Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:13, курсовая работа
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти
другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики,
которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Введение
Глава 1. Теневая экономика в современной России.
1.1. Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления. ____ - 4
1.2. Механизм функционирования теневой экономики. ________________ -9
1.3. Развитие теневой экономики в советском обществе и современной
России. ____________________________________________________ - 16
Глава 2. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению
экономической безопасности государства.
2.1. Экономическая безопасность государства и механизм
государственного регулирования экономики. ____________________ -22
2.2. Фунции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности
государства. _____________________________________ -40
2.3. Таможенные органы как органы государственного регулирования и
контроля в сфере внешнеэкономической деятельности. ____________ -46
2.4. Правоохранительная деятельность таможенных органов. _________-58
2.5. Внешнеэкономическая деятельность
Томской области и Западной Сибири. ___________________________ -72
Заключение. ______________________________________________________ -78
Список использованной литературы. _______________________________ -83
Представители среднего слоя, как правило, изначально являются законными
собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле
обстоятельств “уводят” доходы от налогообложения. Зачастую для них иначе
нельзя: применение действующих штрафов и пени ставит под угрозу существование
собственного дела. На роль судей-арбитров по выполнению сделок они привлекают
представителей криминальных структур. Ведь сделки не зарегистрированы, а
значит, обращаться официально в арбитражный суд в случае невыполнения
договоренности невозможно.
Криминальный слой “пирамиды” объективно заинтересован в существующих
условиях, при которых набирает силу теневая экономика. Ибо ее представители
контролируют до 90% предприятий и организаций. И это основное поле для
получения нелегальных доходов. В целях консервирования такой ситуации в ход
пускается подкуп выборных и назначенных должностных лиц. Не потому ли так
долго рассматриваются в
законодательных органах
Теневиков-хозяйственников сегодняшняя ситуация не должна устраивать: они
оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны - криминальные
структуры, с другой - правоохранительные органы. Да еще и ответственность
друг перед другом по выполнению условий сделки.
Объективно оказываются сейчас в худших условиях наемные работники-
профессионалы. В развитых странах зарплата по основному месту деятельности
составляет 70-80% доходов работника, а в России - лишь около трети. Не может
устраивать наемных работников и усиление влияния криминальных элементов.
Плата за “крышу” автоматически удорожает товары и услуги на 30%. А это
серьезный удар по бюджету потребителя.
1.2. Механизм функционирования теневой экономики.
Механизм функционирования
теневой экономики можно
класса. Это основной и вспомогательный механизмы.
Первый, основной, предполагает наличие “объекта эксплуатации” , при этом в
роли “дойной коровы”
выступает государство или
Соответствующие схемы:
Первая: При предприятии создаются товарищества с ограниченной
ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число
учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия.
Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при
посредничестве этих товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся
дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в результате
увеличивают свой доход.
Схема является симметричной, действующей в обе стороны - продажа излишков
сырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих
организаций, имеющих и здесь свой процент дохода.
Вторая: Некая коммерческая структура арендует у базового предприятия
производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода.
В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят
сотрудники отделов сбыта завода, направляющие наиболее выгодные заказы
“параллельному предприятию”.
Третья: Базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающие
средства на проведение научно-исследовательских работ из государственного
бюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на
депозитный счет коммерческого банка. По истечении, обусловленного депозитным
договором и временем выполнения
плана научно-
деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без
оплаты), бюджетный и депозитный счета “расчищаются”, а депозитный процент
перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были
задействованы так называемые “научные работники”.
Отмеченные три схемы механизмов охватывают операции по сокрытию полученных
доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются “концы”
указанных выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходы
вкладываются в недвижимость и личное имущество, перевозятся за рубеж.
Данный круг сделок трудно фиксировать и изучать, а быстрое становление новой
отечественной банковской системы
непосредственно связано с
подобных операций.
Регистрируемый сейчас уровень деловой активности не позволяет большинству
предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять
производственные мощности. Попытка включить затраты на содержание и
эксплуатацию их в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствие
чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на производство услуг
через “малые предприятия”,
действующие при базовом
сегодняшний механизм “проедания” основных доходов.
Общая структура любой
финансово-хозяйственной
“теневую” деятельность, обычно включает:
· предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные
операции;
· банк;
· “службу безопасности”;
· связи.
Что представляет собой каждый из этих элементов? Одна и та же хозяйственная
деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько
фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их
партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и
специализируется на их “расшивке”. Кроме того, при помощи разветвленной
структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих
партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят
регулярно).
Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и
наоборот, не говоря уже о других операциях.
“Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и
спортивные секции, финансируемые группировкой, и “крыша” государственных
органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе
стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах
массовой информации, что
расценивается как
безопасности на сферу общественного мнения.
Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные
(прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных,
комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая
принадлежность.
Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смысле
экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов
потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают
государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных
Центробанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые
занимаются одними и теми же операциями и т.п.
Корни разрастания теневой экономики развивались в 80-х годах, во времена
окончательной деградации административной системы. Новое поколение
политических руководителей России променяло “власть на собственность”.
Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу
в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ
хозяйствования становится более понятным.
За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что
преобразования идут плохо или вообще остановились, общество упускает
совершенно очевидную реальность - реальность формирования системы
высококриминализированных экономических отношений, характеризующихся рядом
признаков.
Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль
неформальных и внеправовых отношений.
Это образование в экономической сфере кланов - устойчивых властно-
хозяйственных структур, имеющих “крышу” в виде того или иного
государственного органа власти, распоряжающихся крупными суммами накопленного
разными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность.
Одно из следствий возникновения подобных кланов - блокирование конкуренции на
финансовых рынках, на рынках основных групп товаров и даже во внешней
торговле.
Другое печальное следствие формирования кланов, это создание узкой прослойки
людей, присваивающих колоссальные доходы, при обнищании огромной части
населения.
Третье следствие - деградация бюджетной системы (на которой эти структуры
паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как операции с
бюджетными ресурсами
и государственной
долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем
в обществе.
Четвертое следствие - перераспределение национального дохода в пользу элитной
группы. Мы видим, как оно растет, в то время как народнохозяйственные сферы,
обеспечивающие благосостояние большей части населения (здравоохранение,
образование и т.п.) приходят в упадок.
Пятое следствие - утечка российских капиталов за границу.
Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится, причем главный механизм ее
воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически диктуют
свои условия в принятии
общегосударственных экономико-
те предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на
свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея “крыши”
во властных структурах и правоохранительных органах, обречены на банкротство.
О том, что весь госаппарат
подчиняется интересам
свидетельствует правительственная политика бюджетного наращивания,
государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно
делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь
бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является,
с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с
законодательно установленными лимитами на обслуживание госаппарата и на
предоставление казенных ссуд. С другой стороны, это постоянная нехватка
финансовых средств на социально-культурные нужды, здравоохранение и оборону.
Подобного рода экономическая система не представляет ничего принципиально
нового в экономической истории. Ее аналоги существуют на Филипинах, в
Мексике, в Колумбии. И мировой опыт свидетельствует, что выйти из подобной
ловушки очень сложно.
Реальные решения связаны с очень серьезными усилиями, в том числе с
политическими. Действительно реалистичный рецепт - продвижение по пути
демократизации всех социально-экономических процессов, повышение
ответственности исполнительной власти перед парламентом, усиление судебной
системы и правоохранительных органов в целом, жесточайшая борьба с коррупцией
в госаппарате.
Криминализация бизнеса произошла не без помощи государства. Именно оно, не
оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать окольные
пути по привлечению кредитов для поддержания производства.
Нетрудно было также предвидеть, что при разделении экономики на государственный
и частный секторы возникнет теневой поток государственных средств, в
коммерческие структуры. Это прогнозировалось еще в 1991 году. В монографии
“Реформа без шока” были высказаны предложения, как упредить подобные явления.
Произошло то, что и предсказывалось. Директора предприятий через подставных лиц
создавали кооперативы, малые предприятия, на счета которых перекачивали часть
финансовых средств. Параллельно произошло сращивание интересов коммерческих
структур и органов власти и управления, вследствие чего значительная часть
бюджетных средств и сейчас используется не по назначению, бесконтрольно.
Например, в Омской области в 1994-1995 годы из 105,8 млрд. рублей фонда
медицинского страхования лишь 20% было израсходовано по назначению
[5].
Легализация теневой экономики становится необходимым фактором для обеспечения
жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой “теневой экономики”
сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными способами. Если
государство посредством изменения действующих норм и законов проведет амнистию
в отношении тех средств, которые были выведены из-под налогообложения,
российская экономика получит значительные инвестиции. Все понимают, что из
экономического кризиса без инвестиций не выйти. А кризис, в свою очередь,
наиболее остро проявляется в инвестиционной сфере: Объем капиталовложений
сокращается быстрее, чем производство, на протяжении всего хода
социально-экономических преобразований. В 1995 году, при спаде промышленности
на 4-5%, капиталовложения из всех источников финансирования уменьшились на 17%,
по сравнению с 1994 годом, и составили всего около трети от уровня инвестиций в
1991 году[6]. Государство стоит перед
выбором. либо пойти на экспроприацию теневого капитала и получить крохи,
поскольку укрыт он с большими предосторожностями, либо объявить этому капиталу
Информация о работе Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов