Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:48, курсовая работа
В настоящее время одной из важнейших задач правоохранительных органов России является участие в создании эффективной государственной системы сохранения культурного и исторического наследия нашей страны.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей и направлений совершенствования таможенного оформления и контроля культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу, в том числе физическими лицами.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ
1.1. Основные понятия, касающиеся перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации 5
1.2. Органы государственного регулирования и контроля вывоза
и ввоза культурных ценностей в Российской Федерации 9
1.3. Межгосударственное сотрудничество по сохранению культурных
ценностей……………………………………………………………………….11
2. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 14
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
3.1. Борьба с контрабандой культурных ценностей и организованной преступностью 20
3.2. Деятельность Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации 24
3.3. Совершенствование технических средств таможенного контроля 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ
1.1. Основные понятия, касающиеся перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации 5
1.2. Органы государственного регулирования и контроля вывоза
и ввоза культурных ценностей в Российской Федерации 9
1.3. Межгосударственное сотрудничество по сохранению культурных
ценностей………………………………………………………
2. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 14
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
3.1. Борьба с контрабандой культурных ценностей и организованной преступностью 20
3.2. Деятельность Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации 24
3.3. Совершенствование технических средств таможенного контроля 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день таможенное оформление и таможенный контроль исторических и культурных ценностей проблема стоящая очень остро, требующая срочного и квалифицированного решения, недостаточно четко оформленная в организационном отношении и слабо разработанная в практике работы таможенных органов. Правильное решение проблемы способствует законному перемещению исторических и культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.
Перемещение культурных ценностей регулируется законом Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. Этот закон направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза и определяет права собственности на них. Закон основан на принципе единого таможенного пространства и устанавливает единый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей на всей территории Российской Федерации независимо от формы собственности, устанавливает межгосударственное сотрудничество, и устанавливает уголовную ответственность за нарушение законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей.
Хищения и незаконный вывоз уникальных предметов представляют повышенную общественную опасность, так как зачастую наносят невосполнимый вред не только их владельцам, но и интересам искусства, науки, образования, т.е. духовным ценностям общества и экономической безопасности государства в целом, поэтому культурное достояние народов Российской Федерации находится на особом режиме охраны и использования.
На таможенные органы возложены функции пресечения незаконного оборота через таможенную границу предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Существующая проблема борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей приобретает
международный характер. Правоохранительные органы многих государств все чаще сталкиваются не с отдельными правонарушителями, а с хорошо организованными преступными группировками, специализирующимися на хищениях, незаконном ввозе-вывозе и нелегальной продаже произведений искусства.
Сложившаяся ситуация вызывает озабоченность всего мирового сообщества. Генеральная Ассамблея ООН в своих резолюциях уделяет особое внимание решению таких важных проблем, как: борьба с незаконным вывозом и ввозом культурных ценностей, борьба с незаконной торговлей произведениями искусства, возвращение культурных ценностей в страны их происхождения, составление государствами ЮНЕСКО систематической описи культурных ценностей, имеющихся на их территории и за границей.
Актуальность проблемы защиты национального достояния России связана также с необходимостью возвращения культурно-исторических ценностей, утраченных в процессе прошедших войн и революционных событий. Значительные ошибки, вызванные отношением политического руководства страны к ее дореволюционному прошлому, были допущены и в первые годы советской власти, когда продажа российских культурных ценностей на международных аукционах в 1920-х - 30-х годах носила массовый характер.
В настоящее время одной из важнейших задач правоохранительных органов России является участие в создании эффективной государственной системы сохранения культурного и исторического наследия нашей страны.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей и направлений совершенствования таможенного оформления и контроля культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу, в том числе физическими лицами.
2
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ
1.1. Основные понятия, касающиеся перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации
В законе РФ от 15.04.1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» дано определение культурным ценностям, подпадающим под его действие и даны основные категории, касающиеся перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ.
Под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ[1]:
- культурные ценности, созданные отдельными лицами или
группами лиц, которые являются гражданами России;
- культурные ценности, имеющие важное значение для России и
созданные на ее территории иностранными гражданами и лицами без
гражданства, проживающими на ее территории;
- культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
- культурные ценности, приобретенные в результате добровольных
обменов;
- культурные ценности, полученные в качестве дара или законноприобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.
Коллекция культурных ценностей - совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение.
Под вывозом культурных ценностей понимается перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории России, без обязательства их обратного ввоза.
Ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза.
Временный вывоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории России, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.
Временный ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, с обязательством их обратного вывоза в оговоренный срок.
Под действие Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» подпадают следующие категории предметов[2]:
- исторические ценности, в том числе связанные с историческими
событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей
науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности
выдающихся личностей (государственных, политических, общественных
деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
- художественные ценности;
- картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
- оригинальные скульптурные произведения из любых материалов;
- оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
- художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
- гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
- произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
- изделия традиционных народных художественных промыслов;
- составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
- старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
- редкие рукописи и документальные памятники;
- архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
- уникальные и редкие музыкальные инструменты;
- почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
- старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы
коллекционирования;
- редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
- другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а такие взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
Действие Закона не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.
Вывозу из России не подлежат следующие категории культурных
ценностей[3]:
движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов России, независимо от времени их создания;
- движимые предметы, независимо от времени их создания,
охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры;
- культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
- культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Запрет на вывоз культурных ценностей по иным основаниям не допускается.
На основании международных договоров и в соответствии с законодательством РФ культурные ценности, незаконно вывезенные с ее территории и незаконно ввезенные на ее территорию, подлежат возвращению на территорию того государства, откуда были незаконно вывезены.
Регулирование отношений, связанных с культурными ценностями, перемещенными в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящимися на территории России, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Одной из его основных целей является защита указанных культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы России, а также неправомерной передачи кому-либо.
1.2. Органы государственного регулирования и контроля вывоза и ввоза культурных ценностей в Российской Федерации
К государственным органам, выполняющим в пределах своей компетенции функции органов государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей относятся: Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральная таможенная служба РФ.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) осуществляет:
- надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций;
Информация о работе Совершенствование технических средств таможенного контроля