Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти
другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики,
которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Теневая экономика в современной России.
1.1. Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления. ____ - 4
1.2. Механизм функционирования теневой экономики. ________________ -9
1.3. Развитие теневой экономики в советском обществе и современной
России. ____________________________________________________ - 16
Глава 2. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению
экономической безопасности государства.
2.1. Экономическая безопасность государства и механизм
государственного регулирования экономики. ____________________ -22
2.2. Фунции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности
государства. _____________________________________ -40
2.3. Таможенные органы как органы государственного регулирования и
контроля в сфере внешнеэкономической деятельности. ____________ -46
2.4. Правоохранительная деятельность таможенных органов. _________-58
2.5. Внешнеэкономическая деятельность
Томской области и Западной Сибири. ___________________________ -72
Заключение. ______________________________________________________ -78
Список использованной литературы. _______________________________ -83

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 202.86 Кб (Скачать)

1.                  Министерство торговли РФ –

лицензии – на ввоз(вывоз) драгоценных металлов и камней; товаров двойного

назначения; шифровальных средств; радиоактивных материалов; ядерных  материалов

и технологий; озоноразрущающих веществ; продукции военного назначения; опасных

отходов; спирта и водки; коллекционных  материалов по минералогии и

палеонтологии; информации о  недрах; наркотических, ядовитых и сильнодействующих

веществ; лекарственных средств  и фармацевтических субстанций; диких  животных,

растений; взрывчатых веществ  и пороха.

2.                  Центр стандартизации и метрологии –

сертификат – контроль за товарами на предмет их соответствия нормам

безопасности РФ.

3.                  Гос.хлебная инспекция РФ –

сертификат – ввоз(вывоз) зерна и продуктов его переработки.

4.                  Министерство по атомной энергии –

сертификат – ввоз(вывоз) средств перевозки радиоактивных  материалов.

5.                  Госкомэпиднадзор РФ – сертификат

радиационной безопасности на металлолом и строительные материалы.

6.                  Служба карантина растений РФ –

фитосанитарный сертификат- ввоз(вывоз) продукции растительного  происхождения.

7.                  Гос.ветеринарный надзор РФ –

ветеринарное свидетельство  на продукцию животного происхождения.

8.                  Министерство культуры РФ –

свидетельство – на право  вывоза культурных ценностей.

9.                  Госсвязьнадзор РФ – ввоз

радиоэлектронных средств  и высокочастотных устройств.

10.              Центробанк РФ – лицензии – ввоз(вывоз)

памятных монет, на проведение валютных операций и операций связанных  с

движением капитала.

11.              МВД РФ – разрешение – ввоз(вывоз)

гражданского и служебного оружия.

12.              Комиссия по гуманитарной и технической помощи

– разрешение – ввоз товаров  в качестве гуманитарной помощи.

13.              ФСБ РФ – лицензия – ввоз специальных технических средств.

Мы видим, что нетарифные меры регулирования внешнеэкономической  деятельности

охватывают практически  весь спектр товаров, и в осуществлении  контроля

задействованы все органы государственной власти отвечающие за безопасность

государства и населения. Таможенные органы призваны исключить  возможность

пересечения таможенной границы  РФ без соблюдения соответствующих  мер

нетарифного регулирования  и без наличия разрешений соответствующих

государственных органов.

Помимо мер тарифного  и нетарифного регулирования, особое место в системе

государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности занимает

валютное регулирование. Любое государство стоит на страже валюты и валютных

ценностей. Понятие валютное регулирование означает способ

государственного управления валютной сферой в экономике России, т.е.

регламентацию государством международных расчетов и порядка  проведения валютных

операций. При этом государство  исходит из необходимости:

-         повышения экономической эффективности  страны;

-         обеспечения экономической безопасности;

-         необходимости формирования валютного  резерва страны;

-         необходимости создания валютных  фондов хозяйствующих субъектов.

Основным законом в  сфере валютного регулирования  является Закон РФ от

09.10.92г. №3615-1 «О валютном  регулировании и валютном контроле».  В нем

определены основные понятия, полномочия и функции органов  валютного

регулирования и валютного  контроля, предусмотрена ответственность  за

нарушение валютного законодательства.

Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют валютный контроль

по двум направлениям:

1.                  контроль за перемещением через  таможенную границу РФ

валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ;

2.                  контроль за валютными операциями  связанными с

перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

В соответствии со ст.198ТК Государственный  таможенный комитет РФ является

органом валютного контроля, а иные таможенные органы РФ являются агентами

валютного контроля, подотчетными ГТК РФ.

С получением таможенными  органами статуса органов валютного  контроля и

определением их компетенции  впервые в Российской Федерации  была создана система

таможенно-банковского валютного  контроля. Эта система, для оперативного решения

задач валютного регулирования, предусматривает обмен всей информацией,

касающейся внешнеторговых операций, между таможенными органами, Центробанком РФ

и уполномоченными банками. Для обеспечения правовой основы развития системы

валютного контроля в Российской Федерации расчеты по внешнеэкономическим

сделкам резидентов, должны осуществляться только через счета  резидентов в

уполномоченных банках, если иное не разрешено Центральным банком РФ. При этом

таможенное оформление внешнеэкономической  сделки может быть произведено только

при наличии: паспортов экспортной или импортной сделки, выданных

уполномоченным банком, в  случае необходимости разрешения Центрального банка и

соблюдения других мер  валютного контроля.

Введение любой системы  государственного регулирования и  контроля предполагает

для обеспечения эффективности  ее действия наличие, по крайней мере, двух

моментов: во-первых, установление четких законодательных норм и правил

регламентирующих средства и меры государственного регулирования  и контроля

(тарифные и нетарифные  меры, система налогообложения, валютного  контроля и

т.п.); во-вторых, введение необходимых  контрольных механизмов, позволяющих

государству контролировать соблюдение установленных правил.

О функциях таможенных органов  и средствах используемых ими  при регулировании

внешнеэкономической деятельности мы кратко рассказали в предшествующих

разделах. Теперь несколько  слов хотелось бы сказать о механизме  таможенного

контроля.

     Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными

органами РФ в целях  обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном

деле, а также иного  законодательства Российской Федерации  и международных

договоров, контроль за исполнением  которых возложен на таможенные органы.

В соответствии со ст.180ТК таможенный контроль проводится должностными лицами

таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для

таможенных целей; таможенного  досмотра (досмотра товаров и транспортных

средств); личного досмотра; учета товаров и транспортных средств; устного

опроса физических лиц  и должностных лиц; проверки системы  учета и отчетности;

осмотра территорий и помещений  складов временного хранения, таможенных

складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов  беспошлинной

торговли и других мест, где могут находится товары и  транспортные средства,

подлежащие таможенному  контролю, либо осуществляться деятельность, контроль

за которой возложен на таможенные органы; в других формах, предусмотренных

таможенным кодексом и  иными актами законодательства, либо не противоречащих

законодательным актам Российской Федерации.

В целях обеспечения соблюдения законодательства РФ таможенные органы вправе

проводить в пределах своей  компетенции проверку финансово-хозяйственной

деятельности предприятий, учреждений, организаций и других лиц занимающихся

внешнеэкономической деятельностью.

Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов  других

правоохранительных и  контролирующих органов, предприятий  и организаций

независимо от форм собственности  и подчиненности, для оказания содействия в

проведении таможенного  контроля.

Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства,

перемещаемые через таможенную границу РФ. Таможенные органы вправе

принудительно останавливать  транспортные средства, возвращать морские, речные

и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию без разрешения таможенных

органов. При ввозе товаров  таможенный контроль начинается с момента

пересечения таможенной границы  РФ и завершается в момент выпуска  товаров для

обращения на территории РФ. При вывозе товаров таможенный контроль начинается

с момента подачи декларации и заканчивается в момент пересечения  таможенной

границы РФ, если иное не оговорено  законодательством.

Вне зависимости от выпуска  товаров таможенный контроль за ними может

проводиться в любое время, если есть основания полагать о наличии  нарушения

законодательства Российской Федерации или международного договора РФ,

контроль за исполнением  которого возложен не таможенные органы.

В случае выявления в процессе таможенного контроля нарушений  законодательства

РФ в отношении лиц  допустивших подобные нарушения  наступает ответственность в

соответствии с Уголовным, Таможенным или Административным кодексами  РФ.

Следующий раздел данной работы как раз будет посвящен правоохранительной

деятельности таможенных органов и основным видам нарушений  законодательства в

сфере внешнеэкономической  деятельности.

   2.4.            Правоохранительная деятельность таможенных органов.  

Наряду с таможенно-тарифным регулированием, таможенными платежами, фискальной

деятельностью - значительное место  в  деятельности  таможенных  органов

занимает правоохранительная функция. Правоохранительный статус

Государственного таможенного  комитета  закреплен таможенным кодексом

Российской Федерации, указами  Президента РФ от 18 сентября 1993 года № 1390 "

О  дополнительных мерах  по укреплению правопорядка в Российской Федерации "

и от 22 декабря 1993 года № 2253 "Об отнесении таможенных органов  Российской

Федерации к государственным  военизированным организациям". С вводом в

действие в августе 1995 года федерального Закона "Об  оперативно-розыскной

деятельности" таможенные органы стали одним из субъектов  этого вида

деятельности,  чем была устранена  существовавшая  до этого  момента

юридическая коллизия.

Создание в системе  ГТК и укрепление в течении  прошедшего  периода специальных

подразделений  правоохранительного  профиля позволило активизировать борьбу с

контрабандой,  экономическими преступлениями, коммерческими правонарушениями.

Структура правоохранительных подразделений Государственного Таможенного

Комитета на современном  этапе имеет трехуровневую схему:

1. На уровне Государственного  Таможенного Комитета России - Управление  по

борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, которое  включает в

себя:

                          - отдел организации дознания;                         

- отдел таможенных расследований;

- отдел расследования  уклонений от таможенных платежей;

- отдел по борьбе с  особо опасными видами контрабанды;

- отдел по борьбе с  контрабандой наркотиков;

- отдел сотрудничества  с правоохранительными органами  зарубежных стран;

- информационно-аналитический  отдел;

- отряд быстрого реагирования.

2. На уровне Региональных  Таможенных Управлений созданы:

- Отдел таможенных расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по борьбе с  таможенными правонарушениями;

- Отдел по борьбе с  контрабандой наркотиков;

3. На уровне таможен  созданы:

- Отдел таможенных расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по борьбе с  таможенными правонарушениями;

- Отдел по борьбе с  контрабандой наркотиков.

Особое положение в  структуре таможенных органов занимают отделы собственной

безопасности, которые имеют  только вертикальное подчинение.

Все указанные структурные  подразделения имеют горизонтально-вертикальное

подчинение.

Таможенные органы стали  субъектом  оперативно-розыскной  деятельности. Раньше

этой работой не занимались потому что не было подготовлено кадров,

отсутствовал опыт,  во многом начинали с нуля,  и по сей  день в таможенной

системе не хватает опытных  розыскников и агентурных разработчиков.

Являясь правоохранительными, таможенные органы тесно взаимодействуют  с

другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической

деятельности,  пресечении незаконного ввоза  и  вывоза  с территории

Российской Федерации  оружия,  наркотиков, валюты и культурных ценностей.

Таможенным органам право  на производство дознания по делам о контрабанде

впервые было предоставлено  в 1991 г. В 1993 г. это право было подтверждено

при принятии Таможенного  кодекса Российской Федерации, но с  существенным

расширением компетенции.

На сегодняшний день таможенные органы правомочны вести дознание по пяти

составам преступлений, предусмотренных  Уголовным кодексом РФ:

-         статья 188 «Контрабанда»;

-         статья 189 «Незаконный экспорт технологий, научно-технической

информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения,

Информация о работе Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов