Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 13:56, автореферат

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Работа содержит 1 файл

Автореферат_Ильин.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

      - исследовать особенности таможенно-тарифной политики экономически развитых стран и стран развивающейся части мира, а также государств СНГ и России;

      - высказать соображения, направленные  на совершенствование таможенно-тарифного регулирования внешней торговли России, в том числе с учетом мирового финансового кризиса.

      Теоретико-методологической основой диссертации стали разработки российских и зарубежных специалистов в области теории и практики международных экономических отношений, развития и регулирования международной торговли, внешнеэкономической деятельности РФ, в частности, Андрианова В., Барковского А., Бурмистрова В., Глазьева С., Данильцева А., Долгова С., Дюмулена И., Иванова И., Королева И., Ливенцева Н., Орешкина В., Пискулова Ю., Платоновой И., Преснякова В., Сабельникова Л., Сельцовского В., Ситаряна С., Спартака А., Фаминского И.; Асакуры Х., Вермалста Е., Давей В., Джексона И., Джонсона Х., Ислама М., Кругмана П., Леттермана Г., Линдерта П., Обстфельда М., Сайкса А., Самуэльсона П.

      Большим подспорьем в работе стали аналитические  и справочно-информационные публикации международных экономических организаций  – Всемирного банка, Всемирной торговой организации, ЮНКТАД, Международного торгового  центра ЮНКТАД/ВТО, Всемирной таможенной организации, Комиссии Европейского Союза. В числе таких публикаций – совместное издание ВТО, ЮНКТАД и Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО “World Tariff Profiles 2006” (Geneva, 2007), доклад экспертов Всемирного банка “World Trade Indicators 2008. Benchmarking Policy and Performance” (Washington D.C., 2008).

      При подготовке диссертации использовались открытые материалы Минэкономразвития  и Федеральной таможенной службы России (прежде всего программные, концептуальные документы), в том числе проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов, проект Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ. Выводы и предложения, сформулированные по результатам исследования, учитывают современные подходы органов государственного управления РФ к совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования.

      Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном рассмотрении политики и практики таможенно-тарифного регулирования за рубежом в условиях интенсификации процессов глобализации и региональной интеграции, выявлении на этой основе специфики и возможностей совершенствования таможенно-тарифной системы России.

      Конкретные  элементы новизны, содержащиеся в работе, заключаются в следующем:

      - с привлечением большого объема  нового фактического материала  представлена современная многоуровневая  система таможенно-тарифного регулирования международной торговли, раскрыты основные направления ее эволюции в период глобализации;

      - выявлены общие черты и особенности  таможенно-тарифной политики и тарифного профиля различных стран и групп государств, зависящие от уровня их экономического развития, масштабов и структуры хозяйства, степени вовлеченности в интеграционные процессы, исторических и других факторов;

      - систематизирована обширная информация  о современной политике и практике  таможенно-тарифного регулирования в крупнейшем и самом успешном интеграционном объединении мира – Европейском Союзе, дана общая характеристика тарифного режима ЕС как либерального с элементами протекционизма и раскрыты особенности его действия в отношении России;

      - установлена важная и растущая роль различных преференциальных тарифных режимов в развитии международной торговли и содействии экономикам бедных государств, в том числе сделаны акценты на повышении значимости двусторонних преференциальных соглашений (в первую очередь соглашений о свободной торговле) для расширения кооперационного взаимодействия между предприятиями разных стран и укрепления их конкурентоспособности на мировом и региональных рынках, а также на практике Евросоюза по использованию взаимных тарифных преференций для улучшения условий доступа европейских предприятий на рынки региональных объединений развивающихся стран;

      - показана тенденция к усилению сотрудничества национальных таможенных органов в целях повышения эффективности содействия развитию торговли и противодействия таможенным правонарушениям при активном участии многосторонних организаций, прежде всего Всемирной таможенной организации;

      - уяснены принципиальные направления  таможенно-тарифной политики и параметры  таможенного тарифа РФ в преддверии членства в ВТО, на этой основе сформулированы предложения по совершенствованию национальной системы таможенно-тарифного регулирования с учетом зарубежного опыта и необходимости увеличения его вклада в модернизацию отечественной экономики и обеспечение устойчивого хозяйственного роста;

      - выдвинут тезис о том, что  в перспективе применяемые Россией  в отношении импорта торгово-политические  инструменты должны стать, прежде  всего, инструментами структурной экономической политики, содействующими формированию конкурентоспособных отечественных производств и поддержанию эффективной конкуренции на внутреннем рынке;

      - изложено авторское видение проблем  и необходимых действий в сфере таможенно-тарифного регулирования в связи с мировым финансовым кризисом и ухудшением экономической ситуации в России; доказано, что тотальное усиление протекционизма не является эффективным решением, а главные задачи для нашей страны состоят в повышении гибкости и адресности таможенного тарифа, максимальном использовании его стимулирующих функций и рациональном сочетании таможенно-тарифных мер с другими инструментами торговой политики, а также мерами общехозяйственной, промышленной и валютной политики.

      Практическая  значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы уполномоченными российскими ведомствами (Минэкономразвития, Минпромторговли, ФТС) для совершенствования инструментария и повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, а также Торгово-промышленной палатой России и другими объединениями деловых кругов при подготовке информационно-консультационных материалов для предпринимателей – актуальных или потенциальных участников внешнеэкономической деятельности.

      Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в учебных целях в экономических ВУЗах на курсах «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Таможенно-тарифное регулирование», «Внешняя торговля РФ».

      Апробация работы. Отдельные материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, использовались ВАВТ и ВНИКИ при подготовке конкурсных НИР и выполнении оперативных поручений Минэкономразвития и Министерства финансов РФ по проблематике таможенно-тарифного регулирования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в научных публикациях автора общим объемом около 2,5 а.л.

 

       Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Введение

Глава I. Таможенно-тарифные меры как важнейшие инструменты торговой политики

1.1. Роль и задачи таможенно-тарифного регулирования в развитии международной торговли

1.2. Основные  направления, формы и инструментарий  таможенно-тарифного регулирования

1.3. Тенденции  и особенности таможенно-тарифного  регулирования в различных зарубежных  странах и группах государств в условиях глобализации

1.4. Современные  параметры и характерные черты  таможенно-тарифного регулирования в России

Глава II. Многосторонние правила в области таможенно-тарифного регулирования международной торговли

2.1. Значение документов Всемирной торговой организации для современного таможенно-тарифного регулирования международной торговли

2.2. Роль Совета  таможенного сотрудничества/Всемирной  таможенной организации в совершенствовании  таможенных правил и процедур

Глава III. Использование преференциальных торговых режимов в современной мировой практике

3.1. Односторонние  тарифные преференции

3.2. Преференциальные  торговые соглашения

3.3. Тарифная  деятельность интеграционных объединений  (на примере ЕС)

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

II. Основное содержание работы

      В первой главе определяются социально-экономические цели таможенно-тарифных мер, их влияние на международные торговые и инвестиционные потоки, раскрывается многообразие функций и особенности таможенно-тарифного регулирования в различных группах стран.

      Отмечается, что, несмотря на либерализацию мировой  торговли и упрощение таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.

      Изменение ставок таможенных пошлин позволяет  регулировать поступление в страну иностранных товаров в зависимости от уровня конкурентоспособности соответствующих отечественных товаров, соображений экономической безопасности и социальной стабильности, состояния бюджета и платежного баланса и иных обстоятельств. Тем самым страны с разными социально-экономическими условиями могут взаимодействовать через торговлю.

      Таможенно-тарифное регулирование защищает национальные отрасли производства путем удорожания ввозимых товаров от чрезмерной или  нежелательной иностранной конкуренции  на внутреннем рынке, стимулирует расширение экспорта и повышение его конкурентоспособности, служит средством привлечения иностранного капитала в обрабатывающую промышленность, способствует формированию трансграничных производственно-техноло-гических связей и развитию международной специализации, используется правительствами как инструмент воздействия на экономическую политику других государств, содействует развитию интеграционных процессов путем улучшения условий для товарообмена стран-участниц региональных объединений.

      С учетом многих функций, которые выполняют  тарифы, а также часто противоречивых интересов отдельных национальных групп предпринимателей и слоев общества, каждое решение о повышении или снижении, установлении или отмене таможенной пошлины требует взвешенного подхода и всестороннего анализа экономических и социальных последствий с целью нахождения оптимального уровня тарифной ставки.

      Повышение таможенных пошлин раскручивает спираль  повышения цен на аналогичные  и смежные товары. Главное бремя  увеличения пошлин ложится чаще всего на конечных потребителей, которые вынуждены покупать как импортные, так и конкурирующие местные товары по более высоким ценам (или отказаться от покупки). В результате часть их доходов перераспределяется в пользу производителей и государственной казны. С макроэкономической точки зрения, увеличение затрат потребителей на приобретение товаров рассматривается как потеря общества в целом.

      Таможенно-тарифное регулирование эффективно выполняет  свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учета и их строгого контроля, нацеленного на обеспечение уплаты причитающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования создает простор для принятия субъективных решений и коррупции в таможенных органах, формирует благоприятную почву для злоупотреблений и обременяет потребителей дополнительными расходами.

      Со  второй половины ХХ в. под влиянием углубления международного разделения труда, расширения производственной деятельности транснациональных корпораций происходят существенные изменения в таможенно-тарифном регулировании основных стран-участниц международной торговли.

Информация о работе Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли