Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:13, курсовая работа
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти
другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики,
которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Введение
Глава 1. Теневая экономика в современной России.
1.1. Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления. ____ - 4
1.2. Механизм функционирования теневой экономики. ________________ -9
1.3. Развитие теневой экономики в советском обществе и современной
России. ____________________________________________________ - 16
Глава 2. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению
экономической безопасности государства.
2.1. Экономическая безопасность государства и механизм
государственного регулирования экономики. ____________________ -22
2.2. Фунции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности
государства. _____________________________________ -40
2.3. Таможенные органы как органы государственного регулирования и
контроля в сфере внешнеэкономической деятельности. ____________ -46
2.4. Правоохранительная деятельность таможенных органов. _________-58
2.5. Внешнеэкономическая деятельность
Томской области и Западной Сибири. ___________________________ -72
Заключение. ______________________________________________________ -78
Список использованной литературы. _______________________________ -83
1. Министерство торговли РФ –
лицензии – на ввоз(вывоз) драгоценных металлов и камней; товаров двойного
назначения; шифровальных средств; радиоактивных материалов; ядерных материалов
и технологий; озоноразрущающих веществ; продукции военного назначения; опасных
отходов; спирта и водки; коллекционных материалов по минералогии и
палеонтологии; информации о недрах; наркотических, ядовитых и сильнодействующих
веществ; лекарственных средств и фармацевтических субстанций; диких животных,
растений; взрывчатых веществ и пороха.
2. Центр стандартизации и метрологии –
сертификат – контроль за товарами на предмет их соответствия нормам
безопасности РФ.
3. Гос.хлебная инспекция РФ –
сертификат – ввоз(вывоз)
зерна и продуктов его
4. Министерство по атомной энергии –
сертификат – ввоз(вывоз)
средств перевозки
5. Госкомэпиднадзор РФ – сертификат
радиационной безопасности на металлолом и строительные материалы.
6. Служба карантина растений РФ –
фитосанитарный сертификат- ввоз(вывоз) продукции растительного происхождения.
7. Гос.ветеринарный надзор РФ –
ветеринарное свидетельство
на продукцию животного
8. Министерство культуры РФ –
свидетельство – на право вывоза культурных ценностей.
9. Госсвязьнадзор РФ – ввоз
радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
10. Центробанк РФ – лицензии – ввоз(вывоз)
памятных монет, на проведение валютных операций и операций связанных с
движением капитала.
11. МВД РФ – разрешение – ввоз(вывоз)
гражданского и служебного оружия.
12. Комиссия по гуманитарной и технической помощи
– разрешение – ввоз товаров в качестве гуманитарной помощи.
13. ФСБ РФ – лицензия – ввоз специальных технических средств.
Мы видим, что нетарифные
меры регулирования
охватывают практически весь спектр товаров, и в осуществлении контроля
задействованы все органы государственной власти отвечающие за безопасность
государства и населения. Таможенные органы призваны исключить возможность
пересечения таможенной границы РФ без соблюдения соответствующих мер
нетарифного регулирования и без наличия разрешений соответствующих
государственных органов.
Помимо мер тарифного и нетарифного регулирования, особое место в системе
государственного
валютное регулирование. Любое государство стоит на страже валюты и валютных
ценностей. Понятие валютное регулирование означает способ
государственного управления валютной сферой в экономике России, т.е.
регламентацию государством международных расчетов и порядка проведения валютных
операций. При этом государство исходит из необходимости:
-
повышения экономической
-
обеспечения экономической
-
необходимости формирования
-
необходимости создания
Основным законом в сфере валютного регулирования является Закон РФ от
09.10.92г. №3615-1 «О валютном
регулировании и валютном
определены основные понятия, полномочия и функции органов валютного
регулирования и валютного контроля, предусмотрена ответственность за
нарушение валютного законодательства.
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют валютный контроль
по двум направлениям:
1.
контроль за перемещением
валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ;
2.
контроль за валютными
перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
В соответствии со ст.198ТК Государственный таможенный комитет РФ является
органом валютного контроля, а иные таможенные органы РФ являются агентами
валютного контроля, подотчетными ГТК РФ.
С получением таможенными органами статуса органов валютного контроля и
определением их компетенции впервые в Российской Федерации была создана система
таможенно-банковского
задач валютного регулирования, предусматривает обмен всей информацией,
касающейся внешнеторговых операций, между таможенными органами, Центробанком РФ
и уполномоченными банками. Для обеспечения правовой основы развития системы
валютного контроля в Российской Федерации расчеты по внешнеэкономическим
сделкам резидентов, должны осуществляться только через счета резидентов в
уполномоченных банках, если иное не разрешено Центральным банком РФ. При этом
таможенное оформление внешнеэкономической сделки может быть произведено только
при наличии: паспортов экспортной или импортной сделки, выданных
уполномоченным банком, в случае необходимости разрешения Центрального банка и
соблюдения других мер валютного контроля.
Введение любой системы государственного регулирования и контроля предполагает
для обеспечения эффективности ее действия наличие, по крайней мере, двух
моментов: во-первых, установление четких законодательных норм и правил
регламентирующих средства и меры государственного регулирования и контроля
(тарифные и нетарифные
меры, система налогообложения,
т.п.); во-вторых, введение необходимых контрольных механизмов, позволяющих
государству контролировать соблюдение установленных правил.
О функциях таможенных органов и средствах используемых ими при регулировании
внешнеэкономической деятельности мы кратко рассказали в предшествующих
разделах. Теперь несколько слов хотелось бы сказать о механизме таможенного
контроля.
Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными
органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном
деле, а также иного законодательства Российской Федерации и международных
договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.
В соответствии со ст.180ТК таможенный контроль проводится должностными лицами
таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для
таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных
средств); личного досмотра; учета товаров и транспортных средств; устного
опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности;
осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных
складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной
торговли и других мест, где могут находится товары и транспортные средства,
подлежащие таможенному контролю, либо осуществляться деятельность, контроль
за которой возложен на таможенные органы; в других формах, предусмотренных
таможенным кодексом и иными актами законодательства, либо не противоречащих
законодательным актам Российской Федерации.
В целях обеспечения соблюдения законодательства РФ таможенные органы вправе
проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, учреждений, организаций и других лиц занимающихся
внешнеэкономической деятельностью.
Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов других
правоохранительных и контролирующих органов, предприятий и организаций
независимо от форм собственности и подчиненности, для оказания содействия в
проведении таможенного контроля.
Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства,
перемещаемые через таможенную границу РФ. Таможенные органы вправе
принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные
и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию без разрешения таможенных
органов. При ввозе товаров таможенный контроль начинается с момента
пересечения таможенной границы РФ и завершается в момент выпуска товаров для
обращения на территории РФ. При вывозе товаров таможенный контроль начинается
с момента подачи декларации и заканчивается в момент пересечения таможенной
границы РФ, если иное не оговорено законодательством.
Вне зависимости от выпуска товаров таможенный контроль за ними может
проводиться в любое время, если есть основания полагать о наличии нарушения
законодательства Российской Федерации или международного договора РФ,
контроль за исполнением которого возложен не таможенные органы.
В случае выявления в процессе таможенного контроля нарушений законодательства
РФ в отношении лиц допустивших подобные нарушения наступает ответственность в
соответствии с Уголовным, Таможенным или Административным кодексами РФ.
Следующий раздел данной работы как раз будет посвящен правоохранительной
деятельности таможенных органов и основным видам нарушений законодательства в
сфере внешнеэкономической деятельности.
2.4. Правоохранительная деятельность таможенных органов.
Наряду с таможенно-тарифным регулированием, таможенными платежами, фискальной
деятельностью - значительное место в деятельности таможенных органов
занимает правоохранительная функция. Правоохранительный статус
Государственного таможенного комитета закреплен таможенным кодексом
Российской Федерации, указами Президента РФ от 18 сентября 1993 года № 1390 "
О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации "
и от 22 декабря 1993 года № 2253 "Об отнесении таможенных органов Российской
Федерации к государственным военизированным организациям". С вводом в
действие в августе 1995 года федерального Закона "Об оперативно-розыскной
деятельности" таможенные органы стали одним из субъектов этого вида
деятельности, чем была устранена существовавшая до этого момента
юридическая коллизия.
Создание в системе ГТК и укрепление в течении прошедшего периода специальных
подразделений правоохранительного
профиля позволило
контрабандой, экономическими
преступлениями, коммерческими
Структура правоохранительных подразделений Государственного Таможенного
Комитета на современном
этапе имеет трехуровневую
1. На уровне Государственного Таможенного Комитета России - Управление по
борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, которое включает в
себя:
- отдел организации дознания;
- отдел таможенных
- отдел расследования
уклонений от таможенных
- отдел по борьбе с
особо опасными видами
- отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;
- отдел сотрудничества
с правоохранительными
- информационно-аналитический отдел;
- отряд быстрого реагирования.
2. На уровне Региональных Таможенных Управлений созданы:
- Отдел таможенных
- Отдел дознания;
- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;
- Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;
3. На уровне таможен созданы:
- Отдел таможенных
- Отдел дознания;
- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;
- Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков.
Особое положение в структуре таможенных органов занимают отделы собственной
безопасности, которые имеют только вертикальное подчинение.
Все указанные структурные
подразделения имеют
подчинение.
Таможенные органы стали субъектом оперативно-розыскной деятельности. Раньше
этой работой не занимались потому что не было подготовлено кадров,
отсутствовал опыт, во многом начинали с нуля, и по сей день в таможенной
системе не хватает опытных розыскников и агентурных разработчиков.
Являясь правоохранительными, таможенные органы тесно взаимодействуют с
другими органами в борьбе с правонарушениями в сфере внешнеэкономической
деятельности, пресечении незаконного ввоза и вывоза с территории
Российской Федерации оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей.
Таможенным органам право на производство дознания по делам о контрабанде
впервые было предоставлено в 1991 г. В 1993 г. это право было подтверждено
при принятии Таможенного кодекса Российской Федерации, но с существенным
расширением компетенции.
На сегодняшний день таможенные органы правомочны вести дознание по пяти
составам преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ:
- статья 188 «Контрабанда»;
-
статья 189 «Незаконный экспорт
информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения,
Информация о работе Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов