Автор: c*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 17:39, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании оценки эффективности деятельности федеральной таможенной службы России.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие эффективности деятельности таможенных служб;
рассмотреть теоретико-методологическую основу эффективности деятельности таможенных служб;
исследовать структуру и основные показатели федеральной таможенной службы России;
рассмотреть оценку деятельности ФТС России в 2009 году.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ…………………………………..5
1.1. Понятие эффективности таможенной деятельности…………………...…..5
1.2. Критерии к показателям эффективности таможенных служб………….....7
1.3. Элементы и методы оценки эффективности таможенных служб………..9
1.4. Стратегические цели и критерии оценки эффективности работы
таможенных служб……………………………………………………………....13
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ……………………………………………………………..17
2.1. Общая характеристика Федеральной Таможенной Службы России……17
2.2. Оценка деятельности ФТС России в 2009 году…………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…30
Этот
процесс важен как для
Применительно к таможенной деятельности данные показатели результативности можно представить в следующем виде «Типологии показателей эффективности применительно к таможенной деятельности» (См.приложение 1).
Проводимая
в настоящее время реформа государственной
службы в Российской Федерации, направленная
на модернизацию и улучшение деятельности
органов власти, также как и большинство
западных стран, осуществляет внедрение
систем показателей эффективности.
Существуют
различные подходы к
В
качестве показателей в этом случае используется
отношение общих доходов таможенной службы
(суммы таможенных платежей, перечисляемых
в федеральный бюджет) к общим фондам,
которым располагают таможенные органы
для осуществления административно-
Существенным недостатком такого метода является то, что его можно применять только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. В данном случае объёмы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного влияния таможни, и лишь в малой степени они зависят от самой таможни. В условиях финансового кризиса таможенные платежи упали на 25-30 процентов, но это совсем не значит, что таможенники стали работать хуже.
В
наиболее приемлемом варианте подобный
метод сопоставления результата и затрат
можно использовать при оценке эффективности внедрения
работы инспекционно-досмотровых
Данный подход можно применить и при расчете эффективности переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе. В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустройство новой приграничной таможенной инфраструктуры – это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того, можно достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции).
Другим подходом, используемым при оценке эффективности управленческих структур, является рассмотрение таможенного дела как выполнение определённой совокупности государственных функций. При таком подходе эффективность оценивается как степень достижения поставленных целей (результативность). Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко.
Исходя
из таможенного законодательства и на
основании Положения о
Потенциал таможни и её деятельность должны оцениваться исходя из того, какой вклад она вносит в решение стратегических народнохозяйственных задач. Таможня является частью системы народного хозяйства страны. А это значит, что её целевые установки и соответственно деятельность в стратегическом, тактическом и оперативном разрезе должны быть органично «встроены» в цели социально-экономического развития страны. При этом степень этой «встроенности», выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оценки её эффективности.
Исходя из народнохозяйственных целей, можно выделить, как минимум, шесть элементов оценки эффективности таможенных органов:
Особо следует отметить, что критерии и показатели эффективности должны быть определены таким образом, чтобы их расчетные величины за анализируемый период позволяли сопоставить целевые установки и достигнутые результаты, то есть оценить степень результативности предпринимаемых мер в соответствии с выбранными стратегиями.
Оценка эффективности таможенной политики должна позволять осуществлять мониторинг стратегических целей социально-экономического развития страны и задач таможенной политики как фактора влияния на эффективность всего народного хозяйства.
Показатель
эффективности таможенного
таможенного администрирования должны быть непротиворечивы и совместимы с целями таможенной политики.
Оценка
эффективности административно-
Оценка эффективности использования информационных таможенных ресурсов должна позволить сделать вывод о качестве документооборота (в том числе и электронного) с точки зрения его оптимизации при принятии тех или иных управленческих решений, направленных на реализацию целей таможенной политики и таможенного администрирования.
Оценка
эффективности материально-
Оценка
эффективности использования человеческого
фактора должна исходить из сопоставления
объективных потребностей и реальных
совокупных способностей таможенного
персонала. При этом в общую оценку должны
войти соответствующие профессиональные
знания и умение грамотно организовывать
и осуществлять текущие таможенные процессы,
осознавать роль и место таможни в развитии
экономики страны и руководствоваться
этим в своей повседневной работе, применять
передовые технологии и методы организации
таможенного дела, повышать культуру обслуживания
участников ВЭД, противостоять коррупции
и формировать антикоррупционную среду.
В соответствии с основными задачами экономического развития России определены следующие стратегические цели работы Федеральной таможенной службы, утверждённые на заседании Правительства Российской Федерации 5 июля 2007 года:
1) повышение уровня соблюдения
Российской
Федерации, обеспечение
2) повышение качества
Степень достижения первой стратегической цели оценивается следующими показателями:
За время применения утверждённых оценочных показателей
накопился определённый опыт и можно уже в известной мере выявить его плюсы и минусы, сделать выводы о необходимости внести оценочную систему определённые корректировки.
На данный момент, в качестве одного из возможных вариантов оценки результативности достижения первой стратегической цели следует использовать следующие показатели:
1) уровень собираемости таможенных платежей
2)
уровень нелегального ввоза
Уровень
собираемости таможенных платежей предлагается
рассчитывать как отношение (дробь) следующих показателей.
В числителе указывается фактически перечисленная
в бюджет сумма таможенных платежей за
отчетный бюджетный период. В знаменателе указывается
Однако данный показатель также имеет в себе изъян, так как оперирует учтенными объемными показателями, и не принимает во внимание неучтенные объемы ввоза товаров, то есть нелегального импорта.
В связи с этим можно использовать такой показатель как уровень нелегального ввоза, который рассчитывается как отношение объема импорта товаров на основании официальной статистики Российской Федерации и объема экспорта товаров в Россию из стран контрагентов на основании данных платежного баланса Банка России и статистики Международного валютного фонда4.
В качестве дополнительного показателя можно использовать сумму недополученных таможенных платежей в связи с нелегальным ввозом товаров, исчисленных исходя из объемов нелегального ввоза и фактического среднего уровня налогообложения в отчетном бюджетном периоде. При этом, наравне с абсолютным показателем, можно использовать и относительный показатель, рассчитанный как отношение (дробь) фактически перечисленной суммы таможенных платежей в отчетном бюджетном периоде к расчетной сумме недополученных таможенных платежей в связи с нелегальным ввозом товаров.
Степень достижения второй стратегической цели в настоящее время определяется следующими установленными для ФТС показателями: