Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:00, курсовая работа
Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава I. Органы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§1. Понятие таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Правовой статус органов таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . 8
Глава II Формы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . 12
§1. Проверка документов и сведений, необходимых для
таможенных целей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§2. Таможенный досмотр и его разновидности: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1 Таможенный досмотр товаров и транспортных средств . . . . 15
2.2 Личный досмотр как исключительная форма
таможенного досмотра. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.3. Повторный таможенный досмотр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
§3. Учёт товаров и транспортных средств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
§4. Устный опрос должностных и физических лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
§5. Проверка системы учёта и отчётности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§6. Осмотр территорий и помещений, складов временного
хранения, таможенных складов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
§7. Иные формы таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Глава III Документы и сведения, необходимые для таможенного
контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
§1. Документы, применяемые в качестве таможенных
деклараций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
§2. Сведения, указываемые в таможенных декларациях. . . . . . . . . . . .. 33
§3. Сертификат и иные разрешительные документы
государственных органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Глава IV Ответственность за нарушения правил таможенного
контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
§1. Уголовная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
§2. Административная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
§3. Гражданско-правовая ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
§4. Дисциплинарная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 64
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Приложение №2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Приложение №3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Приложение №4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Приложение №5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Приложение №6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Приложение №7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Приложение №8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Приложение №9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Приложение №10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 79
Контрабанда, совершённая указанными способами, образует простой состав и наказывается лишением свободы сроком до пяти лет.
Более опасным видом контрабанды является ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с неё товаров, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Это наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества, вооружения, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое, другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Если эти деяния совершены тайно или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжённые с недостоверным декларированием или недекларированием, части 2 статьи 188 УК.
Указанные вещества и средства, составляющие предмет контрабанды, изъяты из гражданского оборота и представляют повышенную опасность.
Перечень наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ содержится в списках, издаваемых постоянным комитетом по контролю за оборотом наркотиков при Минздравпроме РФ, в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1971 года. Конвенцией о психотропных веществах 1971 года и Конвенцией ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Перемещение через таможенную границу наркотиков и ядовитых веществ определено постановлением Правительства РФ “О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ” от 16.03.96 г. №2781 и “Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих наркотических веществ, на которые распространяется порядок ввоза на территорию РФ и вывоза из РФ” от 03.08.96 г. №9302 .
Федеральный закон “Об оружии” от 13.11.96 г.1 , Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.07.96 г. раскрывает понятие огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. В соответствии с содержанием в этом постановлении разъяснениями под огнестрельным оружием понимаются все виды боевого, служебного, гражданского оружия, в том числе, самодельного изготовления, конструктивно предназначенного для поражения цели на расстоянии снарядом, получающем направление за счёт энергии заряда. К ним относятся артиллерийские снаряды и мины, гранаты, снаряды, боевые ракеты, а также все виды патронов заводского и самодельного изготовления.
Под взрывчатыми веществами понимается химическое соединение и механические смеси веществ, способные к взрыву. К ним относятся тротил, аммонит, пластиты, дымный и бездымный порох, твёрдое ракетное топливо и т.д.2
Не могут быть отнесены к предметам контрабанды (при отсутствии признака крупного размера) газовые, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, патроны (например, сигнальные холостые), не предназначенные для поражения цели. Они не относятся к огнестрельному оружию, боеприпасам и взрывчатым веществам.
Международными нормами
к оружию массового уничтожения
(поражения) относится такое, которые
действует путём взрыва или при
помощи радиоактивных материалов.
Смертоносное химическое и бактериологическое
оружие и любое иное оружие,
которое будет разработано в
будущем, обладающее свойствами атомной
бомбы или другого упомянутого
выше оружия. К оружию массового
поражения относятся химическое,
биологическое и ядерное
Предметом контрабанды могут быть культурные ценности, в отношении которых действуют специальные правила. Порядок их перемещения через таможенную границу определён Федеральным Законом РФ от 15.04.93 года “О ввозе и вывозе культурных ценностей”1 . Под действие этого закона попадают исторические ценности, предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок художественные ценности. В том числе картины, скульптуры, художественные композиции, гравюры, произведения декоративно-прикладного искусства, изделия традиционных народных художественных промыслов, редкие рукописи, архивы, включая фото-, кино-, видеоархивы.
Рассмотрим вопрос, является ли контрабандой провоз или попытка про- воза через таможенную границу иностранной валюты, если она не декларирована или в декларации указана сумма меньшая, чем вывозимая.
Из диспозиции статьи 188 части 1 УК РФ следует, что вывоз иностранной валюты данным способом не является преступлением при условии, что провоз валюты осуществляется не в крупном размере .
Контрабанда относится к так называемым формальным преступлениям, закон считает такие преступления оконченными после совершения опасного деяния (бездействия), независимо от наступления последствий. Состав контрабанды налицо после совершения перемещения товаров через таможенную границу. В остальных случаях имеет место покушение на контрабанду. Статья 18 Таможенного Кодекса связывает момент окончания преступления с тем, ввозятся товары на таможенную территорию или вывозятся с неё. При ввозе товаров на таможенную территорию с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ, происходит фактическое пересечение таможенной границы, и, следовательно, контрабанда с этого момента считается оконченной. При вывозе с таможенной территории РФ и при ввозе товаров с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады перемещение через таможенную границу совпадает с подачей таможенной декларации или совершением иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения, соответственно вывезти, либо ввезти товары. Например, если лицо, намереваясь вывезти за рубеж валюту в крупном размере, при заполнении таможенной декларации не указал её или указано неверно и это было выявлено при таможенном досмотре, налицо окончательный состав контрабанды.
Предметом контрабанды часто являются наркотики. Необходимо более внимательно рассмотреть этот вопрос. Статья 288 часть 5 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушения правил перевозки, пересылки, ввозе, вывозе наркотических средств или психотропных веществ. Часто перечисленные действия образуют самостоятельный состав преступления. Чтобы избежать различных подходов к квалификации таких действий, если они связаны с пересечением таможенной границы. Пленум Верховного Суда РФ, в одном из постановлений указал, что незаконное перемещение наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ через таможенную территорию Российской Федерации, подлежит дополнительной квалификации по статье, предусматривающей ответственность за контрабанду.
При контрабандной перевозке
наркотиков, сильнодействующих
и ядовитых веществ, точно также
как и других веществ и предметов,
изъятых из гражданского оборота,
их стоимость не имеет значения при
квалификации преступления, но весьма
важно при определении общественной
опасности конкретного преступления
и для индивидуализации наказания.
Определяя их стоимость, суд
исходит не только из количества, но
и свойств наркотических
Перевозка или пересылка контрабандным способом природных драгоценных камней и жемчуга, боеприпасов и взрывчатых веществ и устройств квалифицируется по совокупности преступлений, если в действиях лица имеется состав преступления, предусмотрено статьями 191, 220, 222, 234 УК РФ.
Имеются примеры, когда отъезжающих за границу просят передать посылку для родственников или друзей, проживающих в странах, куда отправляются отбывающие из России. О том, что находится в посылке, сообщается устно, но фактически, до момента таможенного контроля, её содержание остаётся неизвестным. Не исключено, что в посылке находятся предметы, изъятые из гражданского оборота, или требующего специального разрешения на ввоз или подлежащие обязательному декларированию. В таких случаях возбуждается уголовное дело, проводится расследование, задачей которого установить, был ли умысел на незаконный провоз таких предметов без должного оформления. Если умысел не установлен, нет основания для привлечения к уголовной ответственности.
Повышенную опасность представляет контрабанда, совершённая неоднократно, либо должностными лицами, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Если совершение “простой” контрабанды наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, контрабанда предметов и вещей, изъятых из гражданского оборота предусматривает лишение свободы на срок от трёх до семи лет с конфискацией имущества или без неё, то в случае контрабанды, совершённой неоднократно или должностным лицом, санкция существенно повышена. Виновный может быть осуждён к лишению свободы на срок от пяти до десяти лет. Возможно применение конфискации имущества.
Наиболее опасной является контрабанда, совершаемая организованной группой.
Преступление признаётся совершённым организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, часть 45, статья 35 УК РФ. Лица, объединившиеся в организованную группу, совершают наиболее дерзкие преступления, контрабанду наркотиков, антиквариата. Организованный характер приобретает контрабанда культурных ценностей с привлечением криминальных структур международного масштаба.
Следующим преступлением, которое
можно отнести к сфере
Преступление признаётся
оконченным с момента фактического
перемещения через границу
§2. Административная ответственность.
Административная ответственность выражается в применении органами исполнительной власти, в нашем случае таможенными органами, мер административного воздействия к виновным лицам1 .
Таможенные правонарушения относятся к административным правонарушениям. До принятия Таможенного Кодекса РФ рассматривались по правилам, установленным Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП) . Этим же Кодексом определялись составы нарушений таможенных правил. Таможенный Кодекс РФ значительно расширил перечень составов нарушений таможенных правил, определил процедуру их рассмотрения и заложил основы таможенно-правовой ответственности, которые включают положение различных отраслей права, но в тоже время существенно от них отличаются.
Статья 230 ТК РФ раскрывает понятие нарушений таможенных правил. Таковыми признаются действия или бездействия лица, посягающие на установленный законодательством порядок перемещения, таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, на порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которые Кодексом предусмотрена ответственность.
Таким образом из понятия следуют четыре основные группы нарушений таможенных правил:
Нарушения таможенных правил включает сорок составов правонарушений. Рассмотрение их и наложение взысканий осуществляют таможенные органы.
Рассмотрим нарушения таможенных правил, связанные с таможенным контролем. К ним относятся
Кратко охарактеризуем указанные составы. Ответственность за нарушение режима таможенного контроля введена одновременно с понятием зоны таможенного контроля. С созданием таких зон только с разрешения таможенных органов и под их контролем возможно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение через границу зон таможенного контроля и в их пределах товаров и транспортных средств, а также лиц, не являющихся сотрудниками таможенного органа (ст. 249 ТК РФ).
Неправомерными признаются перечисленные в ст. 254 ТК РФ три вида деятельности по распоряжению товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, это: выдача, утрата или недоставление.
Указанные виды деятельности признаются неправомерными в том случае, если они предприняты в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также в отношении таможенных и иных документов на такие товары и транспортные средства.