Активные операции коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- определить сущность активных операций коммерческих банков;
- исследовать активные операции «Сбербанк России»;
- оценить кредитные операции коммерческого банка;
- охарактеризовать операции с ценными бумагами коммерческих банков;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….5

Глава 1. Теоретические аспекты активных операции коммерческих банков……………………………………………………………….……………..7
1.1 Экономическая сущность активных операций……………………7
1.2 Характеристика основных видов активных операций……………9
1.3 Управление банковскими активами………………….……………11

Глава 2. Исследование активных операций коммерческого банка (на примере ОАО «Сбербанк России»)……………………………………………16
2.1 Оценка кредитных операций коммерческого банка…….………….16
2.2 Анализ операций с ценными бумагами коммерческого банка …...19
2.3 Оценка эффективности управления активными операциями коммерческого банка………………………………………………………….…26

Глава 3. Перспективы развития активных операций коммерческих банков…………………………………………………………………………….37
3.1 Новые формы активных операций коммерческого банка……….…37
3.2 Повышение эффективности управления активными операциями ОАО «Сбербанк России»……………………………………………………..…42

Заключение………………………………………………………………..45
Список использованных источников……………………………………49

Работа содержит 1 файл

Активные операции коммерческих банков2.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

 

Норматив мгновенной ликвидности устанавливается для  контроля за способностью банка обеспечить своевременное выполнение своих денежных обязательств за счет высоколиквидных активов (средств в кассе и на корреспондентских счетах). Нормативное значение показателя Н 4 должно быть не менее 20 %.

По данным таблицы 9 видим, что в 2009 году в «Сбербанк России» коэффициент мгновенной ликвидности был равен 52,6 %, в 2010 году - 32,7 %, а в 2011 году - 72,0 %, что значительно превышало нормативное значение. Это позволяет говорить, с одной стороны, о ликвидности баланса банка. С другой стороны, в 2009 и 2011 годах в банке был избыток высоколиквидных активов, улучшение использования избытка ликвидных средств наблюдается в 2010 году, (показатель Н 4 уменьшился до 32,7 %), что увеличило доходность банка по итогам года.

Рассмотри динамику норматива общей ликвидности в «Сбербанк России» за исследуемый период (таблица 10) [29].

Таблица 10 - Динамика норматива общей ликвидности «Сбербанк России» за 2009-2011 гг.

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Общие активы, млн. руб.

10003,7

11590,2

19176,5

Общие обязательства, млн. руб.

9668,4

11133,5

18766,3

Коэффициент общей  ликвидности, Н 6 %

103,5

104,1

102,2


 

Как видно из данных таблицы 10, значение коэффициента общей ликвидности Н 6 в «Сбербанк России» за исследуемый период значительно превышало нормативное значение 100 %. В 2009 году коэффициент общей ликвидности был равен 103,5 %, в 2010 году - 104,1 %, а в 2011 году - 102,2 %. Такой «запас» позволяет отделению и дальше наращивать активные операции, привлекая заемные средства (если есть возможности для дальнейшего их эффективного размещения).

Для ограничения  негативного влияния риска ликвидности  в «Сбербанк России» поддержание диверсифицированного портфеля ликвидных активов, ежедневный и перспективный прогноз поступлений и оттока денежных средств, исходя из остатков на корреспондентских счетах. Анализ коэффициентов мгновенной и общей ликвидности позволяет сделать вывод, что за исследуемый период 2009 - 2011 годы риск ликвидности для «Сбербанк России» не представлял опасности, так как банк имел избыточную ликвидность.

Кредитный риск связан с возможностью невыполнения заемщиком своих финансовых обязательств.

Для снижения уровня кредитного риска в «Сбербанк России» используется комплекс видов и режимов осуществления кредитных операций по срокам, заемщикам, обеспечению, процентных ставок и способам их начисления, лимитирование, диверсификация кредитного портфеля, создание резервов, мониторинг и контроль рисков.

Достаточно  высокое качество управления кредитным  риском подтверждается незначительным уровнем проблемных кредитов в общей сумме кредитного портфеля.

Банк придерживается нормативов кредитных рисков, своевременно и в полном объеме формирует резервы  для возмещения возможных затрат от кредитных операций.

Динамика кредитного портфеля, доля проблемных кредитов и сформированные резервы для возмещения возможных затрат по кредитным операциям «Сбербанк России» за 2009 - 2011 годы отражена в таблице 11 [29].

Таблица 11 - Динамика кредитного портфеля и резервов «Сбербанк России» за 2009 - 2011 годы

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Кредитный портфель, млн. руб.

1832,0

3747,1

4917,9

Доля проблемных кредитов в портфеле, %

1,1

1,1

0,6

Сформированные  резервы, млн. руб.

74,0

164,5

137,5


 

Важнейшей составляющей деятельности Банка является кредитование. Поэтому целесообразно рассмотреть группу показателей, которые описывают эффективность проведения активных операций вообще и кредитных операций в частности (таблица 12) [28].

Таблица 12 - Показатели эффективности активных операций «Сбербанк России» за 2009 - 2011 годы

Показатели  эффективности кредитных операций

2009 год, %

2010 год, %

2011 год, %

Коэффициент эффективности  кредитных операций

18,3

32,3

25,6

Коэффициент качества кредитного портфеля

4,0

4,4

2,6

Рентабельность  активов

18,1

23,5

12,4

Коэффициент эффективности активных операций

41,7

63,4

26,6

Коэффициент ликвидности  активов

49,0

30,1

68,7


 

Коэффициенты, приведенные в таблице 12, подтверждают сделанные раннее выводы о том, что наиболее эффективная структура активных операций и политика управления активами была выбрана менеджерами «Сбербанк России» в 2009 году.

Коэффициенты  эффективности и рентабельности в 2010 году наиболее высокие за исследуемый период, а коэффициент ликвидности - наиболее низкий.

Основным показателем  эффективности работы банка вообще и, управления активными операциями в частности, является прибыль (таблица 13) [29].

Таблица 13 - Показатели финансовой деятельности «Сбербанк России» за 2009 - 2011 годы

Показатели  финансовой деятельности, млн. руб.

2009 год

2010 год

2011 год

Прибыль до налогообложения

226,1

340,1

296,4

Продолжение таблицы 13

Чистая прибыль

180,9

272,1

237,1

Прибыль на 1 сотрудника

3,5

5,2

4,6


 

В целом, сбалансированная структура доходов и расходов, не смотря на сложную конъюнктуру  финансового рынка и труднопрогнозируемость экономической ситуации в стране и регионе, позволила «Сбербанк России» получить достаточно высокую прибыль.

В банке за 2009 год прибыль до налогообложения составила 226,1 млн. руб., а чистая прибыль - 180,9млн. руб. В 2010 году эти показатели значительно улучшились - 340,1млн. руб. и 272,1 млн. руб. соответственно.

В 2009 году менеджерам банка не удалось улучшить показатели 2010 года, объем высоколиквидных активов был слишком высок, их излишек не был размещен в доходные активы.

Результат очевиден - уменьшилась прибыль до налогообложения - 296,4 млн. руб., чистая прибыль уменьшилась на 35,0 млн. руб.

Показатель  прибыльности на одного сотрудника в 2010 году по сравнению с 2009 годом возрос с 3,5 млн. руб. до 5,2 млн. руб. В 2011 году этот показатель уменьшился и составил 4,6 млн. руб.

По данным таблицы 14 очевидно, что наиболее эффективной работа «Сбербанк России» была в 2010 году - в этом году была получена наибольшая прибыль, самым высоким в этот период был и показатель прибыли на 1 сотрудника.

В таблице 14 приведены показатели эффективности деятельности «Сбербанк России» [26].

Основным показателем  эффективности работы Банка служит значение такого показателя, как СПРЭД или коэффициента эффективности деятельности банка, который имеет непосредственное отношение к управлению финансовыми потоками банка.

Таблица 14 - Показатели эффективности деятельности «Сбербанк России» за 2009 - 2011 годы

Показатели  эффективности

деятельности

2009

год

2010

год

2011

год

СПРЭД (доходность процентных

активов - стоимость привлеченных

средств)/процентные активы * 100

9,2

8,1

5,1

Коэффициент использования

привлеченных  средств

42,1

64,9

27,2

Чистая процентная маржа

(процентные  доходы - процентные

расходы)/ активы * 100

3,7

5,0

1,4


 

На протяжении исследуемого периода СПРЭД превышал рекомендуемое значение (1,25) и оставался на уровне от 9,2 в 2009 году, 8,1 в 2010 и 5,1 в 2011 году. Это объясняется, прежде всего, структурой ресурсов банка. Предпочтение в структуре привлеченных средств в 2010 году было отдано «недорогим» ресурсам, что и позволило получить такое значения этого показателя. В 2011 году в структуре «Сбербанк России» существенно увеличился удельный вес остатков на депозитных счетах населения, что не могло не привести к уменьшению показателя СПРЭД.

Показателем правильно выбранной структуры ресурсов является и чистая процентная маржа. Этот показатель несет в себе информацию, с помощью которой можно объективно оценить взвешенность процентной политики банка, способность его менеджеров быстро и адекватно реагировать как на изменения внутренних банковских факторов, так и на изменения конъюнктуры основных финансовых инструментов. Уровень этого показателя имеет способность четко реагировать на процессы, которые влияют на объем и структуру основных категорий банковских пассивов.

За исследуемый  период значение этого показателя превышало  нормативное значение (4,5 %) только в 2010 году, составляло 5,0 %. В 2009 году показатель был равен 3,7 %, а в 2011 году - 1,4 %. Это говорит о не верно выбранной политике Банка по формированию привлеченных и дальнейшему размещению ресурсов в этот период работы.

Таким образом, анализ структуры ресурсной базы и управления активными операциями «Сбербанк России» показал, что руководству банка необходимо выработать более эффективную политику в вопросе формирования привлеченных средств и дальнейшего их размещения.

Не смотря на то, что «Сбербанк России» была решена главная задача -прибыльность банка возросла, на протяжении 2009 и 2011 годов был очень низким коэффициент использования привлеченных средств, не было достигнуто рекомендуемое значение чистой процентной маржи. В вопросе управления активными операциями обнаружено множество просчетов и ошибок, которые необходимо исправить, выбрав более эффективную политику управления активными операциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Перспективы развития активных операций коммерческих банков

3.1 Новые  формы активных операций коммерческого  банка 

 

Современные коммерческие банки – развитые финансово-кредитные  учреждения, которые ориентируются на международные стандарты и практику деятельности ведущих банковских учреждений мира. В условиях растущей конкуренции банки должны быстро реагировать на потребности клиентов и привлекать новых потенциальных клиентов.

Кроме депозитных, кредитных, расчетных и других распространенных банковских операций, коммерческим банкам целесообразно использовать и нетрадиционные услуги, что даст возможность расширить клиентуру, увеличить объем прибыли и диверсифицировать риски. Нетрадиционные банковские услуги широко используются в развитых странах мира. В России такие услуги предоставляют только некоторые коммерческие банки и в очень незначительных объемах [12, с. 145].

Становление и  развитие рынка нетрадиционных банковских услуг – это долгий процесс, который только начинается в России. Это первый шаг, поскольку их использование имеет немало преимуществ как для клиентов, так и для банковских учреждений.

Рассмотрим  только некоторые нетрадиционные банковские услуги, перспективные для развития в будущем, а именно факторинговые, лизинговые и трастовые услуги.

Факторинговые операции распространены во всех развитых странах мира. Такое развитие факторинга обусловлено целями предприятий  к ускорению оборота средств в расчетах, уменьшению размеров средств, переходящих в дебиторскую задолженность и уменьшению объема неплатежей. Факторинг – финансирование оборотных средств клиента фактором (коммерческим банком) путем приобретения им прав на получение будущего платежа за поставленные товары или предоставленные услуги от должника. Но факторинг является более широким понятием, целым комплексом финансовых услуг, которые коммерческие банки предоставляют в большей мере малым и средним фирмам-клиентам в обмен на уступку по дебиторской задолженности.

Информация о работе Активные операции коммерческих банков