Сотрудничество таможенных органов стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

СТаможенное дело в России относится к ведению федеральных органов государственной власти и представляет собой совокупность методов и'средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Содержание

1 Предмет и метод экономики таможенного дела………………………….….3
1.1 Экономика таможенного дела как наука………………………….…….3
1.2 Объект и предмет экономики таможенного дела………………………5
1.3 Связь экономики таможенного дела с другими науками……………...8

2 Международное сотрудничество таможенных органов……………………10
2.1 Всемирная таможенная организация, её структура и задачи…………10
2.2 Формы экономической и таможенной интеграции России
с другими странами…………………………………………………………..13

3 Основные итоги работы ФТС России по направлению СНГ…………...…..23
3.1 Развитие сотрудничества ФТС России с таможенными службами Белоруссии и Казахстана ………………………………………………….……23
3.2 Сотрудничество ФТС России в рамках деятельности Совета руководителей таможенных служб Содружества Независимых Государств (СРТС СНГ) …………………………………………………………………...…25
3.3 Сотрудничество таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС в рамках деятельности Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС…………………………….……….……29

Работа содержит 1 файл

Сотрудничество таможенных органов стран СНГ (курсовик).doc

— 137.50 Кб (Скачать)

При обеспечении рассматриваемых взаимосвязей важно избегать механического включения положений смежных наук в систему категорий и принципов экономики таможенного дела. 

2 Международное сотрудничество  таможенных органов

2.1 Всемирная таможенная организация, ее структура и задачи

 

Таможенное дело в  Российской Федерации развивается в соответствии с общепринятыми нормами и практикой. Этому способствует международное сотрудничество России по таможенным вопросам с международными организациями и таможенными службами других стран. Руководство и координацию этой деятельностью осуществляет Управление международного таможенного сотрудничества ФТС России. Особое место в международных таможенных отношениях России занимает Всемирная таможенная организация (WCO).

Всемирная таможенная организация  занимается разработкой, внедрением и обновлением международных конвенций и других правовых документов в области таможенного дела По поручению Всемирной торговой организации WGO осуществляет технические функции по вопросам разработки методов определения таможенной стоимости и правил происхождения товаров. Под эгидой WGO разработана обновленная версия Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), которая была одобрена Советом в июне 1999 года.

История WCO началась с 1947 г., когда 13 европейских  государств образовали аналитическую группу, целью которой было изучение возможности создания европейского таможенного союза на принципах GATT. В 1948 г. аналитическая группа образовала два комитета - экономический и таможенный. Таможенный комитет был предшественником Совета таможенного сотрудничества (СТС), созданного на основе Конвенции об учреждении СТС, вступившей в силу 4 ноября 1952 г. Первая учредительная конференция СТС состоялась 26 января 1953 г. В ней приняли участие главы государств 17 стран Европы. Идея таможенного сотрудничества получила большой отклик, и вскоре Совет таможенного сотрудничества превратился в авторитетную организацию международного масштаба. В 1994 г. у СТС появилось новое название - Всемирная таможенная организация (WCO). В 2005 г. WCO объединяет 168 государств, в том числе страны СНГ. Советский Союз стал полноправным членом Всемирной таможенной организации в августе 1991 года. В последующие годы Россия присоединилась к четырем международным конвенциям, разработанным под эгидой Всемирной таможенной организации: «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений», «О карнете АТА для временного ввоза товаров», «О временном ввозе товаров», «О Гармонизированной системе описания и кодирования товаров», к «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур» в ее обновленной редакции. Россия является членом этой организации с 1992 г. WCO не является политической структурой и не входит в число учреждений под юрисдикцией ООН.

Официальные языки WCO - английский и  французский, иногда для некоторых  технических собраний используется испанский. Штаб-квартира WCO находится в Брюсселе. В WCO около 40 таможенных офицеров, принятых по конкурсу и занимающих административные посты. Срок их пребывания на этих постах составляет от 5 до 10 лет. Вместе с техническим персоналом в WCO работает чуть более 100 человек.

Размер взноса каждой страны-участницы  в бюджет WCO устанавливается по специальной таблице и зависит от ее национального дохода и роли в расходах ООН. Вклад России в финансирование деятельности WCO является шестым (по другим данным - четвертый) по величине и определен постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 № 864 «О внесении ежегодных взносов РФ во Всемирную таможенную организацию».

В рамках WCO действуют около 20 конвенций, 50 рекомендаций и более десятка международных норм по отдельным таможенным вопросам. Каждый год секретариат WCO организует 25 конференций и 5 технических семинаров по всему миру.

Конвенции и рекомендации WCO не носят обязательного характера. Если какая-либо страна их не применяет, то никаких санкций против нее не принимается. Многие государства используют свою национальную практику или практику своего таможенного союза, или любого другого таможенного объединения. Документы WCO служат правовой основой для максимальной мировой унификации таможенной практики, и WCO убеждает страны применять их как можно чаще, поскольку главное требование к таможне - принимать участников ВЭД одинаково во всех уголках земного шара.

Высшим органом WCO является Сессия, которая собирается один раз в  год. На Сессии обязаны присутствовать руководители всех национальных таможенных служб государств - членов WCO. Каждая страна имеет один голос. Ежегодно на сессии избирается председатель и шесть вице-председателей, которые одновременно являются региональными представителями. Управленческие функции в промежутках между сессиями выполняют Политическая Комиссия (24 страны-члена) и Финансовый Совет (17 стран-членов). Россия представлена в этих органах. Политическая комиссия и Финансовый комитет подготавливают различные материалы и рекомендации для утверждения Высшим органом WCO. Политическая комиссия определяет наиболее важные стратегические задачи деятельности WCO и собирается дважды в год. Исполнительными органами являются секретариат, постоянно действующие комитеты.

В состав Секретариата WGO, кроме экспертов  по различным техническим вопросам, входит и небольшая группа специалистов по вопросам обучения. Она подготавливает образовательные модули по разнообразным аспектам таможенной деятельности для использования их преподавателями таможенного дела; проводит курсы и семинары по главным конвенциям; знакомит с работой Всемирной таможенной организации и преподает знания в различных областях таможенной деятельности; выявляет потребности в обучении в различных регионах мира.

WCO поддерживает отношения с  другими международными организациями, такими как ООН, Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд. WCO стремится участвовать в разработке международных программ совместно с данными организациями, а также разрабатывает специальные программы. Примером может быть программа «Борьба с коррупцией и отмыванием грязных денег» ("Integrity"). Она предполагает исследование не только процессов, проходящих внутри таможенной службы, но и ее взаимодействия с другими службами (налоговой службой и налоговой полицией, банками и др.). Эта программа включает эффективные варианты борьбы с коррупцией в различных таможенных службах мира.

Основная цель WCO - это содействие в создании и развитии современных эффективных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира.

По основным направлениям таможенной деятельности созданы Комитеты (рабочие органы Совета), которые работают по таможенным процедурам, таможенной стоимости, правилам определения страны происхождения товаров, гармонизированной системе описания и кодирования товаров, и др.

Различные технические  комитеты подразделяются по проблематике на четыре группы. Проблемой номенклатуры и классификации товаров занимаются: Комитет по гармонизированной системе, Подкомитет по пересмотру Гармонизированной системы, Подкомитет по науке. Таможенной оценкой товаров ведает Технический комитет по таможенной оценке товаров. Техническими средствами таможенной службы ведают: Постоянный технический комитет, Правоохранительный комитет, Подкомитет по автоматизированной обработке данных. Определением страны происхождения товаров занимается Технический комитет по определению страны происхождения товаров.

 

 

2.2. Формы экономической и таможенной интеграции России

с другими странами

 

На пути экономической  интеграции страны проходят несколько этапов. Первый этап получил наименование «зоны свободной торговли». В ней государства-участники остаются отдельными таможенными территориями и самостоятельно определяют режим экономических отношений с третьими странами. Стороны договариваются лишь ограничить свой суверенитет по отношению к внешнеторговой политике друг друга.

Примером функционирования «зоны свободной торговли» является деятельность Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), образованной в 1960г.

Государства бывшего  Советского Союза образовали Содружество  Независимых Государств (СНГ) в соответствии с Беловежским соглашением об образовании СНГ от 8 декабря 1991 г., подписанным в Минске, и Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 г. В состав содружества вошли 11 государств: Российская Федерация, Республика Беларусь, Украина, Азербайджанская Республика, Республика Армения (с 1993 г.), Республика Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Грузия.

23 декабря 1993 г. в  Ашхабаде в целях координации  деятельности таможенных служб стран СНГ образован Совет руководителей таможенных служб (СРТС СНГ).

Установлено информационное взаимодействие СРТС с Советом командующих пограничными войсками СНГ. Утверждена типовая технология таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. Действуют рабочие группы по наиболее важным направлениям таможенного дела.

15 апреля 1994 г. было  заключено и сразу вступило  в силу соглашение о свободной  торговле между странами СНГ,  в соответствии с которым страны Содружества отказались от взимания импортных пошлин и аналогичных сборов при взаимной торговле. Соглашение, однако, предусматривало сохранение таможенного контроля и соответствующих сборов на границах стран Содружества. Оно также не посягало на отмену экспортных пошлин, которые применялись Россией, Украиной, Казахстаном и некоторыми другими государствами.

Участники зоны свободной  торговли заключили соглашение об упро- 
щении и унификации процедур таможенного контроля на таможенной 
границе. Таможенные службы стран СНГ отныне признают таможенное 
обеспечение (пломбы, оттиски печатей, штампы) и таможенные докумен-

ты друг друга, освобождают  от таможенного досмотра транзитные товары (кроме случаев предполагаемых правонарушений), обмениваются необходимой информацией, проводят расследование по просьбам друг друга. Создан узел государств - членов СНГ по обмену информацией об обороте наркотических средств и других правонарушениях, аналогичный региональным узлам связи WCO.

Кроме многосторонних документов, между государствами заключены  двусторонние межправительственные и  межведомственные договоры, соглашения и протоколы. Например, между Россией и Грузией, Россией, Кыргызстаном и Молдовой - «Соглашение о сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации таможенных кадров» (23 ноября 1994 г.), с республикой Армения - «Соглашение о порядке таможенного оформления транзитных грузов».

Главными проблемами в деятельности СРТС остаются контроль за полнотой и своевременностью принятия решений, анализ практики и эффекта их исполнения.

Реально СНГ превратилось в ряд  субрегиональных экономических группировок, в число которых входят: Союз России и Белоруссии, Сообщество

Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и России, центрально-азиатская (Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан) и восточно-европейская (Украина, Молдова) группировки, ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова).

Вторым этапом экономического и таможенного сотрудничества является создание таможенных союзов.

Таможенный союз, сохраняя национальные таможенные органы, предполагает замену нескольких таможенных территорий одной; это не только свободная от количественных и других нетарифных ограничений торговля товарами (по аналогии с ЗСТ), но и полная отмена таможенных пошлин внутри союза; введение единого внешнего таможенного тарифа; проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран, часто поручаемое центральному руководящему органу, в котором представлены все страны - члены таможенного союза.

Участники таможенного союза передают коллективным институтам всю свою компетенцию в области торговой политики, и дальнейшая судьба их внешней торговли зависит от коллективного решения. Внутри таможенного союза возможны, однако, различные степени интеграции. Пограничный таможенный контроль между государствами - участниками таможенного союза может быть сохранен (как в ЕС в 1968-1992 гг.) или упразднен (как в ЕС с 1993 г.).

Государства, вступающие в таможенный союз, выражают готовность устранить ограничения во взаимной торговле, составить взаимоприемлемый тариф. Одновременно допускается различие технических стандартов, систем налогообложения. Каждая страна может иметь собственную систему оформления импорта, в том числе и из других стран таможенного союза, или использовать унифицированный механизм таможенного оформления (такой механизм действовал в ЕС в 1988-1992 гг.). Косвенные налоги, такие как НДС и акцизы, при взаимной торговле, как правило, взимаются в стране назначения.

Упразднение пограничного таможенного контроля свидетельствует о перерастании таможенного союза в экономический союз. При этом требуется активная координация экономической политики стран-участниц. Ликвидация пограничного контроля требует принятия дополнительных интеграционных мер.

Такими мерами могут быть:

- возвращение косвенных  налогов в страну происхождения  товаров, если речь идет о  торговле внутри объединения;

организация эффективного механизма контроля за реализацией  товаров или полная унификация налоговых ставок;

- установление единых количественных ограничений на внешнюю торговлю для всех стран участниц интеграции (возможно, с квотами по государствам);

- установление единого порядка таможенного оформления.

Таким образом, таможенный союз - это союз группы государств против третьих стран. Его основная цель - защита рынков стран-участниц. Этому способствует единый таможенный барьер, единство на переговорах с другим партнерами на мировой арене. Таможенный союз закладывает прочный экономический, правовой и институциональный фундамент для более высокой ступени интеграции.

Информация о работе Сотрудничество таможенных органов стран СНГ