Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:09, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение банковских рисков, а так же методов, при помощи которых можно регулировать эти риски. Из этой цели вытекают задачи дипломной работы:
проанализировать теорию банковских рисков, определить методы управления рисков и выявить проблемы управления рисками;
проанализировать деятельность ОАО «БАНК УРАЛСИБ», провести анализ оказываемых им услуг и дать оценку банковским рискам;
выявить методы совершенствования управления банковскими рисками;
Введение
1. Теоретические основы в коммерческих банках
Сущность рисков в коммерческих банках
1.2 Организация управления банковскими рисками
1.3 Современные методы управления банковскими рисками
Методы расчета банковских рисков
2. Анализ рисков коммерческого банка ОАО «УРАЛСИБ».
2.1 Краткая характеристика ОАО «УРАЛСИБ»
2.2 Анализ финансового состояния банка ОАО «УРАЛСИБ»
Анализ рисков коммерческого банка ОАО «УРАЛСИБ»
3. Направления по совершенствованию управления рисками В ОАО «УРАЛСИБ»
3.1 Краткий обзор направлений концентрации рисков характерных для ОАО «УРАЛСИБ»
3.2 Направления совершенствования управления рисками
Заключение
Список использованной литературы
Из расчетов видно (Таблица 2), наибольшую долю в рискованных активах занимает ссудная задолженность (Рисунок 7).
Предположим,
что банк усовершенствовал метод снижения
рисков (скоринг), увеличив число достаточных
баллов для получения кредитов и тем самым
уменьшил число сомнительных кредитов.
В результате чего, ссудная задолженность
уменьшилась, предположительно на 130 млн.
руб. Тогда мы получим: ссудная задолженность
будет равна 159 534 542 тыс. рублей; ссудная
задолженность взвешенная с учетом риска
(формула 1) = 159 534 542 * 10 % = 159 534 54,2 тыс. рулей;
вследствие чего общая сумма активов взвешенных
с учетом риска изменится до 40 985 979,86 тыс.
рублей. Таким образом, и увеличится достаточность
капитала. Если в реальности она составила
41 624 569 / 53 985 979,86 = 0,77 доли капитала (величина
этого показателя не должна быть ниже
1, а чем выше, тем банк благонадежнее),
с учетом наших изменений данная величина
будет равна 41 624 569 / 40 985 979,86 = 1,01 доли капитала.
Проще говоря, при наступлении рисков
банк будет способен справиться с ситуацией,
не обанкротиться и у него еще останутся
некоторые средства. Т.е. банк будет иметь
более достаточный капитал, что сделает
его более привлекательным на рынке банковских
услуг.
Рисунок
7 – Доля активов взвешенных с учетом риска
И применив метод снижения рисков, мы снизим данный показатель, увеличив тем самым достаточность капитала и соответственно благонадежность банка.
А
теперь предположим что если бы в 2009г.
активно применялся метод скоринг то прибыль
банка немного увеличилась. При применении
этого метода количество выдаваемых кредитов
сократится на 20%, эти 20% и есть те не благонадежные
заёмщики которым отказали в выдаче кредита.
Вследствие этого сократится доход по
ряду статей в отчете о прибылях и убытках
примерно на 20%. Так процентные доходы
снизятся на 7 732 321тыс.руб. и составят 34
122 676 тыс.руб.. Комиссионные доходы уменьшатся
с 8 148 251 тыс.руб. до 6 518 601 тыс.руб. на 1 629
650 тыс.руб.. Резервы на возможные потери
по ссудам так же сократятся на 925 747 тыс.руб.,
за счет этого неиспользованная прибыль
(убыток) за отчетный период увеличится
на 730 734,67 тыс.руб. и составит 4 222 015,67 тыс.руб.
Таблица
4 – Сводная таблица
Показатель | До мероприятия | После мероприятия | Изменения после мероприятия |
Процентные доходы всего | 41 854 997 | 34 122 676 | -7 732 321 |
Процентные доходы от ссуд | 34 549 068 | 27 639 254 | -6 909 814 |
Резервы на возможные потери по ссудам | -4 628 734 | -3 702 987 | +925 747 |
Комиссионные доходы | 8 148 251 | 6 518 601 | -1 629 650 |
Прибыль до налогообложения | 6 212 988 | 7 513 383,40 | +1 300 395,40 |
Нераспределенная прибыль (убыток) за отчетный период | 3 491 281 | 4 222 015,67 | +730 734,67 |
В результате проведенных мероприятий видно (Таблица 4) что прибыль банка увеличилась на 730 734,67тыс.руб., не смотря на то что количество выданных кредитов сократилось на 20%. Это произошло в результате отсеивания неблагоприятных кредитов и увеличения резервов на возможные потери по ссудам.
Вся
прелесть этого метода в том что
он количественно определяет риск,
связанный со своевременной выплатой
займа. Скоринг также проясняет
связи между выплатами и
Кроме того что этот метод экономит денежные средства, он ещё экономит время сотрудников на сбор просроченной задолженности, снижает потери по займам.
Общие направления совершенствования управления рисками.
При правильном осуществлении, оценка процесса представляет собой подтвержденное исследованиями обоснованное указание на состояние и результативность направленного осуществления управления рисками.
Сейчас на многих рынках положение меняется, в некоторых случаях довольно резко, что потребовало срочного усиления управления финансами и рисками банков, функционирующих на этих рынках. Необходимо укрепить несколько областей: финансовую информацию нужно сделать более доступной, нужно развивать финансовую политику, финансовые навыки, в особенности в управлении активами и обязательствами, обязательствами и портфелями, необходимо создать процесс управления активами и обязательствами, улучшить организационную структуру, четко распределить обязанности по финансовому управлению и повысить эффективность контроля.
Управление финансами в значительной степени фокусируется на управлении риском. Хотя функция управления финансами не отвечает исключительно за управление всеми банковскими рисками, она играет центральную роль в определении объема, отслеживания и планирования эффективного управления риском.
Управление активами, связанными с рисками и контроль. Активы, связанные с рисками, как они характеризуются в банковском регулировании, обычно не включают денежные средства и ближайшие заменители денег, такие как банковские векселя, высоконадежные ценные бумаги и золото. Активы, связанные с риском обычно составляют большую часть всех активов.
Приобретение таких активов и управление ими является основой управленческого процесса в банке, потому что именно эти активы и обеспечивают основную долю доходов банка. Стратегические планы в отношении этих активов должны оценивать существующие и потенциальные рынки, стратегию и качество портфеля.
Что
касается банковских вкладов, то сейчас
в стране с 23.12.2003г. действует система
страхования банковских вкладов. Отсюда
возникает предложение
Банкротство некоторых российских банков и имевший место в конце августа 1995 и 2003г. финансовый кризис в очередной раз заставляют вернуться к вопросу страхования вкладчиков банков от подобного рода социальных потрясений.
Страхование вкладов обычно вводилось в наиболее экономически тяжелые для стран и их банковских систем периоды. Прогрессивно мыслящие руководители некоторых стран обеспечивали становление и развитие национальных систем страхования вкладов в кредитно-сберегательных институтах до экономических катастроф, в их преддверии.
Введение
обязательного страхования
Система страхования депозитов пока не имеет четких рамок по потолку депозитов и механизмов определения затрат для покрытия расходов по обслуживанию депозитов.
В помощь банкам даже Центральный Банк РФ намерен осуществлять мониторинг кредитоспособности и финансового состояния промышленных предприятий. В качестве других шагов реформирования банковского сектора страны рассматриваются предоставление гарантий сохранности депозитов в коммерческих банках, осуществление контроля за правильностью ведения банковских счетов, а также отстранение от ведения дел банковских работников с сомнительной репутацией.
Разработка системного подхода к всеобъемлющему управлению рисками является ключевым требованием ко всем организациям по контролю за деятельностью банков и должна быть завершена в кратчайшие сроки.
Эффективной работе систем контроля препятствуют следующие факторы:
- недостаточное число квалифицированных контролеров, способных проводить инспекции на местах и внешний мониторинг;
-
малоэффективные
В программах реформ практически всех стран с переходной экономикой поддерживаются меры по обучению и технической помощи, направленные на увеличение числа опытных контролеров. Для ускорения и совершенствования процесса становления систем по контролю за деятельностью банков в программах реформ также предусматривается совершенствование необходимых регулирующих положений, проверки на местах с высокой степенью превентивности, расширенные стандарты на лицензирование и другие финансовые требования, создание более совершенных информационных систем (техническое и программное обеспечение для компьютерных центров, нормы отчетности) и, наконец, создание структур оперативной доставки, призванных ускорить обмен информационными потоками.
Законы
о налогообложении часто
Контролирование официального курса инфляции, процентных ставок и стоимости всех вводимых ресурсов, включая стоимость самих денег, снижает потенциал финансовых ресурсов, не давая структурам управления предприятиями накапливать необходимый капитал, развивать у сотрудников профессиональные навыки по долгосрочному инвестиционному планированию, а также затрудняют управление рабочим капиталом во время осуществления тех или иных текущих операций.
Недостаточные
возможности различных
Система снижения рисков. События на финансовых рынках все чаще показывают, насколько уязвимыми могут быть гиганты банковской индустрии, несмотря на всю их кажущуюся прочность. Думается, что в этой связи вопросы о месте и роли системы защиты от рисков в деятельности банка приобретают особое значение, тем более что в нашей стране им традиционно уделяется недостаточное внимание.
Система защиты банков должна предусматривать три элемента: механизмы контроля рисков, планы действий в чрезвычайных ситуациях с целью минимизации ущерба, а также меры по покрытию (финансированию) убытков.
Основная задача первого звена – механизма контроля рисков – сформировать систему выявления и оценки рисков, а также определить основные модели поведения для обеспечения минимизации рисков. Риски по своей природе и степени воздействия чрезвычайно многообразны, и нет такой сферы деятельности, которая не была бы сопряжена с теми или иными рисками. Защититься от всех возможных ситуаций, наверное, нельзя, однако имеет смысл говорить о создании системы защиты по наиболее широкому кругу направлений.
Механизм контроля рисков чаще всего получает практическое воплощение в нескольких составляющих: в организационной структуре, в виде инструкций, которыми должны руководствоваться сотрудники банка в своей работе, в виде материальной инфраструктуры (если мы говорим о физической безопасности).
План действий в чрезвычайных ситуациях – также один из немаловажных элементов в системе обеспечения безопасности банков. Он включает описание возможных сценариев развития событий при наступлении непредвиденных ситуаций и действий, которые необходимо предпринять для минимизации неблагоприятных последствий в этих условиях.
План действий в чрезвычайных ситуациях может быть как общим, описывающим наиболее распространенные сценарии, так и ориентированным на конкретную ситуацию.
Страхование как способ минимизации потерь является последним защитным барьером во всей системе безопасности банка. И именно тем, что он последний в этой цепочке, определяется его первостепенная значимость: от того, как организована страховая защита банка, зависит его способность противостоять подчас катастрофическим убыткам.
Страховая индустрия дает возможность эффективно распределить риск, переложив значительную его часть на страховые компании. Существует ряд страховых продуктов, ориентированных исключительно на банки. Они могут стать предметом отдельного рассмотрения, здесь же хотелось бы остановиться на традиционных видах страхования. Ведь наряду с рисками, изначально присущими банковской деятельности (как, например, рыночные и кредитные риски), есть опасности, которые менее всего принимаются во внимание в повседневной практике. Яркий тому пример - пожар, произошедший в мае 1996 г. в головной штаб - квартире французского банка «Лионский кредит». Огнем была уничтожена большая часть расположенного в центре Парижа и оборудованного по последним технологиям здания стоимостью более 300 миллионов долларов.
Причем огромный ущерб, нанесенный имуществу в подобной ситуации, не идет ни в какое сравнение с косвенными потерями - убытками, нанесенными самому банку и интересам его клиентов в результате простоя торговли на финансовых рынках, которые могли бы исчисляться огромными суммами.
К счастью, этого не случилось, так как сработал план экстренных мер. Часть трейдеров была срочно переведена в резервный центр, созданный незадолго до пожара, еще часть - в филиал банка в Лондоне. Все силы были брошены на восстановление компьютерных систем банка. Через пару недель удалось более или менее восстановить приоритетные направления деятельности. Сыграло свою роль и то, что головной офис не занимался полномасштабной работой с частными лицами, иначе последствия могли бы быть намного серьезнее. Кроме того, банк обладал первоклассной страховой защитой, что позволило минимизировать потери и влияние пожара на финансовые показатели.
Информация о работе Банковские риски и методы их регулирования (по материалам ОАО «Банк Уралсиб»)