Система методов, критериев и показателей оценки эффективности таможенной деятельности

Автор: c*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании оценки эффективности деятельности федеральной таможенной службы России.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие эффективности деятельности таможенных служб;
рассмотреть теоретико-методологическую основу эффективности деятельности таможенных служб;
исследовать структуру и основные показатели федеральной таможенной службы России;
рассмотреть оценку деятельности ФТС России в 2009 году.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ…………………………………..5
1.1. Понятие эффективности таможенной деятельности…………………...…..5
1.2. Критерии к показателям эффективности таможенных служб………….....7
1.3. Элементы и методы оценки эффективности таможенных служб………..9
1.4. Стратегические цели и критерии оценки эффективности работы
таможенных служб……………………………………………………………....13
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ……………………………………………………………..17
2.1. Общая характеристика Федеральной Таможенной Службы России……17
2.2. Оценка деятельности ФТС России в 2009 году…………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………28
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…30

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 493.40 Кб (Скачать)

     Этот  процесс важен как для целеполагания и планирования деятельности государственных гражданских служащих, так и для проведения оценки результативности и определения уровня вознаграждения. Количественные показатели эффективности легче оценивать при проведении мониторинга, кроме того, они обеспечивают объективность оценки и не зависят от субъективного отношения руководителей к подчиненным.

     Применительно к  таможенной деятельности данные показатели результативности можно представить в следующем виде «Типологии показателей эффективности применительно к таможенной деятельности» (См.приложение 1).

     Проводимая  в настоящее время реформа  государственной службы в Российской Федерации, направленная на модернизацию и улучшение деятельности органов власти, также как и большинство западных стран, осуществляет внедрение систем показателей эффективности. 

1.3. Элементы и методы оценки эффективности  таможенных служб

 

     Существуют  различные подходы к количественной оценке эффективности таможенной службы. Один из подходов опирается на рассмотрение таможенного дела как производственной деятельности, связанной с оказанием  услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой  эффективности хозяйствующих субъектов  в основу данного подхода положен  метод сопоставления результата и затрат.

     В качестве показателей в этом случае используется отношение общих доходов  таможенной службы (суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет) к общим фондам, которым располагают таможенные органы для осуществления административно-производственной деятельности и оплаты труда, либо удельная сумма перечислений в бюджет в расчете на одного сотрудника, либо другие аналогичные показатели.

     Существенным  недостатком такого метода является то, что его можно применять  только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать  и количественно измерить. В данном случае объёмы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного влияния таможни, и лишь в малой степени они зависят от самой таможни. В условиях финансового кризиса таможенные платежи упали на 25-30 процентов, но это совсем не значит, что таможенники стали работать хуже.

     В наиболее приемлемом варианте подобный метод сопоставления результата и затрат можно использовать при  оценке эффективности внедрения  работы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на таможенных постах. Результатом работы ИДК является выявление контрабандных товаров, который можно выразить в денежном измерении, а именно в виде сумм таможенных платежей, которые взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюджета, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК можно оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки окупаемости ИДК.

     Данный  подход можно применить и при  расчете эффективности переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе. В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустройство новой приграничной таможенной инфраструктуры – это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того, можно достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции).

     Другим  подходом, используемым при оценке эффективности управленческих структур, является рассмотрение таможенного дела как выполнение определённой совокупности государственных функций. При таком подходе эффективность оценивается как степень достижения поставленных целей (результативность). Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко.

     Исходя  из таможенного законодательства и  на основании Положения о таможенной службе, у ФТС имеется не одна цель, а несколько3. Эффективность работы таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает эффективность исполнения одной из задач или одной из целевых функций.

     Потенциал таможни и её деятельность должны оцениваться исходя из того, какой  вклад она вносит в решение  стратегических народнохозяйственных задач. Таможня является частью системы  народного хозяйства страны. А  это значит, что её целевые установки  и соответственно деятельность в  стратегическом, тактическом и оперативном  разрезе должны быть органично «встроены» в цели социально-экономического развития страны. При этом степень этой «встроенности», выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оценки её эффективности.

     Исходя  из народнохозяйственных целей, можно  выделить, как минимум, шесть элементов оценки эффективности таможенных органов:

  • эффективность таможенной политики;
  • эффективность таможенного администрирования;
  • эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы;
  • эффективность использования информационных таможенных ресурсов;
  • эффективность использования материально-технической базы таможенных органов;
  • эффективность человеческого фактора таможни.

     Особо следует отметить, что  критерии и  показатели эффективности должны быть определены таким образом, чтобы  их расчетные величины за анализируемый период позволяли сопоставить целевые установки и достигнутые результаты, то есть оценить степень результативности предпринимаемых мер в соответствии с выбранными стратегиями.

       Оценка  эффективности таможенной политики должна позволять осуществлять мониторинг стратегических целей социально-экономического развития страны и задач таможенной политики как фактора влияния на эффективность всего народного хозяйства.

       Показатель  эффективности таможенного администрирования  должен ответить на вопрос, правильно  ли выбраны цели таможенного администрирования  и насколько правильно выбраны  пути их достижения, насколько качественно  осуществляются таможенные процедуры. Цели таможенного администрирования  и пути их достижения определяются непосредственно таможенной службой. В идеальном случае цели

таможенного администрирования должны быть непротиворечивы  и совместимы с целями таможенной политики.

       Оценка  эффективности  административно-управленческого  потенциала таможенной службы должна «разложить» общую эффективность на составные части в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений и механизмов деятельности (стратегий, программ, проектов, функций, технологий, методов). При этом основная задача состоит в том, чтобы проанализировать результативность каждого подразделения таможенной службы как взятого по отдельности, так и в их взаимодействии с точки зрения синергического сложения сил для достижения целей таможенной политики и таможенного администрирования.

       Оценка  эффективности использования информационных таможенных ресурсов должна позволить сделать вывод о качестве документооборота (в том числе и электронного) с точки зрения его оптимизации при принятии тех или иных управленческих решений, направленных на реализацию целей таможенной политики и таможенного администрирования.

       Оценка  эффективности материально-технической  базы таможенных органов должна выражать реальный экономический эффект от каждого  рубля, вложенного в таможенную систему  из средств федерального бюджета.

       Оценка  эффективности использования человеческого фактора должна исходить из сопоставления объективных потребностей и реальных совокупных способностей таможенного персонала. При этом в общую оценку должны войти соответствующие профессиональные знания и умение грамотно организовывать и осуществлять текущие таможенные процессы, осознавать роль и место таможни в развитии экономики страны и руководствоваться этим в своей повседневной работе, применять передовые технологии и методы организации таможенного дела, повышать культуру обслуживания участников ВЭД, противостоять коррупции и формировать антикоррупционную среду. 

1.4. Стратегические цели и критерии  оценки эффективности работы  таможенных служб.

 

     В соответствии с основными задачами экономического развития России определены следующие стратегические цели работы Федеральной таможенной службы, утверждённые на заседании Правительства Российской Федерации 5 июля 2007 года:

1) повышение уровня соблюдения таможенного законодательства 

Российской  Федерации, обеспечение полноты  и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов;

2) повышение качества предоставления  услуг таможенными органами, сокращение  издержек  участников  внешнеэкономической  деятельности и государства, связанных  с  таможенным  оформлением и  таможенным контролем.

       Степень достижения первой стратегической цели оценивается следующими показателями:

  • доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений), рассмотренных судами;
  • уровень исполнения федерального закона о федеральном бюджете в части перечисления таможенных платежей;
  • доля таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет.

     За   время     применения    утверждённых   оценочных    показателей

накопился определённый опыт и можно уже в известной  мере выявить его плюсы и минусы, сделать выводы о необходимости  внести оценочную систему определённые корректировки.

     На  данный момент, в качестве одного из возможных вариантов оценки результативности достижения первой стратегической цели следует использовать следующие показатели:

       1) уровень собираемости таможенных платежей

       2) уровень нелегального ввоза товаров.

       Уровень собираемости таможенных платежей предлагается рассчитывать как отношение (дробь) следующих показателей. В числителе  указывается фактически перечисленная  в бюджет сумма таможенных платежей за отчетный бюджетный период. В  знаменателе указывается расчетная величина таможенных платежей, исчисленная, исходя из фактических макроэкономических показателей отчетного бюджетного периода. Другими словами, предлагается сопоставить, сколько таможенных платежей должно быть перечислено, исходя из фактических макроэкономических параметров, и сколько реально перечислено в бюджет.

     Однако  данный показатель также имеет в себе изъян, так как оперирует учтенными объемными показателями, и не принимает во внимание неучтенные объемы ввоза товаров, то есть нелегального импорта.

В связи с этим можно использовать такой показатель как уровень нелегального ввоза, который рассчитывается как отношение объема импорта товаров на основании официальной статистики Российской Федерации и объема экспорта товаров в Россию из стран контрагентов на основании данных платежного баланса Банка России и статистики Международного валютного фонда4.

     В качестве дополнительного показателя можно использовать сумму недополученных таможенных платежей в связи с  нелегальным ввозом товаров, исчисленных  исходя из объемов нелегального ввоза и фактического среднего уровня налогообложения в отчетном бюджетном периоде. При этом, наравне с абсолютным показателем, можно использовать и относительный показатель, рассчитанный как отношение (дробь) фактически перечисленной суммы таможенных платежей в отчетном бюджетном периоде к расчетной сумме недополученных таможенных платежей в связи с нелегальным ввозом товаров.

     Степень достижения второй стратегической цели в настоящее время определяется следующими установленными для ФТС показателями:

Информация о работе Система методов, критериев и показателей оценки эффективности таможенной деятельности