Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти
другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики,
которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Теневая экономика в современной России.
1.1. Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления. ____ - 4
1.2. Механизм функционирования теневой экономики. ________________ -9
1.3. Развитие теневой экономики в советском обществе и современной
России. ____________________________________________________ - 16
Глава 2. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению
экономической безопасности государства.
2.1. Экономическая безопасность государства и механизм
государственного регулирования экономики. ____________________ -22
2.2. Фунции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности
государства. _____________________________________ -40
2.3. Таможенные органы как органы государственного регулирования и
контроля в сфере внешнеэкономической деятельности. ____________ -46
2.4. Правоохранительная деятельность таможенных органов. _________-58
2.5. Внешнеэкономическая деятельность
Томской области и Западной Сибири. ___________________________ -72
Заключение. ______________________________________________________ -78
Список использованной литературы. _______________________________ -83

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 202.86 Кб (Скачать)

Представители среднего слоя, как правило, изначально являются законными

собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле

обстоятельств “уводят” доходы от налогообложения. Зачастую для них  иначе

нельзя: применение действующих  штрафов и пени ставит под угрозу существование

собственного дела. На роль судей-арбитров по выполнению сделок они  привлекают

представителей криминальных структур. Ведь сделки не зарегистрированы, а

значит, обращаться официально в арбитражный суд в случае невыполнения

договоренности невозможно.

Криминальный слой “пирамиды” объективно заинтересован в существующих

условиях, при которых  набирает силу теневая экономика. Ибо  ее представители

контролируют до 90% предприятий  и организаций. И это основное поле для

получения нелегальных доходов. В целях консервирования такой  ситуации в ход

пускается подкуп выборных и  назначенных должностных лиц. Не потому ли так

долго рассматриваются в  законодательных органах соответствующие  законы?

Теневиков-хозяйственников  сегодняшняя ситуация не должна устраивать: они

оказываются между молотом  и наковальней. С одной стороны - криминальные

структуры, с другой - правоохранительные органы. Да еще и ответственность

друг перед другом по выполнению условий сделки.

Объективно оказываются  сейчас в худших условиях наемные  работники-

профессионалы. В развитых странах зарплата по основному месту  деятельности

составляет 70-80% доходов работника, а в России - лишь около трети. Не может

устраивать наемных работников и усиление влияния криминальных элементов.

Плата за “крышу” автоматически  удорожает товары и услуги на 30%. А это

серьезный удар по бюджету  потребителя.

          1.2.      Механизм функционирования теневой экономики.         

Механизм функционирования теневой экономики можно разделить  на два больших

класса. Это основной и  вспомогательный механизмы.

Первый, основной, предполагает наличие “объекта эксплуатации” , при этом в

роли “дойной коровы”  выступает государство или крупное  предприятие.

Соответствующие схемы:

Первая: При предприятии  создаются товарищества с ограниченной

ответственностью (или акционерные  общества закрытого типа и т.п.), в  число

учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия.

Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при

посредничестве этих товариществ  так, что ресурсы предприятию  обходятся

дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в  результате

увеличивают свой доход.

Схема является симметричной, действующей в обе стороны - продажа  излишков

сырья и материалов на сторону  тоже осуществляется при посредничестве этих

организаций, имеющих и  здесь свой процент дохода.

Вторая: Некая коммерческая структура арендует у базового предприятия

производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции  завода.

В число работников, так  или иначе задействованных в  этой структуре, входят

сотрудники отделов сбыта  завода, направляющие наиболее выгодные заказы

“параллельному предприятию”.

Третья: Базовое предприятие  представляет собой НПО или НИИ, получающие

средства на проведение научно-исследовательских  работ из государственного

бюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета  предприятия на

депозитный счет коммерческого  банка. По истечении, обусловленного депозитным

договором и временем выполнения плана научно-исследовательских  работ, срока

деньги выплачиваются  реальным исполнителям (которые до этого работали без

оплаты), бюджетный и депозитный счета “расчищаются”, а депозитный процент

перечисляется в соответствующую  коммерческую структуру, где были

задействованы так называемые “научные работники”.

Отмеченные три схемы  механизмов охватывают операции по сокрытию полученных

доходов от налогообложения  государства. Здесь, собственно, теряются “концы”

указанных выше сделок: превращаясь  в наличность или валюту, доходы

вкладываются в недвижимость и личное имущество, перевозятся  за рубеж.

Данный круг сделок трудно фиксировать и изучать, а быстрое  становление новой

отечественной банковской системы  непосредственно связано с обслуживанием

подобных операций.

Регистрируемый сейчас уровень  деловой активности не позволяет  большинству

предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять

производственные мощности. Попытка включить затраты на содержание и

эксплуатацию их в цену продукции приводит к ее резкому  удорожанию, вследствие

чего чуть ли не официальной  практикой стали заказы на производство услуг

через “малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков

сегодняшний механизм “проедания”  основных доходов.

Общая структура любой  финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную

“теневую” деятельность, обычно включает:

·      предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и  производственные

операции;

·      банк;

·      “службу  безопасности”;

·      связи.

Что представляет собой каждый из этих элементов? Одна и та же хозяйственная

деятельность обычно ведется  российскими предпринимателями  через несколько

фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их

партнеров: неплатежи “сбрасываются” на одно из предприятий, которое и

специализируется на их “расшивке”. Кроме того, при помощи разветвленной

структуры основной группе собственников  легче контролировать поведение  своих

партнеров (реорганизации  и переделы собственности в группировках происходят

регулярно).

Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в  наличные и

наоборот, не говоря уже о  других операциях.

“Служба безопасности” имеет  разные формы: это и обычные охранники, и

спортивные секции, финансируемые  группировкой, и “крыша” государственных

органов управления. Кроме  того, большинство группировок так  или иначе

стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах

массовой информации, что  расценивается как распространение  заботы о своей

безопасности на сферу  общественного мнения.

Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные

(прямые или дальние)  родственники, бывшая совместная  работа в партийных,

комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая

принадлежность.

Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смысле

экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов

потребителя при минимальных  издержках производителя. Они больше напоминают

государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие  органов, аналогичных

Центробанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые

занимаются одними и теми же операциями и т.п.

Корни разрастания теневой  экономики развивались в 80-х годах, во времена

окончательной деградации административной системы. Новое поколение

политических руководителей  России променяло “власть на собственность”.

Достоверного анализа  на этот счет нет, однако, если принять  подобную гипотезу

в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику  образ

хозяйствования становится более понятным.

За спорами последних  лет о реформах и контрреформах, о том, что

преобразования идут плохо  или вообще остановились, общество упускает

совершенно очевидную  реальность - реальность формирования системы

высококриминализированных экономических отношений, характеризующихся  рядом

признаков.

Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль

неформальных и внеправовых  отношений.

Это образование в экономической  сфере кланов - устойчивых властно-

хозяйственных структур, имеющих  “крышу” в виде того или иного

государственного органа власти, распоряжающихся крупными суммами  накопленного

разными путями капитала и  ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность.

Одно из следствий возникновения  подобных кланов - блокирование конкуренции  на

финансовых рынках, на рынках основных групп товаров и даже во внешней

торговле.

Другое печальное следствие  формирования кланов, это создание узкой прослойки

людей, присваивающих колоссальные доходы, при обнищании огромной части

населения.

Третье следствие - деградация бюджетной системы (на которой эти  структуры

паразитируют, используя  такой главный источник сверхдоходов, как операции с

бюджетными ресурсами  и государственной собственностью), рост государственного

долга как вынужденное  в подобных условиях средство решения  финансовых проблем

в обществе.

Четвертое следствие - перераспределение  национального дохода в пользу элитной

группы. Мы видим, как оно  растет, в то время как народнохозяйственные сферы,

обеспечивающие благосостояние большей части населения (здравоохранение,

образование и т.п.) приходят в упадок.

Пятое следствие - утечка российских капиталов за границу.

Вся эта система сегодня  устойчиво воспроизводится, причем главный механизм ее

воспроизводства связан с  тем, что сформировавшиеся кланы  фактически диктуют

свои условия в принятии общегосударственных экономико-политических решений. А

те предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на

свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея “крыши”

во властных структурах и  правоохранительных органах, обречены на банкротство.

О том, что весь госаппарат подчиняется интересам избранных  кланов,

свидетельствует правительственная  политика бюджетного наращивания,

государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно

делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь

бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является,

с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с

законодательно установленными лимитами на обслуживание госаппарата  и на

предоставление казенных ссуд. С другой стороны, это постоянная нехватка

финансовых средств на социально-культурные нужды, здравоохранение  и оборону.

Подобного рода экономическая  система не представляет ничего принципиально

нового в экономической  истории. Ее аналоги существуют на Филипинах, в

Мексике, в Колумбии. И  мировой опыт свидетельствует, что  выйти из подобной

ловушки очень сложно.

Реальные решения связаны  с очень серьезными усилиями, в  том числе с

политическими. Действительно  реалистичный рецепт - продвижение  по пути

демократизации всех социально-экономических  процессов, повышение

ответственности исполнительной власти перед парламентом, усиление судебной

системы и правоохранительных органов в целом, жесточайшая  борьба с коррупцией

в госаппарате.

Криминализация бизнеса  произошла не без помощи государства. Именно оно, не

оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать окольные

пути по привлечению кредитов для поддержания производства.

Нетрудно было также предвидеть, что при разделении экономики  на государственный

и частный секторы возникнет  теневой поток государственных  средств, в

коммерческие структуры. Это прогнозировалось еще в 1991 году. В монографии

“Реформа без шока”  были высказаны предложения, как  упредить подобные явления.

Произошло то, что и предсказывалось. Директора предприятий через  подставных лиц

создавали кооперативы, малые  предприятия, на счета которых перекачивали часть

финансовых средств. Параллельно  произошло сращивание интересов  коммерческих

структур и органов  власти и управления, вследствие чего значительная часть

бюджетных средств и сейчас используется не по назначению, бесконтрольно.

Например, в Омской области  в 1994-1995 годы из 105,8 млрд. рублей фонда

медицинского страхования  лишь 20% было израсходовано по назначению

[5].

Легализация теневой экономики  становится необходимым фактором для  обеспечения

жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой “теневой экономики”

сейчас заинтересован  в легализации своих доходов  законными способами. Если

государство посредством  изменения действующих норм и  законов проведет амнистию

в отношении тех средств, которые были выведены из-под налогообложения,

российская экономика  получит значительные инвестиции. Все  понимают, что из

экономического кризиса  без инвестиций не выйти. А кризис, в свою очередь,

наиболее остро проявляется  в инвестиционной сфере: Объем капиталовложений

сокращается быстрее, чем  производство, на протяжении всего  хода

социально-экономических  преобразований. В 1995 году, при спаде  промышленности

на 4-5%, капиталовложения из всех источников финансирования уменьшились  на 17%,

по сравнению с 1994 годом, и составили всего около трети  от уровня инвестиций в

1991 году[6]. Государство стоит перед

выбором. либо пойти на экспроприацию  теневого капитала и получить крохи,

поскольку укрыт он с большими предосторожностями, либо объявить этому  капиталу

Информация о работе Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов