Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:37, курсовая работа
Цели и задачи банковской системы в основном тождественны целям и задачам управления экономикой в целом. Однако банки как подсистемы управления выполняют свои специфические, частные задачи, обеспечивающие достижение общей цели управления экономикой. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты кредитуя хозяйства, выступая посредниками в перераспределении капитала, существенно повышает общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда
Содержание
Введение ...........................................................................................................................................3
I. Банковская система Республики Казахстан.................................................................................5
1.1. Этапы формирования банковской системы Казахстана......................................................5
1.2. Особенности банковской системы Казахстана.....................................................................6
II. Анализ деятельности банковской системы Республики Казахстан........................................8
2.1. Роль банков в современной экономике................................................................................8
2.2. Национальный Банк Республики Казахстан.......................................................................10
2.3. Банки второго уровня. Коммерческие и иностранные банки...........................................12
III. Оценка современного состояния банковской системы Республики Казахстан...................17
3.1. Влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему Казахстана..............17
3.2. Антикризисные меры государства......................................................................................19
3.3. Перспективы развития и прогнозы на ближайшее будущее............................................20
Заключение........................................................................................................................................22
Список использованной литературы..............................................................................................24
Содержание
Введение ..............................
I. Банковская
система Республики Казахстан.....................
1.1. Этапы
формирования банковской системы Казахстана....................
1.2. Особенности
банковской системы Казахстана....................
II. Анализ деятельности
банковской системы Республики
Казахстан.....................
2.1. Роль
банков в современной экономике.....................
2.2. Национальный
Банк Республики Казахстан.....
2.3. Банки
второго уровня. Коммерческие и иностранные
банки.........................
III. Оценка современного состояния банковской системы Республики Казахстан...................17
3.1. Влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему Казахстана..............17
3.2.
Антикризисные меры
3.3.
Перспективы развития и
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Переход к рыночным отношениям, который в настоящее время рассматривается как основное направление стабилизации и развития экономики, предполагает в качестве первоочередной меры оздоровление финансов и перестройку банковской системы.
Цели и задачи банковской системы в основном тождественны целям и задачам управления экономикой в целом. Однако банки как подсистемы управления выполняют свои специфические, частные задачи, обеспечивающие достижение общей цели управления экономикой. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты кредитуя хозяйства, выступая посредниками в перераспределении капитала, существенно повышает общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. От эффективности и бесперебойности функционирования банковской системы зависят не только своевременное получение средств, но и темпы экономического развития страны в целом.Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры.
Практика банковской деятельности за рубежом представляет большой интерес для скла-дывающейся в Казахстане и других странах СНГ новой хозяйственной системы. Совершается переход от административно-управляемой высокомонополизированной государственной банковской структуры к динамичной, гибкой, основанной на частной коллективной собственности системе кредитных учреждений, ориентированных на коммерческий успех, на получение прибыли. Идет поиск оптимальных форм институционального устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и в тоже время чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане. Задача усложняется тем, что недостаточно объявить о создании новых кредитных институтов, сменив название банка и присвоив статус «акционерного общества». Коренным образом должна изменится вся система отношений внутри банковского сектора, характер управления и контроля со стороны Национального банка, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, расчеты с госбюджетом и т.д. Но и это не все, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, инициативного, свободного от догм и готового идти на обдуманный и взвешенный риск.
Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления утраченных рациональных признаков функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизационном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночно-финансовых структур. Поэтому актуальность проблемы становления качественно новой системы банков обоснованное тем, что сегодня, формируя данный механизм, важно не растерять положительные традиции, накопленные человечеством, элементы мирового опыта, которые помогут нашему молодому государству в какой либо мере избежать ошибок на пути к ры-ночным отношениям.
На данный момент, банковская система является важным звеном отечественной эконо-мики. Именно вследствие значительной аккумуляции денежных средств, банки могут оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и на приток денег в казну, путем операций с государственными ценными бумагами. В условиях непрекращающегося кризиса неплатежей банковская система призвана удерживать объем денежной массы в рамках, обеспечивающих функционирование экономики.
В условии переходной экономики банковский
сектор должен в максимальной степени
отверчать задачам построения основ рыночной
экономики. Иными словами, интересы банков
должны способствовать и, во всяком случае,
не препятствовать решению общенациональной
задачи реструктуризации экономики и
движения к рынку.
I. Банковская система Республики Казахстан
1.1. Этапы формирования банковской системы Казахстана
Первоначально банковская система Казахстана формировалась в единой кредитно-банковской системе бывшего СССР, куда входили: 1) Госбанк СССР (самый крупный в стране); 2) Стройбанк СССР; 3) Внешторгбанк; 4) государственные трудовые сберегательные кассы СССР; 5) Сельхозбанк; 6) Промбанк; 7) Центральный банк коммунального хозяйства; 8) Торгбанк. Все они имели разветвленную систему своих территориальных подразделений. В 1983 году в бывшем СССР насчитывалось 4,5 тыс. территориальных учреждений банков СССР.
В Казахстане формирование современной банковской системы шло поэтапно. По мере становления рыночных отношений в экономике республики возникли две проблемы в области банковской реформы: во-первых, несостоятельность действовавшей в стране государственной системы специальных банков; во-вторых, необходимость создания специального банковского законодательства.
Первый этап — реформирование банковской системы Республики Казахстан, которое пришлось на 1988—1991 годы. Он характеризовался реорганизацией государственных отраслевых банков и созданием первых коммерческих банков, стали появляться частные и совместные банки.
Второй этап — 1992-й—конец 1994 года. В
этот период Национальный банк Республики
Казахстан постепенно переходит к выполнению
ряда функций Центрального банка и идет
бурное развитие коммерческих банков.
Численность банков к октябрю 1994 года
достигла 230. Сильным толчком развития
коммерческих банков явилось введение
собственной национальной валюты — тенге.
Третий этап формирования банковской системы Казахстана начался с января 1995 года и характеризовался уменьшением численности банков в целях повышения надежности банковской системы в Казахстане. Уменьшение количества банков достигалось путем ужесточения требований Национального банка и усилением конкуренции между банками. В этот период Национальный банк широко использовал такие классические денежно-кредитные инструменты, как:
—регулирование
объема кредитов рефинансирования;
Был введен механизм пруденциальных нормативов:
1) минимальный уставной доход; 2) достаточность
капитала; 3) максимальный риск на одного
заемщика; 4) коэффициент ликвидности;
5) валютная позиция; 6) резервные требования.
/7, стр.35-36/
Выполнение или невыполнение нормативов стало основным критерием оценки деятельности банков. К апрелю 1997 года количество банков второго уровня сократилось до 97 против 130 к январю 1996 года и 230 к октябрю 1994 года. 1997 год характеризуется новым этапом развития банковской системы в Республике Казахстан — качественным переходом к международным стандартам.
Национальный банк Республики Казахстан в 2006 году разработал и внедряет новую политику и процедуры для эффективного пруденциального надзора и регулирования деятельности банков, основанных на международных стандартах банковского надзора. С начала 1997 года введен новый план счетов и бухгалтерских стандартов, соответствующих международным бухгалтерским стандартам, банки второго уровня проводят внешний аудит по международным стандартам.
За три года (2000—2003) при параллельном сокращении количества банков активы банков второго уровня возросли в 4, а собственный капитал — в 2,5 раза. Тенденция роста наблюдается на всех рынках банковских услуг, например, кредитные услуги выросли за три года в 5 раз. Динамично развивается рынок инвестиционных услуг, он возрос за тот же период в 3 раза. Соответственно наблюдается подъем и в сфере услуг, связанных с организацией активов клиентов.
Наметившаяся в республике тенденция роста централизации и концентрации банковского капитала, безусловно, является прогрессивным процессом, который сопровождается качественными изменениями роли и функций банков. Из простых посредников финансовых операций банки превратились в одних из главных участников эффективной рыночной экономики.
На настоящем этапе развития банки все более активно, через свои дочерние организации, проникают на рынок ценных бумаг, страховой рынок, в деятельность пенсионных фондов. Кроме того, из организационной структуры банков все чаще стали выделяться специализированные дочерние организации, осуществляющие отдельные банковские операции, например, лизинговые компании.
За 2005-2006 годы банковское дело в Казахстане значительно расширило свое поле деятельности, и рынок банковских услуг начал развиваться достаточно прогрессивно. Это во многом обусловлено формированием и развитием института корпоративного управления в области банковского бизнеса. Банки стали предоставлять широкий спектр банковских услуг и осуществлять хороший маркетинг, ориентируя свои продукты на нужды конкретных потребителей, потенциальных клиентов. К тому же на рынке наблюдалась постепенная активизация деятельности небанковских финансовых организаций, к которым относятся кредитные товарищества, ломбарды, почтово-сберегательная система и другие институты с особыми функциями (ипотечного кредитования и стройсбережений).
В 2007 году банковский сектор Казахстана
среди стран СНГ был признан самым реформированным,
финансово устойчивым и динамично развивающимся.
Об этом свидетельствуют основные качественные
и количественные показатели, характеризующие
развитие банковской системы. В республике
успешно реализована программа перехода
банков на международные стандарты деятельности
и создана надежная платежная система,
которая максимально приближена к международным
стандартам и отвечает всем требованиям,
предъявляемым к системе платежей./14, стр
18-21/
1.2. Особенности банковской
Банковская система стран СНГ и Казахстана характеризуется рядом особенностей. В большинстве стран СНГ кредитно-финансовая система находится в промежуточном положении между старой, жесткой и монополизированной системой (Госбанк - специализированные банки - филиалы) и двухуровневой системой (Нацбанк - коммерческие банки). В Казахстане в общих чертах сформировалась и начала действовать двухуровневая банковская система. В странах СНГ, бывшие специализированные банки кредитуют, как и прежде, своих постоянных клиентов (в основном государственные предприятия и организации и отраслей) и акционеров по льготным ставкам. Это обстоятельство вынуждает менее мощные коммерческие банки также сохранять относительно льготное кредитование в борьбе за своих вкладчиков. Более 90% вкладов населения находится на счетах в учреждениях сберегательного банка, что вызвано высоким доверием к нему (это единственный банк сохранность вклада в который гарантируется государством), а также доступностью его учреждений. Сберегательный банк - практически единственный банк занимающийся кредитование физических лиц. Новые коммерческие банки, как правило, не интересуются мелким клиентами и не всегда сами желают работать с населением. Доля вклада населения в пассиве коммерческих банков устойчиво не поднимается выше 0,5%. В последнее время однако и они в поисках свободных средств начинают применять новые формы работы, привлекающие частных вкладчиков, - срочные вклады, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя, акции, облигации. Менее монополизирована сфера расчетного обслуживания юридических лиц. За крупных клиентов, хранящих или пропускающих через свои счета солидные средства, идет настоящая конкурентная борьба.