Правовой статус таможенного представителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать особенности правового статуса таможенного представителя.
Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:
рассмотреть понятие, становление и проблемы развития института таможенного представителя в России
изучить законодательство РФ, определяющее правовой статус таможенного представителя
выявить особенности правового статуса таможенного представителя
рассмотреть судебную практику

Содержание

Введение 3
Глава 1. Таможенный представитель в России 5
1.1. Понятие и становление института таможенного представителя в России 5
1.2. Законодательство РФ, определяющее правовой статус таможенного представителя 10
1.3. Проблемы развития института таможенного представителя в настоящее время 13
Глава 2. Правовой статус таможенного представителя 15
2.1. Права и обязанности таможенного представителя 15
2.2. Порядок создания и ликвидация таможенного представителя 20
2.3. Юридическая ответственность таможенного представителя 26
Глава 3. Таможенный представитель: обзор судебной практики 29
Заключение 35
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

курсовая Рычгорская.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

     Во-первых, это наименование соответствует Киотской конвенции.

      Во-вторых, российское право и законодательство  содержит четкое определение  понятий «брокер» и «брокерская  деятельность»,  имеющих исторические корни.

     Даже согласно  Толковому словарю иностранных  слов под понятием брокер понимается  посредник при заключении сделок  на бирже, специализирующийся  по определенным видам товаров  и услуг.

     На основании  ст. 3 Федерального закона «О рынке  ценных бумаг» брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента  или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентами.

Следует отметить и то, что брокер может действовать  от своего имени и за счет клиента, в то время как законодатель в  принципе стремится отделить статус таможенный представитель от статуса представляемых лиц – декларантов (ст. 186 ТК ТС): таможенный представитель никогда не приобретает статуса представляемого лица.

 

 

1.2. Законодательство РФ, определяющее  правовой статус таможенного представителя

 

Одним из основных нормативных документов, регламентирующим деятельность таможенных представителей является Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года №17. Положения о таможенном представителе закреплены в ст. 12 – 17.

Таможенный представитель, согласно ст. 4 п. 34 Таможенного кодекса Таможенного Союза - юридическое лицо государства – члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного лица заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

Признаки таможенного  представителя согласно ст.12 ТК ТС:

  • юридическое лицо государства – члена таможенного союза;
  • юридическое лицо, включённое в реестр таможенных представителей;
  • совершение от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенных операций в соответствии с законодательством таможенного союза;
  • отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе;
  • при совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жёсткие требования, чем те, которые установлены для декларанта или иного заинтересованного лица.

Не смотря на то, что  таможенный союз предусматривает единое таможенное законодательство, единую таможенную территорию, таможенный представитель  не вправе осуществлять свою деятельность на территории любого государства – члена таможенного союза. Он вправе осуществлять эту деятельность только  на территории того государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в соответствующий Реестр.

Кроме того Таможенный кодекс Таможенного союза закрепил, что  деятельность таможенного представителя осуществляется на всей территории России и главный принцип этой деятельности – заключение договора на его услугу. То есть, таможенный представитель может заключать договоры в любом регионе страны. [10]

Ещё одним из основных нормативных документов, регламентирующим деятельность таможенных представителей является Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", который является по сути тем же кодексом, но считается текущим законом. Его положения устанавливают статус лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

В ст. 60–65 данного Федерального закона содержаться сведения о таможенном представителе. В этих статьях закреплены дополнительные условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей, которые не содержаться в Таможенном кодексе Таможенного союза, определяется, что должно содержать заявление о включении в реестр таможенных представителей и какие документы к нему прилагаются, а так же содержаться сведения о специалисте по таможенным операциям, который осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного представителя.

Так же деятельность таможенного  представителя регулируется другими  нормативными правовыми актами РФ.

Например, Приказ ФТС от 10 октября 2007 г. N 1257 «Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра таможенных представителей», который сейчас действует в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации о таможенном деле. Он определяет сроки и последовательность действий таможенных органов при принятии решения о возможности включения российских юридических лиц в Реестр таможенных представителей и при осуществлении функций ведения Реестра, внесением в Реестр сведений о юридических лицах, в отношении которых принято решение о возможности включения в Реестр, с внесением в Реестр изменений в отношении таможенных представителей, а также с исключением из Реестра сведений о юридических лицах, исключенных из Реестра.

 Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 261 "Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования".   В соответствии с п.4 ст. 12 Таможенного кодекса таможенного союза  Комиссия таможенного союза утвердила форму общего реестра таможенных представителей и порядок его формирования, который включает в себя включение юридического лица в реестр таможенных представителей, исключение юридического лица из реестра таможенных представителей, внесение изменений в реестр таможенных представителей в случае изменения сведений, заявленных юридическим лицом при включении в реестр таможенных представителей.

Приказ ФТС РФ от 30.07.2010 N 1428 "Об утверждении формы реестра  таможенных представителей", который основан на Решении Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 261. Этот приказ утверждает форму реестра таможенных представителей РФ.

 

 

1.3. Проблемы  развития института таможенного  представителя в настоящее время

 

В настоящее время в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО, возникла необходимость четкой регламентации действий таможенной службы в отношении лиц, включаемых в различного рода реестры, в том числе реестр таможенных представителей, с учетом международных стандартов, принятых и ВТО и Всемирной таможенной организацией.

Одной из основных проблем развития института таможенных представителей является организация логистического взаимодействия таможни и бизнес-сообщества. По экспертным оценкам, эффективным способом упрощения такого рода взаимодействия является введение в коммуникационный процесс современных таможенных технологий и технических средств, таких как, предварительное информирование, удаленный выпуск, электронное декларирование, инспекционно-досмотровые комплексы. Зарубежная практика показывает, что данные технологии позволяют, с одной стороны, найти баланс между ускорением и упрощением таможенных формальностей, с другой, достичь компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства.

Ещё одной важной проблемой является существование так называемых «серых» и «черных» брокеров, которые не несут никакой юридической ответственности за предоставленные к оформлению грузы и документы. Понятие «серые брокеры» применяется к тем компаниям, которые оказывают услуги по таможенному оформлению грузов и документов, но не имеют на это специального разрешения, т. е. не включены в реестр таможенных представителей. Понятие «черные брокеры» скорее относится к криминальным схемам таможенного оформления, когда грузы декларируют не полностью, искажая сведения в декларации и уходя от уплаты таможенных платежей. «Черные» брокеры действуют через создание фирм-однодневок, которые функционируют под недействительные контракты, с целью - вывезти из страны валюту или ввезти контрабанду.[16]

В настоящее  время услуги «черных» и «серых» брокеров очень популярны в среде предпринимателей. Прежде всего, потому, что легальные таможенные брокеры обычно предлагают более высокие цены за свои услуги, чем их нелегальные коллеги, а это препятствует в создании добросовестной конкуренции. Но таможенный представитель – это цивилизованный путь решения вопросов, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и, по всей видимости, законодатель должен предусмотреть для него какие-то преференции, льготы при осуществлении своей деятельности, не смотря на то, что законодательством закреплено равное право всех на перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза.

 

2. Правовой статус таможенного  представителя

 

2.1. Права и  обязанности таможенного представителя

 

В ст. 15 Таможенного кодекса  Таможенного союза закреплены права  таможенного представителя, а в  ст. 16 его обязанности.

Согласно п. 1 ст. 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного представителя представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Данное положение соответствует стандартному правилу Киотской конвенции, в соответствии с которой уполномоченное третье лицо (в данном случае - таможенный представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенной службой.

В соответствии со ст. 187 ТК ТС таможенный представитель, представляющий интересы декларанта, обладает следующими правами:

    • осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;
    • брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем;
    • присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;
    • знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров;
    • представлять в соответствии с настоящим кодексом документы и сведения в виде электронных документов;
    • обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;
    • привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;
    • пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными Таможенным кодексом Таможенного союза.

В п.п. 1 п. 2 ст. 15 закреплено, что при осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных Таможенным Кодексом требований.

Так как таможенный представитель самостоятельно совершает таможенные операции, но действует при этом от имени представляемого лица, необходимо чтобы его деятельность основывалась на исчерпывающей и точной информации. Это создает не только предпосылки для эффективной и правомерной деятельности таможенного представителя и выполнения участниками ВЭД требований таможенного законодательства, но и упрощает порядок разбирательства в случае возникновения конфликтных ситуаций. В подобных ситуациях представитель не сможет сослаться на то, что представляемое им лицо не предоставило в его распоряжение необходимых документов, если такие документы не были им прямо истребованы. Представляемое лицо, в свою очередь, не сможет мотивировать свой отказ предоставить необходимые документы тем, что содержащиеся в них сведения носят конфиденциальный характер.[14]

В п.п. 2 п. 2 ст. 15 указано, что таможенный представитель имеет право доступа в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, к информационным системам таможенных органов, используемым ими для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей.

Так же в соответствии с п.3 настоящей статьи законодательством государств - членов таможенного союза может быть предусмотрено право таможенного представителя ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении отдельных видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов) государства - члена таможенного союза.

Любое из перечисленных  ограничений сферы деятельности таможенного представителя осуществляется на стадии включения в Реестр таможенных представителей. Согласно п.п.3 п.1 ст. 62 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» сведения о намерении ограничить соответствующим образом сферу своей деятельности должны содержаться в заявлении о включении в Реестр таможенных представителей

Информация о работе Правовой статус таможенного представителя