Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 00:19, курсовая работа
Банковская система-это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции.
Характеризуя банки в целом следует знать, что в каждой стране имеется своя банковская система. Банковская система - это широкое понятие охватывающее все стороны создания и развития банков, их функций и операций на основе банковского законодательства.
1993-1994гг. банковская система Республики Казахстан перестраивалась с целью приближения се к системе рыночной экономики. Были приняты: Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 13.04.93г., определяющий роль и место Нацбанка в банковской системе, его задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия. Закон РК «О банках в Республике Казахстан" от 14.04.93г., определяющий принципы функционирования банковской системы республики, права и ответственность банков; Закон РК «О Валютном регулировании» от 14.04 93г., регулирующий правила обращения иностранной валюты на территории республики; ряд других законов и нормативных актов Правительства и Национального банка Республики Казахстан, регулирующих некоторые особенности функционирования банковской системы, правовой основы совершения банковских операций, например. Закон РК «О залоге».
В соответствии с рекомендациями по проведению реформ в банковской системе бывший Сберегательный банк был преобразован в государственно-акционерный Народный банк Республики Казахстан, который стал действовать больше в качестве коммерческого банковского учреждения, принимающего вклады и предоставляющего ссуды, чем раньше, когда основной его ролью было предоставление социальных услуг населению. Также в 1994 году в республике были образованы и стали развивать свою деятельность Эксимбанк (экспортно-импортный банк) и Государственный банк развития. Впоследствии (21 августа 1995года) вышеуказанные банки присоединены с передачей Эксимбанку республики Казахстан всех обязательств Государственного банка развития Казахстана с увеличением уставного капитала банка до пяти млрд. тенге. Шаги реформы банковской системы республики с каждым годом более четко определяли функции и деятельность банков.
Национальный банк РК почти полностью отказался от практики направленных и субсидированных кредитов и стал предоставлять централизованные кредиты банкам через систему кредитных аукционов, что способствовало возникновению и развитию конкуренции между банками.
В то же время Национальный банк Республики Казахстан в 1995 году проводит политику укрупнения банков, сокращения количества мелких акционерных, кооперативных и частных банков, о чем свидетельствует практика установления уровней минимального размера уставного фонда банков. Для уже действующих мелких коммерческих банков минимальный размер уставного фонда определен в сумме 300000 американских долларов (более 18,0 млн. тенге по курсу Нацбанка РК на 30 марта 1995 года), для действующих банков, имеющих валютную лицензию, сеть своих филиалов и лицензию на право приема денежных вкладов населения на уровне !,5 млн. Дол.ларов США (91,5 млн.тенге по курсу Нацбанка РК на 30 марта 1995 года) и для вновь создаваемых банков минимальный размер установлен в сумме 500 тысяч долларов США (30,5 млн. тенге по курсу Нацбанка РК на 30 марта 1995 года). Причем, установленный размер минимального уставного фонда, каждый банк был обязан набрать к 15 апреля 1995 года после чего, в случае невыполнения этого требования, Нацбанк РК будет решать вопрос о дальнейшем существовании и деятельности таких банков.
Обязательным условием, необходимым для обеспечения эффективной деятельности банковской системы в рыночных условиях, является развитие правовой основы, системы регулирования и контроля.
На последующих этапах проведения реформы в сфере банковской деятельности уже последовали качественные преобразования, направленные на регулирование деятельности банков второго уровня, связанные с разработкой их правовой основы, в которых могла бы действовать, основанная на рыночной экономике, банковская система. Этим усилиям должна служить стратегия банковской реформы, направленная на решение структурных проблем банковской системы. Неопределенность целей и структуры банковской системы, а также ограниченное понимание основных концепций, таких, как кредитный риск, обеспечение кредита, ликвидность, финансовая дисциплина и банкротство серьезно затрудняют задачу создания надлежащей правовой основы. Разрабатываемые механизмы по контролю за соблюдением законов также должны способствовать установлению новых коммерческих взаимоотношении и созданию нормально функционирующей банковской системы. Не оспаривается в банковском деле создание механизмов по облегчению признания и исполнения судебных решений, центральной службы по регистрации залогов; органов по обеспечению кредитов; сбору налогов и выполнению других подобных обязанностей.
Банковская система Республики Казахстан в 1995-1996 годах, в институциональном, функциональном и правовом отношениях претерпевает дальнейшие изменения. К примеру, если до 1995 года количество банков возрастало в республике и на начало 1995 года составило сто восемьдесят четыре банка, различающиеся по способу формирования уставных фондов, то на конец 1995 года уменьшилось и составило сто тридцать.
Институциональные преобразования в банковской системе Республики Казахстан сопровождались ликвидацией обанкротившихся коммерческих банков, закрытием малых частных банков, а также укрупнением банков при соединении уставных капиталов. Соответственно, за этот период сократились и филиалы банков второго уровня по регионам республики с 1026 на конец 1995г. до 949 на конец 1996г. Изменения в банковской сфере за этот период происходили по формированию и объему уставного фонда. На конец 1995 года банков по фактическому уставному фонду до 20 млн. тенге было 69, а на конец 1996 года число их снизилось до 33 банков.
В функциональном отношении за последние годы банки стали расширять свои операции так по традиционным, так и нетрадиционным услугам. Многие банки, получив лицензию Нацбанка РК, занимаются операциями с ценными государственными бумагами, развивают современные расчетные операции с внедрением в оборот векселей, нот центрального банка страны, пластиковых карточек, электронных переводов.
В правовом отношении банковская система Республики Казахстан в 1995 году укрепляется новыми законодательными актами государства и нормативными положениями. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О национальном Банке Республики Казахстан» (30 марта 1995года) и Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (31 августа 1995 года). Утвержденные после пересмотра и дополнения эти акты, завершили в целом создание фундаментальной правовой и экономической основы банков в Казахстане, выделив статус центрального банка государства, Национального банка Республики Казахстан, и банков второго уровня.
Таким образом, банковская система Казахстана в определенной степени за прошедшие годы конструировалась по стандартам и моделям, существующих в мировой практике, отвечающих основным принципам рыночной экономики. Вместе с тем, совершенствование правовых, организационных основ банков будет продолжаться в Республике, и это связано со многими факторами внутреннего и внешнего характера.
2.2 Национальный банк РК: сущность, особенности деятельности.
Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан.
Национальный Банк представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.
Национальный Банк при выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения прибыли.
Национальный Банк подотчетен Президенту Республики Казахстан, но в пределах предоставленных ему законодательством полномочий независим в своей деятельности.
Национальный Банк координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной политики.
Национальный Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.
Основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:
- разработка и проведение денежно-кредитной политики государства
- обеспечение функционирования платежных систем
- осуществление валютного регулирования и валютного контроля
- содействие обеспечению стабильности финансовой системы.
Национальный Банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
- проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;
- осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан;
- осуществление функции банка банков;
- осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;
- организация функционирования платежных систем;
- осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;
- управление золотовалютными активами Национального Банка;
- осуществление контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального Банка и др.
- осуществление доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан.
В структуру Национального Банка Казахстана входят:
-центральный аппарат, состоящий из 11 департаментов (один департамент в г. Астане), 10 самостоятельных управлений и 1 самостоятельного отдела
-16 территориальных филиалов и два филиала в городе Алматы: Центр кассовых операций и хранения ценностей и Центр обеспечения деятельности Национального Банка
Представительство Национального Банка в Российской Федерации
4 подотчетных организации:
-Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан»
-Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Банковское сервисное бюро Национального Банка Республики Казахстан»
-Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахстанский монетный двор Национального Банка Республики Казахстан»
-Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Банкнотная фабрика Национального Банка Республики Казахстан»
Национальный Банк является учредителем акционерных обществ:
-«Казахстанский фонд гарантирования депозитов»
-«Фонд гарантирования страховых выплат»
-«Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов»
-«Казахстанский Актуарный центр»
-«Резервный Центр Национального Банка Республики Казахстан «Q-BRO»
Национальный Банк является одним из акционеров акционерного общества "Накопительный пенсионный фонд "ГНПФ".
Основной задачей Национального банка является проведение денежно-кредитной политики в стране.
Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита.
Ее главная цель – регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика имеет 2 направления:
1. Кредитная экспансия – направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии.
2. Кредитная рестрикция – их сдерживание и ограничение.
В условиях падения производства и увеличения безработицы ЦБ пытается оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Если же наблюдается рост цен, «биржевая горячка», нарастание диспропорций в экономике, то применяется ограничение кредита, повышение %, сдерживание эмиссии.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется в нескольких направлениях:
А) государственный контроль над банковской системой (в целях укрепления ликвидности банков, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков);
Б) управление государственным долгом. В условиях бюджетного дефицита и роста госдолга резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого ЦБ покупает и продает государственные обязательства, изменяет цену облигаций, условия их продажи;
В) регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии с целью воздействия на хозяйственную активность.
Методы денежно-кредитной политики делятся на 2 вида:
1. Общие – влияют на рынок ссудных капиталов в целом.
2. Селективные – предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей).
Общие:
1) учетная (дисконтная) политика. Применяется с середины 19 века. Учетная ставка – это % по ссудам, которые ЦБ предоставляет КБ, или дисконт при учете векселей КБ.
Повышение ставки процента (политика «дорогих денег») ведет к сокращению заимствований коммерческих банков. Это затрудняет пополнение банковских ресурсов, ведет к повышению % ставок, сокращению кредитных операций. Проводится в целях борьбы с инфляцией. Понижение ставки (политика «дешевых денег») ведет к увеличению кредита и денежной массы. Проводится в случае спада производства.