Таможенно-тарифное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Изучение правовой и экономической природы, функций и видов таможенной пошлины. Характеристика нормативно-правовых основ осуществления тарифного регулирования в РФ. Анализ таможенного сотрудничества стран СНГ в области таможенно-тарифного регулирования.

Содержание

Введение
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ
1.1 Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2 Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ
1.3 Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды
1.4 Тарифные методы в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран
2.1 Таможенно-тарифная политика зарубежных стран
2.2 Таможенное сотрудничество стран СНГ в области таможенно-тарифного регулирования
2.3 Система механизмов таможенно-тарифного регулирования ВЭД
Глава 3 Особенности развития системы тарифных преференций в РФ
3.1 Национальная система преференций РФ
3.2 Предоставление тарифных преференций в отношении товаров ввозимых из числа наименее развитых стран в рамках РНБ
3.3 Предоставление тарифных преференций в отношение товаров ввозимых из числа развивающихся стран в рамках НСП
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.05 Кб (Скачать)

 

Первая колонка тарифа включает две подколонки. Первая из них содержит так называемые «общие»  ставки, применяемые к странам, которым  предоставлен РНБ. Для предоставления этого режима по американским законам  не требуется заключения каких-либо особых соглашений, им автоматически  пользуются все, не поименованные специально в законе государства. Право России на РНБ в соответствии с поправкой  Джексона-Вэника к Закону о торговле 1974 г. должно ежегодно подтверждаться, однако президент США внес предложение  об отмене данной поправки.

 

На определенные виды товаров (сахар, некоторые сорта молока, сливок, тунец, зеленые оливки и т.д.) установлены  тарифные квоты. При ввозе товаров  в пределах этих квот ставки пошлин понижаются на 70-75%.

 

Ввоз молока, масла, некоторых  видов овощей и фруктов, произрастающих в США, облагается сезонными пошлинами. Допускается также временное  понижение и временное увеличение ставок пошлин на некоторые товары, в том числе ввозимые из отдельных  стран (как, например, увеличение пошлин на говядину, консервированные томаты, фруктовые соки - из Европейского Союза (ЕС), на кожаные изделия и машины для обработки информации из Японии).

 

Вторая подколонка первой колонки тарифа содержит преференциальные ставки пошлин, применяемые в соответствии с американской схемой Общей системы  преференций (ОСП). США применяют  ОСП с 1976 г. С 1993 года она охватывает около 4100 товарных позиций по восьмизначной  квалификации ГС, ввозимые из 131 развивающейся  страны и территории (включая 32 наименее развитых государства).

 

Страна, пользующаяся преференциями, может быть исключена из схемы  ОСП, если она достигла определенного (установленного американским законодательством) уровня ВНП на душу населения, а также, если наблюдается значительный прогресс в ее экономическом развитии и  торговле. Отдельный продукт выводится  из сферы действия преференций, если его поставки из данной страны превышают 50% (иногда - 25%) всего американского  импорта этого товара, или если стоимость импорта превысила  предварительно установленную величину (в 1992 г.- 101 млн. долл.).

 

Перечень товаров и  стран, подпадающих под режим  ОСП, пересматривается ежегодно.

 

Начиная с 90-х годов США  распространили действие режима ОСП  на Россию. Тарифные льготы предоставляются  при ввозе в Соединенные Штаты  российских товаров, относящихся к 4284 товарным позициям по восьмизначной  классификации. Сюда входят в основном изделия обрабатывающей промышленности, некоторые продукты сельского хозяйства  и рыбной промышленности. Преференции  не распространяются на текстильные  изделия и предметы одежды, подпадающие под действие Международного соглашения по текстилю, а также часы, полуфабрикаты и готовые изделия из стекла.

 

Поскольку в рамках СНГ  создана сегодня зона свободной  торговли, товары, 35% стоимости которых  создано в России и странах  СНГ, могут пользоваться в США  преференциальным режимом.

 

Чтобы товар, стоимость которого превышает 1500 долларов, мог пользоваться преференциями при ввозе в  США, при его таможенном оформлении должен предъявляться в предусмотренный  международными соглашениями об ОСП  сертификат происхождения формы  «А». Выдачу таких сертификатов в  России осуществляют Министерство экономического развития и торговли и его уполномоченные в регионах.

 

Таможенный тариф ЕС. Единый таможенный тариф ЕС ежегодно издается Комиссией Европейского Союза в  двух вариантах официальное издание  и интегрированное (расширенное) издание, содержащее более полную информацию.

 

В основе тарифа с 1 января 1988 г. лежит восьмизначная номенклатура (хххххх - 6 -значный код товара; хх - дополнительная детализация), сформулированная на основе ГС. В интегрированном  тарифе номенклатура расширена до 13 знаков. Девятая цифра, обозначенная в едином тарифе звездочкой, зарезервирована  для статистических целей отдельных  стран-членов ЕС. Цифры 10-13 детализируют тарифные позиции, обеспечивая возможность  регулирования импорта отдельных  категорий товаров, не заполняющих  целиком всю тарифную позицию.

 

Официальное издание тарифа имеет двухколонную структуру. Первая колонка содержит автономные (законодательно установленные) ставки пошлин. Эти ставки являются максимальными и применяются  редко. Пошлины на большинство товаров  составляют от 4 до 25%, хотя обложение  автотранспортных средств достигает 29%, сахара -80%, табачных изделий - 180%. Масличные  семена, корм для скота, некоторые  животные продукты, минеральные продукты (кроме топлива), дерево, резина импортируются  беспошлинно.

 

Во второй колонке указаны  конвенциональные ставки. Эти ставки применяются к товарам стран, пользующихся РНБ и являющихся членами  ВТО, а также стран, с которыми ЕС заключил соглашение о предоставлении данного режима. Практически ставки РНБ применяются к товарам  любого происхождения. Эти Ставки для  продуктов питания и сельскохозяйственной продукции на 10-13% ниже автономных ставок, а среднеарифметический их уровень  составляет 12,4%. Для остальных товаров  ставки РНБ составляют от 25 до 70% от автономных, а их средний уровень - 6,4% .

 

В интегрированном тарифе приводятся сведения не только о таможенных пошлинах, но и о других регуляторах  внешней торговли. В седьмой колонке  этого тарифа собраны фактически применяемые ставки пошлин: там, где  установлены ставки РНБ, применяются  данные ставки, если же на данный товар  конвенциональной ставки нет, пошлина  взимается по автономной ставке. Ставки РНБ отсутствуют на такие «чувствительные» товары, как мясо, птица, молочные продукты, зерновые, сахар, вино и крахмал. Кроме  того, в данной колонке отмечены те товары, которые облагаются импортными сборами вместе с таможенными  пошлинами или вместо них. Наконец, данная колонка содержит ставки пошлин, применяемых к товарам, которые  ввозятся в пределах тарифных квот. Пониженные пошлины в рамках таких  квот применяются к крупно рогатому скоту, говядине, некоторым видам  рыбы, плодам цитрусовых, некоторым  фруктам, фруктовой мякоти и сокам, кофе, бобам какао, срезанным цветам и цветочным бутонам, газетной бумаге в рулонах, текстилю, некоторым ремесленным  изделиям их железа и стали, а также  цветным металлам. Там же указаны  временно пониженные пошлины на ряд  товаров из некоторых стран.

 

2.2 Таможенное сотрудничество  стран СНГ в области таможенно-тарифного  регулирования

 

Экономическая интеграция со странами СНГ является официально провозглашенным  приоритетным направлением внешнеэкономической  политики Российской Федерации. Потенциально она является одним из наиболее важных факторов совместного выхода из критических  трудностей за счет более полного  использования ранее существовавшей производственной взаимодополняемости, единой транспортной и энергетической системы, общих технологий, стандартов, традиций добрососедства, культуры, свободного языкового общения, системы образования  и подготовки кадров.

 

Формально возникновение  Содружества Независимых Государств на основе Минского соглашения от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. послужило началом  организации его политических и  экономических органов. Высшими  органами Содружества стали: Совет  глав государств и Совет глав правительств. 14 мая 1993 г. был учрежден Координационно-консультативный  комитет, а 24 сентября 1993 г. - Исполнительный секретариат СНГ; в этот же день был  создан Совет Министров иностранных  дел. Наконец, что важно для 13 марта 1992 г. был сформирован Таможенный совет, а 27 марта 1992 г. - Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ.

 

В июне 1993 г. в Москве состоялось совещание руководителей таможенных служб государств СНГ, в котором  приняли участие представители  Армении, Беларуси, Молдовы, России, Таджикистана и Украины. Руководствуясь решением глав государств - участников СНГ от 14 мая 1993 г. «О мерах по созданию Экономического союза государств -участников Содружества  Независимых Государств» и положениями  Декларации глав государств - участников СНГ от 14 мая 1993 г., где ближайшей  задачей на пути к Экономическому союзу было поставлено развитие таможенного  сотрудничества, участники совещания  достигли договоренности о необходимости  создания Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ. В последующем к ним присоединились таможенные службы Казахстана, Киргизии и Узбекистана.

 

Принципиально важным направлением деятельности Совета руководителей  таможенных служб в последние  годы стала организация взаимодействия со структурами отраслевого сотрудничества СНГ. Документы, принятые по инициативе Совета руководителей таможенных служб, были положены в основу правовой системы  Таможенного Союза, ставшего одной  из наиболее активно развивающихся  структур в СНГ.

 

Всего со времени создания Таможенного комитета двух государств по вопросам таможенного сотрудничества в процессе осуществления совместной правоохранительной деятельности принято 12 правовых актов. С 1 января 2005 г. Россия и Белоруссия планировали создать  общее валютное пространство: российский рубль должен был стать единым платежным средством на территории обоих государств.

 

Активно участвует в межгосударственном сотрудничестве не только Белоруссия, но и Казахстан - одно из немногих государств СНГ, которое на протяжении десяти лет  с момента подписания Соглашения о принципах таможенной политики проявляет неподдельную заинтересованность в создании единого таможенного  пространства. В результате взаимодействия России, Белоруссии и Казахстана были подписаны Меморандум об участии  в тройственном Таможенном союзе  других заинтересованных государств, Соглашение о Таможенном союзе.

 

Результатом многосторонних переговоров правительств государств СНГ стало подписание Договора между  Республикой Беларусь, Республикой  Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан  об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС). Это новая  международная организация, созданная  согласно ст. Договора, «... для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного  союза и Единого экономического пространства». Структуру ЕврАзЭС  составляют: Межгосударственный Совет - высший орган, состоящий из глав государств - участников Соглашения, рассматривающий  принципиально важные вопросы организации; Интеграционный комитет - постоянно  действующий орган, решающий конкретные вопросы, возникающие в процессе деятельности организации; Межпарламентская ассамблея - орган парламентского сотрудничества, который непосредственно реализует  функцию по унификации таможенного  законодательства участников организации, разрабатывает законодательные  акты и их типовые проекты по таможенной проблематике; Суд Сообщества, обеспечивающий единообразное применение на территории государств - участников организации  договоров и соглашений, решает споры  между Договаривающимися сторонами  по вопросам применения таких договоров; дает по ним разъяснения и представляет заключения. Вопросы организации  работы и финансирования ЕврАзЭС  также решены в рамках Договора.

 

В результате деятельности указанной  международной организации было рассмотрено более 15 проектов новых  нормативных актов, принято Решение  Совета руководителей таможенных служб  при Интеграционном комитете ЕврАзЭС  «О принятии типовой технологической  схемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами в упрощенном льготном порядке через внутренние границы государств - членов ЕврАзЭС в пунктах пропуска, расположенных в аэропортах».

 

Особое значение для совместного  проведения правоохранительных мероприятий  с таможенными службами стран  ближнего зарубежья имеет нормативно-правовое регулирование такого сотрудничества. С момента подписания Соглашения о принципах таможенной политики Россия заключила с каждым государством СНГ и бывшими республиками СССР соглашения, касающиеся взаимной административной помощи по таможенным вопросам и предотвращению таможенных нарушений.

 

Таким образом, страны - участники  СНГ достаточно плодотворно продвигаются в направлении создания Таможенного  союза, несмотря на непростую геополитическую  ситуацию.

 

В области таможенно-тарифного  регулирования принятое соглашение об Общем таможенном тарифе от 17 февраля 2000 года является основой единой тарифной политики, содержит механизм согласования и принятия единых ставок ввозных  таможенных пошлин. Этот документ упорядочивает  и конкретизирует основные элементы и методы формирования единой тарифной политики, предусматривает сроки  формирования и введения Общего таможенного  тарифа.

 

Создан Базовый перечень единых ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенные территории государств - Сторон из третьих стран, и систематизированный  в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности Содружества Независимых  Государств (ТН ВЭД СНГ). Он охватывает около 60% единых ставок по ТН ВЭД СНГ  и распространяется на три государства-партнера: Беларусь, Казахстан и Россию. Указанные  ставки регулярно «увязываются»  сроком на шесть месяцев. Определено, что Кыргызстан и Таджикистан  будут присоединяться к формированию Общего таможенного тарифа поэтапно.

 

2.3 Система механизмов  таможенно-тарифного регулирования  ВЭД

 

В процессе строительства  системы внешнеторгового регулирования  уже накоплен богатый опыт, и этот опыт заслуживает тщательного анализа. Рассматривая механизмы таможенно-тарифного  регулирования ВЭД, необходимо учитывать, что механизм регулирования должен вписаться в международную торговую систему. Страна, которая не считается  с действующими в мировом хозяйстве  нормами и правилами, обречена на постоянные торговые конфликты и  будет оставаться на периферии международного разделения труда. Только участие во Всемирной торговой организации  откроет российским товарам доступ на ряд рынков, которые для них  до сих пор фактически закрыты, позволит прекратить дискриминацию российского  экспорта, даст возможность рассматривать спорные вопросы в международных инстанциях. Необходимо научиться отстаивать национальные интересы теми методами, которые сегодня признает ВТО. Постепенное приближение таможенного регулирования к этим требованиям нужно организовать таким образом, чтобы не нанести существенного ущерба национальным интересам.

 

Специфические и комбинированные  ставки ввозных таможенных пошлин применяются  в отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных  напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование