Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 13:56, автореферат

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Работа содержит 1 файл

Автореферат_Ильин.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

      Общей тенденцией развития таможенно-тарифного регулирования явилось уменьшение тарифного протекционизма. В представленном в 2008 г. экспертами Всемирного банка докладе "Показатели мировой торговли" отмечается, что средневзвешенный импортный тариф в мире снизился до 7%.

      Ослабление  тарифных барьеров происходит на (1) многосторонней основе (с конца 40-х годов); (2) в рамках образующихся (с конца 50-х годов) двусторонних или региональных экономических объединений с беспошлинным режимом торговли; (3) путем предоставления односторонних преференций развивающимся странам (с начала 70-х годов) и странам с переходной экономикой (с конца 80-х годов); (4) одностороннего снижения пошлин в целях борьбы с инфляцией и по торгово-политическим соображениям.

      В работе раскрываются основные направления  тарифной либерализации импорта. В частности, защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции стала более выборочной и концентрируется на меньшем числе его сегментов; во многих развитых и, особенно, развивающихся странах при относительно низких средних импортных тарифах сохраняются "тарифные" пики; существуют значительные максимальные ставки пошлин на отдельные товары.

      Под сильной протекционистской защитой  в большинстве стран находится сельское хозяйство (таможенное обложение продовольственных товаров намного выше непродовольственных). Наиболее высокие ставки пошлин применяются к продуктам животноводства, особенно, молочным, а также к сахару и кондитерским изделиям. Сохранение относительно высокого уровня аграрного протекционизма обусловлено большой чувствительностью этого сектора к конкуренции в связи с неэластичностью спроса на сельхозпродукцию.

      Из  промышленных товаров наиболее часто  высокими пошлинами облагаются изделия  традиционных трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности - одежда, текстиль, кожа и обувь, а также отдельные виды машин и оборудования (обычно транспортные средства).

      Протекционистская роль таможенных пошлин определяется не только абсолютной величиной пошлины  на отдельный товар, но и их соотношением на товары разной степени переработки. Снижение пошлин на менее обработанные товары в большей степени, чем на обработанные, ведет к усилению тарифной защиты соответствующих рынков готовых изделий. В этой связи отмечается, что, как правило, таможенное обложение импорта сырья и полуфабрикатов является низким или нулевым.

      Сделан  вывод, что характерными чертами  современного тарифного протекционизма являются сохранение высокого уровня таможенной защиты отраслей, заинтересованных в этом, и снижение пошлин на те товары, которые входят составными частями в производимую продукцию.

      Другая  важная тенденция эволюции таможенно-тарифного  регулирования - поэтапная унификация структуры таможенных тарифов. Большая  роль таможенного тарифа в формировании конкурентной среды и повышении  эффективности внешней торговли, а также многообразие его функций активизировали во второй половине ХХ в. деятельность международных экономических организаций, направленную на унификацию национальных таможенных систем. Большое внимание в процессе многостороннего торгового сотрудничества уделяется и гармонизации таможенных процедур, которые могут выступать в качестве искусственно создаваемых торговых барьеров.

      В интересах защиты внутреннего рынка  и создания более благоприятных условий для развития национального производства правительства руководствуются двумя универсальными подходами построения импортного тарифа: эскалация пошлин с увеличением обработки товара и эффективная тарифная защита. Это позволяет рационально выстроить структуру ставок пошлин по всей номенклатуре товаров.

      Таможенно-тарифное регулирование различных групп стран имеет специфику, что отражает объективно существующие различия в национальных интересах. На основе анализа большого статистического материала рассматриваются характерные черты и особенности регулирования в развитых странах, развивающихся и странах с переходной экономикой, с выделением Содружества независимых государств и России.

      Развитые  страны взаимно снижали пошлины  в основном на основе многосторонних договоренностей. Главное влияние на уменьшение тарифного протекционизма в развивающихся государствах оказала реализация приоритетов национальной экономической политики. При высокой дифференциации уровня хозяйственного развития для развивающихся государств характерен широкий разброс применяемых средних ставок пошлин; государства с более низким уровнем доходов чаще прибегают к таможенно-тарифной защите.

      В отличие от невысокого уровня таможенного  обложения в развитых странах (по данным экспертов ВТО, в странах  ЕС - 5,4%, США - 3,5%, Японии - 5,6%) большинство развивающихся государств применяет среднеарифметическую ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий уровень таможенного обложения позволяет правительствам диверсифицировать структуру экономики, создавать собственную промышленность, а также значительно пополнять доходную часть бюджета. Многие развивающиеся государства при вступлении в ВТО "связали" ставки пошлин на очень высоком уровне, но фактически применяют более низкие ставки, сохранив возможность существенного повышения импортных пошлин.

      Подробно  рассматриваются современная ситуация и специфика таможенно-тарифного регулирования в России.

      Отмечено, прежде всего, что российская система таможенно-тарифного регулирования, соответствуя в целом международным требованиям, имеет ряд особенностей.

      Во-первых, обращено внимание на сравнительно высокий, в том числе на фоне других стран СНГ, уровень тарифной защиты внутреннего рынка: средневзвешенная ставка ввозных пошлин составляла в 2008 г. 11,17%. Причем в отличие от большинства стран мира указанная величина в России в текущем десятилетии имела тенденцию к росту.

      Во-вторых, указано на существенную долю импорта, охваченного международными тарифными  пиками (на долю позиций со ставками свыше 15% в 2006 г. приходилось 18,4% их общего числа) и неадвалорными пошлинами (26% его стоимости в 2007 г.).

      В-третьих, констатируется сравнительно низкая степень  дифференциации (разброса ставок) импортного тарифа, что затрудняет реализацию структурных задач тарифной политики и не в полной мере соответствует потребностям динамично развивающейся российской экономики. Отмеченное, вкупе с большим числом тарифных пиков и неадвалорных ставок, говорит о преимущественно фискальной направленности национального таможенного тарифа.

      В-четвертых, в качестве характерной черты  российской таможенно-тарифной политики называется сохранение экспортных пошлин на широкий круг товаров. Несмотря на трехкратное сокращение числа облагаемых пошлинами товаров в 2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции с высокой добавленной стоимостью), к концу 2007 г. вывозные пошлины действовали в отношении 397 товарных позиций (на уровне 10 знаков ТН ВЭД). Экспортные пошлины служат для нашей страны инструментом изъятия природной ренты (нефть и газ), ограничивают вывоз ряда товаров (аграрные товары, лес круглый, лом и отходы металлов), пополняют доходы бюджета (полимеры, металлы, рыба и морепродукты).

      В целом для России фискальная функция таможенных пошлин играет огромную роль. В 2007 г. объем поступлений от взимания таможенных пошлин (ввозных и вывозных) составил почти 30% общей суммы доходов федерального бюджета. Этот показатель не имеет аналогов в зарубежной практике, за исключением 4-5 беднейших или карликовых африканских государств.

      Отличительной чертой таможенно-тарифного регулирования в РФ является частое изменение ввозных и вывозных таможенных пошлин. В 2007 г., например, были изменены ставки импортных пошлин по 1570 тарифным позициям. С одной стороны, изменения позволяют учитывать сдвиги в структуре товарных потоков, решать задачи развития национальной экономики, но с другой – создают неопределенность и риски для отечественных и зарубежных предпринимателей.

      Несмотря  на положительные сдвиги последних  лет, система таможенного контроля в РФ нуждается в существенном улучшении. Сохраняется проблема "серого", или недостоверно декларируемого импорта (искажение номенклатуры товаров, занижение таможенной стоимости), что особенно характерно при ввозе товаров народного потребления. Из-за незаконного ввоза потери несет федеральный бюджет, ухудшается внутренняя конкурентная среда, поскольку недобросовестные импортеры получают неоправданные ценовые преимущества, стимулируется коррупция, увеличиваются расходы потребителей.

      По  мнению автора, назрела потребность в изменении целей и приоритетов таможенно-тарифной политики. Если в 90-е годы Россия с помощью импортного тарифа пыталась оградить собственный рынок от иностранной конкуренции и решить бюджетные проблемы, то на этапе перехода к инновационной экономике таможенно-тарифное регулирование призвано стимулировать и поддерживать хозяйственный подъем, структурную перестройку и модернизацию отечественной экономики, укреплять конкурентные позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Наибольший положительный эффект тарифные меры могут дать, будучи составной частью общей стратегии динамичного и устойчивого экономического развития, нацеленной на повышение национальной конкурентоспособности.

      Во  второй главе анализируется в комплексе вклад основных многосторонних организаций - Всемирной торговой организации и Совета таможенного сотрудничества/Всемирной таможенной организации - в либерализацию и упорядочение международного товарооборота, в том числе путем гармонизации механизма таможенно-тарифного регулирования, и выявляются некоторые новые принципиально важные тенденции в их деятельности.

      Многосторонние  организации не только определяют общие  юридические правила и единообразные административно-технические процедуры осуществления торговли, но и являются форумом для переговоров по облегчению и нормализации ее развития, включая борьбу с правонарушениями. В условиях глобализации требуются новые подходы и технологии, благоприятствующие росту международного товарооборота, а также совершенствование системы контроля. Это ведет к модернизации всей совокупности инструментов таможенно-тарифного регулирования торговли (либерализации пошлин, унификации, упрощения и гармонизации практики их применения и пр.) и к усилению противодействия криминализации мирового рынка, поскольку с облегчением трансграничного экономического общения для нее объективно открываются более широкие возможности. В 90-х годах потребовалось преобразование и основных организаций таможенно-тарифного регулирования.

      Отмечается, что таможенные тарифы, соответствуя природе рыночной системы хозяйства, являются многоцелевым инструментом регулирования импорта: средством протекционистской политики и поддержания определенного уровня внутренних цен, стимулирования структурных реформ и поощрения развития экспортных отраслей, уменьшения чрезмерной зависимости от ввоза жизненно необходимых товаров и борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров, улучшения торгового и платежного балансов страны и пополнения доходной части бюджета. Поэтому переговоры на многостороннем уровне о связывании ("замораживании"), снижении, отмене и неустановлении пошлин на отдельные группы ввозимых товаров, требуя учета комплекса последствий в разных социально-экономических сферах, часто приобретают конфликтный и затяжной характер. Это особенно проявилось в ходе семилетних переговоров членов ВТО в рамках "Доха раунда" (вместо трех первоначально определенных) и негативных их итогах, объявленных в июле 2008 г.

      Напоминается, что регулирование национальной внешней торговли с помощью таможенного  тарифа включает не только взимание дифференцированных пошлин с товаров, в том числе установление разных ставок при импорте из отдельных групп стран и в отдельное время года, но и использование других инструментов, в частности, классификации товаров в тарифе, метода оценки их стоимости, правил происхождения. Документы ВТО охватывают широкий круг договоренностей стран-членов по таможенно-тарифным и смежным вопросам. Цель этих документов - путем сбалансирования прав и обязательств стран создать оптимальный режим для развития взаимовыгодной торговли, базирующийся на равноправии ее участников и приемлемости доступа иностранных товаров на внутренний рынок.

      Анализ  вклада ВТО в таможенно-тарифное регулирование торговли начинается с рассмотрения соответствующих положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г., предшествовавшего созданию ВТО и включенного в общий пакет документов этой организации в качестве одного из основных (в преамбуле, статьях I, II и ХХVIII bis; в последней статье говорится о переговорах по снижению и отмене пошлин). Приводятся данные об итогах восьми общих и трех секторальных тарифных переговоров – по гражданской авиатехнике, информационным технологиям и электронной коммерции.

      В результате общих переговоров средний  уровень таможенного обложения  импорта промышленных товаров в  развитых странах снизился с 40% примерно до 4,5%, а количество беспошлинных позиций в их тарифах увеличилось до 44%. При этом число стран-членов, участвовавших в переговорах, возросло с первоначальных 23 до 123. Подчеркнуто, что от тарифной либерализации торговли наибольшие выгоды получили развитые страны и, несмотря на этот процесс, в их тарифах еще сохранилось несколько сотен двухзначных пошлин.

Информация о работе Значение таможенно-тарифного регулирования для развития современной международной торговли