Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:38, курсовая работа
Историческую ценность греческой философии Ф. Энгельс видел в том, что «в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений»1. А в позднейшую эпоху вся история философии сводится к борьбе между двумя основными направлениями — материализмом и идеализмом. Связывая их с именами особенно типич ных представителей философии, В. И. Ленин определял их, как линии Демокрита (V в. до н. э.) и Платона (IV в. до н. э.)1.
Однако он длился недолго. Орден вернул Иоахима к традиционной дисциплине, принудив его постричься в 1168 г в монахи. Около 1178 г., уступал настойчивым просьбам братии, он сделался аббатом. Служебные обязанности чрезвычайно тяготили его, так что в конце концов он бежал в Рим к папе Луцию III молить об освобождении его от должности. Получив свободу, Иоахим вернулся в горы Калабрии, в пустынь Пьетралата, где начал работать над основными своими сочинениями: «Согласование Нового и Ветхого Заветов», «Руководство к Апокалипсису», «Десятиструнный псалтериум». Вслед за Луцием III Урбан III и Климент III благословили труды Иоахима с условием, чтобы они были представлены затем папской цензуре.
Слава о его учености и строгости жизни привела к Иоахиму множество учеников, так что убежище Пьетралаты сделалось слишком тесным. Учитель со своими последователями поднялся еще выше в горы Калабрии и там, па плоскогорье Сила, основал церковь, посвятив ее св. Иоанну Предтече. Незадолго до смерти, он попросил перенести себя в Пьетралату, где благословил всех своих учеников и завещал им «возлюбить друг друга, как Господь Иисус Христос возлюбил нас».
Из оставленного Иоахимом Флорским наследия до нас дошло, по крайней мере, семь сочинений, известных под следующими заглавиями: «Согласование Ветхого и Нового Заветов» (Concordia veteris ас novi testamenti), «Руководство к Апокалипсису» (Enchiridion in Apocalypsin), «Новый Апокалипсис» (Apocalypsis nova), «Десятиструнный псалтериум» (Psalterium decem chordarum), «Превосхождение четвероевангелия» (Super quattuor evangelia), «Против иудеев» (Contra Judeos), «О правиле веры» (De articulis fidei). Содержание и характер этих сочинений исходят большей частью из комментария на Апокалипсис и проникнуты эсхатологическим беспокойством. Мистическая основа учения о «Вечном Евангелии» основана на толковании текста Апокалипсиса.
Существуют три ступени, через которые проходит мир, и они соответствуют трем Ипостасям Бога. Бог - подлинная мера всего, а троичный Бог и промысел Свой о мире совершает в троичной Теофании миру, одновременно являющейся и тремя состояниями или эпохами исторического пути мира к Богу - эпохами Отца, Сына и Святого Духа. Данные состояния, как описывает их Иоахим, значительно различаются между собой. Например: «Первое состояние прошло под знаком знания, второе проходит в частичной мудрости, третье состояние будет при полноте интеллекта. Первое - в рабской покорности, второе - в сыновней покорности, третье - в свободе. Первое - под кнутом, второе - в действии, третье - в созерцании. Первое - в страхе, второе - в вере, третье - в любви. Первое состояние рабов, второе - детей, третье - друзей. Первое - мальчиков, второе - юношей, третье - зрелых мужей»512. При этом первое состояние - прошлое, второе - настоящее, третье - будущее, переходящее в настоящее. Бог Отец правит в первую эпоху - эпоху власти и страха Божьего (Ветхий Завет); затем мудрость, сокрытая в веках, открылась через Сына и появилась кафолическая церковь Нового Завета; наступает третья ступень - Царство Святого Духа - новое распространение во вселенной Любви, проистекающей от Евангелия Христа, но превосходящей его букву, так что больше не будет нужды в самом институте наказания. Иоахим верил, что вторая эпоха подходит к концу и третья (уже отчасти предсказанная св. Бенедиктом) начнется после какого-то грандиозного катаклизма, который по его вычислениям должен был произойти в 1260 г. После этого латиняне и греки объединятся в новом духовном царстве, в равной мере освобожденные от оков буквы, иудеи будут обращены в христианство и «Вечное Евангелие» пребудет до конца мира. Вместе же три эти эпохи, обнимая собою историю человечества от Адама до конца света, органически соединяются друг с другом, образуя эсхатологическую целостность, которую по праву можно назвать самой важной из всех, какие знало западное христианство со времени св. Августина. Упоминание здесь имени Августина не случайно: Иоахим был прямым продолжателем идей Августина с его упованием на будущее и стремлением к спасению и совершенству в Царстве Божьем. Но то, что у Августина было прикровенно и недосказанно, у Иоахима приобрело логически законченные и нумерически выверенные формы. Недаром Данте помещает «вещего Иоахима» в раю на одном небе со многими выдающимися христианскими мудрецами, рядом с самим Августином.
Влияние Иоахима Флорского на последующую духовную жизнь в Европе было многообразно. Его пророческо-эсхатологические умозрения вдохновляли и оплодотворяли мысль таких выдающихся религиозных мыслителей, как Франциск Ассизский, Данте Алигьери и Савонарола.