Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 00:19, курсовая работа
Банковская система-это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции.
Характеризуя банки в целом следует знать, что в каждой стране имеется своя банковская система. Банковская система - это широкое понятие охватывающее все стороны создания и развития банков, их функций и операций на основе банковского законодательства.
3. Страховая компания – исторически определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования.
4. Внебюджетные фонды представляют собой одну из форм перераспределения и использования финансовых средств, которые государство привлекает для финансирования определенных общественных потребностей и расходует на основе оперативной самостоятельности.
К ним относятся:
Пенсионный фонд
Государственный фонд содействия занятости населения
Фонд социального страхования
Фонд обязательного медицинского страхования
Глава III Направление совершенствования банковской системы.
Банковский сектор в Республике Казахстан функционирует на принципах рынка. Динамика основных параметров, характеризующих состояние банковских секторов в 2000-2007 годах, свидетельствует о закреплении тенденции развития банковского сектора. Высокими темпами увеличиваются активы и капиталы кредитных организаций, расширяются их ресурсные базы, особенно за счет внешнего заимствования. Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков банковского сектора в этот период. Сохраняется устойчивая тенденция кредитных вложений, согласно отчетности кредитных организаций, качество их кредитных портфелей остается, в основном, удовлетворительным. На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц.
Казахстанские банки показывают высокие темпы роста. Активно происходят качественные изменения в развитии банковской системы. Кредитные организации стремятся к наибольшей прозрачности, открытости перед клиентами. Внедряются передовые бизнес-модели, новые банковские технологии (банк-клиент, системы денежных переводов, дебетовые и кредитные карты и т. д.), различные виды кредитования (потребительские, ипотечные и др.).
Базовым условием успешного развития банковского сектора является проведение государством взвешенной, последовательной политики в этой сфере.
Политика государства в отношении банковского сектора базируется на сохранении и укреплении рыночного начала деятельности кредитных организаций и на использовании преимущественно косвенных, то есть экономических методов влияния на процессы, происходящие в банковской сфере. Воздействие государства на банковские секторы осуществляется путем формирования нормативной базы деятельности кредитных организаций и функционирования рынка финансовых услуг, а также контроля за исполнением требований законодательных и иных нормативных правовых актов.
Президент Республики Казахстан рассматривает процессы реформирования банковского сектора в качестве важного компонента развития и укрепления рыночных основ функционирования экономики страны, который поможет РК уйти от роли международного поставщика сырья и обеспечить диверсификацию своей экономики на основе передовых технологий.
Обеспечить решение этих задач в условиях рыночной экономики невозможно без мощной, развитой, независимой национальной банковской системы. Мировой опыт показывает, что развитие банковской системы приобретает стратегический характер. Это вопрос сохранения Республики Казахстан как экономически независимого государства и обеспечения ее экономического и политического суверенитета. От конкурентоспособной, обеспеченной ресурсами банковской системы зависит развитие человеческого потенциала государства, развитие национальной экономики, в первую очередь обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, обеспеченность казахстанцев качественным жильем, формирование конкурентоспособной системы образования.
Определяющее влияние на функционирование банковской системы в настоящее время и в ближайшей перспективе окажет разработка Национальным банком и правительством новой концепции государства в отношении банковского сектора: продолжение и постоянное совершенствование финансового механизма поддержки банков. Осуществление программы дальнейшего реформирования банковской системы является базовым условием для оздоровления и построения современной конкурентоспособной банковской системы, адекватной задачам экономического развития Казахстана.
Развитие банковского сектора в силу укрепления тенденций экономического роста будет сопряжено с переориентацией операций банков на обслуживание реального сектора (расчетное и кредитно-депозитное) и, соответственно, приведет к увеличению доли кредитов в активах банковской системы и средств предприятий и населения в ресурсной базе банков.
В целом банковская система Республики Казахстан как динамично развивающийся сектор экономики нуждается в концепции совершенствования.
Совершенствование имеющейся банковской системы – это процесс:
– непрерывный и бесконечный;
– сводящийся по содержанию к преодолению, изживанию ее реальных недостатков, всего того, что мешает ее лучшей работе;
– естественно вытекающий из повседневного функционирования системы и ее отдельных элементов и механизмов;
– органично увязанный диалектическим образом с позитивными и негативными изменениями в реальном секторе экономики и социально-политической жизни общества.
Банковская система Республики Казахстан, как и любой другой страны, неизбежно должна отличаться национальным своеобразием, особенностями, отражающими ее соответствие историческим традициям, текущим условиям и задачам экономики, потребностям обеспечения безопасности страны в широком смысле слова.
Разумно организованная банковская система должна быть рационально ориентированной и по форме, и по содержанию.
Конечной целью совершенствования банковской системы Казахстана следует считать улучшение показателей ее эффективности, устойчивости и цивилизованности.
Существенно дополняющим моментом успешного развития банковского сектора РК, должен быть коренной пересмотр вопроса концепции денежно-кредитной политики (ДКП), государственного надзора и антимонопольного регулирования деятельности банков второго уровня. В этой связи хотелось бы обратить внимание на следующие теоретические и практические вопросы.
Так, создаваемая в Республике Казахстан кредитно-банковская система изначально не была нацелена на выполнение функций, присущих современным банковским системам: создание надежных каналов денежного обращения, обслуживание хозяйственного оборота, трансформацию сбережений в ссудный капитал и перераспределение его между отраслями народного хозяйства, стимулирование накоплений.
Деформированная казахстанская банковская система, оторванная от производственного сектора, не только не обеспечила каналы денежного регулирования экономики, но и сама переживает «тяжелые времена» вследствие проводимой макроэкономической политики, приоритеты которой во многом были обусловлены необходимостью обеспечения сверхприбылей в финансовом секторе.
Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан сегодня представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических задач: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста.
Банковская деятельность как любой живой экономический процесс нуждается в управлении со стороны общества, государства, самого банковского сообщества. Банковская сфера и деятельность составляющих ее звеньев во всем мире традиционно считается наиболее жестко управляемым сектором национальной экономики. Объяснить это можно тем, что основная деятельность банка ведет к изменению денежной массы в обращении, сжатию или эмиссии денег, а это вопрос регулирования денежного хозяйства страны, вопрос здоровья финансовой системы страны, т.е. вопрос первостепенной государственной значимости. Понятно, что здесь нужна жесткая дисциплина и порядок.
Заключение
Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической системы страны. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; разгул преступности в стране - как следствие - желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом.
Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить и развивать рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.
Список использованной литературы:
I Законы и нормативные и правовые акты:
1. Закон "О Национальном банке Республики Казахстан",30 марта 1995 г.
2. Закон "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".31 августа 1995 г.
II Научные труды и учебные пособия:
III Ресурсы Интернет:
29