Роль таможенных органов в регулировании ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение роли таможенных органов в регулировании внешней торговли. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)определить роль таможенных органов в регулировании ВЭД;
2)рассмотреть экономические проблемы и перспективы таможни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..стр.3.
Глава 1.Таможенные органы. Общие положения………………………стр.4.
1.1.Понятие и статус таможенных органов…………………...................стр.4.
1.2.Система и виды таможенных органов……………………………….стр.5.
Глава 2.Регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ…………………………………………………………………………..стр.8.
2.1. Таможенные органы как органы государственного регулирования и контроля в сфере ВЭД……………………................................................стр.11.
2.2.Анализ внешнеэкономической деятельности России:……………..стр.16.
2.2.1. Анализ динамики и структуры внешнеторгового оборота РФ……………………………………….....................................................стр.16.
2.2.2.Анализ динамики и структуры валютных операций…..................стр.21.
2.2.3. Обзор проблем по осуществлению внешнеэкономической деятельности в России……………………………………………………стр.24.
Глава 3. Экономические проблемы и перспективы таможни.…………………………...............................................................стр.26.
3.1.Меры для реализации новой таможни………………………………стр.28.
Заключение………………………………………………………………...стр.29.
Список используемой литературы……………………………………….стр.30.

Работа содержит 1 файл

Глава2ап.docx

— 121.50 Кб (Скачать)

   Таможенные органы  выполняют возложенные на них  функции на единой правовой  основе. Закон РФ «О таможенном  тарифе» являются единой базой  всего механизма правового регулирования  таможенных отношений, затрагивают  все основные вопросы, возникающие  в практической деятельности  таможенных органов. 

   На предприятия,  организации и учреждения системы  таможенных органов полностью  распространяется гражданское законодательство. Вместе с тем административно-правовой  статус системы таможенных органов  имеет особенности – они учреждены  государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2.РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Р.Ф.

Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и  экономической стабилизации республики. Сейчас нет практически ни одной  отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.

На всех исторических этапах развития государства внешнеэкономическая  деятельность оказала влияние на решение экономических проблем  на различных уровнях.

Еще ни одной стране не удалось  создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

Развитие внешнеэкономической  деятельности играет особую роль в  современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в  мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми  зарубежными странами, которые проявляют  к этому готовность. Развитие внешнеэкономической  деятельности очень важно как  всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.

Россия имеет экспортно-импортные  связи более чем со 100 странами мира. Сегодня невозможно представить  деятельность ни одного крупного предприятия  без участия его во ВЭД.

Развитие внешнеэкономической  деятельности РФ ориентируется на решение  следующих задач:

  • Интеграцию страны в мировую экономику;
  • Поддержку процессов интеграции со странами СНГ;
  • Выравнивание сальдо внешнеторгового и платежного балансов;
  • Совершенствование структуры внешней торговли в товарном и географическом аспектах;
  • Выход на новые международные рынки и диверсификация экспорта на освоенных рынках;
  • Сохранение экономической, экологической безопасности страны;
  • Подготовку и проведение переговоров по вступлению в ВТО.

                            Решение этих задач предусматривает:

1)актуализацию валютно-финансовых и тарифных мер регулирования экспортно-импортных операций;

2)перенос центра тяжести внешнеторгового регулирования; развитие экспорта как основного источника валютных поступлений;

3)интенсификацию процессов привлечения иностранных инвестиций;

4)защиту интересов национального рынка

5)эффективное вхождение в мирохозяйственные связи.

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Особенно возрастает роль государственного регулирования в  условиях экономического кризиса. Мировой  опыт показал, что выход из кризиса  возможен лишь при жесткой централизации  государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению  экономического роста. Так было с  западноевропейскими странами в  послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно.

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности - одна из важнейших и самых сложных  задач государства. Хорошо продуманная  и правильно организованная политика в области ВЭД - важнейший фактор успешного развития экономики любой  страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей  стране - непродуманная политика государства  в области ВЭД.

Основные институциональные  изменения в этой сфере произошли  в ноябре 1991 года, когда принятым законом была упразднена официальная  государственная монополия на внешнеторговую деятельность. Российские экспортеры и импортеры получили возможность  самим выбирать внешнеторговых партнеров. Непосредственное участие государства  во внешней торговле было значительно сокращено: с упразднением государственных заказов обязательства по межправительственным торговым соглашениям взяли на себя торговые агенты.

Однако, вовлеченность государства во внешнеторговую деятельность в разных формах остается на достаточно высоком уровне. Так, двусторонние межправительственные соглашения, заключенные Россией со странами СНГ, сохраняют признаки государственного контроля за внешней торговлей. Большинство этих соглашений, имеющих сходную структуру, определяет объем взаимных поставок и фиксирует их цену на уровне, часто оказывающимся ниже уровня цен мирового рынка.

Наряду с двусторонними  соглашениями со странами СНГ другие сектора внешней торговли также  были подвержены вмешательству государства. В 1992 и 1993 годах государство осуществило  импортные закупки на сумму в 20 млрд. и 12 млрд. долларов соответственно. Зачастую финансируемый за счет внешних  займов импорт состоял в основном из пшеницы и фармацевтических товаров. В сфере экспорта торговля так называемыми “стратегически важными товарами”, такими как сырая нефть, электроэнергия, удобрения, рыба, икра и древесина - составляющими существенную долю российского экспорта - также являлась предметом жесткого административного регулирования со стороны государства. Так, фирмы, намеревающиеся экспортировать эти товары должны пройти процедуру регистрации и получить в МВЭС соответствующую лицензию. Поэтому, несмотря на то, что правительство настаивает на распределении экспортных лицензий между несколькими конкурирующими фирмами, чтобы избежать монополизации рынка, сама процедура лицензирования является по сути одной из форм нетарифных ограничений, препятствующих выходу на рынок новых экспортеров. Кроме того, введенный в начале 1994 года “паспорт сделки”, дающий возможность банкам контролировать возврат инвалютных доходов российских экспортеров, - еще один пример усиления контроля за внешнеторговой деятельностью.

Продолжающийся процесс  приватизации также окажет определенное влияние на внешнеторговую деятельность, так как некоторые государственные  производители, являющиеся крупными внешнеторговыми  агентами, вовлечены в этот процесс. Например, Газпром, крупнейший в мире производитель газа, уже предложил  к продаже около 38% своих акций. Аналогичные изменения формы  собственности ожидают нефтяную компанию Лукойл.

Итак, несмотря на то, что  существенный прогресс в решении  проблемы государственного вмешательства  во внешнеторговую деятельность очевиден, некоторые области все еще  находятся под централизованным контролем. Прежде всего речь идет о двусторонних торговых отношениях России со странами СНГ и об экспорте стратегического сырья.

Международные экономические  отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической  жизни. Экономические связи между  государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они  существовали преимущественно как  внешнеторговые, решая проблемы обеспечения  населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретала оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Внешняя торговля оставалась определяющей формой международных связей, и от того, на сколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависило его место в современной мировой экономике.

 В ходе эволюции  внешнеэкономические связи переросли  внешнюю торговлю и превратились  в сложную совокупность международных  экономических отношений – мировое  хозяйство. Происходящие в нем  процессы затрагивают интересы  всех государств мира.

К числу важнейших форм мировых экономических отношений  относятся:

  • международная торговля товарами и услугами;
  • движение капиталов и зарубежных инвестиций;
  • миграция рабочей силы;
  • обмен в области науки и техники;
  • валютно-кредитные отношения.

Хотя различные формы международных  экономических связей развиваются во взаимодействии, в реализации каждой из них есть своя специфика, что позволяет говорить о них как о составных частях структуры мирового хозяйства. В структуру мирового хозяйства входят мировые рынки товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, международная валютная система, международная кредитно-финансовая система, сфера обмена в области науки, техники и информации, международный туризм и др.

Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через  национальные границы ускоряет развитие и совершенствование всемирной инфраструктуры. Наряду с крайне важной транспортной системой (морской, речной, воздушный, железнодорожный транспорт) все большее значение для развития мировой экономики приобретает мировая сеть информационных коммуникаций.

Международный обмен все  больше смещается от материализованных в товарах форм связей («видимая торговля») к нематериализованным, т.е. к увеличению обмена научно-техническими достижениями производственным и управленческим опытом, другими видами услуг («невидимая торговля»). Заметно растет их объем и в международном обмене, в частности, такой их составляющей, как «нематериальный» информационный капитал: базы данных, программное обеспечение, организационное знание и т.п. Развитие информационной инфраструктуры зависит от уровня развития промышленности. Но и конкурентоспособность самой промышленности во все большей мере определяется информационной составляющей. Информационная ситуация в стране, подключенность к каналам мировых сетей информационных коммуникаций стала во многом определять роль и место страны в международном разделении труда и во всемирном хозяйстве.

 

2.1. Таможенные органы как органы государственного регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности.

Одним из основных элементов  проводимой в стране экономической  реформы, предусматривающей переход  от административных методов управления к экономическим, является изменение роли государственного регулирования внешней торговли.

Эффективно действующий  механизм таможенного тарифного  и нетарифного регулирования  является неотъемлемым условием для  проведения Россией активной и целостной  таможенной политики, а также для  решения таможенными органами задач  по обеспечению экономической безопасности РФ, защите ее экономических интересов.

Рассмотрим сначала тарифные средства и меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 К таким средствам  следует отнести сам таможенный  тариф, а также, методы определения  и контроля таможенной стоимости  товаров, страны происхождения  товаров, порядок уплаты таможенных  платежей и предоставления тарифных  льгот.

Таможенный тариф –  наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней  торговли, действующий через механизм ценообразования.

Среди основных функций таможенного  тарифа особо выделяются протекционистская  и фискальная функции.

Протекционистская функция  связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает  стоимость последних при реализации на внутреннем рынке и тем самым  повышается конкурентноспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного  тарифа обеспечивает поступление средств в доходную часть бюджета страны.

Кроме вышеназванных функций  таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует  развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров повышается общий  уровень цен на такие товары, национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован  для инвестиций в экономику или  в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, для повышения  конкурентноспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенный тариф в  ряде случаев может быть использован  для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких или нулевых ставок в отношении  отдельных товаров, необходимых  для изготовления экспортной продукции.

Многоплановость и специфика  влияния таможенного тарифа на развитие внешнеэкономических отношений  и экономики в целом требуют  от государственных органов, связанных  с его разработкой, взвешенного  подхода к определению уровня ставок пошлин.

Информация о работе Роль таможенных органов в регулировании ВЭД