Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 13:31, реферат

Описание работы

23 июня 2005 года кардинально новый уровень безопасности мировой торговли стал реальностью благодаря единодушному принятию руководителями национальных таможенных администраций, представляющих 166 стран-членов ВТО, Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли на ежегодно проводимой сессии Совета в штаб-квартире ВТО в Брюсселе. Это уникальный инструмент, позволяющий перейти на новые принципы безопасной международной торговли, знаменует собой начало принципиально нового подхода к методам работы и взаимодействия таможенных администраций и деловых кругов.

Работа содержит 1 файл

Рамочн стандарты.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

4.4. Справочные  материалы

     Руководство ВТО по управлению рисками, Глобальная информационно-разведывательная стратегия ВТО, Стандартные методы оценки рисков ВТО (СОР) и Общие индикаторы повышенного риска представляют собой полезные справочные материалы для управления рисками (и их оценки). 

Стандарт 5 Груз или контейнер повышенного  риска

     Грузовые  или контейнерные отправки повышенного  риска - это такие отправки, по которым недостаточно информации для того, чтобы считать их отправками низкого риска, отправки, в отношении которых тактическая разведка представила данные, свидетельствующие о них, как об отправках повышенного риска или отправки, признанные отправками повышенного риска по методике балльной оценки рисков на основе элементов данных, характеризующих безопасность. 

Выборка, профилирование и целевой отбор 

     Таможенные  службы должны использовать современные  методы идентификации и целевого отбора грузов, потенциально представляющих повышенный риск, включая, помимо прочего, предварительную электронную информацию о грузовых отправках в страну и из нее до отправки или прибытия, стратегические разведданные, автоматизированные данные о торговле, анализ аномальных ситуаций и показатели относительной безопасности цепи поставок товаров данной торговой компании.

     Например, входящая в "опору" "таможня-бизнес" практика сертификации и валидации системы безопасности пункта происхождения способствует снижению риска и уменьшает, таким образом, сферу целевого отбора. 

Стандарт 6 Предварительна я электронная информация

     Для того чтобы обеспечить адекватную оценку рисков таможенная администрация должна своевременно требовать предварительную  электронную информацию о грузовых или контейнерных отправках. 

6.1. Необходимость  компьютеризации

     Для предварительной передачи таможенным службам информации в электронном формате следует использовать таможенные компьютерные системы, включая электронный обмен информацией при экспорте и импорте. 

6.2. Рекомендации  в отношении ИКТ, содержащиеся  в Киотской конвенции

     Стандарты 7.1, 6.9, 3.21 и 3.18 Генерального приложения к ПКК требуют, чтобы таможенные службы применяли в своей работе информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), включая использование технологий Интернет-торговли. С этой целью ВТО подготовило подробное Руководство по использованию в таможенных службах автоматизированных систем. К данному Руководству по ИКТ Киотской конвенции следует обращаться при разработке новых или модернизации существующих таможенных систем ИКТ. Кроме того, таможенным администрациям рекомендуется обращаться к Таможенному сборнику ВТО по вопросам компьютеризации таможенных служб. 

6.3. Использование  систем экономических операторов

     В Рекомендациях по ИКТ предусматривается  также возможность использования коммерческих систем экономических операторов для проверки их на предмет выполнения таможенных требований. В частности, применительно к уполномоченной цепи поставок товаров отмечается, что предоставление таможенным службам возможности доступа в режиме on-line к коммерческим системам участвующих сторон, при условии решения всех возможных вопросов конфиденциальности и правовых вопросов, способствовало бы получению более широкого доступа к достоверной информации и открыло бы возможности для значительного упрощения процедур. Еще одним примером является "системы грузового сообщества" (СГС), когда в портах или аэропортах все участвующие в транспортной цепи стороны создают электронную систему, посредством которой они обмениваются всеми соответствующими данными о грузе и перевозке. Учитывая, что эти системы содержат все элементы, необходимые для таможенных служб, таможенные службы могли бы изучить возможность участия в таких системах и получения из них данных, необходимых для собственных целей. 

6.4. Стандарты  электронного обмена данными

     В Рекомендациях Киотской конвенции  по ИКТ таможенным службам рекомендуется предложить несколько решений для электронного обмена информацией. При том, что международный формат ООН EDIFACT, используемый для электронного обмена данными, по-прежнему является одним из предпочтительных вариантов, таможенным службам следует также изучить другие возможности такие, как формат XML. В зависимости от возникающих рисков вполне приемлемым решением могло бы быть использование электронной почты или телефакса. 

6.5. Модель данных ВТО

     Экономическим операторам, которые должны представлять грузовые и товарные декларации таможенным службам на основе наборов данных, содержащихся в Таможенной модели данных ВТО, следует применять требования к электронным сообщениям Таможенной модели данных ВТО. 

6.6. Безопасность  ИКТ

     Использование ИКТ в целом и для электронного обмена информацией по открытым сетям, в частности, требует наличия тщательно разработанной стратегии безопасности ИКТ. Поэтому безопасность ИКТ следует рассматривать как неотъемлемую часть любой таможенной стратегии обеспечения безопасности цепи поставок товаров. Для выработки эффективной и действенной стратегии безопасности информационных технологий таможенным службам необходимо провести оценку рисков.

     В Рекомендациях Киотской конвенции по ИКТ обрисованы способы, с помощью которых комплексная стратегия безопасности ИКТ может обеспечить наличие, целостность и конфиденциальность информационных систем, а также проходящей через них информации, включая, например, недопущение отрицания причастности к отправленному или принятому сообщению. Существует множество способов обеспечения безопасности ИКТ, которые можно найти в Рекомендациях Киотской конвенции по ИКТ. 

6.7. Цифровые  подписи 

     Одним из основных элементов безопасности ИКТ в стратегии обеспечения безопасности цепи поставок товаров являются цифровые подписи. Использование цифровых подписей или инфраструктуры сертификации открытых ключей (ИСОК) может играть важную роль в обеспечении безопасности электронного обмена информацией.

     Цепь  комплексного таможенного контроля включает предоставление участникам внешнеэкономической  деятельности возможности заблаговременно подавать свои декларации, как в таможенную администрацию страны-экспортера, так и в таможенную администрацию страны-импортера. Было бы весьма полезным, если бы экономические операторы смогли воспользоваться взаимным признанием цифровых сертификатов. Это позволило бы экономическим операторам подписывать все электронные сообщения, направляемые тем таможенным администрациям, которые согласились признать такой сертификат. Такое трансграничное признание цифровых сертификатов может помочь повысить безопасность, одновременно облегчив и упростив обязанности участников внешнеэкономической деятельности. С этой целью таможенным администрациям предлагается применять Рекомендацию ВТО об электронной передаче и аутентификации таможенной и иной соответствующей нормативной информации. 

6.8. Институциональное  развитие

     Таможенные  администрации, обращающиеся с просьбой об оказании помощи в разработке и приобретении необходимых автоматизированных систем, должны проявить политическую волю для внедрения Рамочных стандартов.  

6.9 Конфиденциальность и защита данных

     Обмен данными, как между таможенными  администрациями, так и с частным сектором по требованию таможенных служб, следует начинать лишь после проведения между заинтересованными государственными структурами консультаций по вопросам обеспечения необходимой конфиденциальности и защиты данных. С целью защиты права личности на конфиденциальность, обеспечения конфиденциальности торговой информации и предоставления гражданам доступа к их личным данным для проверки ее точности принимается законодательство о конфиденциальности и защите данных.

     В этом плане национальное законодательство должно содержать положения, предусматривающие необходимость обеспечения конфиденциальности и безопасности, а также достаточной защиты любых собираемых и/или передаваемых таможенными службами данных; кроме того, это законодательство должно предоставлять определенные права физическим и юридическим лицам, к которым имеет отношение данная информация.

     Аналогичным образом вопросы защиты конфиденциальности данных рассматриваются в существующих инструментах ВТО таких, как Иоганнесбургская конвенция и Типовое двустороннее соглашение. 

Стандарт 7 Целевой отбор и коммуникация

     Таможенные  администрации должны предусмотреть  возможность совместного целевого отбора и проверки на основе стандартных наборов критериев целевого отбора с применением совместимых механизмов коммуникации и/или обмена информацией; эти элементы будут способствовать созданию в будущем системы взаимного признания контроля. 

7.1. Глобальная  информационно-разведывательная стратегия ВТО

     В Главе IV Глобальной информационно-разведывательной стратегии ВТО содержатся положения  о стандартных методах оценки рисков (СМОР). СМОР являются важной частью разведывательной работы и позволяют получить индикаторы рисков, необходимые сотрудникам таможни для целевого отбора и проверки грузов и транспортных средств. 

7.2. Документ  ВТО "Стандартные методы оценки  рисков" (СМОР)

     В документе "Стандартные методы оценки рисков" содержится пять групп индикаторов  риска для таможенных администраций. По этим пяти группам: "вид транспорта", "защита доходов", "наркотики и прекурсоры", "безопасность" и "прочие запрещения и ограничения" - приводятся стандартные критерии целевого отбора. Эти группы подразделяются далее на несколько разделов, содержащих регулярно обновляемые индикаторы рисков. 

7.3. Документ  ВТО "Общий индикатор повышенного  риска"

     В документе ВТО "Общий индикатор  повышенного риска" содержатся индикаторы, которые образуют стандартные наборы критериев целевого отбора, позволяющие таможенным администрациям обнаруживать нарушения таможенных правил в целом.

     Документ  содержит следующие разделы: "Реквизиты  манифеста перевозчика"; "Выявление стран повышенного риска"; "Товарные и транспортные факторы, которые могут свидетельствовать об условиях повышенного риска"; "Известные товары повышенного риска, используемые в целях сокрытия"; "Перечень опасных грузов, которые потенциально могут быть использованы для совершения террористических актов" и "Факторы, которые могут отражать наличие повышенного риска такие, как контейнер, импортер/экспортер и грузоперевозчик". Эти наборы индикаторов также регулярно обновляются. 

7.4. Руководство  ВТО по индикаторам риска для  сотрудников таможенных органов – "Факторы нарушения прав интеллектуальной собственности"

     Данное Руководство содержит перечень фактов, свидетельствующих о наличии повышенной опасности пиратства и появлении контрафактной продукции. Эти 17 индикаторов риска образуют стандартный набор критериев целевого отбора, который должен использоваться сотрудниками таможенных органов, непосредственно работающими с грузами, для того, чтобы помочь им определить, какие именно партии грузов представляют собой наибольшую опасность с точки зрения нарушения прав интеллектуальной собственности. 

7.5. Юридические  соображения

     Для повышения эффективности мер  по обеспечению безопасности партий грузов и борьбы с трансграничной организованной преступностью таможенными  администрациями могут совместно  проводиться целевой отбор и  проверки. Правила и условия таких совместных действий обычно определяются таможенными администрациями. Инструменты ВТО такие, как Иоганнесбургская конвенция и Типовое двустороннее соглашение, содержат положения, способствующие организации такого международного или двустороннего сотрудничества. 

Стандарт 8 Показатели эффективности

     Таможенным  администрациям следует вести статистическую отчетность, содержащую показатели эффективности, включая, помимо прочего, количество досмотренных партий грузов, количество выделенных в отдельную подгруппу отгрузок повышенного риска, количество проведенных досмотров отгрузок отгрузок повышенного риска, количество проведенных досмотров отгрузок повышенного риска, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием технологий НИД, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием НИД и физических средств, количество досмотров отгрузок повышенного риска с использованием только физических средств, продолжительность таможенного оформления, а также положительные и отрицательные результаты. Эта отчетность должна обобщаться ВТО. 

Сбор  данных 

     Таможенные  администрации собирают данные и  используют их для расчета показателей  эффективности с целью оценки действенности и результативности применения ими Рамочных стандартов. Для этой цели подходит такой инструмент ВТО, как "исследование по прошествии времени" (Time Release Study) (TRS). 

Информация о работе Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли