Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:13, курсовая работа
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти
другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики,
которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Введение
Глава 1. Теневая экономика в современной России.
1.1. Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления. ____ - 4
1.2. Механизм функционирования теневой экономики. ________________ -9
1.3. Развитие теневой экономики в советском обществе и современной
России. ____________________________________________________ - 16
Глава 2. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению
экономической безопасности государства.
2.1. Экономическая безопасность государства и механизм
государственного регулирования экономики. ____________________ -22
2.2. Фунции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности
государства. _____________________________________ -40
2.3. Таможенные органы как органы государственного регулирования и
контроля в сфере внешнеэкономической деятельности. ____________ -46
2.4. Правоохранительная деятельность таможенных органов. _________-58
2.5. Внешнеэкономическая деятельность
Томской области и Западной Сибири. ___________________________ -72
Заключение. ______________________________________________________ -78
Список использованной литературы. _______________________________ -83
Поставки из стран дальнего зарубежья увеличились почти на 50%, при этом
импорт из стран СНГ сократились на 15,1%.
64% объема импорта было
оформлено Новосибирской,
таможнями.
Внешнеторговый оборот по субъектам РФ (млн.долларов)
Субъекты Российской Федерации |
Товарооборот |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо | ||||||
Стоимость |
Уд.вес% |
Темп роста,% |
Стоимость |
Уд.вес% |
Темп роста,% |
Стоимость |
Уд.вес% |
Темп роста,% | ||
Всего по региону В том числе: |
5563,6 |
100 |
93,7 |
3691,1 |
100 |
84,9 |
1872,5 |
100 |
117,9 |
1818,6 |
Алтайсий край |
357,9 |
6,4 |
97,1 |
182,5 |
4,9 |
87,6 |
175,4 |
9,4 |
109,6 |
7,1 |
Республика Алтай |
34,6 |
0,6 |
99,7 |
11,5 |
0,3 |
40,9 |
23,1 |
1,2 |
350,0 |
-11,6 |
Кемеровская обл. |
2542,1 |
45,7 |
92,8 |
2002,0 |
54,2 |
90,1 |
540,1 |
28,8 |
104,1 |
1461,9 |
Новосибирская обл. |
724,9 |
13,0 |
103,5 |
250,4 |
6,8 |
81,1 |
474,5 |
25,3 |
121,2 |
-224,1 |
Омская обл. |
1156,3 |
20,8 |
97,7 |
793,7 |
21,5 |
91,3 |
362,6 |
19,4 |
115,4 |
431,1 |
Томская обл. |
685,0 |
12,3 |
125,4 |
431,8 |
11,7 |
107,4 |
253,2 |
13,5 |
175,7 |
178,6 |
Другие субъекты |
62,8 |
1,1 |
17,3 |
19,2 |
0,5 |
6,2 |
43,6 |
2,3 |
83,2 |
-24,4 |
Среди субъектов Российской Федерации, входящих в Западно-Сибирский регион,
наиболее весомый вклад на развитие внешней торговли оказывали предприятия
Кемеровской области, экспортирующие черные и цветные металлы, каменный уголь.
Внешне торговые операции осуществлялись со 111 странами мира, однако, почти
2/3 товарооборота пришлось на 8 основных торговых партнеров региона
(Казахстан – 13,3%, Китай – 11,4%, США – 11,3%, Великобритания – 7,4%,
Украина – 5,4%, Германия – 4,6%, Турция – 3,8%, Узбекистан – 4,5%).
Сложившаяся в регионе товарная структура экспорта и импорта практически не
меняется на протяжении последних лет. В экспорте профилирующими товарами
являются черные и цветные
металлы, продукция топливно-
нефтехимического комплексов;
в импорте – продукция
продовольственные товары, продукция нефтехимии.
Страны – основные торговые партнеры
Экспорт важнейших товаров
Наименование товара |
Единица измерения |
Количествло |
Стоимость тыс.долл. |
Уголь каменный |
Тыс.т |
14592,2 |
493269,1 |
Нефть сырая |
Тыс.т |
1160,7 |
136138,7 |
Нефтепродукты |
Тыс.т |
3245,2 |
489022,6 |
Продукты неорганической химии |
Тыс.т |
73,0 |
281171,2 |
Полуфабрикаты из углеродистой стали |
Тыс.т |
2240,3 |
455142,0 |
Прутки из стали |
Тыс.т |
1239,0 |
279516,8 |
Алюминий необработанный |
Тыс.т |
249,2 |
383691,7 |
Тепловыделяющие элементы |
Шт. |
138 |
63785,1 |
Импорт важнейших товаров
Наименование товара |
Единица измерения |
Количество |
Стоимость тыс.долл. |
Пшеница и меслин |
Тыс.т |
206,6 |
30698,5 |
Сахар |
Тыс.т |
56,1 |
20328,8 |
Вино |
Млн.л |
26,7 |
23815,7 |
Уголь каменный |
Тыс.т |
4683,7 |
46930,1 |
Продукты неорганической химии |
Тыс.т |
511,2 |
186261,1 |
Лекарственные средства |
Т |
1585,3 |
54158,6 |
Насосы и компрессоры |
Шт. |
11839 |
97080,5 |
Машины для подъема и перемещения |
Шт. |
257 |
80666,7 |
Машины спецназначения |
Шт. |
439 |
55326,6 |
Автомобили для перевозки более 10чел. |
Шт. |
541 |
37307,6 |
Результаты анализа внешнеэкономической деятельности Западно-Сибирского
региона свидетельствуют о следующем.
Сложное экономическое состояние предприятий, падение производства
отечественной продукции и соответственно снижение экспорта, привело к еще
большей зависимости внешней торговли региона от импортеров, и в значительной
степени от ввозивших товары из стран дальнего зарубежья. Темп прироста
импорта в 1997г. по сравнению с 1996г. составил 18,5%, в том числе из стран
дальнего зарубежья – 50%, при этом сократился на 15,1% объем товаров из
государств СНГ и имеет место усиление подобных процессов.
При этом в последние годы
неуклонно сохраняется
криминализации
В 1997г. объем декларирования составил 97,9% от показателей 1996г. и
продолжает падать. Таможнями региона было оформлено 84153 декларации по всем
таможенным режимам. Количество
участников внешнеэкономической
уменьшилось с 5747 в 1996г. до 5483 в 1997г.
При этом в 1997г. было заведено 17809 дел о нарушении таможенных правил,
против 12361 дела в 1996г.
Динамика заведения дел о НТП
С увеличением количества
заводимых дел о НТП
стоимость задержанных товаров и транспортных средств. Если в 1995г. задержано
товаров и транспортных средств на сумму 36476928 тыс.рублей, в 1996г. –
79448251тыс.рублей, в 1997г.
– ущерб от таможенных
в размере 250392954 тысяч рублей (увеличение по сравнению с 1995г. в 6,8раз).
Количество НТП по субъектам РФ
Таможня |
Количество дел о НТП |
Стоимость изъятых товаров,тыс.рублей | ||
1996г |
1997г |
1996г |
1997г | |
Всего в том числе: |
12361 |
17809 |
79448251 |
250392954 |
Алтайская |
2268 |
4139 |
21335253 |
54542014 |
Горно-алтайская |
153 |
169 |
663506 |
1023417 |
Кузбасская |
1009 |
1128 |
880210 |
7607352 |
Новокузнецкая |
1543 |
1254 |
746387 |
46444346 |
Новосибирская |
1826 |
3483 |
33535355 |
46406583 |
Омская |
3532 |
5275 |
9729315 |
23732236 |
Толмачевская |
1094 |
1790 |
5095661 |
6180857 |
Томская |
498 |
452 |
1046018 |
40938892 |
ОТР ЗСОТ |
38 |
119 |
6416546 |
23517257 |
За 1997г. таможнями Западно-Сибирского региона наложено штрафов на сумму –
119966150 тыс.рублей, конфисковано товаров на 80635656тыс.рублей, взыскание
стоимости на 119965240 тыс.рублей, общая сумма наложенных взысканий –
320567046 тыс.рублей.
Наибольшее количество дел о НТП 1997г. году заведено по следующим видам
товаров: автомобили –7270, валюта – 1285, продукты питания –820, одежда,
обувь – 601, сырьевые товары – 255, табачные изделия – 362, алкогольные
напитки – 253.
Наиболее распространенным
видом контрабанды в Западно-
является незаконное перемещение через таможенную границу РФ валюты.
Усугубляется с каждым годом наркоситуация в регионе. В течении 1997г.
таможнями региона выявлено 185 (1996г.- 108) фактов контрабандного
перемещения наркотических
и сильнодействующих
480,523 кг (1996г. – 276,859 кг) различных видов наркотиков.
Итоги работы таможенных органов по расследованию уголовных дел.
Таможня |
Возбуждено уголовных дел | |
1996г |
1997г | |
Всего в том числе: |
217 |
240 |
Алтайская |
37 |
38 |
Горно-алтайская |
2 |
0 |
Кузбасская |
17 |
19 |
Новокузнецкая |
1 |
5 |
Новосибирская |
82 |
51 |
Омская |
31 |
32 |
Томская |
38 |
78 |
Толмачевская |
9 |
9 |
ЗСОТ |
0 |
8 |
Исходя из анализа правоохранительной деятельности таможен региона
определились основные направления развития на ближайшие годы. Ими должны
стать: организация и усиление
оператино-розыскной
работы по наиболее полному взысканию штрафных санкций, углубление
взаимодействия с другими правоохранительными органами и активизация работы по
борьбе с особо опасными видами контрабанды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая
система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований.
НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом
сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это
позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на
потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали
повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и
массовой коллективизации, - до 90% и более.
Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги -
завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких
налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники
пополнения казны.
Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию.
Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток
средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных
проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с
привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых
источников.
Так, например, в п.2 Указа Президента от 20 февраля 1996 года «О передаче
субъектам РФ находящихся в федеральной собственности акций Акционерных
Обществ, образованных в процессе приватизации» в качестве покупателей акций
справедливо указываются в первую очередь граждане. Но если бы к этому
добавить, что их средства могут быть инвестированы без представления доходных
деклараций и с налогом не выше 25%, скажем, в акции сельского хозяйства,
строительства и стройматериалов, пищевой, легкой промышленности, то это
безусловно, дало бы импульс притоку солидных средств в эти отрасли.
Нельзя не видеть, что вопрос о декларациях - это исходный вопрос
практического осуществления легализации. Государственной Думой был принят
закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на
потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». По замыслу
создателей это должен быть эффективный рычаг контроля властей над
соответствием расходов граждан получаемым доходам, в первую очередь при
покупке транспорта и недвижимости.
В принципе, документ правильный,
соответствует мировым
определенная логика. Однако практика его применения без учреждающих изменений
правохозяйственных условий,
без программы репатриации
рубеж, может быть такова, что данный закон расширит масштабы теневой
экономики.
Аналогичный вывод напрашивается и по законопроектам по легализации доходов,
полученных преступным путем.
Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна
базироваться на следующих принципах:
-
благоприятные для бизнеса
(налоговая политика, приватизация,
внешнеэкономическая
изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных
мер;
-
четкое разграничение
хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с
организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов,
Информация о работе Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов