Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:14, курсовая работа
СТаможенное дело в России относится к ведению федеральных органов государственной власти и представляет собой совокупность методов и'средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
1 Предмет и метод экономики таможенного дела………………………….….3
1.1 Экономика таможенного дела как наука………………………….…….3
1.2 Объект и предмет экономики таможенного дела………………………5
1.3 Связь экономики таможенного дела с другими науками……………...8
2 Международное сотрудничество таможенных органов……………………10
2.1 Всемирная таможенная организация, её структура и задачи…………10
2.2 Формы экономической и таможенной интеграции России
с другими странами…………………………………………………………..13
3 Основные итоги работы ФТС России по направлению СНГ…………...…..23
3.1 Развитие сотрудничества ФТС России с таможенными службами Белоруссии и Казахстана ………………………………………………….……23
3.2 Сотрудничество ФТС России в рамках деятельности Совета руководителей таможенных служб Содружества Независимых Государств (СРТС СНГ) …………………………………………………………………...…25
3.3 Сотрудничество таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС в рамках деятельности Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС…………………………….……….……29
При создании СНГ одной из наиболее важных сфер совместной деятельности государств Содружества рассматривалось сотрудничество в формировании общего таможенного пространства и согласовании таможенной политики. Однако социально-экономические преобразования протекают в государствах СНГ при существенных различиях в уровне развития экономики, в темпах и методах ее реформирования, в степени либерализации внешнеэкономической деятельности. Имеют место несовпадения взглядов руководителей стран на характер, глубину и перспективы интеграционных процессов в рамках содружества.
Все более широкое признание получает идея об оптимальности «разноуровневой» и «разноскоростной» интеграции. Данный подход позволяет странам СНГ, более подготовленным к интенсивному сотрудничеству, быстрее продвигаться по этому пути. В таком контексте и следует рассматривать подписание в 1995 г. между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан Соглашения о Таможенном союзе. В марте 1996 г. к тройственному союзу присоединился Кыргызстан, а в 1999 г. - Таджикистан.
Понятие «таможенный союз» означает более высокую ступень развития интеграционных процессов, нежели то, что именуется «зоной свободной торговли».
Исполнительными функциями, т.е. функциями принятия согласованных решений по практической реализации Соглашения о Таможенном союзе (ТС), был наделен Интеграционный комитет. Был также создан Совет руководителей таможенных служб государств - участников Таможенного союза.
Таможенный союз первоначально намечалось формировать в два этапа. На первом этапе государства-участники собирались отменить тарифные и количественные ограничения в торговле между собой, установить единый торговый режим и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе - образовать единое целое из таможенных территорий государств, а таможенный контроль перенести с внутренних границ стран-участниц на общие внешние границы.
Отменены ограничения
на прием и использование
Но на пути интеграции существует немало препятствий. Негативными моментами в деятельности Таможенного союза были:
- неточное соблюдение принятых решений;
- низкая исполнительская дисциплина;
- практика применения странами-участницами в отношении друг друга отдельных мер тарифного и нетарифного регулирования в ущерб интересам одного из государств ТС.
История развития ТС сложна. Она подтверждает, что формирование единого таможенного тарифа как основы жизнедеятельности Таможенного союза не может быть обеспечено государствами при различных экономических интересах и отсутствии механизма согласования тарифной политики.
Завершение создания ТС требует новых форм и механизмов. В октябре 2000 г. подписан Договор об учреждении новой международной организации - Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Установлен новый механизм принятия решений, при котором России принадлежит 40 % голосов, Белоруссии и Казахстану - по 20 %, Кыргызстану и Таджикистану - по 10 %. Создан межгосударственный Совет ЕврАзЭС в составе глав государств и глав правительств стран-участниц.
Разработаны основы таможенного законодательства ЕврАзЭс. Новые экономические отношения государств-членов ЕврАзЭс, основанные на рыночных принципах, подразумевают регулирование налоговых законов.
В настоящее время
структура налогообложения в
странах ЕврАзЭс характеризуетс
Вместе с тем в налоговых законодательствах государств-членов ЕврАзЭс сохраняются некоторые различия, которые влияют на эффективность взаимовыгодных торговых отношений. Государства ЕврАзЭс проводят в основном согласованное реформирование налоговых систем.
В Российской Федерации с 2005 года при экспорте нефти и природного газа в страны СНГ применяется нулевая ставка НДС.
В Республике Беларусь с 1 января 2005 г. в торговле с Российской Федерацией применяется международный порядок налогообложения по принципу «страна назначения».
Кыргызская Республика приняла решение не облагать НДС услуги по переработке товаров, ввезенных на таможенную территорию Кыргызской Республики и помещенных под таможенные режимы «Переработка товаров на таможенной территории» и «Переработка товаров под таможенным контролем».
Результатом. комплексного
участия ФТС России в интеграционных
процессах с таможенными
В течение как минимум двух лет Россия будет являться координатором деятельности Всемирной таможенной организации в Европейском регионе, который объединяет 49 государств. Важнейшими направлениями деятельности в этот период будут: создание предпосылок для ускорения процесса встраивания системы таможенного транзита России в систему таможенного транзита Европейского союза (ЕС), разработка совместного с ЕС единого транзитного документа с целью упрощения таможенных формальностей при перемещении товаров через границы Европейского региона, обеспечение безопасности поставок товаров. Важнейшей задачей на ближайшую перспективу является участие ФТС России в процессе присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
Приоритетными направлениями международного таможенного сотрудничества России является расширение правовой базы двустороннего сотрудничества со странами - основными торгово-экономическими партнерами России, с приграничными государствами, а также со странами, входящими в зону риска в отношении контрабанды наркотиков и оружия, укрепление сотрудничества в области обеспечения собственной безопасности таможенных служб государств - участников СНГ.
Планируется увеличить число представительств ФТС за рубежом с учетом международных интересов России в таможенной сфере.
Задача таможенной службы
в этой связи состоит в создании
системы таможенного
Исходя из принципа многоуровневой интеграции 08 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства: Россия - Беларусь.
Его цель - формирование единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития, использования рыночных механизмов функционирования экономики. К исключительному ведению Союзного государства относятся создание правовых основ общего рынка, обеспечивающих свободное перемещение товаров, услуг, капитала, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов; единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений.
Государства-участники применяют единые ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин и единый порядок таможенного оформления и контроля.
Подписано «Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве». В соответствии с этим Соглашением и Россия, и Беларусь в торговле с третьими странами будут применять теперь единые таможенные тарифы. Исключение составит конкретный перечень товаров, по которым ставки пошлин сохранят временные различия. Документ сокращает препятствия к созданию реального единства таможенной территории.
Фундаментом интеграции
является Таможенный союз. Таможенный тариф Союзного государства
- инструмент торговой политики и государственного
регулирования внутреннего рынка товаров
Союзного государства при его взаимосвязи
с мировым рынком. Таможенный тариф должен
быть систематизирован в соответствии
с Товарной номенклатурой Союзного государства.
Перечень стран, которым предоставляются
преференции, должен устанавливаться
Парламентским собранием Союзного государства,
а сам таможенный тариф входит в компетенцию
Совета Министров Союзного государства.
Необходимо договориться об основных
параметрах таможенного тарифа: его средневзвешенная
ставка; эскалация эффективного тарифа
(для развития производства товаров с
высокой долей вновь созданной стоимости);
максимальная ставка импортной пошлины;
минимально значимая таможенная пошлина;
порядок изменения тарифа как инструмента
оперативного регулирования экономики,
применения особого вида пошлин.
3 Основные итоги работы ФТС России по направлению СНГ
3.1 Развитие сотрудничества ФТС России с таможенными службами Белоруссии и Казахстана
Сотрудничество с таможенной службой Республики Беларусь проводилось в рамках работы Таможенного комитета Союзного государства, которая была направлена на:
- совершенствование
- упрощение перемещения
товаров и транспортных
- выработку практических
мероприятий по переносу
Важным фактором в процессе совершенствования информобмена между белорусскими и российскими таможенными органами явилось начало реализации мероприятий Программы «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств-участников Союзного государства» на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Союзного государства от 26 января 2008 года № 5.
2 ноября 2008 года вступил
в силу приказ ФТС России
от 03.10.2008 № 1236, предусматривающий
многократное применение
Наиболее интенсивно на пространстве ближнего зарубежья развивалось взаимодействие с таможенной службой Республики Казахстан.
В течение 2008 года основной темой взаимодействия таможенных служб двух стран была подготовка к осуществлению совместного контроля на российско-казахстанской государственной границе в соответствии с Планом совместных действий России и Казахстана на 2007–2008 годы, принятым Президентами Российской Федерации и Республики Казахстан.
Для выполнения этой задачи 21–22 сентября 2008 года были подписаны Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о строительстве на российско-казахстанской государственной границе автомобильных пунктов пропуска, на которых проводится совместный контроль от 3 октября 2006 года, и Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о пунктах пропуска через российско-казахстанскую границу от 23 декабря 1998 года. Один Протокол расширил перечень российских и казахстанских автомобильных пунктов пропуска, на которых предполагается проведение совместного контроля, а в другом были определены понятия двустороннего и многостороннего автомобильного пункта пропуска.
24 декабря 2008 года Председателем
Правительства Российской
На заседании
В связи с этим таможенные службы сторон активизировали работу, направленную на формирование правовой базы таможенного союза.
В частности, таможенный кодекс таможенного союза должен быть доработан до 1 марта 2009 года и Федеральная таможенная служба принимает активное участие в его разработке, в рамках деятельности группы «Таможенное администрирование и статистика».
26 ноября 2008 года в
Москве в ходе очередного
Информация о работе Сотрудничество таможенных органов стран СНГ