Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:29, курсовая работа
Цель данной курсовой – ознакомиться с природой и сложностями коммуникаций, особый акцент, делая на коммуникации таможенных органов, в динамике их развития, а также на то, что необходимо предпринять для более эффективного взаимодействия как на уровне структурных подразделений Федеральной таможенной службы (ФТС), так и с представителями бизнессообщества, участниками ВЭД, представителями широкой общественности и СМИ.
Основными задачами данной курсовой работы является, прежде всего осмысление и понятие процесса коммуникации , проблем возникающих на этапах коммуникации, а также подробное рассмотрение системы внутренних и внешних таможенных коммуникаций в их современном состоянии и перспектив их развития.
Актуальность этой работы заключается в том, что на современном этапе развития таможенных органов, требуется срочная разработка и внедрение потенциально новых коммуникационных моделей, ведь от этого в дальнейшем, во многом, будет зависеть вся эффективность деятельности таможенных органов, их репутация в глазах участников ВЭД да и простых людей, которая на сегодняшний день, судя по последним опросам общественного мнения, является, к сожалению, ничтожно низкой.
Введение. 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОММУНИКАЦИЯХ. 5
1.1. Понятие коммуникации: виды, принципы, задачи. 5
1.2. Коммуникативный процесс и препятствия в коммуникациях. 8
1.3. Таможенные коммуникации 12
2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ТАМОЖЕННЫХ КОММУНИКАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 15
2.1. Состояние внутренних и внешних таможенных коммуникаций. 15
2.2. Перспективы развития внутренних и внешних таможенных коммуникаций. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 32
Как
раз для целей учета
Анализ результатов
опроса представителей
широкой общественности.
Ответы простых граждан на задаваемые им вопросы о таможенной службе показали, например, что свыше 40% респондентов ошибочно считают, что таможня выполняет функции других ведомств. Только 36,4% опрошенных осведомлены о том, что таможня противодействует ввозу в страну низкокачественного продовольствия, лекарств и другой продукции и, тем самым стоит на страже здоровья нации. Всего лишь 43,6% респондентов осведомлены о том, что возвращение валютной выручки и противодействие утечке капитала из страны – также важнейший компонент деятельности таможенников. Примерно 50% опрошенных считают, что сбор пошлин и акцизов является принципиальной задачей таможни. Все последующие ответы респондентов, также ярко характеризуют общее представление граждан о деятельности таможенных органов. Подобная неосведомленность широкой общественности о роли таможни в экономической жизни государства, безусловно, отрицательно сказывается на оценке имиджа таможенной службы в современном российском обществе. Отсюда напрашивается вывод о том, что внешние коммуникации таможенных органов, а именно отделы по связям с общественностью, слабо функционируют.
Интерес
вызывает тот факт, что практически
все респонденты проявили значительный
интерес к возможности
Анализ
результатов опроса
представителей бизнессообщества.
В
рамках проводимого ФТС РФ опроса
мнения об организации работы таможенных
органов, наряду с представителями широкой
общественности, были опрошены и участники
ВЭД. В ходе ответов на те же вопросы, которые
были предложены и рядовым гражданам,
представители бизнесообщества проявили
лучшую осведомленность о деятельности
таможенных органов. Практически на все
вопросы они ответили правильно, что не
удивительно, ведь они в силу своей деятельности,
вынуждены чаще контактировать с представителями
таможен и следить за информацией в таможенной
сфере, нежели рядовые граждане. Однако
вопрос об оценке репутации таможенных
органов со стороны участников ВЭД, вызвал
у них разделение во мнениях. Таким образом,
15,8% представителей бизнесообщества
не считают таможню организацией с
добропорядочной репутацией, 30,5% считают,
что репутация таможни находится на критически
низком уровне, 52,1% респондентов оценили
репутацию таможни как «в целом положительную»,
2,1% участников ВЭД дали очень высокую
оценку репутации таможни. Из этого всего
следует, что основная часть участников
ВЭД относится к таможне не как к партнеру,
а с предостережением и недоверием. Безусловно,
полученные результаты отражают тот факт,
что в глазах общественности и бизнессообщества,
российская таможня имеет репутацию одного
из наиболее коррумпированных ведомств
государства. Необходим комплексный
подход к решению данной проблемы, в том
числе при разработке коммуникативной
стратегии с тщательно спланированной
системой информационного воздействия
на общество с целью изменения сложившихся
стереотипов восприятия таможни.
Анализ
результатов опроса
сотрудников таможенных
органов.
Опрос сотрудников таможенных органов проводился с целью выявления проблем коммуникаций таможенных органов. Для этого им были заданы вопросы о современной репутации таможни, важности фактора репутации организации в обществе и т.д. При ответе на вопрос о важности репутации организации как потенциального места работы, большинство таможенников, а именно 52%, оценивают этот фактор как очень существенный, 35% таможенников, как важный. На вопрос о том, каков, по мнению таможенников, статус таможенного ведомства в российском обществе, мнение таможенников разных возрастных категорий разделилось. Более 35% молодых сотрудников таможни считают, что таможенная служба испытывает серьезные проблемы, поскольку общество отказывает ей в доверии и уважении. Представители среднего возраста (30-40 лет) высказывает мнение, что репутация хотя и низкая, но в целом положительная. Таможенники старше 40 лет в целом согласны с тем, что репутация положительна, но таможня не пользуется уважением и доверием в обществе. Если же брать усредненные данные, то примерно 40% таможенников считают репутацию своего ведомства в обществе чрезвычайно проблемной. И их мнения совпадают с мнениями простых членов гражданского общества. Такое совпадение вполне объяснимо, поскольку таможня, хоть и является в определенной мере закрытым государственным институтом, тем не менее неотъемлемая часть нашего социума, а сами таможенники, являясь частью общества, разделяют его мнение, в том числе и о своей службе. Это еще раз доказывает высокую социальную зрелость таможенников, их небезразличное отношение к выполняемой работе.
Говоря
о проблемах внутренних коммуникаций,
нельзя не выделить следующее. В условиях
затянувшегося реформирования таможенной
службы, отсутствует внимание руководства
ФТС России к проведению планомерной систематической
работы по созданию и поддержанию действительно
устойчивой положительной репутации таможни.
Иллюзии о высокой репутации таможенной
службы, свойственные тем, кто проработал
в этом ведомстве менее двух лет, стремительно
тают, а отрицательный опыт быстро накапливается,
что не укрепляет мотивацию сотрудников
продолжать работу в таможне. Эта отчетливо
прослеживающаяся тенденция, наряду с
неоправданно низкой зарплатой, мизерным
социальным пакетом, а также постоянное
реформирование и проверки таможенных
органов не прибавляют таможенникам уверенности
в завтрашнем дне и способствует оттоку
опытных и высококвалифицированных кадров.
Идет явное омоложение кадров в таможенных
органах, что, к сожалению, ведет к снижению
планки качества. Однако и молодежь, пришедшая
в таможенные органы, долго не задерживается
на своем месте, ведь отмена отсрочки от
службы в армии и непривлекательные условия
для работы, влекут за собой отток наиболее
хорошо подготовленной и перспективной
части молодых людей, так как они востребованы
в коммерческих структурах, где условия
для работы намного лучше и заработная
плата намного выше. Из всего выше сказанного
вытекает следующий вывод: работу в таможенных
органах, по мнению самих же таможенников,
сегодня нельзя назвать престижной.
Центральный аппарат ФТС России, ставя цель соответствовать требованиям, предъявляемым к лучшим таможенным администрациям мира, должен принять во внимание сложившееся в обществе, в настоящее время, отношение к таможенной организации и должен способствовать изменению этой тенденции. При этом информационные потоки, исходящие из таможенного ведомства, должны учитывать специфику каждой из целевых аудиторий, быть адаптированы к ее особенностям и потребностям. Хорошо ориентируясь в правовом поле таможенного законодательства, и зная свои права и обязанности, потребители будут предъявлять к таможенной услуге требования, соответствующие мировой практике, и тем самым будут способствовать повышению качества таможенной деятельности. Таким образом, оптимизация процесса коммуникативного взаимодействия таможни с ее внешней средой будет способствовать качественному изменению не только целевых аудиторий, но и совершенствованию таможни как государственного института.[1]
Серьезным фактором, препятствующим освоению таможенной службой РФ мировых стандартов обслуживания потребителей, является система оценки деятельности руководителей таможенных органов, в основе которых находится, практически, один показатель – выполнение плана по сбору таможенных платежей. Очевидно, что результат деятельности таможенных органов не должен ограничиваться только суммой собранных и перечисленных в бюджет средств. Есть не менее важные задачи – защита населения и экологии от импорта вредных, опасных и некачественных товаров и услуг, борьба с нарушениями в области интеллектуальной собственности, содействие таможенными методами и средствами развитию экспортного потенциала страны и обеспечению экономической безопасности. Однако как во внутренней, так и во внешней среде таможни этим задачам несправедливо уделяется слишком малое внимание, что является существенной недоработкой. Освещение этих аспектов деятельности ТО и СМИ, благоприятно отразится на имидже таможенников. Еще одной из перспектив развития таможенных коммуникаций, является изменение менталитета таможенной администрации и персонала, приобщение к прогрессивной демократической практике менеджмента. Эти процессы являются достаточно длительными, но они неизбежны. Одной из главных проблем на этом пути является то, что в существующей организационной структуре управления таможенной службой однозначно не определено управленческое звено, способное взять на себя и качественно выполнять должностные обязанности профессиональных коммуникаторов, несущих ответственность за внутренние и внешние коммуникации ведомства.
В
практику таможенной службы совсем недавно
начали активно внедряться командные
технологии управления, когда происходит
делегирование прав и ответственности
с верхних уровней управления
на нижние. Командный подход обеспечивает
достижение сфокусированности на главные
задачи, высокой степени адаптивности
к быстро изменяющимся внешним и
внутренним условиям, т.е. все то, чего
так не хватает функционирующим
в настоящее время в рамках
таможенного ведомства
В недавнем прошлом таможенная служба функционировала по образу и подобию армейской. В результате, после преобразования в государственную службу, таможня сохранила в своей структуре некоторые пережитки прошлого, например в системе управления ТО существует институт заместителей начальников таможен по воспитательной работе. В связи с переходом на государственную службу будет вполне логичным отказаться от модели воспитательной работы по военному образцу. Ведь, как правило, заместителями начальников таможен по воспитательной работе являются отставные военные политработники и бывшие педагоги из школ. Тот факт, что репутация таможни в обществе и качество предоставляемых таможней государственных услуг находится на критически низком уровне, красноречиво говорит о том, что институт «замов» по воспитательной работе не справляется с возложенными на него функциями. Новое качество деятельности могут дать только сотрудники с иным типом мышления – активные, творческие, способные выходить за пределы поставленных задач.
Поэтому
для преодоления
Итак, наиболее подходящим способом выхода из сложившейся в таможенной сфере ситуации, видится создание службы по связям с общественностью, каждый уровень управленческой иерархии которой будет иметь свою специфику.
Первый
уровень – совет по связям с
общественностью на таможнях. На данном
уровне наиболее оптимальна организация
службы взаимодействия с общественностью
по типу «эффективных рабочих команд»
в рамках прежней численности
сотрудников таможни. Эти команды
будут непосредственно
1) построить систему внутренних коммуникаций таможни, а именно -
- ориентировать
персонал таможни на оказание
качественных услуг участникам
ВЭД и трансграничного
- повышать
уровень координации
- обеспечивать
постоянную обратную связь
- оценивать
в первую очередь