Правовой статус таможенного представителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать особенности правового статуса таможенного представителя.
Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:
рассмотреть понятие, становление и проблемы развития института таможенного представителя в России
изучить законодательство РФ, определяющее правовой статус таможенного представителя
выявить особенности правового статуса таможенного представителя
рассмотреть судебную практику

Содержание

Введение 3
Глава 1. Таможенный представитель в России 5
1.1. Понятие и становление института таможенного представителя в России 5
1.2. Законодательство РФ, определяющее правовой статус таможенного представителя 10
1.3. Проблемы развития института таможенного представителя в настоящее время 13
Глава 2. Правовой статус таможенного представителя 15
2.1. Права и обязанности таможенного представителя 15
2.2. Порядок создания и ликвидация таможенного представителя 20
2.3. Юридическая ответственность таможенного представителя 26
Глава 3. Таможенный представитель: обзор судебной практики 29
Заключение 35
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

курсовая Рычгорская.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

Федеральная таможенная служба России

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал

__________________________________________________________________

Кафедра административного и таможенного права

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенное право»

 

 

 

студента: Рычгорской-Савич Евгении Валентиновны

группа: 131 форма обучения: очная

факультет: таможенного дела

на тему: «Правовой статус таможенного представителя»

 

 

   

 Научный руководитель: Скакун А.Л.

 доцент

   Оценка_____________________

Подпись____________________

 «___»_________________2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2011

 

Содержание

 

Введение                                                                                                          3

Глава 1. Таможенный представитель в России                                           5

1.1. Понятие и становление института таможенного представителя      5

 в России

1.2. Законодательство РФ, определяющее  правовой статус                    10

таможенного представителя

        1.3. Проблемы развития института  таможенного представителя в          13            настоящее время

Глава 2. Правовой статус таможенного представителя                             15

2.1. Права и обязанности таможенного представителя                              15

2.2. Порядок создания и ликвидация таможенного представителя          20

2.3. Юридическая ответственность таможенного представителя             26

Глава 3. Таможенный представитель: обзор судебной практики             29

Заключение                                                                                                     35

Список использованных источников                                                           36

 

Введение

 

В настоящее время  институт таможенных представителей является сравнительно новым явлением во внешнеэкономической  деятельности России, но, не смотря на это, достаточно актуальным. Несомненно, этот институт необходим, ведь таможенный представитель осуществляет свою деятельность, прежде всего в интересах общества, т.е. выполняет публичную функцию.

Интерес к данной теме связан с тем, что услуги, предоставляемые таможенными представителями, востребованы и необходимы во внешнеэкономической деятельности. Во многом потребность в профессиональном подходе к таможенному оформлению вызвана объективными факторами, такими как: сложность, нетранспарентность  и неоднозначность трактовки таможенного законодательства, непрозрачность таможенного администрирования. Например, предприниматель, всецело погруженный в свои производственные проблемы, порой не в состоянии учесть все существующие нюансы и тонкости соблюдения таможенных формальностей при совершении таможенных операций. Поэтому оказать цивилизованную, законную помощь в решении этих вопросов могут специализированные организации — таможенных представителей, которые будут выступать в качестве посредников между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами.

Но не всегда участнику ВЭД выгодно обратиться к таможенному представителю, деятельность которого оплачивается определенной суммой, поэтому существуют  так называемые «серые» или «черные» брокеры, которые оказывают таможенные услуги на неофициальном уровне, причем гораздо дешевле, чем таможенный представитель.

Цель данной курсовой работы – исследовать особенности правового статуса таможенного представителя.

Для достижения данной цели необходимо поставить следующие задачи:

    • рассмотреть понятие, становление и  проблемы развития института таможенного представителя в России
    • изучить законодательство РФ, определяющее  правовой статус таможенного представителя
    • выявить особенности правового статуса таможенного представителя
    • рассмотреть судебную практику

В первой главе будут рассмотрены этапы становления института таможенного представителя в России, проблемы его развития, а так же система нормативных правовых актов, определяющих правовой статус таможенного представителя.

Во второй главе будет проведено исследование правового статуса таможенного представителя: его права, обязанности, ответственность, порядок создания и ликвидации.

В третьей главе я проведу анализ судебной практики.

 

Глава 1. Таможенный представитель в России

 

1.1. Становление  и понятие института таможенного  представителя в России

 

Формирование института посредников при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу страны, началось после появления в СССР первых производственных и торговых частных предприятий и либерализации внешнеторговых отношений в конце 80-х гг.

Уже во временном порядке  декларирования товаров и иного  имущества, перемещаемого через  государственную границу СССР, утвержденном Главным управлением Государственного таможенного контроля при Совете министров СССР 24 марта 1989 г. №47, указывалось, что декларирование товаров может проводиться:

    • самостоятельно самими участниками внешнеэкономической деятельности,
    • на договорной основе через Всесоюзное Внешнеэкономическое объединение «Союзвнештранс» Министерства внешних экономических связей СССР – бывшим в то время монополистом в области декларирования товаров,
    • на договорной основе через другие организации, определяемые органами государственного таможенного контроля СССР

Так был положен конец  государственной монополии на рынок посреднических услуг в таможенной сфере.

При этом декларантом могла быть признана только советская организация, сферой деятельности которой в соответствии с её Уставом или Положением о  ней было товарно-экспедиторское обслуживание.

Заявление о признании  организации в качестве декларанта в тот момент носило скорее уведомительный характер. В нём помимо сведений о самой организации (полное наименование, юридический адрес, кем и когда образована, виды деятельности, банковские реквизиты), только подтверждалось, что организации известны права и обязанности декларанта и содержалось обязательство их выполнять.

Признание организации в качестве декларанта подтверждалось Свидетельством установленного образца. [11]

Следующим этапом на пути становления  цивилизованного рынка посреднических услуг в таможенной сфере стало принятие 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса Российской Федерации, который закрепил институт таможенного брокера (посредника).

В соответствии с п.10 ст. 18 Таможенного  кодекса 1993г. таможенный брокер (посредник) являлся декларантом, который свершал все действия от своего собственного имени. Т.е. государство, понимая важность института таможенного брокера, внесло его в список лиц, которые воспринимаются как декларанты.

Этим документом снимались установленные  ранее ограничения на сферу деятельности таможенного посредника. Декларированием товаров и транспортных средств отныне могла заниматься не только товарно-экспедиторская компания, но и любая другая.

С другой стороны, существенно возросли требования к профессиональному  уровню самого декларанта, как перед таможенными органами, так и перед представляемыми лицами. Уже недостаточно было просто знать таможенное законодательство, права и обязанности декларанта. Для проведения профессиональной деятельности в качестве таможенного брокера стало необходимым иметь в штате специалиста по таможенному оформлению, получившего квалификационный аттестат Государственного таможенного комитета (ГТК) Российской Федерации.

Таможенный  кодекс РФ 1993 г. уже содержал отдельную  главу               (гл. 24), посвященную деятельности таможенного брокера. В ней определены основные требования, предъявляемые к организации, претендующей на получение лицензии таможенного брокера, а также права и обязанности таможенного брокера, рассмотрены случаи, когда лицензия может быть аннулирована, отозвана либо приостановлена, и т.д.

В соответствии с ст. 157 Таможенного кодекса 1993 г. Таможенным брокером (посредником) может  быть созданное в соответствии с  законодательством Российской Федерации  предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию Государственного таможенного комитета Российской Федерации на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера. Взаимоотношения таможенного брокера с представляемым лицом строились на основе нотариально удостоверенного договора. [4]

К сожалению, в этой главе  Таможенного кодекса РФ содержалось слишком много отсылочных норм, а потому Кодекс не мог самостоятельно, без достаточного количества подзаконных актов, регулировать отношения по введению и полноценному функционированию института таможенных брокеров.

17 июля 1996 г. постановлением  правительства РФ №873 было утверждено  Положение о таможенном брокере.  Сразу же после его принятия  была прекращена выдача Свидетельств  о признании организации в  качестве декларантов на договорной основе.

Конечно, и после этого создавалась  новые посреднические организации, однако выдача Свидетельств новым декларантам  теперь носила весьма ограниченный избирательный  характер и строилась только на основании специальных указаний непосредственно ГТК России по представлению территориальных таможен.

С учётом всей разработанной  нормативной базы и проведённых  организационных мероприятий руководство ГТК России приняло решение о полной замене к 2000 г. декларантов на договорной основе таможенными брокерами. [11]

В 2003 г. был введен новый  Таможенный кодекс РФ с целью гармонизации и унификации таможенных процедур. В соответствии с определением, данным в ст. 11 ТК РФ, таможенный брокер - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции согласно ТК РФ.

По сравнению с ТК 1993 г. в кодексе 2003 г. упраздняется лицензирование деятельности таможенных представителей, вводится механизм включения лиц в Реестр таможенных представителей и получение статуса таможенного брокера бесплатно.

Принципиально, отличий между свидетельством о включении в Реестр и лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера нет. По сути, это синонимы, но законодатель видит в этом либерализацию. Также стало обязательным внесение обеспечения, гарантирующего уплату брокером таможенных пошлин на 50 млн. рублей.

В ТК РФ 1993 г. была установлена  обязательность нотариального заверения  заключаемых брокером договоров с участниками ВЭД. Но в соответствии с Письмом ГТК РФ от 3.03.2004 г. N 01-06/7790 «О договоре таможенного брокера с представляемым лицом» необходимость нотариального удостоверения договора стала определяться сторонами договора в зависимости от конкретных условий сделки в рамках гражданского законодательства Российской Федерации. [9]

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.96 №873 «Положение о таможенной брокере» таможенный брокер совершал от собственного имени операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств. Поэтому основой отношений между клиентом и таможенным брокером являлся агентский договор, т.е. совершение юридических и иных действий от своего имени, но по поручению и за счет клиента. Таможенный кодекс РФ 2003 г. устанавливал, что таможенные операции совершаются таможенным брокером (представителем) от имени декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

В связи со вступлением  РФ в Таможенный союз, был введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза. Термин «таможенный брокер» изменил свое название на «таможенный представитель», при этом содержание данного института практически не изменилось.

Основные полномочия таможенного представителя остались те же – совершение от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенных операций. Получение статуса таможенного представителя осуществляется так же, как и ранее получение статуса таможенным брокером - посредством включения в Реестр таможенных представителей.

Условия включения в реестр не изменились. Изменился размер обеспечения уплаты таможенных платежей, который составил сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза на день внесения такого обеспечения (ранее для таможенного брокера такая сумма обеспечения уплаты таможенных платежей составляла в размере 50 млн. рублей).[10]

Термин «таможенный  брокер» был изменен на термин «таможенный представитель» т.к. термин «таможенный представитель» является юридически корректным:

Информация о работе Правовой статус таможенного представителя