Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 13:56, автореферат

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Работа содержит 1 файл

Автореферат_Ильин.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

      Выявлены  некоторые общие черты преференциальных соглашений, заключаемых ЕС: обычно базируются на принципе взаимности, но предусматривают асимметричное снижение (или отмену) пошлин в пользу развивающихся стран и либерализация в большинстве случаев распространяется на аграрный сектор. Подчеркивается, что сфера действия многих из них включает также либерализацию торговли услугами, гармонизацию технических требований и стандартов, охрану прав интеллектуальной собственности, движение капиталов и инвестиций.

      К началу 2007 г. Евросоюз имел 22 региональных соглашения преференциального типа. Наибольшее распространение получили  соглашения  о создании зоны свободной торговли, что отвечает международной практике. Сегодня в режиме свободной торговли реализуется около 75% экспорта стран ЕС (с учетом взаимной торговли).

      Анализируются особенности формирования двух наиболее важных таких зон. Имеются в виду, во-первых, европейская ЗСТ (создана в начале 1970-х гг. на основе соглашений ЕС с отдельными странами Европейской ассоциации свободной торговли – ЕАСТ; в 1992 г.  дополнена Соглашением о Европейском экономическом пространстве, в рамках которого осуществляется свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; участники – страны ЕС, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн и Швейцария) и, во-вторых, евро-средиземноморская ЗСТ в составе ЕС и двенадцати стран этого  региона,  формируемая на базе ранее заключенных им  с каждой страной в отдельности соглашений об ассоциации (завершить этот процесс намечено к 2010 г.).

      В последнее время усилия ЕС направлены на создание ЗСТ с отдельными странами Юго-Восточной Европы с последующим их объединением в одну общую зону свободной торговли, а также на развитие преференциальных отношений с некоторыми странами СНГ (в феврале 2008 г. стартовали переговоры о свободной торговле между ЕС и Украиной). В перспективе все действующие и формируемые преференциальные пространства в Европе могут сомкнуться через соглашения их участников с ЕС.

      Россия  не имеет преференциального режима в торговле с ЕС, за исключением, как отмечено выше, льгот в рамках ОСП.

      Подчеркивается, что используя преимущества таможенного союза, вытекающие из применения единого таможенного тарифа и общей торговой, в том числе тарифной политики стран-членов, ЕС не только успешно защищает свой внутренний рынок, но и добивается путем предоставления преференций отдельным странам и группам стран благоприятных условий доступа европейских предприятий на внешние рынки. Особенно эффективны для расширения возможностей торгово-экономической экспансии за пределами Евросоюза двусторонние преференциальные соглашения, заключаемые в формате зоны свободной торговли, распространяющейся во многих случаях также на торговлю услугами, движение капиталов, охрану прав интеллектуальной собственности и другие сферы («ЗСТ плюс»).

      Многие  аспекты европейского опыта в  данной сфере представляют практический интерес для России в процессе совершенствования инструментария ее таможенно-тарифной политики и формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В частности, заслуживают внимания некоторые особенности ЕТТ ЕС (например, высокая степень дифференциации ставок тарифов, относительно немногочисленные пиковые значения таких ставок, стабильность и предсказуемость таможенно-тарифного обложения), гибкость в применении общих преференций для развивающихся стран, практика использования двусторонних преференциальных режимов.

      В связи с этим представляется полезным изучить с учетом современных  реалий возможность и целесообразность заключения соглашения о зоне свободной  торговли или «ЗСТ плюс» между  РФ и ЕС. В краткосрочном плане  создание такой зоны может повлечь за собой некоторые негативные последствия для России, но вместе с тем обеспечить условия для научно-производственной кооперации между российскими и европейскими предприятиями в целях ускорения инновационного развития и подвести фундамент под формируемое Общее экономического пространство РФ-ЕС.

      Проведенный анализ, как отмечается в заключении, позволил автору раскрыть большое значение таможенно-тарифной политики для современной международной торговли и, в конечном счете, национальных экономик, несмотря на происходящую интенсивную либерализацию механизма таможенно-тарифного регулирования, расширяющееся применение нетарифных мер и существенное влияние, оказываемое процессами глобализации, в частности, в связи с увеличением масштабов и изменением структуры товарооборота, развитием производственной кооперации, распространением региональных и двусторонних преференциальных торговых соглашений.

      В условиях дальнейшей интеграции России в международную торговую систему при сохранении относительно невысокой конкурентоспособности большинства секторов и отраслей усилится роль таможенно-тарифного регулирования как инструмента структурной экономической политики, обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка, содействия формированию конкурентоспособных отечественных производств. Конкретные предложения по совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность, заключаются в следующем.

      1. Подчинить структуру и ставки таможенного тарифа РФ целям и задачам разработанной Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. и формируемой на ее основе национальной промышленной политики. Речь, прежде всего, идет о более тщательном учете состояния и специфики отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени и комбинации выполнять протекционистские, структурные, стимулирующие или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их конкурентоспособности. С точки зрения критерия конкурентоспособности на внутреннем рынке различные виды выпускаемой в России продукции сведены в диссертации в пять основных групп, требующих соответствующей расстановки акцентов в таможенно-тарифном регулировании импорта.

      2. Сделать акцент на использовании импортного таможенного тарифа как инструмента разумной защиты уязвимых для импорта сегментов внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в том числе придать большую гибкость и адресность таможенному тарифу путем выделения новых товарных подпозиций на уровне национальных знаков товарной номенклатуры для идентификации наиболее чувствительных к импорту товаров, дифференциации уровней ставок пошлин вплоть до их дробления в зависимости от экономической целесообразности, широкого применения сезонных и временных пошлин, тарифных квот, иных специальных тарифных мер.

      3. С целью стимулирования производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний и переноса обрабатывающих производств на территорию РФ ("импорт производств вместо импорта товаров") более последовательно проводить в жизнь принцип эскалации таможенного тарифа, снизив уровень обложения импортных материалов, комплектующих изделий и компонентов, используемых для выпуска готовых изделий в РФ (хотя здесь возможны и исключения, требующие, например, сохранения высокого уровня пошлин на материалы и комплектующие для создания благоприятных условий для развития соответствующих отечественных производств), а также более активно применять специальные таможенные режимы (переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления).

      4. Упорядочить действующие системы тарифных преференций и тарифных льгот для повышения эффективности регулирующей функции таможенного тарифа, в том числе пересмотреть существующие преференции в пользу развивающихся стран, соотнеся круг получателей преференций и их размер с уровнем экономического развития этих государств, а также проводимой политикой в отношении нашей страны.

      5. Улучшить качество таможенного администрирования, прежде всего, за счет осуществления более полного таможенного контроля ввозимых товаров, упрощения технологии таможенного оформления, приведения процедур пропуска грузов через границу в соответствие с унифицированными международными нормами. Исключительно важным моментом является ускорение перехода на электронное декларирование и электронный документооборот при таможенном оформлении, что позволит снизить издержки этого процесса и сократить время прохождения товаров, особенно транзитных, через таможни.

     Среднесрочные направления совершенствования  таможенно-тарифной политики РФ в условиях мирового финансового кризиса и ухудшения экономической ситуации  в нашей стране сохраняют свое значение, но меняются акценты и последовательность их реализации с учетом произошедших серьезных изменений на мировом и внутреннем рынках. Кроме того, целесообразно применение антикризисных мер таможенно-тарифного регулирования, призванных оперативно  решать наиболее острые вопросы, связанные с защитой особенно чувствительных к импорту сегментов внутреннего рынка, поддержанием доходности экспорта на фоне обвального падения товарных цен, и другие.

     В принципиальном плане таможенно-тарифная политика России в активной фазе кризиса должна учитывать необходимость одновременного решения совокупности достаточно сложных и порой трудносовместимых внутренних и внешних задач, избегая отката к тотальному протекционизму, тем более, что руководство страны на ключевых международных форумах уже неоднократно подтверждало готовность воздерживаться от возведения новых торговых барьеров. Большое значение в период кризиса приобретают такие черты таможенно-тарифного регулирования, как его способность гибко, адресно и оперативно реагировать на изменение ситуации, обоснованность и непротиворечивость с точки зрения возможных социально-экономических эффектов, согласованность с другими мерами торговой политики, а также проводимой экономической, промышленной и валютной политикой.

      Один  из ключевых вопросов антикризисной  таможенно-тарифной политики для России – допустимая степень протекционизма с учетом внутрихозяйственных и мировых реалий и связанная с этим степень соблюдения обязательств РФ по ВТО. По мнению автора, в настоящее время России не следует прибегать к огульному протекционизму (даже если на этом настаивают отдельные лоббисты) и серьезно выходить за рамки достигнутых с ВТО договоренностей. Во-первых, в условиях значительной и продолжающейся девальвации рубля общий уровень защиты внутреннего рынка постоянно растет, и таможенные пошлины здесь играют все более ограниченную роль. Во-вторых, многие предприятия и сектора, пользуясь кризисом, стремятся создать себе тепличные условия для развития через лоббирование высоких пошлин и защитных мер. Но основная проблема российской экономики – низкая конкурентоспособность большинства обрабатывающих производств, которую никак не решить созданием для них тепличных условий и полным ограждением от конкуренции со стороны импорта. Поэтому протекционизм должен быть точечным и внятным обоснованием необходимости защитных мер. В-третьих, любой протекционизм в той или иной степени искажает рыночные параметры, очень часто ухудшает конкурентную среду и подхлестывает инфляцию, что России сегодня крайне противопоказано. В-четвертых, значительное ухудшение экономической ситуации в РФ и, главное, реальная угроза формирования крупного дефицита текущего платежного баланса в 2009 г. позволяют нашей стране на вполне законных с точки зрения ВТО основаниях применять экстраординарные защитные меры, вплоть до введения единого дополнительного налога на импорт (это уже не протекционизм, а обеспечение национальной экономической безопасности). В-пятых, более целесообразной с политической и практической точек зрения сегодня является наступательная, а не защитная таможенно-тарифная политика, направленная на укрепление конкурентоспособности отечественных производств и расширение экспорта. Речь идет о продолжении снижения ставок на прогрессивное оборудование и технологии, рациональной эскалации тарифа, использовании жестких ответных мер в случае дискриминации российских поставщиков на внешних рынках, стимулировании экспорта путем обнуления ставок пошлин на сырье, материалы и компоненты, используемые в экспортном производстве, в рамках таможенного режима переработки на таможенной территории и др.

      В любом случае в современных условиях таможенно-тарифная политика может и должна стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в отечественной экономике, а затем – одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.

Список  опубликованных работ  по теме диссертации:

1. Ильин  А.Е. Современная система таможенно-тарифного  регулирования в России // Внешнеэкономический  комплекс России: современное состояние  и перспективы, №1, 2008 (0,4 а.л.).

2. Ильин  А.Е. Таможенно-тарифная политика  и практика Европейского Союза  на современном этапе // Российский внешнеэкономический вестник, №10 (октябрь), 2008 (0,8 а.л.).

3. Ильин  А.Е. Особенности таможенно-тарифного  регулирования в развитых и  развивающихся странах // Внешнеэкономический  комплекс России: современное состояние  и перспективы, №2, 2008 (0,6 а.л.).

4. Ильин  А.Е. Использование преференциальных  торговых режимов в мировой  практике: односторонние тарифные  преференции и преференциальные  торговые соглашения // Внешнеэкономический  комплекс России: современное состояние  и перспективы, №2, 2008 (0,6 а.л.).

Информация о работе Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли