Анализ кредитоспособности коомерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:54, дипломная работа

Описание работы

В последние годы ярко выраженной тенденцией в банковском деле становится развитие кредитных операций с юридическими лицами, предпринимателями и населением. В связи с этим существенно повышается уровень кредитного риска, которому подвержены все участники банковского сектора. Наличие такого риска и его зависимости от многочисленных факторов, находящихся, прежде всего, в сфере деятельности заемщика, предопределяют необходимость выбора банком системы экономических показателей, с помощью которых можно оценить способность заемщика выполнить свои обязательства. Проблема выбора совокупности количественных и качественных показателей, характеризующих возможности кредитополучателя получила название проблемы определения кредитоспособности заемщика.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика
1.1 Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка
1.2 Методики оценки кредитоспособности физических лиц
1.3 Сравнительная характеристика мирового и российского опыта в оценке кредитоспособности заемщиков
Глава 2. Анализ кредитоспособности физических лиц на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»
2.1 Общая характеристика развития Банка
2.2 Анализ ссудной задолженности Банка
2.3 Методика оценки финансового положения физического лица
Глава 3. Основные проблемы в потребительском кредитовании физических лиц
3.1 Основные принципы скоринговой системы и ее недостатки в принятии решений в ЗАО «Банк Русский Стандарт»
3.2 Деревья решений как вариант устранения недостатков скоринговой системы
3.3 Меры по решению проблем не возврата кредитов при применении скоринговой системы в ЗАО «Банк Русский Стандарт
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом про русский стандарт.doc

— 946.50 Кб (Скачать)

     Объемы  операций кредитования Банка России значительно увеличились, так, объем  предоставленных ломбардных кредитов кредитным органицациям в 2007 году - 24 154,5 млн. руб. в 2008 году – этот показатель увеличился почти в 8,8 раз и составил уже 212 677,6 млн. руб. В 2009 году, за 9 мес. – 251 466,6 млн. руб. Объем «прочих кредитов» (кредиты под поручительства, активы и др.) по итогам 9 месяцев 2009 года увеличился по сравнению с годовым показателем в 4,1 раза. [48]

 

     Таблица 3 – Динамика выданных кредитов

    Месяц/ год Объем предоставленных  внутридневных кредитов Объем предоставленных  кредитов овернайт Объем предоставленных  ломбардных кредитов Объем предоставленных  других кредитов
    ИТОГО ЗА 2004г. 3051870,5 30262,7 4540,8 -
    ИТОГО ЗА 2005г 6014025,0 30792,0 1359,0 -
    ИТОГО ЗА 2006г. 11270967,5 47023,5 6121,4 -
    ИТОГО ЗА 2007г 13499628,1 133275,9 21154,5 32764,5
    ИТОГО ЗА 2008г. 17324352,8 230236,1 212677,6 445526,2
    2009г        
    Январь 1696058,6 101891,0 44343,5 64795,4
    Февраль 2024371,0 32843,8 43332,6 157019,7
    Март 1967957,9 13414,9 18211,7 272132,9
    Апрель 2153358,6 19969,5 22271,0 266044,6
    Май 1757538,5 14201,9 13887,3 241935,3
    Июнь 1740866,7 11664,6 23612,3 147180,0
    Июль 1753032,8 21751,2 23779,4 233217,1
    Август 1638965,9 18392,8 29075,6 308731,4
    Сентябрь 1890794,0 6603,7 32953,1 155611,5
    ИТОГО ЗА 2009 г. 16622944,0 240733,3 251466,6 1846667,9
 

     В 1999 Банк Русский Стандарт вывел на банковский рынок России принципиально новую услугу - розничный кредит, заложив, таким образом, основу для развития нового сегмента банковской деятельности. Сегодня Банк — один из крупнейших национальных финансовых институтов общефедерального значения. Банк реализует кредитные программы для населения более чем в 1180 населенных пунктах страны.

     Банк  Русский Стандарт — лидирующий частный  банк на рынке кредитования населения. Сегодня количество клиентов Банка  превышает 22 млн. человек, общий объем предоставленных населению займов превышает 30 млрд. долларов. Банк Русский Стандарт выпустил для своих клиентов более 25,8 млн. кредитных карт, а в 2005 году приступил к эксклюзивному выпуску и обслуживанию на территории России кредитных карт American Express. Банк Русский Стандарт входит в число крупнейших российских банков по всем ключевым финансовым показателям деятельности. Банк занимает высокие позиции в рейтингах «1000 крупнейших банковских институтов мира» и «300 крупнейших банков Европы», формируемых авторитетным британским журналом The Banker.

     «Современный  банковский бизнес должен строиться  на ответственности: деловой, социальной, клиентской. Стратегия Банка строится на данном принципе, и предполагает сохранение лидирующих рыночных позиций, повышение лояльности клиентов, как самого главного актива нашей деятельности. Комплексный подход к управлению рисками, решение системных проблем банковской инфраструктуры, обучение квалифицированного персонала, развитие перспективных банковских продуктов позволит Банку оставаться ведущей финансовой организацией в России».

     Стратегия развития Банка Русский Стандарт на 2009 год предполагает удержание  рыночной доли в ключевых продуктовых  категориях розничного сектора, а также  диверсификацию бизнеса Банка за счет развития продуктового ряда. Банк Русский Стандарт рассматривает в качестве приоритета развитие рынка розничных услуг для населения. В 2009-2010 годах Банк Русский Стандарт продолжит работу по совершенствованию клиентских сервисов, улучшению качества и конкурентоспособности предоставляемых финансовых услуг.

     Основным  видом деятельности банка является кредитование физических лиц, в сегментах  «потребительское кредитование» (кредиты, выдаваемые в местах продаж), «кредитование  с помощью кредитных карт», а также депозитные услуги для населения.

     Рассмотрим  место Банка в каждом из этих сегментов  и укажем на имеющихся в них  конкурентах.

     Доля  рынка Банка Русский  Стандарт на 1 июля 2009 года.

     1. Рынок кредитования в местах  продаж.

     Банк  Русский Стандарт является ключевым игроком на рынке потребительского кредитования. Основные конкуренты в этом секторе– ХКФ Банк, Альфа-банк.

     2. Рынок кредитных карт.

     Банк  Русский Стандарт является лидером  на рынке кредитования с помощью  кредитных карт. Конкуренты Банка  в этом сегменте - ХКФ Банк, ВТБ 24.

     3. Рынок депозитов

     Банк  Русский Стандарт активно наращивает рыночную долю в сегменте сберегательных инструментов. Основные лидеры в этом секторе – Сбербанк, ВТБ24, Банк Москвы. Перечень факторов конкурентоспособности кредитной организации - эмитента с описанием степени их влияния на конкурентоспособность оказываемых услуг.

     -Широкий  спектр услуг и новых банковских  продуктов в секторе кредитования  физических лиц.

     - Значительная сеть представительств  Банка в регионах (более чем  в 1180 городах РФ).

     - Постоянное совершенствование клиентского  сервиса, существенная модернизация  технологии обслуживания клиентов  и новые сервисные возможности.

     - Развитая сеть розничного бизнеса  в сегменте кредитования в  точках продаж.

     - Простота и удобство получения кредита:

     - принятие кредитного решения  за 15 минут,

     - оптимальный набор документов  для получения кредита.

     - Возможность бесплатного погашения  через сеть приемных банкоматов.

     · Круглосуточный телефонный информационно-справочный центр.

     · Безупречная кредитная история перед кредиторами, позволяют рассчитывать на дальнейшее развитие международного сотрудничества с финансовыми институтами для привлечения ресурсов с невысокой стоимостью.

     -Отсутствие  ежемесячных комиссий по всем  видам кредитов.

     Имеющиеся у Банка Русский Стандарт конкурентные преимущества позволяют сохранить лидерство во всех значимых для него сегментах рынка банковских услуг.

     Укрепить  позицию лидера в секторе кредитования физических лиц Банк сумел за счет интенсивного развития региональной сети. Стабильность бизнеса Банка в настоящее время и в среднесрочной перспективе обеспечивается последовательным и неуклонным наращиванием конкурентного преимущества в выбранной отрасли. Серьезные инвестиции в информационные технологии и маркетинговые исследования позволяют банку создать высокое качество обслуживания и снизить издержки. Банк постоянно предлагает новые продукты, которые неизменно пользуются значительным вниманием потребителей. Выход на рынок конкурентов может вызвать некоторую коррекцию в имеющейся у банка доли рынка, однако в среднесрочной перспективе этот вариант не представляется вероятным, так как накопленный банком опыт и технологическая вооруженность делают его позиции более чем устойчивыми в ближайшее время.

     Экономический кризис в мире оказал существенное влияние на ситуацию в банковском секторе России в 2008 году. Банковская система России столкнулась с оттоком ликвидности и проблемами в сфере внешних займов Экономический рост, наблюдавшийся до середины 2008 года, сменился падением в четвертом квартала 2008 года, которое продолжилось в и первой половине 2009 года.

     В 2008 году стало очевидно, что благоприятное  развитие экономики в 2006 - 2007 годах, сопровождавшееся увеличением инвестиций в розничную торговлю, ускорением темпов формирования региональной сети крупнейших российских банков и расширением экспансии иностранных банков, сменилось негативными кризисными тенденциями: поиском инвесторов, сокращением расходов и персонала, урезанием инвестиционных программ.

     Конец 2008 года – начало 2009 года обозначили новые тенденции развития рынка розничного кредитования. Рост стоимости кредитных ресурсов, увеличение рисков, нестабильная финансовая ситуация в целом обусловили новый подход банков к кредитованию. На первое место вышел не объем выдач и рост портфеля, а качество займов и возможность клиента обслуживать кредит.

     Общие тенденции развития рынка потребительского кредитования в 2009 году.

     Негативные:

     - Значительное сокращение объемов  кредитования.

     - Рост объемов просроченной задолженности  по кредитам.

     - Применение более серьезных процедур  оценки заемщиков.

     - Сокращение присутствия Банков  в торговых точках для снижения  доли высокорисковых кредитов  в структуре портфеля.

     - Увеличение процентных ставок, комиссий.

     Позитивные:

     - Реализация мер государственной поддержки банковской системы и реального сектора экономики.

     - Рост конкуренции на рынке  депозитов, наращивание Банками  депозитного портфеля.

     Возможные факторы, которые могут негативно  повлиять на основную деятельность кредитной  организации - эмитента, и возможные действия кредитной организации - эмитента по уменьшению такого влияния

     Вектор  развития финансового сектора, в  частности, рынка кредитования населения, целиком и полностью зависит  от макроэкономической ситуации в стране. Возможное ухудшение ситуации в экономике страны, выраженное снижением доходов населения и потребления может оказать негативное влияние на развитие финансовых институтов, развивающих кредитные услуги для населения.

     Возможные факторы, которые могут негативно  повлиять на основную деятельность кредитной организации - эмитента связаны с общеэкономическими рисками.

     В Банке существует система управления рисками, она является важнейшей  частью процесса принятия решений, постоянно  модернизируется в соответствии с изменяющимися экономическими условиями, требованиями со стороны ЦБ РФ, ФСФР и других регулирующих органов, а также рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору.

 

     2.2 Анализ ссудной  задолженности Банка 

 

     Ссудная задолженность банка образуется за счет активных банковских операций, а именно за счет кредитования юридических и физических лиц. В приложении 3 была проанализирована динамика выданных кредитов в период 2006-2008 гг. Данные диаграммы рисунка 1 позволяют сделать вывод об увеличении сумм выданных кредитов и как следствие увеличении ссудной задолженности кредитного учреждения.

     Структура выданных кредитов представлена в приложении 4. Анализ таблицы позволяет сделать  вывод о том, что в структуре  ссудной задолженности большую  часть занимают кредиты, выданные физическим лицам 64,26% (634000 / 1774000*100). В динамике структура ссудной задолженности значительно изменилась. Так на 01.01.2007 г. 70% кредитов было выдано юридическим лицам и 30% - физическим лицам, на 01.01.2009 50% кредитов было выдано юридическим лицам и 50% - физическим лицам.

Информация о работе Анализ кредитоспособности коомерческого банка