Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:59, курсовая работа
Изучение правовой и экономической природы, функций и видов таможенной пошлины. Характеристика нормативно-правовых основ осуществления тарифного регулирования в РФ. Анализ таможенного сотрудничества стран СНГ в области таможенно-тарифного регулирования.
Введение
Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ
1.1 Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности
1.2 Нормативно-правовые основы осуществления тарифного регулирования в РФ
1.3 Таможенная пошлина: правовая и экономическая природа, функции и виды
1.4 Тарифные методы в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран
2.1 Таможенно-тарифная политика зарубежных стран
2.2 Таможенное сотрудничество стран СНГ в области таможенно-тарифного регулирования
2.3 Система механизмов таможенно-тарифного регулирования ВЭД
Глава 3 Особенности развития системы тарифных преференций в РФ
3.1 Национальная система преференций РФ
3.2 Предоставление тарифных преференций в отношении товаров ввозимых из числа наименее развитых стран в рамках РНБ
3.3 Предоставление тарифных преференций в отношение товаров ввозимых из числа развивающихся стран в рамках НСП
Заключение
Список использованных источников и литературы
Таможенно-тарифное регулирование
является наиболее важным и трудоемким
процессом, который включает в себя
несколько взаимосвязанных
· определение страны прохождения товара;
· определение таможенной стоимости товара;
· определение таможенных платежей.
Принятие решений по таможенно-тарифному
регулированию ВЭД имеет
Вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу, стали предметом регулирования нового Таможенного кодекса. До этого они регламентировались Законом РФ «О таможенном тарифе» (заметим, что соответствующие нормы Закона «О таможенном тарифе» продолжают действовать и в настоящий день). Согласно ст. 25 Закона РФ «О таможенном тарифе» полномочиями по установлению порядка определения страны происхождения товара наделяется Правительство РФ. В ст. 25 Закона РФ «О таможенном тарифе» сформулировано требование, по которому принципы определения страны происхождения товара должны основываться на существующей международной практике. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Киотской конвенции: в приложениях о правилах происхождения товаров и о контроле за документами, подтверждающими происхождение товаров. В рамках СНГ было заключено Соглашение о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций.
Следующей операцией правового
регулирования в
Принятый в 1993 г. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости (ТС) ввозимых товаров, установленных (закрепленных) в Соглашении по применению ст. VII («Оценка товаров для таможенных целей») Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) - так называемого Кодекса таможенной стоимости.
В последнее время был выпущен ряд нормативных актов ГТК, в которых закреплялось распределение Россией компетенций по контролю за таможенной стоимостью, о принятии таможенными органами решений по таможенной стоимости товаров и другие материалы.
Налоговой базой для целей
исчисления таможенных пошлин, налогов
являются таможенная стоимость товаров
и (или) их количество, что соответствует
правилам Соглашения о применении ст.
VII ГАТТ 1994 г. Таможенная стоимость определяется
в зависимости от избранного метода
определения таможенной стоимости.
В случае обложения товаров таможенными
пошлинами по специфическим ставкам
(в установленном размере за единицу
облагаемых товаров) либо комбинированным
ставкам (в процентах к таможенной
стоимости товаров в
Порядок определения и заявления таможенной стоимости определен в ст. 323 ТК РФ. При этом положения ст. 53 НК РФ, определяющие налоговую базу при исчислении налогов, не применяются.
Таможенное законодательство
исходит из того, что процедура
принятия решений при контроле таможенной
стоимости должна проводиться в
возможно короткие сроки с целью
недопущения необоснованной задержки
выпуска товаров. Таким образом,
в вопросе организации контроля
таможенной стоимости законодательство
обеспечивает баланс интересов государства
в лице таможенных органов и декларантов,
защищенных от административных проволочек
на данной таможенно-программной
1.3 Таможенная пошлина:
правовая и экономическая
Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».
В правовой и экономической литературе нет единого представления о природе таможенных пошлин и выполняемых ими функций.
Таможенная пошлина в соответствии с НК РФ до 1 января 2005 года являлась видом налога, но в настоящее время таможенная пошлина регулируется ТК РФ, и важным тарифным инструментом регулирования ввоза (вывоза) товаров.
Таможенная пошлина (customs duty) Ї обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
а) фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
б) протекционистскую (защитную),
относящуюся к импортным
в) балансировочную, которая
относится к экспортным пошлинам,
установленным с целью
Классификация таможенных пошлин.
По способу взимания:
а) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
б) специфические -- начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);
в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).
Адвалорные пошлины аналогичны
пропорциональному налогу на продажу
и применяются обычно при обложении
товаров, которые имеют качественные
различные характеристики в рамках
одной товарной группы. Сильной стороной
адвалорных пошлин является то, что
они поддерживают одинаковый уровень
защиты внутреннего рынка независимо
от колебания цен на товар, изменяются
лишь доходы бюджета. Например, если пошлина
составляет 20% цены товара, то при цене
товара 200 долларов, доходы бюджета
составят 40 долларов. При увеличении
цены товара до 300 долларов доходы бюджета
возрастут до 60 долларов, при падении
цены товара до 100 долларов Ї сократятся
до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная
пошлина повышает цену импортного товара
на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин
является то, что они предусматривают
необходимость таможенной оценки стоимости
товара для целей обложения пошлиной.
Поскольку цена товара может колебаться
под воздействием многочисленных экономических
(обменный курс, процентная ставка и
прочие) и административных (таможенное
регулирование) факторов, применение адвалорных
пошлин связано с субъективностью
оценок, что оставляет место
Специфические пошлины обычно
накладываются на стандартизованные
товары и имеют неоспоримое
В связи со значимостью финансовой деятельности таможенных органов РФ необходимо также уяснить и правовую природу таможенной пошлины. Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина Ї есть налог, а другие Ї приравнивают ее к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так и сбора. Выявим ее основные черты.
Во-первых, таможенная пошлина - обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности.
Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели.
В-третьих, таможенная пошлина возмездная, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу.
В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.
В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру).
В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства 34.
Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами Ї интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины.
1.4 Тарифные методы в
системе государственного
Каждая страна, исходя из
своего исторического опыта, сложившихся
социально-экономических
Таким образом, формы и
методы регулирования
В научной литературе и в практике хозяйствования методы государственного регулирования ВЭД обычно подразделяются на две группы:
-тарифные методы, к которым относятся ввозные и вывозные пошлины и таможенные сборы;
-нетарифные методы, к которым
относятся НДС, акциз, а также
методы административного
Выделение тарифных методов
в особую группу в определенной мере
оправдано той специфической
ролью, которую играют таможенные тарифы
в регулировании ВЭД. Вместе с
тем приведенная выше классификация
методов регулирования ВЭД
Во-первых, вызывает сомнение
целесообразность объединения в
одну группу нетарифных (с помощью
НДС и акциза) и административных
методов регулирования (квотирования,
лицензирования, и т.п.). НДС, акциз, как
экономические методы управления, по
своей природе схожи с
Во-вторых, административные
методы регулирования ВЭД
В свете вышеизложенного
предоставляется наиболее целесообразной
следующая классификация
-экономические методы
регулирования ВЭД, включающие
таможенные пошлины,
-административные методы
регулирования ВЭД, включающие
лицензирование, квотирование, государственную
монополию на экспорт и импорт
отдельных специфических
Глава 2. Таможенно-тарифная политика России и зарубежных стран
2.1 Таможенно-тарифная политика зарубежных стран
Для регулирования внешней торговли во всех странах мира используются как тарифные, так и нетарифные меры. В соответствии с требованием Всемирной торговой организации таможенный тариф должен стать основным инструментом регулирования внешней торговли.
Необходимо учитывать, что
основным принципом этой организации
является максимальная либерализация
мировой торговли путем снижения
торговых и таможенных пошлин. Также
следует отметить, что самые развитые
государства - США, Япония, и, отчасти, Канада
- образуют в рамках ВТО так называемый
большой квартет. Эти страны, являясь
крупнейшими производителями, занимают,
соответственно, ведущие места по
объемам внешнеторгового
Таможенный тариф США.
Импортный таможенный тариф США
имеет восьмизначную