Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 13:56, автореферат
В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.
-
исследовать особенности
-
высказать соображения,
Теоретико-
Большим
подспорьем в работе стали аналитические
и справочно-информационные публикации
международных экономических
При подготовке диссертации использовались открытые материалы Минэкономразвития и Федеральной таможенной службы России (прежде всего программные, концептуальные документы), в том числе проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов, проект Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ. Выводы и предложения, сформулированные по результатам исследования, учитывают современные подходы органов государственного управления РФ к совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном рассмотрении политики и практики таможенно-тарифного регулирования за рубежом в условиях интенсификации процессов глобализации и региональной интеграции, выявлении на этой основе специфики и возможностей совершенствования таможенно-тарифной системы России.
Конкретные элементы новизны, содержащиеся в работе, заключаются в следующем:
-
с привлечением большого
-
выявлены общие черты и
-
систематизирована обширная
- установлена важная и растущая роль различных преференциальных тарифных режимов в развитии международной торговли и содействии экономикам бедных государств, в том числе сделаны акценты на повышении значимости двусторонних преференциальных соглашений (в первую очередь соглашений о свободной торговле) для расширения кооперационного взаимодействия между предприятиями разных стран и укрепления их конкурентоспособности на мировом и региональных рынках, а также на практике Евросоюза по использованию взаимных тарифных преференций для улучшения условий доступа европейских предприятий на рынки региональных объединений развивающихся стран;
- показана тенденция к усилению сотрудничества национальных таможенных органов в целях повышения эффективности содействия развитию торговли и противодействия таможенным правонарушениям при активном участии многосторонних организаций, прежде всего Всемирной таможенной организации;
-
уяснены принципиальные
-
выдвинут тезис о том, что
в перспективе применяемые
-
изложено авторское видение
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы уполномоченными российскими ведомствами (Минэкономразвития, Минпромторговли, ФТС) для совершенствования инструментария и повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, а также Торгово-промышленной палатой России и другими объединениями деловых кругов при подготовке информационно-консультационных материалов для предпринимателей – актуальных или потенциальных участников внешнеэкономической деятельности.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в учебных целях в экономических ВУЗах на курсах «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Таможенно-тарифное регулирование», «Внешняя торговля РФ».
Апробация работы. Отдельные материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, использовались ВАВТ и ВНИКИ при подготовке конкурсных НИР и выполнении оперативных поручений Минэкономразвития и Министерства финансов РФ по проблематике таможенно-тарифного регулирования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в научных публикациях автора общим объемом около 2,5 а.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение
Глава I. Таможенно-тарифные меры как важнейшие инструменты торговой политики
1.1. Роль и задачи таможенно-тарифного регулирования в развитии международной торговли
1.2. Основные
направления, формы и
1.3. Тенденции
и особенности таможенно-
1.4. Современные
параметры и характерные черты
таможенно-тарифного
Глава II. Многосторонние правила в области таможенно-тарифного регулирования международной торговли
2.1. Значение документов Всемирной торговой организации для современного таможенно-тарифного регулирования международной торговли
2.2. Роль Совета
таможенного сотрудничества/
Глава III. Использование преференциальных торговых режимов в современной мировой практике
3.1. Односторонние тарифные преференции
3.2. Преференциальные торговые соглашения
3.3. Тарифная
деятельность интеграционных
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
II. Основное содержание работы
В первой главе определяются социально-экономические цели таможенно-тарифных мер, их влияние на международные торговые и инвестиционные потоки, раскрывается многообразие функций и особенности таможенно-тарифного регулирования в различных группах стран.
Отмечается, что, несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.
Изменение ставок таможенных пошлин позволяет регулировать поступление в страну иностранных товаров в зависимости от уровня конкурентоспособности соответствующих отечественных товаров, соображений экономической безопасности и социальной стабильности, состояния бюджета и платежного баланса и иных обстоятельств. Тем самым страны с разными социально-экономическими условиями могут взаимодействовать через торговлю.
Таможенно-тарифное
регулирование защищает национальные
отрасли производства путем удорожания
ввозимых товаров от чрезмерной или
нежелательной иностранной
С
учетом многих функций, которые выполняют
тарифы, а также часто противоречивых
интересов отдельных
Повышение таможенных пошлин раскручивает спираль повышения цен на аналогичные и смежные товары. Главное бремя увеличения пошлин ложится чаще всего на конечных потребителей, которые вынуждены покупать как импортные, так и конкурирующие местные товары по более высоким ценам (или отказаться от покупки). В результате часть их доходов перераспределяется в пользу производителей и государственной казны. С макроэкономической точки зрения, увеличение затрат потребителей на приобретение товаров рассматривается как потеря общества в целом.
Таможенно-тарифное регулирование эффективно выполняет свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учета и их строгого контроля, нацеленного на обеспечение уплаты причитающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования создает простор для принятия субъективных решений и коррупции в таможенных органах, формирует благоприятную почву для злоупотреблений и обременяет потребителей дополнительными расходами.
Со второй половины ХХ в. под влиянием углубления международного разделения труда, расширения производственной деятельности транснациональных корпораций происходят существенные изменения в таможенно-тарифном регулировании основных стран-участниц международной торговли.