Совершенствование технических средств таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время одной из важнейших задач правоохранительных органов России является участие в создании эффективной государственной системы сохранения культурного и исторического наследия нашей страны.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей и направлений совершенствования таможенного оформления и контроля культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу, в том числе физическими лицами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ
1.1. Основные понятия, касающиеся перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации 5
1.2. Органы государственного регулирования и контроля вывоза
и ввоза культурных ценностей в Российской Федерации 9
1.3. Межгосударственное сотрудничество по сохранению культурных
ценностей……………………………………………………………………….11
2. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 14
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
3.1. Борьба с контрабандой культурных ценностей и организованной преступностью 20
3.2. Деятельность Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации 24
3.3. Совершенствование технических средств таможенного контроля 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа содержит 1 файл

ОТК КУРСОвая перемещение культурных ценностей.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Бланки свидетельств имеют степень защиты* на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер и являются документами строгой отчетности. Учет и хранение указанных бланков осуществляет Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

При временном вывозе культурных ценностей в свидетельстве указываются цель и срок их вывоза, которые должны соблюдаться во время их нахождения за пределами территории России.

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия ведут реестр выдаваемых ими свидетельств.

При принятии решения о внесении культурных ценностей в государственные охранные списки или реестры копии экспертных заключений вместе с представленными материалами подлежат хранению в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия или его территориальных органах.

В соответствии с законодательством таможенные органы РФ осуществляют таможенный контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей.

Перед прохождением таможенного контроля физическое лицо, вывозящее культурные ценности с территории России, обязано заполнить таможенную декларацию.

При таможенном контроле физическое лицо, перемещающее культурные ценности, предъявляет инспектору следующие документы:

-  заграничный паспорт;

-  свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации;

-  список вывозимых предметов культурных ценностей;

-  комплект фотографий каждого предмета;

-  таможенную декларацию.

Таможенный инспектор производит сверку разрешительного документа, фотографий, списков вывозимых предметов с самими вывозимыми   культурными   ценностями   и  делает  отметки  о  выпуске  с

указанием даты и ЛНП.

Порядок ввоза культурных ценностей согласно ст.282 п.5 Таможенного кодекса Российской Федерации в отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации. Специальная регистрация таких культурных ценностей производилась должностным лицом таможенного органа путем проставления любым способом отметки «Зарегистрировано при ввозе в Российскую Федерацию, как заявленное в качестве культурной ценности» на пассажирской таможенной декларации и прилагаемых к ней документах. После выпуска культурных ценностей таможенный орган письменно информирует Росохранкультуру или его территориальный орган о проведении специальной регистрации с указанием описания культурных ценностей и данных о лице, их ввозящем. Это временный порядок регистрации, действовавший до вступления в силу письма ГТК РФ от 6 мая 2004 г. № 01- 06/16519 «О порядке таможенного оформления товаров, ввозимых физическими лицами», в котором оговаривается, что специальная регистрация культурных ценностей, ввозимых физическими лицами в несопровождаемом багаже, таможенными органами не производится.

В случае если у должностного лица таможенного органа возникает сомнение в правильности отнесения ввозимых товаров к культурным ценностям, оно вправе потребовать обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в установленном порядке. Возврат сумм обеспечения осуществлять на основании подтверждения Росохранкультуры или его территориального органа об отнесении данного товара к культурным ценностям.

В решениях Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия   или   его  территориальных  органов  о   невозможности  вывоза культурной ценности из России указываются причины вынесенного решения. Решение доводится до сведения заявителя в письменной форме в 10-дневный срок с даты его принятия. Решения Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия или его территориальных органов о невозможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей с территории России могут быть оспорены в порядке, установленном законодательством РФ.

Все материалы, связанные с принятием решений о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей с территории России, а также с продлением (отказом в продлении) срока их временного вывоза, подлежат постоянному хранению в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия или его территориальных органах.

 

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

3.1. Борьба с контрабандой культурных ценностей и организованной преступностью

Совершение незаконного вывоза культурных ценностей характерно практически для всех категорий российских и иностранных граждан. При этом особая активность наблюдается со стороны лиц, выезжающих за границу на постоянное место жительства, по частным приглашениям, туристов, иностранных дипломатов. Последняя категория граждан в силу предоставленных им льгот в части освобождения от таможенного контроля и таможенных платежей может представлять наибольшую опасность с точки     зрения     совершения     незаконного     перемещения     культурных ценностей.

Сумма незаконного оборота культурных ценностей сравнима с прибылями, которые получает преступный мир от незаконного оборота наркотиков и оружия. Большая часть преступлений совершаются организованными преступными группами, з которых можно отметить высокий профессионализм, растушую вооруженность, избирательность посягательств. Обычно прослеживается цепочка: заказчик - исполнитель -покупатель. При этом из-за существенных недостатков в законодательстве привлечь к ответственности заказчиков крайне сложно.

В последние годы был совершен ряд серьезных преступлений.

8              декабре 2000 года была произведена кража 16 полотен известных
русских мастеров из музея Академии художеств Санкт-Петербурга. На
данный момент преступники изобличены, похищенное изъято.

30 сентября 2002 года в Санкт-Петербурге совершена кража частной коллекции изделий фирмы Фаберже. Преступники изобличены, похищенное изъято.

9              января 2005 года из Государственного областного
художественного музея (Калуга) была похищена картина знаменитого
русского живописца Виктора Васнецова «Лес», но довольно быстро
украденную картину нашли.

Анализ ситуации, сложившейся в сфере пресечения контрабанды культурных ценностей, привел к необходимости выработки задачи борьбы с контрабандой, возложенной на таможенные органы. Однако практика показывает, что, несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, количество попыток незаконного перемещения культурных ценностей через таможенную границу России продолжает увеличиваться. Только в течение 2003 года по факту незаконного перемещения культурных ценностей возбуждено более 100 уголовных дел, предотвращен незаконный вывоз свыше 19 тысяч предметов, представляющих культурно-историческую ценность.

В результате оперативно-розыскных мероприятий, проводимых таможенными органами, как самостоятельно, так и совместно с другими ведомствами, выявлены новые каналы контрабанды культурных ценностей и лица, участвующие в их незаконном обороте.

В качестве свидетельства можно привести некоторые примеры деятельности таможенных органов:

В Домодедовской таможне 13 февраля 2003 года сотрудниками ОТО и ТК № 1 у гражданина России Селиванова В.В., следовавшего рейсом

№ 491 Москва-Цюрих, при проведении фактического таможенного контроля двух дорожных сумок было обнаружено: 10 старинных монет из металла темно-коричневого и белого цветов, из которых 4 монеты 1751, 1753, 1773 и 1924 гг. выпуска, другие старинные монеты, находящихся внутри четырех матрешек, 25 медалей и три ордена, которые находились внутри коробки от машинки для стрижки волос, в коробке с сигаретами, в коробке с компакт-дисками, сокрытые от таможенного контроля, было заведено дело о нарушении таможенных правил.

26 мая 2004 года в Центральном таможенном управлении сотрудники Брянской таможни при проведении таможенного контроля пассажирского поезда «Москва - Киёв» в багаже гражданина Украины-жителя города Киева, обнаружено 19 картин. Большую часть коллекции составляют пейзажи, такие как «Зимний пейзаж» П. Левченко (1893 г.), «Пейзаж» А. Волкова (1900 г.) и др. На свёрнутых в рулон полотнах просматривались даты их написания, относящиеся к концу 19 - началу 20 веков. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 188 УК РФ (контрабанда культурных ценностей).

Федеральная таможенная служба РФ важным этапом в решении проблемы защиты культурного достояния России считает реализацию «Программы по обеспечению сохранности, усилению борьбы с хищениями и контрабандным вывозом предметов культурного и природного достояния народов России на 2002-2004 г.г.», разработанной совместно ФТС России, ФСБ, МВД и Министерством культуры России. В результате совместных оперативно-розыскных мероприятий, обмена информацией выявляются каналы контрабанды культурных ценностей и лица, участвующие в этом незаконном бизнесе. Примером такого взаимодействия являются результаты совместных операций, таких как: «Антиквариат», «Раритет», «Наследие», «Достояние».

Сегодня сотрудники правоохранительных подразделений ФТС России все чаще имеют дело не со случайными контрабандистами, а с преступными группировками, которые действуют в рамках хорошо организованного «теневого» бизнеса, специализирующегося на хищениях, незаконном ввозе- вывозе и нелегальной продаже произведений искусства, представляющих культурную и историческую ценность. Криминальные схемы и способы незаконного перемещения культурных ценностей постоянно совершенствуются и зачастую носят международный характер, когда организатор, отправитель и получатель находятся не только в России, но и за рубежом. Незаконные операции приносят преступникам огромные прибыли, которые идут в дальнейшем на финансирование новых преступлений.

Как можно облегчить работу таможенных органов по выявлению и раскрытию данных преступлений?

В первую очередь, нужно обучать таможенников-досмотровиков, оформителей не только психологии поведения контрабандиста, но и совершенствовать знания по видам культурных ценностей и способам их незаконного провоза, чтобы первично провести отличие между культурной ценностью и предметом культурного назначения. Агентурная работа требует также постоянного совершенствования (как в криминальных группировках, занимающихся контрабандой культурных ценностей, с целью их разоблачения и разрушения, так и в таможенных структурах с целью выявления и уничтожения коррумпированных элементов).

Всегда    должна    быть    личная    заинтересованность    того,    кто

способствует выявлению и раскрытию преступления. За рубежом оперативному работнику помимо похвал и наград платят процент от рыночной стоимости выявленных, например, наркотиков, переправленных контрабандным путём. Оттого, возможно, у нас взятки на таможенных постах. То же самое: гражданским лицам, которые, не боясь, заявляют о готовящемся или совершенном преступлении — государство должно оказывать материальную поддержку и, в необходимых случаях, обеспечивать безопасность.

Также следует бороться с коррупцией, которая присутствует и в правоохранительной системе. Ужесточить меры за факты взяточничества. Нельзя взявшего сотрудника просто понизить, перевести на другую должность, в другой отдел... Разрешите ему попробовать самостоятельно найти новую работу, если у него в кадровых документах будет сделана «черная» пометка.

И конечно же необходимо работать над изменением российского менталитета. И легальная государственная пропаганда, и СМИ и ещё много различных органов должны воздействовать на сознание населения, формируя у подрастающего поколения открытые легальные демократические позиции. Подростки, молодые люди продолжают стремиться в преступную среду, почерпнув из пропаганды, что у бандитов всегда есть всё, и нет материальных и иных проблем. Дух патриотизма нужно воспитывать у россиян, начиная с самого юного возраста.

3.2. Деятельность Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Правительством России на Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации возложена задача по разработке и реализации мер, направленных на предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности.

Министерство культуры и массовых коммуникаций не является правоохранительным органом и в соответствии с требованиями законодательства решает вышеперечисленные задачи силами Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия эта работа проводится в тесном сотрудничестве и взаимодействии с таможенными и другими правоохранительными органами России.

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия проводит экспертизу культурных ценностей и выдает свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории РФ.

В результате совместных действий Министерства и Росохранкультуры в Россию возвращены:

-    из США - одна из самых почитаемых православных святынь -Чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери;

-    из Германии - выдающиеся памятники древнерусского искусства (шесть икон первой половины XVII века, похищенные из иконостаса церкви Рождества Христова в 1989 году и незаконно вывезенные за границу);

-    из Испании - вывезенный в период оккупации во время Великой Отечественной войны крест с главного купола Храма Святой Софии в г.Новгороде.

14-17 сентября 2004 года в г. Саратове состоялся III Всероссийский съезд органов охраны памятников истории и культуры. По итогам его работы была принята резолюция о необходимости создания в Российской Федерации единой системы органов охраны объектов культурного наследия.

Информация о работе Совершенствование технических средств таможенного контроля