политики списания невозвращенных ссуд;
  • разработка политики отслеживания всех ссуд;
  • разработка политики возврата ненадежных ссуд;
  • разработка политики замораживания кредитов;
  • разработка стандартов кредитной документации;
  • пересмотр согласия на выдачу кредита;
  • пересмотр политики определения стоимости кредитов;
  • пересмотр внутрибанковских инструкций в соответствии с юридическими нормами;
  • разработка политики расширения и сужения кредитов, повышения их качества, в том числе обеспечения большой надежности, улучшения практики страхования, предоставления аккредитивов и гарантий, определения величины процентной маржи;
  • разработка критериев оценки работы ссудной администрации.

Информация о работе Банковские риски и методы их регулирования (по материалам ОАО «Банк Уралсиб»)