Специализация таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Таможенное дело в России относится к ведению федеральных органов государственной власти и представляет собой совокупность методов и средств обеспеченна соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………..……2

Глава I . Характеристика и структура таможенных органов России.........5

1.1Таможенные органы РФ, структура, экономические задачи, роль в развитии национальной экономике…………………………………………..….5

1.2 Организационная структура Федеральной таможенной службы……....….8

Глава II. Специализация таможенных органов и региональных таможенных управлений...................................................................................12

2.1 Специализированные таможенные органы……………………..………….17

2.2 Специализация региональных таможенных управлений……...………….21

Глава III. Совершенствование управления в таможенных органах Российской Федерации…………………………………………………..…….25

Заключение……………………………………………………………….………30

Список литературы…………………………………………………….…......….33

Приложение…………………………………………………………………..…..34

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 61.40 Кб (Скачать)

Если оперативно-розыскные  мероприятия, ограничивающие конституционные  права граждан, проводятся в целях  обеспечения собственной безопасности таможенных органов при наличии  согласия гражданина в письменной форме, то таможенные органы вправе их осуществлять без судебного решения8. Нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий издает ГТК России в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.

Другим специализированны  органом, входящим в таможенную систему  Российской Федерации, является энергетическая таможня. Эта таможня создана  для усиленного контроля за перемещением энергоресурсов.

Энергетическая  таможня подчинена непосредственно  Государственному таможенному комитету РФ.

Таможня выполняет  следующие функции: производит таможенное оформление и осуществляет таможенный контроль сырой нефти, природного газа, продуктов их переработки и электроэнергии, перемещаемых через таможенную границу  РФ трубопроводным транспортом и  по линиям электропередач, а также  координирует и контролирует деятельность иных таможенных органов в части  таможенного оформления и таможенного  контроля энергоносителей9.

В оперативном  подчинении таможни, в пределах ее компетенции  находятся таможенные посты и  отделы таможни Российской Федерации, осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей.

Энергетическая  таможня является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Создание, реорганизация  и ликвидация таможни осуществляется ГТК России.

      основными задачами таможни являются:

      а) реализация таможенной политики Российской Федерации; 

2.2 РТУ-  основные  задачи, функции,  права, организационная  структура. 

Региональное  таможенное управление Российской Федерации (РТУ РФ) входит в единую систему  таможенных органов Российской Федерации  и осуществляет непосредственное руководство  таможенным делом на территории подведомственного  ему региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все  расположенные на территории подведомственного  ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных  ГТК России. Кроме того, РТУ осуществляет оперативное руководство расположенными на территории подведомственного ему  региона организациями таможенной службы (таможенными лабораториями, учебными заведениями др.) Необходимость создания РТУ как промежуточного звена в системе управления таможенным делом в стране обусловлена в первую очередь огромными размерами таможенной территории России. Руководить таможнями и таможенными постами из одного центра при такой огромной таможенной территории невозможно. В связи с этим вся территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные таможенные управления осуществляют деятельность по руководству и координации работы нижестоящих звеньев таможенной системы. При этом следует отметить, что границы таможенных регионов могут как совпадать, так и не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и административно-территориальных единиц.

Правовой  статус РТУ закреплен в Общем  положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 10 января 1996 г. № 12. Данное Положение определяет задачи управления и основные его функции.

     Основными задачами РТУ являются:

     -реализация  таможенной политики Российской  Федерации на территории подведомственного  региона;

     -разработка  и реализация в пределах своей  компетенции в подведомственном  регионе мер, направленных на  обеспечение единства таможенной  территории Российской Федерации;

     -разработка  и реализация в пределах своей  компетенции в подведомственном  регионе мер, направленных на  обеспечение экономической безопасности  страны;

     -обеспечение  в подведомственном регионе защиты  экономических интересов России  в пределах компетенции таможенных  органов;

     -организация  таможенного дела в подведомственном  регионе;

     -обеспечение  соблюдения единообразного применения  и осуществление контроля за  исполнением в подведомственном  регионе законодательства о таможенном  деле и других правовых актов,  контроль за исполнением которых  возложен на таможенные органы;

     -организация  и осуществление в подведомственном  регионе борьбы с контрабандой, иными преступлениями в сфере  таможенного дела, а также с  нарушениями таможенных правил;

     -руководство,  обеспечение, координация и контроль  за деятельностью подведомственных  таможенных органов;

     -обеспечение  своевременности и полноты поступления  таможенных платежей;

     -содействие  развитию внешнеэкономических связей  на территории подведомственного  региона; и ряд других.

Функции РТУ сложны и многообразны, и приводить все 101 функцию представляется нецелесообразным. Важно подчеркнуть, что функции РТУ по аналогии с приведенными выше функциями ГТК условно можно разделить на девять основных направлений:

     1. функции по реализации таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона;

     2. функции по организации и осуществлению таможенного дела в подведомственном регионе;

     3. функции по организации, координации и осуществлению контроля за взиманием таможенных платежей на территории подведомственного региона;

     4. функции по организации, координации и контролю за осуществлением таможенного контроля нижестоящими таможенными органами;

     5. функции по организации, координации и контролю за деятельностью нижестоящих таможенных органов по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела;

     6. функции по осуществлению валютного контроля в подведомственном регионе в качестве агента валютного контроля;

     7. функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о таможенном деле в подведомственном регионе;

     8. функции по обеспечению развития таможенной инфраструктуры в подведомственном регионе;

     9. функции по организации и осуществлению кадровой работы в таможенных органах подведомственного региона.

Данная  группа функций РТУ по своей направленности, казалось бы, совпадает с наименованием  аналогичных функций ГТК России. Однако, по содержанию они различны. Структура управления (в том числе  и таможенным делом) такова, что по мере движения сверху вниз по системе  управления объект управления масштабно  изменяется, изменяется и субъект  управления, а управленческие функции  конкретизируются с учетом изменения  объекта и субъекта управления.

Для реализации возложенных на них функций и  решения поставленных перед ними задач РТУ обладают рядом прав, закрепленных Общим положением о РТУ Российской Федерации:

     • по изданию в пределах своей компетенции правовых актов по таможенному делу;

     • по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и гражданами;

     • по контролю за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности в подведомственном РТУ регионе;

     • по внесению в ГТК России предложений по совершенствованию таможенного законодательства и практики его применения;

     • по организации борьбы с нарушениями таможенного законодательства;

     • по контролю за деятельностью нижестоящих таможенных органов и др.

Создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений осуществляет ГТК  России. В настоящее время территория России поделена на семь федеральных  округов и исходя из этого строится и формирование региональных таможенных управлений. Типовая организационная структура и предельная штатная численность региональных таможенных управлений утверждаются ГТК России. Возглавляет РТУ начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Председателем ГТК России. Заместители начальника, начальник отдела бухгалтерского учета и контроля (главный бухгалтер) и начальник юридического отдела РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами ГТК России по представлению начальника РТУ. Начальники иных самостоятельных структурных подразделений РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами начальника РТУ по согласованию с соответствующими структурными подразделениями ГТК России. Также как и в ГТК России, в РТУ РФ создается коллегия, которая состоит из начальника управления (председатель коллегии), заместителей начальника управления по должности, иных руководящих работников управления и нижестоящих таможенных органов. При этом, члены коллегии РТУ, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются ГТК России по представлению начальника РТУ. Регламент работы коллегии РТУ также утверждаются ГТК России. На своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью управления и находящихся в его непосредственном и оперативном подчинении таможенных органов и организаций таможенной службы. Решения коллегии РТУ, также как и решения коллегии ГТК России, проводятся в жизнь приказами ее председателя — начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглавляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТК России. РТУ РФ является органом федеральной исполнительной власти, обладает статусом юридического лица и финансируется как из средств федерального бюджета, так и из иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГлаваIII.Совершенствование управления в таможенных органах Российской Федерации

В условиях становления цивилизованных рыночных отношений в нашей стране перед  государственными службами стоит задача создания целостной, эффективной и  гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном  использовании организационных  воздействий. Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей  и другие реалии современности приводят к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных  служб, что предполагает, с одной  стороны, возрастание роли управления ими, а с другой - качественные изменения  во всей структуре и методах управления. Поэтому проблема эффективного управления является одной из наиболее актуальных и практически значимых проблем  в комплексе взаимосвязанных  аспектов развития таможенной службы. В последние десять лет появилось  много работ, посвященных вопросам модернизации системы управления, совершенствования  управления таможенной деятельностью, поиском новых управленческих технологий, автоматизации процессов управления 63, 67, 68, что отражает современные  тенденции развития концепций управления в государственной службе.

Изменение модели управления в государственном  секторе отмечается и в мире в  целом, и в нашей стране. Это, прежде всего, ориентация на цели и миссию и определение степени достижения целей, мониторинг затрат и результатов и смещение акцента на качество деятельности государственных служб. В связи с тем, что современные подходы к решению проблем, связанных с повышением эффективности управления сложными системами и процессами, не зависят от специфики деятельности и организационной структуры хозяйствующего субъекта, еще одной тенденцией трансформации менеджмента в государственной службе стало внедрение управленческих

методов и  технологий, доказавших свою эффективность  в коммерческом секторе.

В Федеральной  программе «Реформирование государственной  службы Российской Федерации (2003-2005 годы)»  обращается внимание на то, что консервативные подходы к организации федеральной  государственной службы не в состоянии  обеспечить ее эффективное функционирование и надлежащее качество оказания государственными служащими гражданам и организациям государственных услуг. Успешное решение задач, стоящих перед государственными службами, в том числе и таможенной службой России, на современном этапе, возможно только на основе современных достижений в области теории и практики управления. В связи с этим наибольший интерес представляет контроллинг — концепция и технология управления, успешно реализуемая уже многими предприятиями за рубежом и в нашей стране. С конца 90-х годов государственные службы за рубежом, главным образом в Западной Европе, также начали осваивать и внедрять инструменты контроллинга. Актуальной проблемой становится разработка новых подходов к управлению в таможенных органах России, создания ориентированных на достижение целей систем информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе принятия решений, получения достоверной информации о результатах деятельности таможенных подразделений и использования этих данных в целях совершенствования управления в таможенных органах Российской Федерации. Необходима комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые помогли бы модернизировать организационную и информационную структуру таможенной службы таким образом, чтобы решались базовые проблемы ее развития, предопределяющие стабильные успехи не только в настоящем, но и в будущем.

Появление контроллинга как функционально  обособленного направления экономической  работы в организации, связанного с  реализацией финансово-экономической  комментирующей функции в менеджменте, открыло также новые перспективы  повышения эффективности управления в государственной службе. В последние  годы контроллинг внедряется таможенными  службами за рубежом, особенно в Германии и Австрии. В нашей стране контроллинг  применяется в основном в коммерческом секторе, поэтому практически все  научные исследования в области  контроллинга посвящены контроллингу предприятия. В России вопросы контроллинга в государственной службе разработаны  недостаточно полно. Отдельные теоретические  и практические аспекты формирования системы контроллинга в таможенных органах прорабатывались в научных  исследованиях ученых Российской таможенной академии — В.В.Макрусева, В.Н.Иванова, В.Б.Кухаренко. Однако пока не разработана  концепция контроллинга как системы  информационно-аналитической и методической поддержки управленческой деятельности, которая позволяет систематически совершенствовать процедуры управления таможенными подразделениями.

Информация о работе Специализация таможенных органов