Банковская система и общественный сектор экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 20:28, реферат

Описание работы

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, российские кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Работа содержит 1 файл

5 Банковская система и общественный сектор эко.docx

— 126.38 Кб (Скачать)
Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
Упрощенная  система налогообложения 
Система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности
Система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе  продукции 
Налог на имущество  организаций 
Налог на игорный  бизнес
Транспортный  налог 
Земельный налог 
Налог на имущество  физических лиц 
Виды налогов  и сборов
Федеральные налоги

<!--[if mso &amp;amp;amp;amp;amp; !supportInlineShapes &amp;amp;amp;amp;amp; supportFields]> <![endif]-->

Рисунок 6.2 - Система налогов  и сборов Российской Федерации

 
Кроме перечисленных  налогов и сборов на территории РФ в соответствии с главой 26.1 - 26.4 НК установлены также специальные  налоговые режимы. Специальные налоговые  режимы - это особый порядок налогообложения  и особый вид федерального налога, переход на исчисление и уплату которых  освобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Налоговую систему можно  определить как целостное  единство четырех  основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и системы налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. На рис. 6.3 представлен состав обязательных элементов налоговой системы Российской Федерации.

Рисунок 6.3 - Состав обязательных элементов налоговой  системы Российской Федерации

 
Из всего  многообразия видов налогов, установленных  в налоговой системе России, фактически четыре налога (налог на прибыль, НДС, акцизы и налог на доходы физических лиц) и таможенная пошлина с фискальной точки зрения являются решающими.

Российская система  налогообложения в части соотношения  косвенного и прямого налогообложения  планировалась исходя из того, что  фискальную задачу должны выполнять  преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - играть роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц.

Исключительные  особенности имеет российская налоговая  система в части классификации  налогов по субъекту уплаты. Структура  налоговой системы России в зависимости  от субъекта уплаты налогов достаточно убедительно показывает преобладание налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Из пятнадцати видов налогов, установленных  налоговой системой России, девять видов налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата трех видов налогов  возложена как на юридических, так  и на физических лиц, и еще три  вида налогов платят исключительно  физические лица.

Специфика структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами:

        • низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной налоговой базой;
        • в структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения;
        • существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов.

В результате этого  отсутствует реальная налоговая  база налогоплательщиков - физических лиц. В отличие от других стран  в российской налоговой системе  весьма редко используется прогрессивное  налогообложение. Прогрессивные ставки применяются в отношении лишь отдельных налогов, не играющих существенной фискальной или регулирующей роли, практически в двух случаях:

        • при налогообложении имущества физических лиц, когда ставки налога возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам недвижимого имущества;
        • прогрессивные ставки применяются при налогообложении транспортных средств в зависимости от мощности двигателя.

В российской налоговой  системе преимущественно устанавливаются  и применяются пропорциональные ставки налогообложения. При данном налогообложении ставка действует  в одинаковом проценте к объекту  обложения, т.е. без учета изменений  его величины. Такие ставки применяются  в отношении НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц и налог  на прибыль юридических лиц.

Таким образом, налоговая система России прошла несколько этапов развития и в  настоящее время по своей общей  структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой.

6.2 Налоговая политика  Российской Федерации и ее роль в общественном секторе экономики

Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

Задачи налоговой  политики сводятся к обеспечению  государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования  хозяйства страны в целом; сглаживанию  возникающего в процессе рыночных отношений  неравенства в уровнях доходов  населения.

Можно выделить три типа налоговой политики, сложившиеся  в мировой практике.

Первый тип - политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Подобный метод не оставляет как налогоплательщику, так и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие, например, как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. При этом экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям: укрывательству от налогообложения, развитию «теневой» экономики.

Все это стало  одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового  кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства  в развитии экономики через более  активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.

Второй тип - политика разумных налогов, или экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Реализация этого типа налоговой политики сопровождается сокращением общего числа собираемых налогов, введением специальных «упрощенных» налоговых режимов и другими мероприятиями, направленными на снижение налогового пресса. Проведение такой политики провозгласило Правительство РФ на рубеже XXI века при подготовке второй части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Были сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки.

Третий тип - политика социальной направленности. Такая налоговая политика предусматривает достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов.

Чаще всего  данные типы налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном  их сочетании, когда какой-либо тип  является превалирующим. Для России характерен второй тип налоговой  политики в сочетании с третьим.

При рассмотрении налоговой политики РФ необходимо различать  такие понятия, как субъекты налоговой  политики, принципы формирования, цели и методы.

В Российской Федерации  субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах.

Результативность  налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой политики РФ:

        • соотношение прямых и косвенных налогов;
        • применение прогрессивных ставок налогообложения пропорциональных ставок;
        • дискретность или непрерывность налогообложения;
        • широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
        • использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
        • степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
        • методы формирования налоговой базы.

Нередко к принципам  налоговой политики относят также  соотношения федеральных, региональных и местных налогов.

Методы осуществления  налоговой политики зависят от тех  целей, которые стремится достичь государство. В РФ используют следующие методы: изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

В современных  условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую  политику для достижения следующих  целей:

        • участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;
        • обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;
        • обеспечение государственной политики регулирования доходов.

Правительство РФ одобрило основные направления налоговой  политики в РФ на 2008-2010 гг. В соответствии с документом, целями налоговой политики на среднесрочную перспективу являются:

        • отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
        • унификация налоговых ставок;
        • повышение эффективности и нейтральности налоговой системы.

Сложившиеся в  государстве те или иные закономерности налоговых отношений отражают тактику  и стратегию налоговой политики, являющейся составной частью финансовой политики. Стратегия налоговой политики направлена на реализацию перспективных  целей и решение долгосрочных задач, связанных с построением  или реформированием налоговой  системы страны. Стратегия налоговой  политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием  и Правительством РФ.

Тактика налоговой  политики направлена на реализацию текущих  целей и решение краткосрочных  задач, связанных с управлением  налоговой системой, трансформацией отдельных ее элементов в русле  выработанной стратегии. Тактика налоговой  политики определяется Правительством РФ, представительными органами субъектов  РФ и местного самоуправления.

Информация о работе Банковская система и общественный сектор экономики